Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Столичный учебный центр 8-800-7777-300 (звонок бесплатный)
Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 038767 от 26 сентября 2017 г.
Дистанционные курсы профессиональной переподготовки и повышения квалификации
Курсы профессиональной переподготовки
112 курсов по цене от 3 540 руб.
Смотреть
Курсы повышения квалификации
268 курсов по цене от 840 руб.
Смотреть
Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему"Дефис между частями слова в наречиях"(7 класс)

Урок по русскому языку на тему"Дефис между частями слова в наречиях"(7 класс)

  • Доступно для всех учеников
    1-11 классов и дошкольников

  • Рекордно низкий оргвзнос

    30Р

16 олимпиад

по разным предметам школьной программы (отдельные задания для дошкольников)

Идёт приём заявок

Подать заявку

Викторина «Как получить пять».9класс.

1.Что такое синтаксис? А)часть слова Б)звук В)раздел науки о языке

Г)постоянный признак.

2.Подлежащее и сказуемое являются:А)предложением Б)сложным предложением В)словосочетанием Г)второстепенным членом.

3.Какое по характеру главного слова словосочетание «прыгать с трамплина»?

А)именное Б)наречное В)глагольное Г)частичное.

4.Зеленеет трава-это: А)Словосочетание Б)простое предложение

В)вводная конструкция Г)сложное преложение.

5.Чем не может осложняться простое предложение:А)обособленным

обстоятельством.Б)однородными членами В)обособленным определением

Г)придаточным предложением.

6.Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения: А)одна Б)три В)две Г)пять.

7.Какой из данных союзов соединяет придаточное определительное с главным предложением: А)как Б)который В)чтобы Г)пока.

8.Какой связи не может быть в сложноподчинённом предложении между придаточными:А)однородной Б)сочинительной В)последовательной

Г)параллельной.

9.Как называются в языке слова-близнецы,одинаковые по форме,но не имеющие ничего общего по смыслу? А)синонимы Б)омонимы В)антонимы

Г)паронимы.

10.В каком случае в корне пишется буква и:

А)соч..тать полезное с приятным

Б)пот..рать руку.

В)заб..лить стенку Г)расст..лить карту.

  • Русский язык и литература
Описание:

                                                           Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Инсценировка(по весёлым урокам"Радионяни")

Действующие лица:два ученика и учитель.

1-йученик.Прилагательные,как и существительные,не упустили случая увеличить свои ряды за счёт сложения основ.Кусочек от одного слова,кусочек от другого слова,смотришь-новое слово получилось.родилось,называется сложное.

2-ученик.Почему сложное?Ведь сам способ несложный,вот только для учеников не очень приятный.Думаю,ты понял,почему- появляется новая орфограмма.Вот смотри:русско-немецкий,железнодорожный.

1-ученик.Ну и как писать?Всё слитно?Или через дефис?Но не тут-то было!

Одни слова-так,другие-сяк!

Званит колокольчик.

Учитель.Внимание,урок начался.Тема сегодняшнего урока"Сложные слова".

1-ученик.А что раньше были простые?

Учитель.Все слова- сложные,пока не научишься их писать.Но в грамматике сложными словами называются такие слова,которые имеют несколько корнейю

Например:паровоз-везущий с помощью пара.это сложное слово А что у него внутри?

1-ученик.Машинист.

Учитель.Я имею в виду-аили-о?

1-ученик.А мшинист один или есть помощник?

Учитель.Есть помощник.

1-ученик.Тогда а:паравоз.

Учитель.А если их трое,то троевоз?Нет,ты всё перепутал.В слове паровоз соединительная гласная о;а не бывает соединительной гласной.

2-й ученик.Только о?

Учитель.Нет,есть ещё е.Какие слова ты знаешь на е?

2-й ученик.Синеглазка,большеголовый.А как пишется сине-голубой?

Учитель.Через дефис.Все сложные прилагательные,обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис:ярко-красный,серо-синий,серо-буро-малиновый.

1-ученик.А синеглазый?

Учитель.Это не оттенок,это обозначение человека с  синими глазами.

2-ученик.А рыжеволосый?

Учитель.Так называют человека с рыжими волосами.

1-ученик.А рыже-лысый?

Учитель.Я такого не встречал?

1-й ученик.А я такого встречал.Сначала человек был рыжий,а через несколько лет стал лысым.

Учитель.Возможно,но если бы было такое слово,оно бы обозначало не оттенок цвета(например,бледнолицый),и писалось бы слитно.А что касается слов юго-запад,северо-восток-они тоже пишутся через дефис.

А теперь закрепим материал песенкой,музыку к которой подобрали сами.

Двое учеников исполняют песенку.

Тёмно-русый паренёк

Шёл на северо-восток.

Так он к вечеру устал,

Что лимонно-жёлтым стал.

Но зато успел понять,

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок,

В школе скажет педагог:

"Этот парень-голова,

Знает сложные слова!"

3.Повторение правил постановки дефиса в сущ,прил,мест.

1.Слово учителя.

Спасибо,ребята.В рассказе от "Радионяни"много забавного,но не всё сказано.Боюсь,как бы вы не стали лимонно-жёлтыми от того,что что услышали сразу столько правил.Не могу не помочь.

2.Работа с таблицей.

Пиши слитно

Сельскохозяйственный(сложное прил,обр.от подчинительного словосочетания:Сельское хозяйство.

Древнерусский(Древняя Русь)

Железнодорожный(железная дорога)

Пиши  через дефис:

русско-английский(русский и английский)

ярко-красный(оттенки цветов)

кое-что(с помощью приставки кое)

Что-либо(с помощью суффиксов -то,-либо.-нибудь)

пол-лимона

пол-Москвы

пол-апельсина

3.Образуй прил.от числительного два и сущ-го знак,лицо,смысл,год,лето,этаж.

4.Орфографическая диктовка.(Взаимопроверка)

Пол-Европы,полуостров,кого-то,пол-ягоды,школа-интернат,нежно-лиловая,кое-кому,пол-лимона,железнодорожный,полкласса.

-(Индивидуальная (творческая) работа:Составить слова из кубиков.Написаны приставки:из,до,с,на,за,в.,корни:-сух-,-чист-,-лев-.-давн-,-прав-,-долг-;суффиксы:о.-а.(Издавна,досуха,дочиста.....

4.Объяснение новой темы.

На доске открывается таблица.

Дефис в наречиях.

1.ПО-ОМУ,-ЕМУ,-И  ПО-УТИНОМУ,ПО-ДРУЖЕСКИ
2.ВО-(В),ИХ,-ЫХ     ВО-ВТОРЫХ
3.КОЕ-                    КОЕ-ГДЕ
4.-ТО,-ЛИБО,-
      НИБУДЬ-           ГДЕ-НИБУДЬ
5.________и_________ЕЛЕ-ЕЛЕ

орф.№62.

-Сформулируйте условия дефисного написания наречий,опираясь на таблицу.

-Сравните свои доводы(учебник стрю117,119

5.Грамматическая сказка"Кто важнее?"

Наречия любили спорить друг с другом,кто важнее.

-Я,-говорит одно наречие,-могу прыгать по-заячьи.

-А стоит представить меня,-хвастается другое,-так сразу всё исполнится.А вот ты когда собираешься помогать людям?-обращается оно к наречию,сидящему в мягком кресле.

-Когда-нибудь,-лениво отвечает то.

-А я очень люблю вредить всем,-растягивая слова,вставляет наречие еле-еле.-Стоит меня подставить.как всё делается медленно.

-И я тоже!- крикнуло наречие кое-как.-Стоит мне всать рядом с глаголм,так всё дело портится.

И вдруг погас свет.Все стали сталкиваться,падать,возмущаться.

Кто-то крикнул:-Где же наречие ярко?

-А зачем я вам?-спросило наречие ярко.-Ведьвы всё-всё можете.Вы же важнее всех.

Наречия покраснели.Стыдно им стало за своё хвастовство.

А наречие ярко подошло к глаголу светит,и всё стало по-прежнемую

Только никто уже больше не хвастался.

6.Закрепление темы.

1.Соедините стрелками части слов и полученные наречия запишите.

старый      по-,ему

чуть          по.-ому

мало          в,-ых

седьмой     -нибудь

весенний    по,-и

где            -чуть

немецкий    -помалу

-Отдохнём!(Условие игры:составить из данных букв наречие.

е,р,с,п,н,р,а,к,о(прекрасно)

2.Составить предложения.(Учащиеся получают карточки со словами в начальной форме(1)-Я,ИДТИ,ЛЮБОВАТЬСЯ,МНОГООБРАЗНЫЙ,КРАСКИ,ОСЕНЬ;(2)-В,ЛЕС,СВЕЖО,И,ОПРЯТНО.Надо составить два предложения,вставив в каждое слова по осеннему или по-осеннему.

3.Цифровой диктант.наречие-1.другие части речи-2)

По-утиному,кое с кем.по-русски,видимо-невидимо,кисло-сладкий,певуче,волей-неволей,третий,по-товарищески,бережливо,дружеский,в-пятых,полуподвал,иссиня-чёрный,по-моему.(1,2,1,1,...................)

7.Рефлексияю

-Назовите условия дефисного написания наречий.

8.Д/З:упр.254 п.42.

9.Оценки за урок.

Скачать материал
Автор Альтергот Вера Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 3360
Номер материала 2731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.