Главная / История / Технология подготовки учащихся к написанию эссе

Технология подготовки учащихся к написанию эссе



Технология подготовки учащихся к написанию эссе

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Особенности эссе, как литературного жанра

особенности объема

как правило, это небольшая работа

индивидуальность работы

субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

особенности стиля

образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

особенности композиции

композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие;

последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;

в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению



В связи с этим в качестве одного из возможных вариантов подготовки учащихся к написанию эссе можно предложить совместное коллекционирование клише, наиболее часто используемых в сочинениях-рассуждениях.

Такую копилку можно собирать совместно с учащимися. Для удобства накопления и последующего использования материалов можно воспользоваться, например, такой таблицей:

Вступление

Основная часть

Заключение

Для меня эта фраза является ключом к пониманию…

Во-первых,…

Во-вторых,…

В-третьих,…

Таким образом,…

Выбор данной темы продиктован следующими соображениями…

Рассмотрим несколько подходов…

Например,…

Подведем общий итог рассуждению…

Поразительный простор для мысли открывает это короткое высказывание…

Проиллюстрируем это положение следующим примером…

Итак,…

Никогда не думал, что меня заденет за живое идея о том, что…

Для полемического эссе:

С одной стороны,…

С другой стороны, …

Именно поэтому я не могу согласиться с автором высказывания…


Для выдвижения аргументов в основной части эссе можно воспользоваться, так называемой, ПОПС-формулой:

П – Положение (утверждение) – Я считаю, что…;

О – Объяснение – Потому что…;

П – Пример, иллюстрация – Например,…;

С – Суждение (итоговое) – Таким образом,...




Не отрицая важности такого подхода к накоплению материалов для написания эссе (своеобразных «строительных кирпичиков»), отметим, что полезно будет подбирать и яркие фразы, необычные ходы, способные оказать неоценимую услугу начинающему эссеисту.

Хорошим подспорьем в работе станет составление портфолио ученических эссе. Принципы подбора работ могут быть самыми разными, например:

  • это могут быть все работы, написанные учеником за определенное время (такая коллекция будет важна для самого школьника и педагога, поскольку по ней можно проследить, каким образом менялось качество написания эссе: от чего ушли и к чему пришли, можно ли отметить рост, движение вперед);

  • портфолио может составляться только из лучших работ одного или нескольких учащихся (тогда им можно пользоваться для предъявления «образца», «эталона» написания эссе);

  • можно создавать подборку только по одному предмету (например, по истории, что особенно важно для ребят, участвующих в соответствующей олимпиаде) и т.д.

Однако все эти рассуждения и подходы будут не полными, если мы не обсудим порядок действий ученика, пишущего эссе. Иначе говоря, нам потребуется такой инструмент, как алгоритм написания эссе.

Предлагаем вариант алгоритма, составленный на основе опыта работы Н.Л. Каранух, и дополненный по итогам совместных обсуждений, проведенных автором данной статьи с педагогами-практиками на курсах повышения квалификации учителей в Рязанском областном институте развития образования.

Алгоритм написания эссе

- внимательно прочтите все темы (высказывания), предлагаемые для написания эссе;

- выберите ту, которая будет отвечать нескольким требованиям: а) интересна вам; б) вы понимаете смысл этого высказывания; в) по данной теме вам есть что сказать (вы знаете термины, можете привести примеры, имеете личный опыт и т.д.);

- определите главную мысль высказывания (о чем оно?), для этого воспользуйтесь приемом перифраза (скажите то же самое, но своими словами);

- набросайте аргументы «за» и/или «против» данного высказывания (если вы наберете аргументы и «за», и «против» афоризма, взятого в качестве темы, ваше эссе может носить полемический характер);

- для каждого аргумента подберите примеры, факты, ситуации из жизни, личного опыта и т.д.;

- еще раз просмотрите подобранные иллюстрации: использовали ли вы в них свои знания по предмету (термины, факты общественной жизни, для эссе по праву – знание современного законодательства и т.д.);

- подумайте, какие литературные приемы вы будете использовать, чтобы сделать язык вашего эссе более интересным, живым (сравнения, аналогии, эпитеты и т.д.);

- распределите подобранные аргументы и/или контраргументы в последовательности (это будет ваш условный план);

- придумайте вступление к рассуждению (в нем можно написать, почему вы выбрали это высказывание, сразу определить свою позицию, задать свой вопрос автору цитаты и т.д.);

- изложите свою точку зрения в той последовательности, которую вы наметили;

- сформулируйте общий вывод работы и, если необходимо, отредактируйте ее.

Редактирование предполагает проверку работы по следующим направлениям:

  • структура (проверьте, есть ли логическая связь между частями эссе);

  • искренность тона (избегайте слишком эмоциональных прилагательных и наречий);

  • единство стиля (важно определиться, чтобы в работе вы не перескакивали с научного стиля на публицистический, разговорный и наоборот);

  • объем эссе (напоминаем, работа должна быть краткой, сокращайте все лишнее);

  • привлекательность вашей работы, ее индивидуальность (есть ли в вашей работе что-то особенное, позволяющее выбиться из ряда других работ).

Отметим, что составленный алгоритм не претендует на абсолютную законченность, его можно уточнять, конкретизировать, дополнять в ходе работы по подготовке к написанию эссе.

В ходе обсуждения с учителями истории, граждановедения, обществознания и права Рязанской области проблемы подготовки учащихся к написанию эссе мы определили некоторые аспекты, заслуживающие внимания школьников и педагогов.

НА ЧТО СТОИТ ОБРАТИТЬ ВНИМАНИЕ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ

1. Стоит заметить, что в историческом образовании, с которым мы имеем дело, не существует абсолютно "правильных" или "неправильных" ответов на вопросы, как это бывает в физике или математике - существуют только более или менее аргументированные точки зрения.

2. Окончательная отметка (балл) за эссе, как правило, проставляется за идеи, собственные суждения учащихся и их аргументацию.

3. При выдвижении собственной позиции в центре внимания оказывается:

а) способность (возможность) учащегося критически и независимо оценивать круг данных и точки зрения/аргументацию других;

б) способность понимания, оценки и установления связи между ключевыми моментами любых проблем и вопросов;

в) умение дифференцировать, что является более, а что менее важным;

г) умение понимать аналитические подходы и модели;

д) готовность дифференцировать противоположные подходы и модели и их применение к эмпирическому материалу, дискуссии о принципиальных вопросах.

4. Выигрывают те работы, которые написаны коротко, четко и ясно.


ЧЕГО СЛЕДУЕТ ИЗБЕГАТЬ ПРИ НАПИСАНИИ ЭССЕ

1. Непонимания сути заявленной темы.

2. Отсутствия структурированности в изложении.

3. Неумения придерживаться ответа на основной вопрос (пространных отвлечений от темы).

4. Использования риторики (утверждений) вместо аргументации (доказательств).

5. Небрежного оперирования данными, включая чрезмерное обобщение.

6. Слишком обширной описательной части, не подкрепленной аналитическим материалом.

7. Изложения других точек зрения без ссылок на авторов данных идей и без высказывания собственной позиции.

8. Повторов без необходимости.


Сделаем последние замечания, касающиеся устной презентации и защиты авторского эссе. Выделим те моменты, на которые, в первую очередь, обращают внимание члены жюри и зрители (слушатели):

  1. Общее впечатление:

  • внешний вид

  • речь (грамотная, самостоятельная (без использования шпаргалок), уверенная, свидетельствующая о знании темы, образная)

  • корректное и вежливое отношение к другим участникам конференции или конкурса

  1. Логика построения выступления:

  • наличие обращения к слушателям

  • определение актуальности работы

  • выявление проблемы, цели и задач работы

  • сообщение о наиболее важных содержательных элементах эссе (быть может, об открытиях, произошедших в ходе работы) – может сопровождаться сообщением о «кухне» выполнения исследования, необходимы примеры, иллюстрирующие представленные сюжеты работы

  • выводы по итогам работы

  • наличие завершающей фразы (общий итог, перспективы разработки проблемы и т.д.).

  1. Правильное использование специальных понятий в разработке темы.

  2. Грамотное использование наглядности (применение компьютерных технологий, проведение моментальных социологических опросов, наличие схем, графиков, таблиц, фотографий и т.д., работающих на раскрытие темы).

Поэтому, готовясь к устной презентации и защите эссе, стоит:
  • продумать свое обращение к зрителям/слушателям;

  • составить структуру устной презентации (не обязательно она полностью повторит письменный вариант работы, но непременно будет в целом соответствовать ему);

  • в том случае, если вы планируете использовать электронную презентацию:

        • сделайте ее в соответствии со структурой устного выступления;

        • подберите выигрышный иллюстративный ряд;

        • избегайте стремления включить всю информацию (проговариваемые тексты) в слайды презентации;

        • добейтесь синхронизации устного выступления и представления слайдов электронной презентации;

        • будьте готовы к тому, что могут возникнут неполадки с техникой (стоит продумать вариант презентации эссе без использования техники).

  • выучите структуру ответа: ключевая фраза, самые важные определения, идеи;

  • помните, что смысл выступления должен быть сформулирован в течение первых трех минут, остальное время будет затрачено на работу над содержанием вопроса;

  • к каждой части выступления желательно привести пример и прокомментировать его;

  • придумайте эффектную, запоминающуюся концовку.

Таким образом, подводя итог всему вышесказанному, попытаемся представить технологическую цепочку написания и представления эссе для ученика. Она может выглядеть следующим образом:

  1. постановка проблемы (знакомство с проблемой, заложенной в предлагаемой для написания эссе теме);

  2. обдумывание проблемы (определение содержания: идеи, примеры, их иллюстрирующие);

  3. планирование эссе (определение структуры);

  4. написание эссе;

  5. проверка и редактирование работы;

  6. подготовка презентации;

  7. презентация эссе.

Технология подготовки учащихся к написанию эссе будет несколько иной (технология для учителя):

1-й этап: организация самостоятельного знакомства учащихся с эссе – литературным жанром и требованиями к написанию эссе (в рамках конкретного испытания, например: ЕГЭ, олимпиады или конкурса);

2-й этап: знакомство учащихся с образцами эссе (желательно по данному предмету);

3-й этап: «проба пера» или проведение практической работы по освоению учащимися алгоритма написания эссе (отметим, что данный этап может быть организован в интерактивном режиме, учащиеся могут писать эссе в малых группах, используя все необходимые для работы материалы: от учебника, словарей до иных источников информации);

4-й этап: подготовка презентации групповых эссе;

5-й этап: презентация и коллективная оценка эссе, разработанных в группах;

6-й этап: определение общих трудностей (ошибок, недочетов) в ходе написания эссе и путей их преодоления (исправления);

7-й этап: написание индивидуальных эссе.

Готовя задания по написанию эссе, подбирая темы для работ, можно ориентироваться на общие подходы к их подбору:

- краткость;

- связь с историческими явлениями, процессами, событиями; опора на прочитанную литературу, источники;

- проблемный характер и возможность неоднозначной трактовки.


В заключении обратимся к вопросу, озвученному нами в начале данной статьи: «Как научиться хорошо писать и представлять эссе?» Ответ парадоксален – надо делать это! Тренироваться в написании и представлении эссе. И награда непременно найдет своего героя!


Ресурсы по теме «Технология подготовки учащихся к написанию эссе»:

Брандт М.Ю. Эссе на экзамене по обществознанию // Преподавание истории и обществознания в школе. № 1, 2004.

Карнаух Н.Л. Литература: Учимся писать эссе: Учеб.пос. (Рабочая тетрадь). – 2-е изд., доп. / Н.Л. Карнаух. – М.: Издательский дом «ГЕНЖЕР», 2004.

Киприянова Е.В. Как научиться писать эссе по обществознанию на «отлично»? // Преподавание истории и обществознания в школе. № 9, 2003.

Эпштейн М.Н. Опыты об эссе // Опыты-Ed. СПб.; Париж. № 1, 1994.

http://www.msses.ru/win/study/how-to-write-good-essay.html

http://law.edu.ru/stage/stage.asp?stageID=1202005

http:// www.gramma.ru

http://www.krugosvet.ru


Некоторые образцы эссе можно найти на сайтах:

http://lib.ru/FILOSOF/ORTEGA/ortega04.txt

http://imperium.lenin.ru/LENIN/10/Halstuh.html

http://history.machaon.ru/all/number_20/essay/tyulin/index.html

http://www.newacropol.ru/image/Konkurs/winners/

7


Технология подготовки учащихся к написанию эссе
  • История
Описание:

Технология подготовки учащихся к написанию эссе

Эссе – прозаическое произведение небольшого объема и свободной композиции, выражающее индивидуальные впечатления и соображения по конкретному поводу или вопросу и заведомо не претендующее на определенную или исчерпывающую трактовку предмета. Как правило, эссе предполагает новое, субъективно окрашенное слово о чем-либо. Эссеистический стиль отличается образностью, афористичностью и установкой на разговорную интонацию и лексику.

Особенности эссе, как литературного жанра

особенности объема

как правило, это небольшая работа

индивидуальность работы

субъективные, личные впечатления и соображения на заданную тему

особенности стиля

образность, афористичность, разговорные интонации и лексика

особенности композиции

композиция свободна, однако, это не предполагает ее полное отсутствие;

последовательность изложения, как правило, подчинена только внутренней логике авторских размышлений, мотивировки, связки между частями текста часто носят в эссе ассоциативный характер; отсюда особый синтаксис - множество неполных предложений, вопросительные и восклицательные конструкции;

в пунктуации - многоточия, будто приглашающие к соразмышлению

 

 

 

Автор Чикова Лилия Николаевна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел История
Подраздел
Просмотров 541
Номер материала 42884
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓