Викторина «Как получить пять».9класс.
1.Что такое синтаксис? А)часть слова Б)звук В)раздел науки о языке
Г)постоянный признак.
2.Подлежащее и сказуемое являются:А)предложением Б)сложным предложением В)словосочетанием Г)второстепенным членом.
3.Какое по характеру главного слова словосочетание «прыгать с трамплина»?
А)именное Б)наречное В)глагольное Г)частичное.
4.Зеленеет трава-это: А)Словосочетание Б)простое предложение
В)вводная конструкция Г)сложное преложение.
5.Чем не может осложняться простое предложение:А)обособленным
обстоятельством.Б)однородными членами В)обособленным определением
Г)придаточным предложением.
6.Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения: А)одна Б)три В)две Г)пять.
7.Какой из данных союзов соединяет придаточное определительное с главным предложением: А)как Б)который В)чтобы Г)пока.
8.Какой связи не может быть в сложноподчинённом предложении между придаточными:А)однородной Б)сочинительной В)последовательной
Г)параллельной.
9.Как называются в языке слова-близнецы,одинаковые по форме,но не имеющие ничего общего по смыслу? А)синонимы Б)омонимы В)антонимы
Г)паронимы.
10.В каком случае в корне пишется буква и:
А)соч..тать полезное с приятным
Б)пот..рать руку.
В)заб..лить стенку Г)расст..лить карту.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Ход урока.
1.Орг.момент.
2.Инсценировка(по весёлым урокам"Радионяни")
Действующие лица:два ученика и учитель.
1-йученик.Прилагательные,как и существительные,не упустили случая увеличить свои ряды за счёт сложения основ.Кусочек от одного слова,кусочек от другого слова,смотришь-новое слово получилось.родилось,называется сложное.
2-ученик.Почему сложное?Ведь сам способ несложный,вот только для учеников не очень приятный.Думаю,ты понял,почему- появляется новая орфограмма.Вот смотри:русско-немецкий,железнодорожный.
1-ученик.Ну и как писать?Всё слитно?Или через дефис?Но не тут-то было!
Одни слова-так,другие-сяк!
Званит колокольчик.
Учитель.Внимание,урок начался.Тема сегодняшнего урока"Сложные слова".
1-ученик.А что раньше были простые?
Учитель.Все слова- сложные,пока не научишься их писать.Но в грамматике сложными словами называются такие слова,которые имеют несколько корнейю
Например:паровоз-везущий с помощью пара.это сложное слово А что у него внутри?
1-ученик.Машинист.
Учитель.Я имею в виду-аили-о?
1-ученик.А мшинист один или есть помощник?
Учитель.Есть помощник.
1-ученик.Тогда а:паравоз.
Учитель.А если их трое,то троевоз?Нет,ты всё перепутал.В слове паровоз соединительная гласная о;а не бывает соединительной гласной.
2-й ученик.Только о?
Учитель.Нет,есть ещё е.Какие слова ты знаешь на е?
2-й ученик.Синеглазка,большеголовый.А как пишется сине-голубой?
Учитель.Через дефис.Все сложные прилагательные,обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис:ярко-красный,серо-синий,серо-буро-малиновый.
1-ученик.А синеглазый?
Учитель.Это не оттенок,это обозначение человека с синими глазами.
2-ученик.А рыжеволосый?
Учитель.Так называют человека с рыжими волосами.
1-ученик.А рыже-лысый?
Учитель.Я такого не встречал?
1-й ученик.А я такого встречал.Сначала человек был рыжий,а через несколько лет стал лысым.
Учитель.Возможно,но если бы было такое слово,оно бы обозначало не оттенок цвета(например,бледнолицый),и писалось бы слитно.А что касается слов юго-запад,северо-восток-они тоже пишутся через дефис.
А теперь закрепим материал песенкой,музыку к которой подобрали сами.
Двое учеников исполняют песенку.
Тёмно-русый паренёк
Шёл на северо-восток.
Так он к вечеру устал,
Что лимонно-жёлтым стал.
Но зато успел понять,
Где в словах дефис вставлять.
Будешь помнить наш урок,
В школе скажет педагог:
"Этот парень-голова,
Знает сложные слова!"
3.Повторение правил постановки дефиса в сущ,прил,мест.
1.Слово учителя.
Спасибо,ребята.В рассказе от "Радионяни"много забавного,но не всё сказано.Боюсь,как бы вы не стали лимонно-жёлтыми от того,что что услышали сразу столько правил.Не могу не помочь.
2.Работа с таблицей.
Пиши слитно
Сельскохозяйственный(сложное прил,обр.от подчинительного словосочетания:Сельское хозяйство.
Древнерусский(Древняя Русь)
Железнодорожный(железная дорога)
Пиши через дефис:
русско-английский(русский и английский)
ярко-красный(оттенки цветов)
кое-что(с помощью приставки кое)
Что-либо(с помощью суффиксов -то,-либо.-нибудь)
пол-лимона
пол-Москвы
пол-апельсина
3.Образуй прил.от числительного два и сущ-го знак,лицо,смысл,год,лето,этаж.
4.Орфографическая диктовка.(Взаимопроверка)
Пол-Европы,полуостров,кого-то,пол-ягоды,школа-интернат,нежно-лиловая,кое-кому,пол-лимона,железнодорожный,полкласса.
-(Индивидуальная (творческая) работа:Составить слова из кубиков.Написаны приставки:из,до,с,на,за,в.,корни:-сух-,-чист-,-лев-.-давн-,-прав-,-долг-;суффиксы:о.-а.(Издавна,досуха,дочиста.....
4.Объяснение новой темы.
На доске открывается таблица.
Дефис в наречиях.
1.ПО-ОМУ,-ЕМУ,-И ПО-УТИНОМУ,ПО-ДРУЖЕСКИ
2.ВО-(В),ИХ,-ЫХ ВО-ВТОРЫХ
3.КОЕ- КОЕ-ГДЕ
4.-ТО,-ЛИБО,-
НИБУДЬ- ГДЕ-НИБУДЬ
5.________и_________ЕЛЕ-ЕЛЕ
орф.№62.
-Сформулируйте условия дефисного написания наречий,опираясь на таблицу.
-Сравните свои доводы(учебник стрю117,119
5.Грамматическая сказка"Кто важнее?"
Наречия любили спорить друг с другом,кто важнее.
-Я,-говорит одно наречие,-могу прыгать по-заячьи.
-А стоит представить меня,-хвастается другое,-так сразу всё исполнится.А вот ты когда собираешься помогать людям?-обращается оно к наречию,сидящему в мягком кресле.
-Когда-нибудь,-лениво отвечает то.
-А я очень люблю вредить всем,-растягивая слова,вставляет наречие еле-еле.-Стоит меня подставить.как всё делается медленно.
-И я тоже!- крикнуло наречие кое-как.-Стоит мне всать рядом с глаголм,так всё дело портится.
И вдруг погас свет.Все стали сталкиваться,падать,возмущаться.
Кто-то крикнул:-Где же наречие ярко?
-А зачем я вам?-спросило наречие ярко.-Ведьвы всё-всё можете.Вы же важнее всех.
Наречия покраснели.Стыдно им стало за своё хвастовство.
А наречие ярко подошло к глаголу светит,и всё стало по-прежнемую
Только никто уже больше не хвастался.
6.Закрепление темы.
1.Соедините стрелками части слов и полученные наречия запишите.
старый по-,ему
чуть по.-ому
мало в,-ых
седьмой -нибудь
весенний по,-и
где -чуть
немецкий -помалу
-Отдохнём!(Условие игры:составить из данных букв наречие.
е,р,с,п,н,р,а,к,о(прекрасно)
2.Составить предложения.(Учащиеся получают карточки со словами в начальной форме(1)-Я,ИДТИ,ЛЮБОВАТЬСЯ,МНОГООБРАЗНЫЙ,КРАСКИ,ОСЕНЬ;(2)-В,ЛЕС,СВЕЖО,И,ОПРЯТНО.Надо составить два предложения,вставив в каждое слова по осеннему или по-осеннему.
3.Цифровой диктант.наречие-1.другие части речи-2)
По-утиному,кое с кем.по-русски,видимо-невидимо,кисло-сладкий,певуче,волей-неволей,третий,по-товарищески,бережливо,дружеский,в-пятых,полуподвал,иссиня-чёрный,по-моему.(1,2,1,1,...................)
7.Рефлексияю
-Назовите условия дефисного написания наречий.
8.Д/З:упр.254 п.42.
9.Оценки за урок.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 18.11.2014 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | Другое |
Просмотров | 4107 |
Номер материала | 2731 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: