Главная / Начальные классы / Статья на тему: "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОГРАММ «ДЕТСКИЙ САД 2100», «ШКОЛА 2100»)"

Статья на тему: "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОГРАММ «ДЕТСКИЙ САД 2100», «ШКОЛА 2100»)"

Статья на тему: "ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОГРАММ «ДЕТСКИЙ САД 2100», «ШКОЛА 2100»)"
  • Начальные классы
Описание:

ОСУЩЕСТВЛЕНИЕ ПРИНЦИПА ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ И НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЫ (НА МАТЕРИАЛЕ ПРОГРАММ «ДЕТСКИЙ САД 2100», «ШКОЛА 2100»)

 

Анастасия Александровна Мартынова

 

ГБОУ школа № 217 им.Н.А.Алексеева

 

Модернизация системы образования особо актуализировала проблемы, связанные с ее гуманизацией, одним из условий которой является реализация преемственности между дошкольным образовательным учреждением и школой.

Проблема преемственности всегда была в центре внимания отечественной психолого-педагогической науки. Этим занимались ученые: Б.Г. Ананьев,  Ш.И. Ганелин, В.В. Давыдов, В.Т. Кудрявцев, А.А. Люблинская.

Большинство этих исследований выполнено во второй половине XX века. Изменения, происходящие в обществе и системе образования в настоящее время, требуют новых подходов к обсуждаемой проблеме: реализации преемственности с учетом современного состояния и перспектив развития дошкольного и начального школьного образования.

Историю изучения вопросов преемственности в образовании можно начать с анализа работ Я. А. Коменского, который создал систему обучения, включающую несколько уровней школ от «материнской школы» до «академии», где большое внимание уделяется вопросам перехода обучающихся с одной ступени на другую: «в первых двух школах всё будет преподаваться в более общих и простых чертах, а в последующих — всё более подробно и отчётливо, точно так же, как дерево с каждым новым годом пускает всё большее число корней и ветвей, всё более крепнет и приносит больше плодов».

На современном этапе к вопросам преемственности в образовании обращались Ю.К. Бабанский, А.А. Люблинская, И.Я. Лернер и др. Этими учеными преемственность изучается и как педагогический принцип, и как условие, и как базовый механизм, обеспечивающий непрерывность образования. На основе работ А.К. Орешкиной преемственность в системе непрерывного образования исследуется как процесс и результат последовательной и системной соподчиненности всех структурных уровней и ступеней образования, характеризующихся систематичностью и последовательностью освоения человеком образовательных программ.

Изучение состояния вопроса в теории и практики такими педагогами как А.А. Леонтьев, Д. И. Фельдштейн, который принимал активное участие в создании образовательной системы «Школа 2100». Его концепция психологии взросления положена в основу всех учебников, реализующих идеи проекта «Школа 2100», С.К. Бондырева, Ш.А. Амонашвили  показывает, что преемственность зачастую понимается узко и больше декларируется, чем осуществляется. Нередко преемственность характеризуется как информативная подготовка ребенка к новой ступени образования, как освоение содержания школьных курсов, что приводит к не сформированности готовности к школе и отрицательно отражается на успешности обучения ребенка, комфортности его пребывания в классе. Обучение в школе с 6 лет, ещё более актуализирует проблему преемственности. Трудности обучения в школе связаны и с недостаточным вниманием к обучению.

Педагоги и психологи попытались понять, почему пытливый первоклассник с горящими глазами, приходя в 1 класс, очень скоро теряет интерес к учебе, часто просто боится идти в школу; почему очень редко переход из начальной школы в основную не проходит без психологических срывов, понижения успеваемости и падения дисциплины; почему нереально поступить в институт без репетитора даже успевающему ученику, и почему столько жизненных неудач у молодых людей после окончания школы.

Необходимость преемственности в системе образования — это установление взаимосвязи между смежными ее звеньями в целях последовательного решения задач обучения и воспитания.

Преемственность детского сада и начальной школы предполагает взаимосвязь содержания их воспитательно-образовательной работы, методов ее осуществления. Необходимость преемственности между детским садом и школой усиливается в еще большей мере в связи со значительно возросшей ролью общественного дошкольного воспитания в нашей стране. Дошкольное воспитание — первое звено единой системы народного образования.

Процесс преемственности детского сада и школы предусматривает, с одной стороны, передачу детей в школу с таким уровнем общего развития и воспитанности, который отвечает требованиям школьного обучения, с другой — опору школы на знания, умения, качества, которые уже приобретены дошкольниками, активное использование их для дальнейшего всестороннего развития учащихся. Работникам дошкольных учреждений необходимо знать требования, которые предъявляются детям в 1 классе, и в соответствии с ними готовить старших дошкольников к систематическому учению в начальной школе.

Преемственность между дошкольным и младшим школьным возрастом рассматривается нами на современном этапе как одно из условий непрерывного образования ребёнка и определяется степенью его готовности самостоятельно добывать и применять знания. Преемственность — объективная необходимая связь между новым и старым в процессе развития. Непрерывность образования понимается нами как обеспечение этой необходимой связи в процессе, как согласованность и перспективность всех компонентов системы (целей, задач, содержания, методов, средств, форм организации воспитания и обучения) на каждой ступени образования. Таким образом, преемственность — это не только подготовка к новому, но и сохранение и развитие необходимого и целесообразного старого, связь между новым и старым как основа поступательного развития.

Реализация принципа преемственности между дошкольным образовательным учреждением и начальной школой в процессе обучения, построение обучения на основе единых методических принципов и с учетом тенденций и динамики развития детей действительно обеспечивает высокий уровень готовности при поступлении ребенка в школу.

Анализируя программы «Детский сад 2100», «Школа 2100» можно выявить следующие преемственные связи, которые прослеживаются в целях и задачах программ. Задачи по подготовке детей к обучению грамоте являются предпосылками для воспитания и формирования у первоклассников потребности в активном использовании всего богатства русского языка и осознания себя как носителя родного языка, воспитывает чувство патриотизма. Преемственность существует и на уровне заданий, которые предлагает единый авторский коллектив учебников для дошкольников и младших школьников. Ребятам дошкольного возраста предлагаются упражнения в раскрашивании и обводке картинок по контуру, штриховка, что готовит руку к письму в первом классе. В дошкольном учреждении, дети опытным путем через знакомство с органами артикуляции приходят к пониманию дифференциации звуков по мягкости-твердости, учатся различать гласные и согласные, что позволяет в начальной школе производить звуко - буквенный анализ слова, постановку ударения в слове, деление на слоги, что предполагает формирование правильного переноса слов при написании текстов. Рассматривание картинок и нахождение общего и различного подводит детей в первом классе на уроках математики к тому, что предметы можно объединять по форме, цвету, размеру, назначению и т.д. В процессе проигрывания жизненных ситуаций на занятиях по окружающему миру дети учатся жить в обществе, общаться друг с другом, закладываются основы этикета, что помогает адаптации в школе, формирует умение выстраивать деловые отношения. Содержание предмета Окружающий мир настолько широко, что затрагивает не только вопросы о культурном и эстетическом воспитании ребенка, но еще и нравственном и духовном. Проведение совместных с родителями праздничных мероприятий приобщает детей к культуре русского народа, формирует любовь к Родине. В школе происходит дальнейшее развитие этих качеств у детей, они более осознанно и активно принимают участие в мероприятиях. Изучая окружающий мир в дошкольном детстве, у детей закладываются основы естественных и точных наук, которые изучают в школе.

Дошкольное воспитание - это первая значимая ступень в образовании и воспитании ребенка, в формировании у него интереса к познанию себя, как представителя человеческого рода, члена общества, носителя родного языка, а так же к восприятию и познанию окружающей действительности. Все это отражено в программах «Детский сад 2100», «Школа 2100» и выражено в единстве целей и задач образования и воспитания, в общей методической оснащенности, в организации непосредственного учебного процесса – в выборе форм, методов, приемов и принципов обучения. Это все учит быть ребенка раскрепощенным, открытым, активным в творчестве и учебе, добывать знания, рассуждать, правильно выстраивать свой ответ на поставленный вопрос, задавать свои вопросы, что приводит к успеху на протяжении всего обучения, начиная от детского сада и заканчивая высшим учебным заведением.

 

Список используемой литературы:

1.                Должикова, Р.А. Реализация преемственности при обучении и воспитании детей в ДОУ и начальной школе/ Г.М. Федосимов, Н.Н. Кулинич, И.П. Ищенко. - М.: Школьная Пресса, 2008. - 126с.

2.                Леонтьев А.А. Непрерывность и преемственность образования. / Образовательная система «Школа 2100». Педагогика здравого смысла. - М.: Баллас, 2006. – 306с.

 

3.                Образовательная система «Школа 2100»: сб. программ. Дошкольное образование. Начальная школа / под науч. ред. Д. И. Фельдштейна, 2008. – 316 с.

 

Автор Мартынова Анастасия Александровна
Дата добавления 06.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 627
Номер материала 39310
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓