Обращаем Ваше внимание: Министерство образования и науки рекомендует в 2017/2018 учебном году включать в программы воспитания и социализации образовательные события, приуроченные к году экологии (2017 год объявлен годом экологии и особо охраняемых природных территорий в Российской Федерации).

Учителям 1-11 классов и воспитателям дошкольных ОУ вместе с ребятами рекомендуем принять участие в международном конкурсе «Законы экологии», приуроченном к году экологии. Участники конкурса проверят свои знания правил поведения на природе, узнают интересные факты о животных и растениях, занесённых в Красную книгу России. Все ученики будут награждены красочными наградными материалами, а учителя получат бесплатные свидетельства о подготовке участников и призёров международного конкурса. ПОДАТЬ ЗАЯВКУ НА КОНКУРС.
Главная / Информатика / Конспект урока «Кодирование информации» 5 класс

Конспект урока «Кодирование информации» 5 класс

Скачать материал
Конспект урока «Кодирование информации» 5 класс
Скачать материал
  • Информатика
Описание:

Тип урока:  комбинированный.

Цель урока: изучение нового материала по теме «Кодирование информации» с использованием наглядных схем и презентации, с попутным повторением знаний учащихся по разделу «Информация вокруг нас»; на практике показать учащимся способы кодирования информации; добиться понимания каждым учеником того, что на уроках информатики он учится эффективно работать с информацией.

Задачи урока:
образовательная: формировать у учащихся представления о том, как можно кодировать информацию и зачем это делать; познакомить со способами кодировании; показать учащимся разнообразие окружающих человека кодов; формировать умения и навыки работы с компьютерными программными средами;
развивающая: развить умения анализировать, обобщать знания, выделять главное; развить творческую активность учащихся;
воспитательная: воспитать интерес к знаниям, добытым человеком; воспитать у учащихся самостоятельность, ответственность за свой выбор.

Средства обучения:
технические средства: компьютер с операционной системой MS Windows; мультимедийный проектор;
программные средства: презентация,  подготовленная  в PowerPoint (Приложение 1), интерактивный учебник;
раздаточный материал: опорный конспект урока,  карточки с домашним заданием.

Ход урока

1. Организационный момент
Учитель приветствует учащихся, проверяет их готовность к уроку.
– Здравствуйте, ребята! Тема нашего сегодняшнего урока — «Кодирование информации». Сегодня на уроке мы повторим, что такое информация, какие существуют виды информации и способы ее передачи, какие действия с информацией вы знаете, а также  изучим,  как кодируется информация.

2. Актуализация знаний
1. Что такое информация? (Информация – это сведения об окружающем нас мире)
2. Перечислите виды информации.

  • По форме представления (числовая, текстовая, графическая, звуковая, видео)
  • По способу восприятия (зрительная, звуковая, вкусовая, обонятельная, осязательная)

3. Какой вид информации воспринимает ухо, глаз, нос, язык, руки? (Ухо – звуковую,  глаз – зрительную, нос – обонятельную, язык – вкусовую, руки - осязательную);
4. Какую информацию воспринимает ухо, глаз и язык? (Ухо – звук, глаза – цвет и размер, язык – сладкое и кислое);
5. Выбери визуальные и звуковые источники информации. (Визуальные источники информации – книга, телевидение, SMS – сообщение, письмо; звуковые источники информации – телевидение, мелодия, речь)

3. Объяснение нового материала с элементами повторения и закрепления.
6. Перечислите основные информационные процессы, т.е. что человек совершает с информацией (хранение, передача, обработка).
7. Как называют объект, который передает  информацию? (Источник)
8. Как называют объект, который принимает информацию?  (Приемник)
Видеофрагмент – Передача информации.
Включается музыка.
Ребята с помощью чего записывают музыку на бумагу? (С помощью нот).
То  есть с помощью нот зашифровывают, или кодируют, музыку.
Запишем в тетрадь тему урока  – «Кодирование информации».
Информация  может поступать от источника к приемнику с помощью условных знаков или сигналов самой различной физической природы.
Видеофрагмент – Информация и ее носитель.
Для того чтобы произошла передача информации, приемник информации должен не только получить сигнал, но и расшифровать  его.
Так услышав звонок будильника, ученик понимает, что пришло время просыпаться и собираться в школу. Телефонный звонок означает, что кому-то нужно с вами поговорить. Школьный звонок собирает ребят на урок или оповещает их о долгожданной перемене.
 Очень часто бывает так, что информацию в ее первоначальном виде передать невозможно. Тогда ее надо представить с помощью какого-нибудь специального набора символов. Необходимо заранее договариваться, как понимать те или иные сигналы, другими словами, требуется разработка кода.
Код – это система условных знаков для представления информации. Представление информации с помощью специального набора символов является кодирование.
Кодирование – это перевод информации в удобную для передачи, обработки или хранения форму с помощью некоторого кода.  (Видеофрагмент)
Видеофрагмент – Кодирование процесс.
Видеофрагмент – Кодирование информации (звука).
Чаще всего применяют следующие способы кодирования информации.

  • Числовой способ – с помощью чисел.
  • Символьный способ – информация кодируется с помощью символов того же алфавита, что и исходящий текст
  • Графический способ – информация кодируется с помощью рисунков или значков.

Множество кодов очень прочно вошло в нашу жизнь. Давайте вспомним, когда используют кодирование информации.

  • Кодирование музыки  (нотная грамотность)
  • На дорогах с помощью чего кодируют информацию? (С помощью дорожных знаков)
  • Код используется для оценки знаний в школе (Число «5» – код отличных знаний, «4» – код хороших знаний, «3» – удовлетворительных, «2» – плохих).
  • Штрих-код в   магазине на этикетках товаров.
  • Свой код из шести цифр (почтовый индекс) имеет каждый населенный пункт. Его следует писать на конверте в специально отведенном для этого месте. По коду можно узнать, куда отправлять письмо.
  • В памяти компьютера информация представлена в двоичном коде в виде цепочек нулей и единиц. Каждому символу, вводимому с клавиатуры, соответствует уникальная цепочка из восьми 0 и 1. Например, буква «А» имеет двоичный код 11000000, а цифра «254» – 11111110.
  • Передавать информацию с корабля на берег можно с помощью азбуки Морзе, семафорной  и флажковой азбуки (сообщения)
  • Азбука Брайля, ее использовали слепые люди (сообщения).

4. Закрепление материала
Учитель демонстрирует способы перевода. Демонстрируются слайды с закодированными разными способами слова. Ученики все вместе расшифровывают загаданные слова.
 Для того чтобы расшифровать или раскодировать информацию, необходимо применить ключ.
Расшифровка сообщения (работа в микрогруппах)

  • С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – «мечта»;
  • С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – «камбуз» (судовая кухня);
  • С помощью азбуки Морзе – «дискета»;
  • Если все буквы  в алфавите  пронумеровать от 1 до 33, и потом заменить каждую букву, ее порядковым номером в алфавите (Например, А – 1, Б – 2  и т.д.)

Расшифруйте слово  9  1  4  1  5  12  1 (Загадка)

  • Расшифруйте ребус (передача)

Динамическая пауза
Поднимаемся легко.
(Приседания.)
Наклоняемся вперёд.
Прогибаемся назад.
Как деревья ветер гнёт.
Так качаемся мы в лад-
(Наклоны взад-вперёд.)
Головой теперь покрутим-
Так мы лучше думать будем.
Поворот и поворот,
А потом наоборот.
(Вращения головой в стороны.)
Встанем, дети, на носочки -
(Потягивания — руки вверх.)
На зарядке ставим точку.

Задания на компьютере:

  • С помощью флажковой азбуки зашифрованы слова – «кубрик (общая жилая каюта), склянки (полчаса), швартовы (тросы, которыми корабль привязывают к берегу), якорь; только смелым покоряются моря»;
  • С помощью пляшущих человечков зашифрованы слова – «надвигается шторм»;
  • С помощью азбуки Морзе – «мышь, принтер, монитор, клавиатура, дисковод»
  • Если все буквы  в алфавите  пронумеровать от 1 до 33, и потом заменить каждую букву, ее порядковым номером в алфавите «кукушка кукушонку сшила капюшон; ткёт ткач ткани на платки Тане».

Дополнительное задание:  раскодировать ребус (Расшифровка ребуса:  информация, столица, восемь).

5. Подведение итогов. Обобщение материала. Выставление оценок.
1) Что вы понимаете под кодированием информации?
2) С какой целью люди кодируют информацию?
3) Что можно назвать кодом?
4) Какие знаки используются для представления информации при:
а) записи мелодий;
б) записи арифметических выражений;
в) оформлении календаря погоды;
г) управлении движением транспорта?

6. Домашнее задание. 
§ 1.6, 1.7. Прочитать и ответить на вопросы в конце параграфа.
Работа по карточке.

Использованые ребусы взяты тут



Фрагмент презентации (60 слайдов)

kod1.jpg




Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Шегедина Ирина Игоревна
Дата добавления 10.11.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 5001
Номер материала 363
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓