Главная / Русский язык и литература / Урок по русскому языку на тему"Дефис между частями слова в наречиях"(7 класс)

Урок по русскому языку на тему"Дефис между частями слова в наречиях"(7 класс)

Викторина «Как получить пять».9класс.

1.Что такое синтаксис? А)часть слова Б)звук В)раздел науки о языке

Г)постоянный признак.

2.Подлежащее и сказуемое являются:А)предложением Б)сложным предложением В)словосочетанием Г)второстепенным членом.

3.Какое по характеру главного слова словосочетание «прыгать с трамплина»?

А)именное Б)наречное В)глагольное Г)частичное.

4.Зеленеет трава-это: А)Словосочетание Б)простое предложение

В)вводная конструкция Г)сложное преложение.

5.Чем не может осложняться простое предложение:А)обособленным

обстоятельством.Б)однородными членами В)обособленным определением

Г)придаточным предложением.

6.Сколько грамматических основ не может входить в состав сложного предложения: А)одна Б)три В)две Г)пять.

7.Какой из данных союзов соединяет придаточное определительное с главным предложением: А)как Б)который В)чтобы Г)пока.

8.Какой связи не может быть в сложноподчинённом предложении между придаточными:А)однородной Б)сочинительной В)последовательной

Г)параллельной.

9.Как называются в языке слова-близнецы,одинаковые по форме,но не имеющие ничего общего по смыслу? А)синонимы Б)омонимы В)антонимы

Г)паронимы.

10.В каком случае в корне пишется буква и:

А)соч..тать полезное с приятным

Б)пот..рать руку.

В)заб..лить стенку Г)расст..лить карту.

Урок по русскому языку на тему"Дефис между частями слова в наречиях"(7 класс)
  • Русский язык и литература
Описание:

                                                           Ход урока.

1.Орг.момент.

2.Инсценировка(по весёлым урокам"Радионяни")

Действующие лица:два ученика и учитель.

1-йученик.Прилагательные,как и существительные,не упустили случая увеличить свои ряды за счёт сложения основ.Кусочек от одного слова,кусочек от другого слова,смотришь-новое слово получилось.родилось,называется сложное.

2-ученик.Почему сложное?Ведь сам способ несложный,вот только для учеников не очень приятный.Думаю,ты понял,почему- появляется новая орфограмма.Вот смотри:русско-немецкий,железнодорожный.

1-ученик.Ну и как писать?Всё слитно?Или через дефис?Но не тут-то было!

Одни слова-так,другие-сяк!

Званит колокольчик.

Учитель.Внимание,урок начался.Тема сегодняшнего урока"Сложные слова".

1-ученик.А что раньше были простые?

Учитель.Все слова- сложные,пока не научишься их писать.Но в грамматике сложными словами называются такие слова,которые имеют несколько корнейю

Например:паровоз-везущий с помощью пара.это сложное слово А что у него внутри?

1-ученик.Машинист.

Учитель.Я имею в виду-аили-о?

1-ученик.А мшинист один или есть помощник?

Учитель.Есть помощник.

1-ученик.Тогда а:паравоз.

Учитель.А если их трое,то троевоз?Нет,ты всё перепутал.В слове паровоз соединительная гласная о;а не бывает соединительной гласной.

2-й ученик.Только о?

Учитель.Нет,есть ещё е.Какие слова ты знаешь на е?

2-й ученик.Синеглазка,большеголовый.А как пишется сине-голубой?

Учитель.Через дефис.Все сложные прилагательные,обозначающие оттенки цветов, пишутся через дефис:ярко-красный,серо-синий,серо-буро-малиновый.

1-ученик.А синеглазый?

Учитель.Это не оттенок,это обозначение человека с  синими глазами.

2-ученик.А рыжеволосый?

Учитель.Так называют человека с рыжими волосами.

1-ученик.А рыже-лысый?

Учитель.Я такого не встречал?

1-й ученик.А я такого встречал.Сначала человек был рыжий,а через несколько лет стал лысым.

Учитель.Возможно,но если бы было такое слово,оно бы обозначало не оттенок цвета(например,бледнолицый),и писалось бы слитно.А что касается слов юго-запад,северо-восток-они тоже пишутся через дефис.

А теперь закрепим материал песенкой,музыку к которой подобрали сами.

Двое учеников исполняют песенку.

Тёмно-русый паренёк

Шёл на северо-восток.

Так он к вечеру устал,

Что лимонно-жёлтым стал.

Но зато успел понять,

Где в словах дефис вставлять.

Будешь помнить наш урок,

В школе скажет педагог:

"Этот парень-голова,

Знает сложные слова!"

3.Повторение правил постановки дефиса в сущ,прил,мест.

1.Слово учителя.

Спасибо,ребята.В рассказе от "Радионяни"много забавного,но не всё сказано.Боюсь,как бы вы не стали лимонно-жёлтыми от того,что что услышали сразу столько правил.Не могу не помочь.

2.Работа с таблицей.

Пиши слитно

Сельскохозяйственный(сложное прил,обр.от подчинительного словосочетания:Сельское хозяйство.

Древнерусский(Древняя Русь)

Железнодорожный(железная дорога)

Пиши  через дефис:

русско-английский(русский и английский)

ярко-красный(оттенки цветов)

кое-что(с помощью приставки кое)

Что-либо(с помощью суффиксов -то,-либо.-нибудь)

пол-лимона

пол-Москвы

пол-апельсина

3.Образуй прил.от числительного два и сущ-го знак,лицо,смысл,год,лето,этаж.

4.Орфографическая диктовка.(Взаимопроверка)

Пол-Европы,полуостров,кого-то,пол-ягоды,школа-интернат,нежно-лиловая,кое-кому,пол-лимона,железнодорожный,полкласса.

-(Индивидуальная (творческая) работа:Составить слова из кубиков.Написаны приставки:из,до,с,на,за,в.,корни:-сух-,-чист-,-лев-.-давн-,-прав-,-долг-;суффиксы:о.-а.(Издавна,досуха,дочиста.....

4.Объяснение новой темы.

На доске открывается таблица.

Дефис в наречиях.

1.ПО-ОМУ,-ЕМУ,-И  ПО-УТИНОМУ,ПО-ДРУЖЕСКИ
2.ВО-(В),ИХ,-ЫХ     ВО-ВТОРЫХ
3.КОЕ-                    КОЕ-ГДЕ
4.-ТО,-ЛИБО,-
      НИБУДЬ-           ГДЕ-НИБУДЬ
5.________и_________ЕЛЕ-ЕЛЕ

орф.№62.

-Сформулируйте условия дефисного написания наречий,опираясь на таблицу.

-Сравните свои доводы(учебник стрю117,119

5.Грамматическая сказка"Кто важнее?"

Наречия любили спорить друг с другом,кто важнее.

-Я,-говорит одно наречие,-могу прыгать по-заячьи.

-А стоит представить меня,-хвастается другое,-так сразу всё исполнится.А вот ты когда собираешься помогать людям?-обращается оно к наречию,сидящему в мягком кресле.

-Когда-нибудь,-лениво отвечает то.

-А я очень люблю вредить всем,-растягивая слова,вставляет наречие еле-еле.-Стоит меня подставить.как всё делается медленно.

-И я тоже!- крикнуло наречие кое-как.-Стоит мне всать рядом с глаголм,так всё дело портится.

И вдруг погас свет.Все стали сталкиваться,падать,возмущаться.

Кто-то крикнул:-Где же наречие ярко?

-А зачем я вам?-спросило наречие ярко.-Ведьвы всё-всё можете.Вы же важнее всех.

Наречия покраснели.Стыдно им стало за своё хвастовство.

А наречие ярко подошло к глаголу светит,и всё стало по-прежнемую

Только никто уже больше не хвастался.

6.Закрепление темы.

1.Соедините стрелками части слов и полученные наречия запишите.

старый      по-,ему

чуть          по.-ому

мало          в,-ых

седьмой     -нибудь

весенний    по,-и

где            -чуть

немецкий    -помалу

-Отдохнём!(Условие игры:составить из данных букв наречие.

е,р,с,п,н,р,а,к,о(прекрасно)

2.Составить предложения.(Учащиеся получают карточки со словами в начальной форме(1)-Я,ИДТИ,ЛЮБОВАТЬСЯ,МНОГООБРАЗНЫЙ,КРАСКИ,ОСЕНЬ;(2)-В,ЛЕС,СВЕЖО,И,ОПРЯТНО.Надо составить два предложения,вставив в каждое слова по осеннему или по-осеннему.

3.Цифровой диктант.наречие-1.другие части речи-2)

По-утиному,кое с кем.по-русски,видимо-невидимо,кисло-сладкий,певуче,волей-неволей,третий,по-товарищески,бережливо,дружеский,в-пятых,полуподвал,иссиня-чёрный,по-моему.(1,2,1,1,...................)

7.Рефлексияю

-Назовите условия дефисного написания наречий.

8.Д/З:упр.254 п.42.

9.Оценки за урок.

Автор Альтергот Вера Николаевна
Дата добавления 18.11.2014
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 2409
Номер материала 2731
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓