Главная / Начальные классы / Внеклассное занятие "Этот жужжащий,летающий, ползающий мир"

Внеклассное занятие "Этот жужжащий,летающий, ползающий мир"

Внеклассное занятие по экологии: «Этот жужжащий, летающий, ползающий мир»



Учитель. Куда бы ты не пошел — в сад, на луг, на водоем или в лес — всюду тебя окружают насекомые. Каких насекомых вы знаете? (Отве­ты детей.)

Вы действительно назвали насекомых. И если мы начнем всех их перечислять, то на это нам потребуется несколько часов. Предположительно существует 2-3 миллиона видов насекомых. Их на нашей планете больше всех.

Насекомые — это прекрасный и удивительный мир. Люди, не считая ученых-энтомологов, очень мало знают о них и почему-то многие думают, раз насекомое — значит, вредитель.

Да, среди насекомых есть виды, которые нано­сят ущерб хозяйству и здоровью человека. Но их в сто раз меньше, чем других, перед нами ни в чем не провинившихся.

Людям на земле без насекомых не прожить, и каждый человек быстро понял бы это, если бы насекомые вдруг исчезли.

Представьте, исчезли насекомые-опылители: пче­лы, бабочки, цветочные мухи... Пройдет немного времени и начнут исчезать растения. И это будет величайшее бедствие. Без этих насекомых не бу­дет плодов и семян, для того, чтобы растения могли продолжить свой род.

А что будет, если исчезнут насекомые-почвообразователи? Эти незаметные, мелкие, копошащие­ся в лесной подстилке и почве существа делают важное и нужное дело.

Что будет, если исчезнут насекомые-могильщики, которые добросовестно очищают поверхность земли?

Вслед за насекомыми исчезнут многие птицы, звери, рыбы... — все те животные, которые пита­ются ими. Катастрофически обеднеет животный мир планеты, разрушится весь слаженный меха­низм природы.

А могут ли исчезнуть на самом деле насекомые? Все, конечно, не могут. Но вот многие виды по­степенно исчезают.

(Показ иллюстрации насеко­мых, занесенных в Красную книгу.)

И виноваты в этом люди, которые губят природу своей плане­ты. Взаимоотношения человека и насекомых не­простые. Человек должен дружить и оберегать ма­ленькие существа. А с вредными насекомыми нуж­но быть осторожными, и уничтожать их мы пре­доставим ученым, которые делают это с умом.

А сейчас мы совершим прогулку по сказочному лесу и послушаем разговор его жителей. А гово­рить они будут о насекомых, которых нам придет­ся отгадать.


Викторина «О ком говорится в сказочном сюжете?»


– Кто это так прыгает в траве? — спросил Ли­сенок Лисицу, - хотел подойти поближе и поздо­роваться, а он взял и прыгнул в сторону.

— Просто он услышал, что кто-то к нему крадет­ся, — объяснила Лисица — вот он и прыгнул от тебя подальше.

— Видно, свои ушки всегда держит на макуш­ке, — засмеялся Лисенок.

— Вот и не отгадал. У него уши не на голове, а на передних ногах.

— Как? — удивился Лисенок.

— Очень просто. Он «слышит» передними ногами.

— Удивительно, никогда бы не подумал, — про­говорил Лисенок, пытаясь представить себе эти ноги. Но тут зазвучала музыка прыгуна, его мело­дию подхватил другой, и вот уже целый оркест исполняет радостную летнюю песню.


О ком идет речь в этом маленьком сказочном сюжете? (Кузнечик)


— ф-у-у! Отдохну немножко, а потом пойду дальше, — проговорил маленький лесной житель, опуская на землю свою тяжелую ношу, которая во много раз превышала вес его самого.

— И охота тебе такие тяжести таскать? — спро­сила его сидевшая на цветке Бабочка.

— У нас семья большая. Дом надо строить, — стараясь отдышаться, ответил труженик.

— Так пусть другие поработают, — сказала кра­савица с цветка, — а ты отдохни.

— Это не по-нашему. Мы трудимся все от восхода до заката. И у каждого свое дело есть. Рабочие добывают пищу и строят дом. Солдаты охраняют дом от врагов. Няньки ухаживают за личинками.

– Наверное, большой дом собираешься стро­ить? - спросила Бабочка.

— Большой, потому что, с каждым годом растет наша семья!


С кем разговаривала Бабочка? (Муравей)


— Тише вы! Всю мою добычу распугали, — про­шипело странное насекомое, сидящее в траве. Ноги у него были вытянуты вперед, а голова с огромными глазами все время вертелась в разные стороны. — Из-за вас муху упустил.

— Извините, но я вас не заметил, — испуганно захлопал глазами Зайчонок. — Я не знал, что вы на охоте. А вы только мух едите? — шепотом по­интересовался Заяц.

— Кто попадется, того и съем, — сердито бурк­нуло странное существо. — Не откажусь и от ба­бочки, и от длинного кузнечика.

— А как, если не секрет, вы охотитесь?

— Секрета никакого нет. Посмотри, какие у меня передние ноги. Насекомое повернулось на стебле к Зайчонку. С одной стороны ноги у него были острыми и все в зубцах.

— Это лучше всякого ножа. Стоит сделать выпад — и добыча у меня в ногах, — объяснил он.

— Послушайте, но все эти бабочки, мухи, кузне­чики, наконец, могут от вас убежать или улететь.

— Как бы не так! На добычу я бросаюсь молни­еносно. Вот только одно плохо: долго приходится ждать, пока рядом кто-нибудь появится. Мы сидим с вытянутыми передними ногами, будто молимся. За это нас так и прозвали... (Богомол).


— Прячьтесь, кто может! закричала Тля. — Наш враг летит.

Летит жук. Глаза у него золотом переливаются. Крылья большие, прозрачные, перламутром отсве­чивают.

— Кого высматриваешь, красавица? — поинтере­совалась собиравшая мед Пчела.

— Смотрю, не осталось ли тли, которых божьи коровки не заметили, — продолжая оглядываться вокруг насекомое с золотыми глазками. — Если найду, всех съем.

— Теперь понятно, почему они тебя так боятся. Ты настоящий друг всех растений.


Что это за жучок с золотыми глазками? (Зла­тоглазка)


— Жук не жук, муха не муха, бабочка не бабоч­ка? — сидит на листе и гадает Божья Коровка. -Никак не пойму.

— Я самая настоящая Бабочка, — отозвалась не­знакомка с длинными ногами.

— Раз ты бабочка, то почему твои крылышки на крылышки не похожи? - спросила Божья Коров­ка. — Какие-то они тонкие, мохнатые и разделены на несколько частей, словно пальцы.

Такая я уж уродилась. А за такие крылья, по­хожие на пальцы, меня и прозвали... (Пальцекрылка).


Весенний вечер в лесу. Легкий ветерок разносит запах молодой листвы. Кто-то прогудел в воздухе и закружился вокруг деревьев. Полетав, он уселся на ветку. Весь коричневый, будто шоколадный. Такой важный.

—Ж-ж-ж, не бойтесь меня, — прожужжал первый вестник наступающих теплых дней.

— Как же нам тебя не бояться? — замахали вет­ви. — Ты враг нашего леса. Только листья распу­стятся, ты тут как тут, начинаешь их грызть.

— И нас он обижает, — пожаловались корни. — Его личинки живут в земле и нами питаются. От этого деревья болеют.

Не понравилось жуку, что о нем так говорят. Приподнял он свои тяжелые надкрылья, выпустил из-под них нежные крылышки и улетел.


Назовите это насекомое. (Майский жук)


Ласковое весеннее солнышко лишь немного обо­грело теплыми лучами землю. Еще не весь снег сошел в лесу, а в воздухе уже вьется и пляшет целый рой комаров.

— Проснулись, кусачие? — пропыхтел Кабан. — Теперь от вас житья не будет!

— Что вы, дедушка Кабан! — пропищали насеко­мые. — Вы, наверное, нас спутали с теми комара­ми, что в теплые летние вечера и ночи кусаются да своим жужжанием всем надоедают.

— Так вы что же, совсем не кусаетесь? — уди­вился Кабан.

— Кусаться нехорошо. Наш комариный наро­дец поплясать, потолкаться да весне-красне порадо­ваться любит. За это нас прозвали комары —...(толкуны).



Загадки


Пролетая над тобою, Он гудит под стать гобою: Вот он важно сел на хмель... Догадался? Это... (шмель).


«Спинка в веснушках.

Ах, как неловко!» —

И покраснела... (божья коровка).


Говорят, что Цокотуха, Позолоченное брюхо, Залетела на базар И купила самовар. Неужели Цокотуха Простая комнатная... (муха)!


Он назойливо пищит, Аж в ушах порой звенит. Средство знает детвора: Хло! - и нету... (кс.чара).


Крылья тонки и красивы — Удивительны на диво! Разноцветные глаза... Кто же это? (Стрекоза)


На пчелу она похожа И ужалить может тоже... Полосатая краса, Вездесущая... (оса).


Не найдешь на белом свете Силачей таких, как эти, Трудовой такой семьи... Кто же это? (Муравьи)


Учитель. Интересно наблюдать за насекомыми в погожий денек: вот копошится жук в траве, вьется над цветами красавица бабочка, шуршат крыльями стрекозы...

Вот какие интересные мгновения увидели поэты и написали про это стихи.

Всем известно, что жуки.

Жужжат с досады и тоски.

Но в кругу друзей жуки

Чудаки и добряки.

Я дружу с одним жуком,

Я с ним третий год знаком.

Это счастье, если жук

И тебе не враг, а друг.

(А.3авойский)


Муравьишки-торопыжки,

Не лентяи, не глупышки.

Друг за другом по дорожке

Тащат зернышки и крошки.

Вот ячменное зерно...

Ох, тяжелое оно!

Нужно летом потрудиться —

Все зимою пригодится.

Муравью нельзя лениться,

Муравей живет трудом:

И жучка, и гусеницу

Тащит в свой подземный дом.

Как увидишь, что спешит

Он своей дорогой,

Ты его не обижай,

Ты его не трогай!

(А. Бабоджан)


Муха-сластена

Комар баню топил,

Муха парилась...

Вдруг свалилась вниз без сил

И — ударилась.

Изломала крылья,

Подвернула ногу...

Прибежал медведь из леса

Мухе на подмогу.

Приволок ей меду

Целую колоду.

Муха меду попила

И сейчас же ожила,

И, забыв про все на свете,

Снова париться пошла.

(Перевод И. Мазнина)


Жуки

(загадка)

Проплывают в синем небе

Золотые облака.

В старом садике зимуют

Тридцать два больших жука.

Пять пригрелось под корой

Старой яблони кривой.

Двое спят под валуном,

У троих на груше дом.

А четыре под землей,

В теплой норке спят сухой.

В пне от срубленной ольхи

Остальные спят жуки.

Сколько же, скажите мне

Их зимует в старом пне?

(Д. Герасимова)


Оса, лиса и остальные...

Оса летит к лисе в лесу.

— Лису я за нос укусу...

— Оса, нет слова «укусу» —

Лиса поправила осу.

Оса летит в лесу к лосю:

— Сейчас я лося укусю...

А лось на это ей в ответ:

— Оса, такого слова нет!

А у осин стоял осел...

— Осел, тебя я укусе...

- Оса, - сказал осел, -

Прошу Запомни слово «у-ку-шу!»

— Как, как? —

Оса осла спросила:

— Я у-ку-шу? —

И укусила.

(А Усачев)


Сидит на ромашке смешная букашка,

Сидит и вздыхает она от тоски:

Никак, ну, никак она не сосчитает

Ромашкины беленькие лепестки.

Весь день сосчитать их бедняжка не может.

Ну кто же, ну кто же букашке поможет?

(Л. Сафранчик)


Игра «Кто здесь лишний?»


1. Комар, оса, паук. (8 лапок)

2. Муравей, навозный жук, червяк.

3. Саранча, лягушка, клоп.

4. Стриж, стрекоза, бабочка.

5. Мошка, таракан, клещ (8 лапок)

6. Божья коровка, сороконожка, тля.

7. Муха, колорадский жук, уж.

8. Рак, моль, сверчок.

9. Ящерица, пчела, майский жук.

10. Кузнечик, шмель, черепаха.


Правда ли, что...


1. Кузнечик слышит ногами? (Да)

2. Майски жук — лесной доктор? (Нет. Это можно сказать про божью коровку.)

3. У комаров есть зубы? (Да)

4. Правда ли, что жужелица хорошо летает? (Нет, у нее крылья слабые, неразвитые.)

5. Насекомые любят красный цвет? (Нет)

6. У муравья самый длинный язык? (Да)

7. Самое плодовитое насекомое — комар? (Да. Комар размножается так быстро, что родив­шись утром, вечером становится бабушкой.)

8. Бабочка самая прожорливая? (Нет. Стреко­за съедает в несколько раз больше, чем весит сама.)

9. Сбрасывает ли жук-олень свои рога? (Нет. Рога это сильно увеличенные челюсти.)


Народные приметы


Сильный треск кузнечиков в поле предвещает сухую погоду.

Много майских жуков — к засухе.

Будет хорошая погода, если роем летают комары.

Если муравьи в начале июля увеличивают раз­мер муравейников более обычного — к холодной зиме.

Если пчелы становятся злее, жалят — к засухе.

Если осы стремятся залететь в помещение — к ненастью.


Учитель. Мы вели сегодня разговор о насеко­мых, о существах, кто своим жужжанием, стреко­танием, изумительной окраской и совершенными формами оживляют и украшают природу. Посмот­рите вокруг себя, как они все прекрасны! Узна­вайте больше о летающих, ползающих и порхаю­щих созданиях. А познавая их, вы обязательно их полюбите.



Использованная литература:

В. Зотов. Лесная мозаика.

В. Танасийчук. В мире насекомых.

Я познаю мир насекомых.

В. Волина. Мир животных.

Внеклассное занятие "Этот жужжащий,летающий, ползающий мир"
  • Начальные классы
Описание:

..........................................................................................................................................................................

.........................................................................................................................................................................

.........................................................................................................................................................................

.........................................................................................................................................................................

.........................................................................................................................................................................

........................................................................................................................................................................

.......................................................................................................................................................................

.......................................................................................................................................................................

...........................................................................................................................................................................

.......................................................................................................................................................................

.....................................................................................................................................................................

.......................................................................................................................................................................

.......................................................................................................................................................................

Автор Слесаренко Наталья Фёдоровна
Дата добавления 21.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 1198
Номер материала 4331
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓