Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Урок русского языка по теме (Развитие речи. Описание природы)

Урок русского языка по теме (Развитие речи. Описание природы)

Учитель : Зейнуллина Айгуль Достановна


Русский язык

Дата: «___»___________ 20___г Класс: 3- «_Б__»


Тема урока: Развитие речи. Описание природы

Цели:

  1. Привлечь внимание детей к красоте зимней природы.

  2. Совершенствовать умение подбирать нужные для описания слова.

  3. Формировать умение строить текст.

  4. Развивать чувство прекрасного.

Оборудование: компьютер, музыкальное сопровождение из произведения П.И.Чайковского “Времена года”.

1. Организационный момент.

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

2. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте описание природы в упр.17 стр.11. Какие слова помогли ярко представить картину природы?

Работа с правилом стр 11.

- Что характерно для текста – описания?

- Сегодня мы напишем сочинение – описание. Как вы думаете что мы будем описывать?

-Расскажите, где вы отдыхали на каникулах. Какие картины природы вас особенно впечатлили?

Слайд № 1. (Зима).

- Кто скажет, какая тема описания? (Зима)

- Сегодня к нам пришла Волшебница Зима.

- Зима очень красивое время года. Ни один человек не может остаться равнодушным к зимним пейзажам. Не зря многие писатели, художники, поэты и музыканты, вдохновленные красотой зимней природы, сочиняли замечательные произведения.

Но вначале составим зимний словарик.

Слайд № 2. (Зимний словарик)

Работа со словами

1. Зима

- Какая орфограмма в этом слове?

- Какой вы представляете зиму?

- Послушайте стихотворение А.С.Пушкина “Вот север тучи нагоняя…”

- Как поэт называет зиму? (После ответов детей появляются слова с описанием зимы)

Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

А. Пушкин.

- Какие чудеса творит зима? (Пришла, рассыпалась, клоками повисла, легла волнистыми коврами и т.д.)

2. Снег

(После ответов детей появляются слова с описанием снега)

- Каким кажется снег на солнце? (Искрится, блестит, сверкает)

3. Деревья, кусты.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней,
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей белой пухлой ватой
Все убрал кусты.

А. Фет.

- А как выглядят деревья в морозную погоду? (Стоят в узоре)

- А вот как С. Есенин описывает березу зимой. (Ученик читает стихотворение)

- Какие описания запомнились, понравились? (Снежная кайма, белая бахрома)

(После ответов детей появляются слова с описанием деревьев)

4. Река

- Что произошло с рекой? (Уснула, скована льдом)

(После ответов детей появляются слова с описанием реки)

5. Облака

- Какие слова вы нашли для описания зимних облаков? (Тяжелые, хмурые и т.д.)

6. Воздух

- Есть ли отличия зимнего воздуха от осеннего? Передайте ваши ощущения. Чистый, прозрачный и т.д.)

- Я постаралась вынести на слайд слова, которые помогут вам написать красивое, яркое, образное сочинение.

Физкультминутка

Под музыку П.И.Чайковского учащиеся изображают полет снежинок.


3. Сочинение – описание.

- Какое время года предшествует зиме? (Осень)

Слайд № 3 (1. Картина осени. 2. Появление снежинок. 3. Картина зимы. 4. Заяц-беляк)

1. Что вы видите на слайде? (Пошел снег)

- Напишите несколько предложений о том, какие изменения произошли в природе.

2. Картина зимы.

- Опишите, какие изменения произошли с деревьями. Работа с правилом стр 31. Текст описание, его основные признаки – наличие большого количества прилагательных.

3. Аналогично проходит работа с другими объектами, изображенными на слайде.

4. Работа с упр. 19, 20 – устно.

5. Какую ошибку вы заметили на слайде? (Заяц не поменял окраску)

- Опишите, какие изменения происходят в жизни животных с приходом зимы.

- Закончите ваше сочинение вашим личным отношением к зиме.

6. Напишите сочинение – описание «Природа родного края»

4. Итог урока.

По просьбе учителя учащиеся зачитывают несколько сочинений. Дома – упр. 21










Карточка № 1 (3-3-1) Ф.И. ____________________________________________

Подбери слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос какой?, по образцу.

Свет - светлый.

Дуб - ____________

Лес - ____________

Степь - ____________

Сад - _______________

Мир - _______________



Карточка № 2 (3-3-1) Ф.И. __________________________________________

Подберите слова — синонимы.

Болтливый — ________________________________________________________________ Свирепый — _____________________________________________________________. Временный — ________________________________________________________________. Слова, к которым подбирали синонимы, разберите по составу.


Карточка № 1 (3-3-1) Ф.И. ____________________________________________

Подбери слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос какой?, по образцу.

Свет - светлый.

Дуб - ____________

Лес - ____________

Степь - ____________

Сад - _______________

Мир - _______________



Карточка № 2 (3-3-1) Ф.И. __________________________________________

Подберите слова — синонимы.

Болтливый — ________________________________________________________________ Свирепый — _____________________________________________________________. Временный — ________________________________________________________________. Слова, к которым подбирали синонимы, разберите по составу.


Карточка № 1 (3-3-1) Ф.И. ____________________________________________

Подбери слова, обозначающие признак предмета и отвечающие на вопрос какой?, по образцу.

Свет - светлый.

Дуб - ____________

Лес - ____________

Степь - ____________

Сад - _______________

Мир - _______________




  • Начальные классы
Описание:

                                                  Учитель : Зейнуллина Айгуль Достановна

 

Русский язык

Дата:  «___»___________ 20___г                                                         Класс: 3- «_Б__»

 

Тема урокаРазвитие речи. Описание природы

Цели:

  1. Привлечь внимание детей к красоте зимней природы.
  2. Совершенствовать умение подбирать нужные для описания слова.
  3. Формировать умение строить текст.
  4. Развивать чувство прекрасного.

Оборудование: компьютер, музыкальное сопровождение из произведения П.И.Чайковского “Времена года”.

1. Организационный момент.

Раз, два – выше голова,
Три, четыре – руки шире!
Пять, шесть – тихо сесть.
Семь, восемь – лень отбросим.

2. Постановка учебной задачи.

- Прочитайте описание природы в упр.17 стр.11. Какие слова помогли ярко представить картину природы?

 

Работа с правилом стр 11.

- Что характерно для текста – описания?

 - Сегодня мы напишем сочинение – описание. Как вы думаете что мы будем описывать?

-Расскажите, где вы отдыхали на каникулах. Какие картины природы вас особенно впечатлили?

Слайд № 1. (Зима).

- Кто скажет, какая тема описания? (Зима)

- Сегодня к нам пришла Волшебница Зима.

- Зима очень красивое время года. Ни один человек не может остаться равнодушным к зимним пейзажам. Не зря многие писатели, художники, поэты и музыканты, вдохновленные красотой зимней природы, сочиняли замечательные произведения.

Но вначале составим зимний словарик.

Слайд № 2. (Зимний словарик)

Работа со словами

1. Зима

- Какая орфограмма в этом слове?

- Какой вы представляете зиму?

- Послушайте стихотворение А.С.Пушкина “Вот север тучи нагоняя…”

- Как поэт называет зиму? (После ответов детей появляются слова с описанием зимы)

Пришла, рассыпалась клоками
Повисла на суках дубов,
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов.

А. Пушкин.

- Какие чудеса творит зима? (Пришла, рассыпалась, клоками повисла, легла волнистыми коврами и т.д.)

2. Снег

(После ответов детей появляются слова с описанием снега)

- Каким кажется снег на солнце? (Искрится, блестит, сверкает)

3. Деревья, кусты.

Не колючий, светло-синий
По ветвям развешен иней,
Погляди хоть ты!
Словно кто-то тороватый
Свежей белой пухлой ватой
Все убрал кусты.

А. Фет.

 - А как выглядят деревья в морозную погоду? (Стоят в узоре)

- А вот как С. Есенин описывает березу зимой. (Ученик читает стихотворение)

- Какие описания запомнились, понравились? (Снежная кайма, белая бахрома)

(После ответов детей появляются слова с описанием деревьев)

4. Река

- Что произошло с рекой? (Уснула, скована льдом)

(После ответов детей появляются слова с описанием реки)

5. Облака

- Какие слова вы нашли для описания зимних облаков? (Тяжелые, хмурые и т.д.)

6. Воздух

- Есть ли отличия зимнего воздуха от осеннего? Передайте ваши ощущения. Чистый, прозрачный и т.д.)

- Я постаралась вынести на слайд слова, которые помогут вам написать красивое, яркое, образное сочинение.

Физкультминутка

Под музыку П.И.Чайковского учащиеся изображают полет снежинок.

 

3. Сочинение – описание.

- Какое время года предшествует зиме? (Осень)

Слайд № 3 (1. Картина осени. 2. Появление снежинок. 3. Картина зимы. 4. Заяц-беляк)

1. Что вы видите на слайде? (Пошел снег)

- Напишите несколько предложений о том, какие изменения произошли в природе.

2. Картина зимы.

- Опишите, какие изменения произошли с деревьями. Работа с правилом стр 31. Текст описание, его основные признаки – наличие большого количества прилагательных.

3. Аналогично проходит работа с другими объектами, изображенными на слайде.

4. Работа с упр. 19, 20 – устно.

5. Какую ошибку вы заметили на слайде? (Заяц не поменял окраску)

- Опишите, какие изменения происходят в жизни животных с приходом зимы.

- Закончите ваше сочинение вашим личным отношением к зиме.

6. Напишите сочинение – описание «Природа родного края»

4. Итог урока.

По просьбе учителя учащиеся зачитывают несколько сочинений. Дома – упр. 21

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал
Автор Зейнуллина Айгуль Достановна
Дата добавления 01.04.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 2614
Номер материала 58992
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.