Предмет: история Казахстана
Класс: 9
Дата:
Тема урока: Культура 1946-1980-е годы
Цели урока:
образовательная: создать условия для формирования знаний о развитии культуры в Казахстане в период 1946-1980 гг; а так же условий для запоминания дат и названий,относящихся к вопросам культуры
Развивательная:отработать навыки выделения причинно-следственных связей,определения негативных и позитивных тенденций исторических событий,формулирования вывода и классификации информации
Воспитательная: создание условий для воспитания потребности в самостоятельном мышлении
Тип урока: комбинированный
Методы:рассказ ,самостоятельная работа, стратегии СТО
Наглядность урока:портреты выдающихся деятелей
Ход урока:
І.Организационный момент
ІІ.Опрос домашнего задания
1.Назовите основные тенденции организации и управления сельским хозяйством республики?
2.Почему реформы в сельском хозяйстве не были доведены до конца?
3.Каково ваше мнение о положени животноводства в экономике республики и будущим этой отрасли?
4.Почему процесс урбанизации среди казахов шел медленно?
5.Расскажите об особенностях жизненного уровня населения?
ІІІ.Новая тема
В послевоенные годы материальная база культуры была очень слабой. В 50-е годы положение в области культуры начало понемногу улучшаться. В июне 1946г. на базе Казахского филиала АН СССР была создана Академия наук КазССР. Первым президентом стал К.И. Сатпаев. Группа ученых под руководством Сатпаева открыла законы распространения минерального сырья в природе и составила металлогеническую и прогнозную карту.
2. В 50-е гг. была значительно расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ч.Валиханова, И.Алтынсарина. В КазГУ был открыт факультет философии. В 1958г. был создан Институт философии и права АН КазССР, в 1961г. – Институт языкознания, литературы и искусства. Главной причиной нарастающего кризиса общественных наук во второй половине 50-х гг. было господство коммунистической идеологии. Особенно в сложных условиях оказались общественные науки. Малейшие оттенки инакомыслия, плюрализм мнений квалифицировались как попытки «очернения социализма». Общественная мысль была полностью мобилизована на реализацию политических целей командно-административной системы. Ученые- обществоведы с разных позиций «доказывали», что капитализм «загнивает» и в ближайшем будущем «полностью исчезнет». Политические преследования известных деятелей культуры сильно тормозили развитие литературы и искусства, но не смогли полностью его остановить. Национальное искусство было на подъеме. В начале 50-х годов антинаучными и буржуазными объявлялись даже произведения: Абая; В 50-е годы лженаучными были объявлены взгляды крупнейшего историка и археолога республики: А. Маргулана. Автором классового подхода к развитию естественных наук стал: Лысенко; «Лысенковщина» задержала на многие десятки лет развитие в стране и республике таких наук как: генетика и биология. Ученого-академика В. Бартольда обвинили в 1948г. в низкопоклонстве перед арабской культурой: Для борьбы с растущим свободомыслием в Казахстане 31 июня 1951г. из школьной программы были изъяты все учебники: казахской литературы;
3. В 1947г. М. Ауэзов закончил две книги «Абай». За это произведение М. Ауэзову была присуждена в 1949г. Государственная премия СССР. В 1955г. вышло в свет продолжение этого произведения – эпопея «Путь Абая». В 50-х гг. достижением национальной прозы стал роман Г. Мусрепова «Пробужденный край». Известный писатель Сабит Муканов в романе «Сырдарья» описал жизнь, труд и мечты своих современников. Внимание литературной общественности в Дни казахской советской литературы в Москве в 1949г. привлекли повести «Шыганак» и «Миллионер» Г. Мустафина. Книга очерков Ивана Шухова «Целинники» стала известна широкой читательской аудитории.
4. В Послевоенные десятилетия развивалось казахское искусство. В 1952г. в Казахском театре драмы В.Голубович поставил драму М.Ауэзова «Абай». Постановка была представлена к Госуд.премии СССР. В 50-е гг. казахстанское искусство обогатилось созданием уйгурской драматургии, над которой плодотворно трудился К.Хасанов. Знаменательным событием в мире культуры республики в 1946г. стала постановка оперы «Биржан-Сара», в 1949г. группа постановщиков, исполнителей и композитор Мукан Тулебаев были удостоены Госуд.премии СССР за постановку этой оперы. Композитор Е.Брусиловский написал оперу «Дударай», а совместно с М.Тулебаевым – оперу «Амангельды». В 50-е гг. лауреатом IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов стал Государств. Ансамбль песни и танца. Сформировалась группа скульпторов. Были созданы и установлены на площадях городов скульптуры Абая, Джамбула и других писателей и общественных деятелей.
5. Обязательное общее семилетнее образование, прерванное в годы войны, было возобновлено в 1949г. К 1950г. в республике функционировало 9088 школ. Переход на новую 8-летнюю систему обязательного общего образования предполагал принятый в 1959г. закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в КазССР». На рубеже 50-х годов предпринимались попытки перехода в крупных промышленных центрах ко всеобщему обязательному образованию: 10-летнему. В послевоенные годы в Казахстане в системе высшего образования доминировали педагогические специальности. В 1953г в редко населенных районах была создана сеть интернатов, в которых обучалось 40 тыс. учащихся.
6. Со второй половины 50-х гг. в республике развитию культуры уделяется все больше внимания. К концу 50-х гг. в системе Академии наук уже действовало 50 научно-исследовательских учреждений. Для более эффективной отдачи научных изысканий Академии наук стали практиковаться выездные сессии Академии наук.
ІҮ.Закрепление урока
1. В послевоенные годы _________________ культуры была очень слабой.
2. В__________г. на базе Казахского филиала АН СССР была создана Академия наук КазССР.
3. Первым президентом АН КазСССР стал _____________
4. Группа ученых под руководством Сатпаева открыла законы распространения минерального сырья в природе и составила ______________и___________ карту.
5. В ________г. был создан Институт философии и права АН КазССР, в ________г. – Институт языкознания, литературы и искусства.
6. Главной причиной нарастающего кризиса общественных наук во второй половине 50-х гг. было господство ________________________
7. Малейшие оттенки инакомыслия, плюрализм мнений квалифицировались как попытки __________________________
8. В начале 50-х годов антинаучными и буржуазными объявлялись даже произведения: ______________
9. В 50-е годы лженаучными были объявлены взгляды крупнейшего историка и археолога республики: ______________
10. Автором классового подхода к развитию естественных наук стал: _______________________
11. «Лысенковщина» задержала на многие десятки лет развитие в стране и республике таких наук как: _________и________________
12. Ученого-академика _________________ обвинили в 1948г. в низкопоклонстве перед арабской культурой:
13. Для борьбы с растущим свободомыслием в Казахстане 31 июня 1951г. из школьной программы были изъяты все учебники____________________
Задание 2.Заполнить таблицу
Развитие высшего и среднего образования
Годы
Число вузов в республике
Число средних школ
По скольким специальностям давалисьзнания
1960-е годы
Середина 1980-х годов
Задание 3.Заполнить таблицу
Законы и постановления,касающиеся развития системы
образования
Законы и постановления
Их значение
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Пересказ текста 42-49
Ответить на вопросы 182-189
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Предмет: история Казахстана
Класс: 9
Дата:
Тема урока: Культура 1946-1980-е годы
Цели урока:
образовательная: создать условия для формирования знаний о развитии культуры в Казахстане в период 1946-1980 гг; а так же условий для запоминания дат и названий,относящихся к вопросам культуры
Развивательная:отработать навыки выделения причинно-следственных связей,определения негативных и позитивных тенденций исторических событий,формулирования вывода и классификации информации
Воспитательная: создание условий для воспитания потребности в самостоятельном мышлении
Тип урока: комбинированный
Методы:рассказ ,самостоятельная работа, стратегии СТО
Наглядность урока:портреты выдающихся деятелей
Ход урока:
І.Организационный момент
ІІ.Опрос домашнего задания
1.Назовите основные тенденции организации и управления сельским хозяйством республики?
2.Почему реформы в сельском хозяйстве не были доведены до конца?
3.Каково ваше мнение о положени животноводства в экономике республики и будущим этой отрасли?
4.Почему процесс урбанизации среди казахов шел медленно?
5.Расскажите об особенностях жизненного уровня населения?
ІІІ.Новая тема
В послевоенные годы материальная база культуры была очень слабой. В 50-е годы положение в области культуры начало понемногу улучшаться. В июне 1946г. на базе Казахского филиала АН СССР была создана Академия наук КазССР. Первым президентом стал К.И. Сатпаев. Группа ученых под руководством Сатпаева открыла законы распространения минерального сырья в природе и составила металлогеническую и прогнозную карту.
2. В 50-е гг. была значительно расширена сфера исследований в общественных науках. Начали издаваться собрания сочинений Ч.Валиханова, И.Алтынсарина. В КазГУ был открыт факультет философии. В 1958г. был создан Институт философии и права АН КазССР, в 1961г. – Институт языкознания, литературы и искусства. Главной причиной нарастающего кризиса общественных наук во второй половине 50-х гг. было господство коммунистической идеологии. Особенно в сложных условиях оказались общественные науки. Малейшие оттенки инакомыслия, плюрализм мнений квалифицировались как попытки «очернения социализма». Общественная мысль была полностью мобилизована на реализацию политических целей командно-административной системы. Ученые- обществоведы с разных позиций «доказывали», что капитализм «загнивает» и в ближайшем будущем «полностью исчезнет». Политические преследования известных деятелей культуры сильно тормозили развитие литературы и искусства, но не смогли полностью его остановить. Национальное искусство было на подъеме. В начале 50-х годов антинаучными и буржуазными объявлялись даже произведения: Абая; В 50-е годы лженаучными были объявлены взгляды крупнейшего историка и археолога республики: А. Маргулана. Автором классового подхода к развитию естественных наук стал: Лысенко; «Лысенковщина» задержала на многие десятки лет развитие в стране и республике таких наук как: генетика и биология. Ученого-академика В. Бартольда обвинили в 1948г. в низкопоклонстве перед арабской культурой: Для борьбы с растущим свободомыслием в Казахстане 31 июня 1951г. из школьной программы были изъяты все учебники: казахской литературы;
3. В 1947г. М. Ауэзов закончил две книги «Абай». За это произведение М. Ауэзову была присуждена в 1949г. Государственная премия СССР. В 1955г. вышло в свет продолжение этого произведения – эпопея «Путь Абая». В 50-х гг. достижением национальной прозы стал роман Г. Мусрепова «Пробужденный край». Известный писатель Сабит Муканов в романе «Сырдарья» описал жизнь, труд и мечты своих современников. Внимание литературной общественности в Дни казахской советской литературы в Москве в 1949г. привлекли повести «Шыганак» и «Миллионер» Г. Мустафина. Книга очерков Ивана Шухова «Целинники» стала известна широкой читательской аудитории.
4. В Послевоенные десятилетия развивалось казахское искусство. В 1952г. в Казахском театре драмы В.Голубович поставил драму М.Ауэзова «Абай». Постановка была представлена к Госуд.премии СССР. В 50-е гг. казахстанское искусство обогатилось созданием уйгурской драматургии, над которой плодотворно трудился К.Хасанов. Знаменательным событием в мире культуры республики в 1946г. стала постановка оперы «Биржан-Сара», в 1949г. группа постановщиков, исполнителей и композитор Мукан Тулебаев были удостоены Госуд.премии СССР за постановку этой оперы. Композитор Е.Брусиловский написал оперу «Дударай», а совместно с М.Тулебаевым – оперу «Амангельды». В 50-е гг. лауреатом IV Всемирного фестиваля молодежи и студентов стал Государств. Ансамбль песни и танца. Сформировалась группа скульпторов. Были созданы и установлены на площадях городов скульптуры Абая, Джамбула и других писателей и общественных деятелей.
5. Обязательное общее семилетнее образование, прерванное в годы войны, было возобновлено в 1949г. К 1950г. в республике функционировало 9088 школ. Переход на новую 8-летнюю систему обязательного общего образования предполагал принятый в 1959г. закон «Об укреплении связи школы с жизнью и дальнейшим развитием системы народного образования в КазССР». На рубеже 50-х годов предпринимались попытки перехода в крупных промышленных центрах ко всеобщему обязательному образованию: 10-летнему. В послевоенные годы в Казахстане в системе высшего образования доминировали педагогические специальности. В 1953г в редко населенных районах была создана сеть интернатов, в которых обучалось 40 тыс. учащихся.
6. Со второй половины 50-х гг. в республике развитию культуры уделяется все больше внимания. К концу 50-х гг. в системе Академии наук уже действовало 50 научно-исследовательских учреждений. Для более эффективной отдачи научных изысканий Академии наук стали практиковаться выездные сессии Академии наук.
ІҮ.Закрепление урока
1. В послевоенные годы _________________ культуры была очень слабой.
2. В__________г. на базе Казахского филиала АН СССР была создана Академия наук КазССР.
3. Первым президентом АН КазСССР стал _____________
4. Группа ученых под руководством Сатпаева открыла законы распространения минерального сырья в природе и составила ______________и___________ карту.
5. В ________г. был создан Институт философии и права АН КазССР, в ________г. – Институт языкознания, литературы и искусства.
6. Главной причиной нарастающего кризиса общественных наук во второй половине 50-х гг. было господство ________________________
7. Малейшие оттенки инакомыслия, плюрализм мнений квалифицировались как попытки __________________________
8. В начале 50-х годов антинаучными и буржуазными объявлялись даже произведения: ______________
9. В 50-е годы лженаучными были объявлены взгляды крупнейшего историка и археолога республики: ______________
10. Автором классового подхода к развитию естественных наук стал: _______________________
11. «Лысенковщина» задержала на многие десятки лет развитие в стране и республике таких наук как: _________и________________
12. Ученого-академика _________________ обвинили в 1948г. в низкопоклонстве перед арабской культурой:
13. Для борьбы с растущим свободомыслием в Казахстане 31 июня 1951г. из школьной программы были изъяты все учебники____________________
Задание 2.Заполнить таблицу
Развитие высшего и среднего образования
Годы | Число вузов в республике | Число средних школ | По скольким специальностям давалисьзнания |
1960-е годы |
|
|
|
Середина 1980-х годов |
|
|
|
Задание 3.Заполнить таблицу
Законы и постановления,касающиеся развития системы
образования
Законы и постановления | Их значение |
|
|
Выставление оценок.
Домашнее задание:
Пересказ текста 42-49
Ответить на вопросы 182-189
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 18.11.2014 |
Раздел | История |
Подраздел | Планирования |
Просмотров | 10694 |
Номер материала | 2608 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: