Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Русский язык и литература / Тема: Антонимические пары (7 класс)

Тема: Антонимические пары (7 класс)

Тема: Антонимические пары

Цель: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке.

Задачи: 1.научить определять роль синонимов, антонимов, познакомить учащихся с новыми словами – антонимами,

2. тренировать в умении целенаправленно подбирать антонимы, научить находить их в тексте; развивать умение использовать антонимы в речи

3. развивать творческое мышление навыки самостоятельной работы;

4. воспитывать чувства ответственности.

Тип: урок повторения и обобщения.

Наглядность: карточки – тесты, кроссворд, дидактические игры, уровневые задания

Ход урока


I этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения темы)

II этап. Самостоятельное изучение темы

  1. Узнавание. К данным словам подберите антонимические пары. Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.


с

л

а

д

к

и

й

к

о

н

ч

а

т

ь

з

а

т

и

ш

ь

е

п

л

о

т

н

ы

й

л

е

н

и

в

ы

й

д

л

и

н

н

ы

й

т

е

м

н

о

т

а



  1. Понимание.

а) Определите к каким частям речи относятся данные слова:

Друг( ) – враг ( ) друг( ) – вражеский( )

Рано( ) – поздно( ) рано( ) - поздний( )

Встреча( ) – проводы( ) встреча( ) - проважать( )

Чем отличаются слова 1-го и 2-го столбиков?___________________________

б) Сделайте вывод:

Антонимические пары – это __________________________________________

__________________________________________________________________

Сравните с правилом:

Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: ранний – поздний, рано – поздно, друг – враг, встречать – проважать.


3. Анализ. Подумаем! Где можно встретить антонимы?

1. На уроках (математики) приведи пример (плюс – минус, прибавить – отнять, умножение - деление)

2. Антонимы встречаются в (загадках) приведи пример.

3. Антонимы встречаются в (пословицах) приведи пример (упр.5, стр. 116)

4. Антонимы встречаются в (народных сказках) приведи пример

5. Антонимы встречаются в (баснях) приведи пример

4. Выполните задание. Упр.10, стр.117.

Составьте словосочетание со следующими антонимами. Определите падеж зависимого слова.

Вывод: Нет антонимов у имён собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый - черный), прилагательных, образованных от названия металлов.

Домашнее задание.

Упр. 15, стр. 118

Повторить правила.




  • Русский язык и литература
Описание:

 

Тема:  Антонимические пары

Цель: систематизировать знания учащихся по лексикологии как разделе науки о языке.

Задачи: 1.научить определять роль синонимов, антонимов, познакомить учащихся с новыми словами – антонимами,

2. тренировать в умении целенаправленно подбирать антонимы, научить находить их в тексте; развивать умение использовать антонимы в речи

3. развивать творческое мышление навыки самостоятельной работы;

4.  воспитывать чувства ответственности.

Тип: урок повторения и обобщения.

Наглядность: карточки – тесты, кроссворд, дидактические игры, уровневые задания

Ход урока

 

I этап. Актуализация (задания из пройденного материала, необходимые для усвоения темы)

II этап. Самостоятельное изучение темы

1.  Узнавание. К данным словам подберите антонимические пары. Разгадайте кроссворд, найдите ключевое слово.

 

с

л

а

д

к

и

й

  к

о

н

ч

а

т

ь

з

а

т

и

ш

ь

е

п

л

о

т

н

ы

й

л

е

н

и

в

ы

й

д

л

и

н

н

ы

й

т

е

м

н

о

т

а

 

 

2.     Понимание.

а)  Определите к каким частям речи относятся данные слова:

Друг(       ) – враг  (        )                               друг(       ) – вражеский(         )

Рано(        ) – поздно(       )                            рано(          ) - поздний(          )

Встреча(         ) – проводы(          )               встреча(         ) - проважать(         )

Чем отличаются слова 1-го и 2-го столбиков?___________________________

б) Сделайте вывод:

Антонимические пары – это __________________________________________

__________________________________________________________________

Сравните с правилом:

Антонимы составляют антонимические пары, в которые входят слова одной части речи: ранний – поздний, рано – поздно, друг – враг, встречать – проважать.

 

3. Анализ. Подумаем! Где можно встретить антонимы?

1. На уроках (математики) приведи пример  (плюс – минус, прибавить – отнять, умножение - деление)

2. Антонимы встречаются в (загадках) приведи пример.

3. Антонимы встречаются в (пословицах) приведи пример (упр.5, стр. 116)

4. Антонимы встречаются в (народных сказках) приведи пример

5. Антонимы встречаются в (баснях) приведи пример

4. Выполните задание. Упр.10, стр.117.

Составьте словосочетание со следующими антонимами. Определите падеж зависимого слова.

Вывод: Нет антонимов у имён собственных, местоимений, числительных, прилагательных, обозначающих цвета (кроме белый - черный), прилагательных, образованных от названия металлов.

Домашнее задание.

Упр. 15, стр. 118

Повторить правила.

 

 

 

 

Скачать материал
Автор Бектасова Нургуль Тынымовна
Дата добавления 25.02.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Видеоуроки
Просмотров 2812
Номер материала 57071
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Нет результатов.