Тема: Антонимические пары
Цель: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке.
Задачи: 1.научить определять роль синонимов, антонимов, познакомить учащихся с новыми словами – антонимами,
2. тренировать в умении целенаправленно подбирать антонимы, научить находить их в тексте; развивать умение использовать антонимы в речи
3. развивать творческое мышление навыки самостоятельной работы;
4. воспитывать чувства ответственности.
Тип: урок повторения и обобщения.
Наглядность: карточки – тесты, кроссворд, дидактические игры, уровневые задания
Ход урока
I этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения темы)
II этап. Самостоятельное изучение темы
Узнавание. К данным словам подберите антонимические пары. Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.
с
л
а
д
к
и
й
к
о
н
ч
а
т
ь
з
а
т
и
ш
ь
е
п
л
о
т
н
ы
й
л
е
н
и
в
ы
й
д
л
и
н
н
ы
й
т
е
м
н
о
т
а
Понимание.
а) Определите к каким частям речи относятся данные слова:
Друг( ) – враг ( ) друг( ) – вражеский( )
Рано( ) – поздно( ) рано( ) - поздний( )
Встреча( ) – проводы( ) встреча( ) - проважать( )
Чем отличаются слова 1-го и 2-го столбиков?___________________________
б) Сделайте вывод:
Антонимические пары – это __________________________________________
__________________________________________________________________
Сравните с правилом:
Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: ранний – поздний, рано – поздно, друг – враг, встречать – проважать.
3. Анализ. Подумаем! Где можно встретить антонимы?
1. На уроках (математики) приведи пример (плюс – минус, прибавить – отнять, умножение - деление)
2. Антонимы встречаются в (загадках) приведи пример.
3. Антонимы встречаются в (пословицах) приведи пример (упр.5, стр. 116)
4. Антонимы встречаются в (народных сказках) приведи пример
5. Антонимы встречаются в (баснях) приведи пример
4. Выполните задание. Упр.10, стр.117.
Составьте словосочетание со следующими антонимами. Определите падеж зависимого слова.
Вывод: Нет антонимов у имён собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый - черный), прилагательных, образованных от названия металлов.
Домашнее задание.
Упр. 15, стр. 118
Повторить правила.
Чтобы скачать материал, введите свой E-mail, укажите, кто Вы, и нажмите кнопку
Нажимая кнопку, Вы соглашаетесь получать от нас E-mail-рассылку
Если скачивание материала не началось, нажмите еще раз "Скачать материал".
Тема: Антонимические пары
Цель: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке.
Задачи: 1.научить определять роль синонимов, антонимов, познакомить учащихся с новыми словами – антонимами,
2. тренировать в умении целенаправленно подбирать антонимы, научить находить их в тексте; развивать умение использовать антонимы в речи
3. развивать творческое мышление навыки самостоятельной работы;
4. воспитывать чувства ответственности.
Тип: урок повторения и обобщения.
Наглядность: карточки – тесты, кроссворд, дидактические игры, уровневые задания
Ход урока
I этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения темы)
II этап. Самостоятельное изучение темы
1. Узнавание. К данным словам подберите антонимические пары. Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.
с | л | а | д | к | и | й |
к | о | н | ч | а | т | ь |
з | а | т | и | ш | ь | е |
п | л | о | т | н | ы | й |
л | е | н | и | в | ы | й |
д | л | и | н | н | ы | й |
т | е | м | н | о | т | а |
2. Понимание.
а) Определите к каким частям речи относятся данные слова:
Друг( ) – враг ( ) друг( ) – вражеский( )
Рано( ) – поздно( ) рано( ) - поздний( )
Встреча( ) – проводы( ) встреча( ) - проважать( )
Чем отличаются слова 1-го и 2-го столбиков?___________________________
б) Сделайте вывод:
Антонимические пары – это __________________________________________
__________________________________________________________________
Сравните с правилом:
Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: ранний – поздний, рано – поздно, друг – враг, встречать – проважать.
3. Анализ. Подумаем! Где можно встретить антонимы?
1. На уроках (математики) приведи пример (плюс – минус, прибавить – отнять, умножение - деление)
2. Антонимы встречаются в (загадках) приведи пример.
3. Антонимы встречаются в (пословицах) приведи пример (упр.5, стр. 116)
4. Антонимы встречаются в (народных сказках) приведи пример
5. Антонимы встречаются в (баснях) приведи пример
4. Выполните задание. Упр.10, стр.117.
Составьте словосочетание со следующими антонимами. Определите падеж зависимого слова.
Вывод: Нет антонимов у имён собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый - черный), прилагательных, образованных от названия металлов.
Домашнее задание.
Упр. 15, стр. 118
Повторить правила.
Автор | |
---|---|
Дата добавления | 25.02.2015 |
Раздел | Русский язык и литература |
Подраздел | Видеоуроки |
Просмотров | 2812 |
Номер материала | 57071 |
Оставьте свой комментарий:
Комментарии: