Главная / Информатика / Интегрированный урок (Русский язык+Информатика). «Информация, информационные процессы и текст» 8 класс

Интегрированный урок (Русский язык+Информатика). «Информация, информационные процессы и текст» 8 класс

Интегрированный урок (Русский язык+Информатика). «Информация, информационные процессы и текст» 8 класс
  • Информатика
Описание:


Оборудование: ПК; операционная система Windows XP; текстовый редактор Microsoft Word

Цели:

Учебная:

По русскому языку

  • обобщить и закрепить знания учащихся о тексте как единице языка;
  • совершенствовать умения и навыки учащихся по теме «Комплексный анализ текста»;
  • способствовать формированию понятия о речевой деятельности человека;
  • постепенно готовить учащихся к сдаче ГИА и ЕГЭ по русскому языку.

По информатике

  • способствовать формированию понятия об информационной деятельности человека;
  • обобщить и закрепить знания учащихся об информационных процессах;
  • способствовать формированию практических умений и навыков работы в текстовом редакторе Microsoft Word:
  • использовать основные операции с фрагментом текста (копирование, перемещение, удаление);
  • форматировать символы (установка основных и дополнительных параметров); 
  • форматировать абзацы;
  • сохранять текстовый документ на носитель.

Развивающая:

  • развивать творческие и познавательные способности учащихся через знакомство с информационными процессами;
  • формировать у учащихся готовность к информационно-учебной деятельности, выражающейся в их желании применять средства информационных технологий в любом предмете для реализации учебных целей и саморазвития;
  • формирование общеучебных, общелогических, информационно-коммуникативных умений;
  • способствовать повышению мотивации учения, формированию познавательного интереса учащихся и рассмотрению явлений с нескольких сторон;
  • способствовать развитию речи, формированию умения учащихся сравнивать, обобщать, делать выводы.

Воспитывающая:

  • Способствовать формированию у учащихся целостной картины мира;
  • Воспитывать устойчивый интерес к изучаемым предметам, положительное отношение к знаниям;
  • расширять кругозор, способствовать формированию разносторонне развитой, гармонически и интеллектуально развитой личности;
  • воспитывать любовь к родному языку и русской культуре.

План урока:

Содержание

Время

  1. Организационный момент:
  • Приветствие;
  • Отметить присутствующих.

3 мин.

  1. Актуализация изученного материала:
  • Просмотр видеоролика;
  • Постановка целей;
  • Опрос учащихся по теме «Информационные процессы» (информатика).

10 мин.

  1. Повторение и обобщение знаний по теме «Текст» (русский язык):
  • Фронтальный опрос;
  • Устная работа по тесту «Смысловая и композиционная целостность текста».

10 мин.

  1. Физкультминутка

3 мин.

  1. Компьютерный практикум:
  • Тест «Комплексный анализ текста»;
  • Редактирование, форматирование, сохранение текстового документа.

10 мин.

  1. Подведение итогов урока. Рефлексия.

2 мин.

  1. Домашнее задание.

2 мин.

Ход урока:

  1. Организационный момент: приветствие, проверка готовности к уроку, отметить присутствующих.
  2. Актуализация изученного материала:

Просмотр видеоролика (Приложение 5)
Учитель информатики:
Слайд 1 (Приложение 6)
- Значимость изученной темы: «Информация и информационные процессы» велика и об этом говорит то, что мы посвятили ей почти три месяца. На прошлом уроке мы выполнили контрольную работу по теме, результаты вам известны и сегодня хотелось бы с практической стороны обобщить и повторить ещё раз основные понятия темы «Информация и информационные процессы» и основной акцент сделать на вопрос: «Информационная деятельность человека».
Слайд 2 (Приложение 6)

- Обратимся в далёкое прошлое:

  • На глиняной дощечке (шумерское письмо IV тысячелетия до нашей эры) начертано: «Настали тяжёлые времена. Дети перестали слушаться родителей, и каждый норовит написать книгу ».
  • Особо модным стало жаловаться на непереносимость информационного бремени с XVII века.
  • В XX веке заговорили не более ни менее, как об информационной катастрофе.

Слайд 3 (Приложение 6)

Информационный кризис – это возрастающее противоречие между объёмом накапливаемой информации в обществе и ограниченными возможностями её переработать, отдельно взятой личности.
По оценкам специалистов в настоящее время количество информации, циркулирующее в обществе, удваивается каждые 8-12 лет.
Слайд 4 (Приложение 6)

Чтобы справиться с такой лавиной информации, недостаточно возможностей человеческого организма.
Сформировались новые научные дисциплины – информатика, кибернетика, бионика, робототехника и др., имеющие своей целью изучение закономерностей информационных процессов.
Слайд 5 (Приложение 6)
- Что такое информация?
Ученики:
- Чёткого определения дать нельзя. Термин «информация» произошёл от латинского слова «informetio», означающее разъяснение, изложение, осведомлённость. В обычной жизни под информацией понимают всякого рода сообщения, сведения о чём-либо, которые получают и передают люди.
Учитель информатики:
- Что такое информационные процессы?
Ученики:
- Определение: Процессы, связанные с изменением информации или действиями с использованием информации, называют информационными процессами.
Слайд 6 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- В информатике к информационным процессам относят :

  • сбор информации;
  • представление информации;
  • обработка информации;
  • хранение информации;
  • передача информации.

Слайд 7 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Что такое информационная деятельность человека?
Ученики:
- Определение: Деятельность человека, связанную с процессом сбора, представления, обработки, хранения и передачи информации, называют информационной деятельностью.
Слайд 8 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Что мы понимаем под сбором информации ?
Ученики:
- Определение: Сбор информации – это целенаправленный процесс, который сводится к поиску, отбору, получению и накоплению нужной для дальнейшего использования информации.
Слайд 9 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Что мы понимаем под обработкой информации ?
Ученики:
- Определение: Обработка (преобразование) информации – это целенаправленный процесс изменения содержания и формы представления информации.

Слайд 10 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Для того чтобы информация стала достоянием многих людей и могла передаваться последующим поколениям, она должна быть сохранена.
-Что мы понимаем под хранением информации ?
Ученики:
- Определение: Сохранить информацию – это значит тем или иным способом зафиксировать её на некотором носителе.
Слайд 11, 12, 13, 14 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Хранение информации всегда связано с её носителем:

  • Бумага - основной носитель, так как обладает свойствами дешевизна, прочность, долговечность, удобство нанесения знаков;
  • Электронные носители (получили широкое распространение в наши дни);
  • Человеческая память - важное хранилище информации. Основное свойство человеческой памяти: если не закреплять знания постоянными упражнениями, то информация быстро забывается.

Слайд 15, 16  (Приложение 6)
Учитель информатики:
-Передача информации – один из важных информационных процессов.
Информацию можно передавать от источника к приёмнику по каналу связи.

Универсальным средством передачи информации являются компьютерные сети.

Слайд  17,18 (Приложение 6)
Учитель информатики:
-Чтобы информацию передать и сохранить, ей нужно придать форму, т.е. представить в виде рисунка, числа или текста. Для этого, на протяжении всей своей истории человечество использовало разнообразные знаки.
- (Сообщение учащегося на тему «Разнообразие знаков»).

Повторение и обобщение знаний по теме «Текст» (русский язык):

Учитель русского языка:
- Развитие информатики, необходимость общения человека с машиной заставила учёных специально обратиться к исследованию речевой деятельности. У информатики и лингвистики очень много общего.  Так, например, язык – это знаковая система. А самой крупной единицей языка является текст.
- Дайте определение: что такое текст?
- Мы живём в мире текстов, они нас окружают, мы их читаем, слушает, изучаем, создаём сами, когда говорим, пишем… Текст – это наша речь, это жизнь нашего языка. И именно на уровне текста можно увидеть, как совпадает информационная и речевая деятельность человека.
Слайд 19 (Приложение 6)

Информационная деятельность человека

Виды речевой деятельности

Сбор информации

Сбор языкового материала.

Представление информации

Создание текста в устной или письменной форме.

Обработка информации

Сворачивание текста.
Выявление авторской позиции.
Интерпретация текста (развёрнутый ответ на вопрос с обоснованием собственной позиции).

Хранение информации

Запись текста на носитель.

Передача информации

Слушанье, чтение текста.

- Текст – это речевое произведение, и, чтобы получить больше информации из текста, нужно глубоко осмыслить содержание текста, увидеть связь его содержания и формы (т. е. фонетический, морфологический, лексический, синтаксический уровень). Тексту как единице языка уделяется большое внимание в ваших учебниках, также это нашло отражение в экзаменах: ГИА – 9 класс, ЕГЭ – 11 класс.
- Рассмотрим тест «Смысловая и композиционная целостность текста».
Слайд 20, 21 (Приложение 6)
Смысловая и композиционная целостность текста (Приложение 1)

Прочитайте текст и выполните задания 1-10.

А. Только при сопоставлении правды и поэтического вымысла поэта мы узнаем, как философствовал он над своей жизнью.
Б. Мы получаем возможность проникать в духовную жизнь А.С. Пушкина, вскрывая психологические ходы в его творчестве, умея отделить в нем «правду» от «вымысла», вычисляя углы, под которыми жизнь преломляется в его поэзии.
В. Постигая авторские зашифровки, мы обретаем  неизъяснимую радость.
Г. Потому-то биография Пушкина всегда привлекала внимание исследователей, что они видели в ней вернейший и единственный ключ к пониманию его творчества.
Д. …

1. В каком порядке должны следовать предложения, чтобы получился текст?      
       1) Б, Г, А, В              2)  В, Г, Б, А             3) Б, А, В, Г             4)  В, Б, А, Г

2.  Какое предложение должно стоять пятым на месте пропуска?
1) Философская лирика занимает особое место в творчестве А.С.Пушкина.
2) Для нас открывается новая истина, такая простая и вместе с тем такая сложная.
3) Эта радость – возможность слышать его суд над собой и миром.
4) На все благородное Пушкин дал благородный отзвук.

3. Какое слово или сочетание слов является грамматической основой в одном из предложений?
1) узнаем
2) получаем возможность
3) умея отделять
4) жизнь преломляется
- Какой тип сказуемого в этой основе?

4.  Определите основную мысль текста.
 1)  Поэт не вторгается во внешние явления, не связанные с творчеством, его удел – культура.              
 2)  Могут устареть язык и приемы, но сущность поэзии как вида искусства неизменна.
 3)  Жизненный и творческий путь поэта – ключ к  пониманию его произведений.
 4)  Постигая тайны мастерства А.С. Пушкина, мы обретаем радость.

5.  Найдите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным предложением, начертите в тетради его схему.
1) А             2)  В             3) Б            4)  Г
- Найдите простое осложнённое предложение? Чем оно осложнено?

Задание №1
- Оно звучит как восстановление текста.
- Текст – это единая словесная ткань. Каковы законы его строения?
- Какие средства связи предложений в тексте помогли вам восстановить текст? (однотематическая лексика, лексический повтор, местоимение: жизнь – биография – жизнью А. С. Пушкина – он – авторские).
Задание №2 – ответ 3
Задание №4 – ответ 3

Физкультминутка

Слайд 22 (Приложение 6)

Компьютерный практикум

Слайд 23 (Приложение 6)
- Что такое идея текста?  (То, что автор хочет доказать, т. е. авторская точка зрения).

- В качестве закрепления выполните компьютерный практикум на материале теста «Комплексный анализ текста» (Приложение 2, 4)

Итог урока. Рефлексия

Слайд 24 (Приложение 6)
Учитель информатики:
- Закончите предложение, воспользовавшись подсказкой: «Учебная деятельность – это…»
(Приложение 7)
- Ребята, возьмите лист самоконтроля (Приложение 3) и оцените свою учебную деятельность на сегодняшнем уроке. В качестве оценки используйте знаки, предложенные на доске (смайлики). Вам предлагается в определённой ячейке также оценить форму урока: поставьте свою оценку используя те же знаки.

Домашнее задание

Учитель русского языка:
- Ребята, посмотрите, пожалуйста, карточку с домашним заданием (Приложение 8). На интегрированном уроке и Д/з тоже будет интегрированным. Я предлагаю вам написать небольшое сочинение-рассуждение на одну из тем:
- Прочитаем эти темы.
- Но представить текст нужно в электронном варианте, согласно тем форматам, которые задала вам Наталья Викторовна (учитель информатики). Когда вы сдадите работу, то получите оценку по русскому языку – за сочинение, по информатике – за работу по редактированию и форматированию текста в текстовом редакторе.
Слайд 25 (Приложение 6)

 

Автор Мельникова Наталья Викторовна . Игнатова Людмила Дмитриевна
Дата добавления 28.06.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 1760
Номер материала 746
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓