Главная / Информатика / Конспект урока «Информационные модели» 7 класс

Конспект урока «Информационные модели» 7 класс

Конспект урока «Информационные модели» 7 класс
  • Информатика
Описание:


Оборудование урока: УМК Л. Босовой «Информатика-7»: учебник, рабочая тетрадь на печатной основе; распечатки, компьютеры, мультимедийный проектор, экран.

Цели урока:

  • Формирование представлений учащихся о моделях и моделировании;
  • Знакомство с классификацией информационных моделей по способу представления;
  • Развитие практических  умений и навыков создания информационных моделей различных видов.

Тип урока: изучение нового материала.

План урока:

  • Орг. момент (1 мин).
  • Актуализация знаний (8 мин).
  • Объяснение нового материала (10 мин).
  • Решение задач на закрепление (7 мин.)
  • Работа с компьютером (15 мин).
  • Подведение итогов, постановка домашнего задания (4 мин).

Ход урока:

1. Орг. момент
- приветствие; проверка отсутствующих.

2. Актуализация знаний

  • Дайте определение следующим понятиям:
  • Модель (объект, который используется в качестве «заместителя», представителя другого объекта (оригинала) с определенной целью)
  • Моделирование (метод познания окружающего мира, состоящий в создании и исследовании моделей реальных объектов).
  • Какие виды моделей Вы знаете? Поясните. (натурные - реальные предметы, в уменьшенном или увеличенном виде воспроизводящие внешний вид, структуру или поведение объекта моделирования; информационные- описания объекта оригинала на языках кодирования информации.)
  • Назовите причины создания следующих моделей:
  • Вращение Земли вокруг своей оси.swf (Причина создания моделей: >объект слишком велик.)
  • Модель атома кислорода.swf (Причина создания моделей: малые размеры, невозможность зафиксировать характер связей и скорость движения в реальном процессе.)
  • Двигатель внутреннего сгорания.swf (Причина создания моделей: >процесс протекает очень быстро.)
  • Происхождение озер.swf (Причина создания моделей: процесс протекает очень медленно)
  • Стихии.swf (Причина создания моделей: исследование объекта может оказаться опасным для окружающих.)
  • Определите какие из следующих моделей являются информационными, а какие натурными (примеры натуральных моделей: манекен, авиамодель, муляж картофеля; примеры информационных моделей: фотография, карта местности, чертеж авто).

3. Объяснение нового материала
Сегодня на уроке мы поговорим об информационных моделях и рассмотрим их виды.
Давайте разберем такую жизненную ситуацию: вам необходимо приобрести дачу. При покупке на что вы обращаете внимание в первую очередь (внешний вид)?
В таблице, приведен пример информационной модели дачного дома — карточка из каталога, по которому вы можете выбрать подходящий дом. Каждая карточка в каталоге содержит названия свойств дома (слева) и значения этих свойств (справа). Это полная информация об объекте? (нет). На что ещё вы обращаете внимание при покупке дачи? (стоимость, район, …)

she1.jpg

Все названия свойств в информационных моделях — это всегда знаковые элементы, потому что название может быть выражено только знаками. А вот значения величин могут нести как знаковую, так и образную информацию. Например, в табл. значение величины «внешний вид» выражено образным элементом (рисунком), а значения остальных величин выражены с помощью знаков (чисел, слов, запятых).
- Давайте вместе с вами подумаем и скажем, что такое информационные модели? В какой форме они представляют объекты?
Набор свойств, содержащий всю необходимую информацию об исследуемых объектах и процессах, называют информационной моделью.
Информационные модели представляют объекты и процессы в образной или знаковой форме.

По способу представления различают следующие виды информационных моделей:

she2.jpg
  • Образные модели (рисунки, фотографии и др.) представляют собой зрительные образы объектов, зафиксированные на каком-либо носителе информации (бумаге, фото- и кинопленке и др.).

Вопросы:

  • Рисуете ли вы чертежи на уроках черчения?
  • На каких предметах вы пользуетесь рисунками? (иллюстрации в учебниках ботаники, географии)
  • Какую информацию можно получить из фотографии со спутников поверхности Земли? (Изображения со спутников также были использованы для построения подробных карт, необходимых при строительстве дорог, прокладке железнодорожных путей и ирригационных каналов. Появилась возможность составлять карты подводного рельефа, например коралловых рифов, представляющих потенциальную опасность для мореплавания.)
  • Знаковые информационные модели строятся с использованием различных языков (знаковых систем). Словесные описания – это письменное или устное представление информационной модели средствами естественного языка.

Примеры моделей:

  • информация в учебниках
  • произведения художественной литературы
  • тексты, описывающие алгоритмы
  • текстовое описание объектов и процессов

Формула  - выраженный условными знаками ряд математических величин в их функциональных зависимостях (в математике).
Примеры моделей:

  • модель прямолинейного перемещения тела she3.jpg
  • математическая модель периода колебаний пружинного маятника she4.jpg
  • Во многих моделях сочетаются образные и знаковые элементы. Такие модели называют смешанными. Примерами смешанных информационных моделей могут служить таблицы, графики, диаграммы, схемы (географические карты, блок-схемы, графы) и пр. Во всех этих моделях используются одновременно и графические элементы, и символьный язык.

4. Решение задач на закрепление. (Файл Информационное моделирование.swf, раздел задания)
№1. Укажите информационные модели.

  • физическая карта
  • глобус
  • график зависимости расстояния от времени
  • макет здания
  • схема узора для вязания крючком
  • муляж яблока
  • манекен
  • схема метро

№2. Укажите пары объектов, о которых можно сказать, что они находятся в отношении «объект — модель».

  • компьютер — процессор
  • слякоть — насморк
  • автомобиль — техническое описание автомобиля
  • город — путеводитель по городу
  • самолет — радиоуправляемая модель самолета
  • человек — манекен
  • Новосибирск — город

№3. Заполните схему информационных моделей. Впишите справа термины, в соответствующие прямоугольники.

she5.jpg
№4. Приведите примеры:
 а) образной информационной модели _________________________________________________

__________________________________________________________________________________

 б) знаковой информационной модели _________________________________________________

__________________________________________________________________________________

в) смешанной информационной модели________________________________________________

5. Работа с компьютером. Мир информатики 3 год, тема «Моделирование», собираем аппликацию
6. Подведение итогов, постановка домашнего задания.  Прочитать §2.2, решить задачу №5
№5.  Построение информационных моделей.
Рассматривается задача: «Из Городовиковска в Элисту выезжает рейсовый автобус со скоростью 60км/ч. Одновременно из Элисты в Городовиковск отправляется маршрутное такси, скорость которого 80 км/ч. Через сколько часов они встретятся, если расстояние между городами равно 280 км»
Учитель: ребята, о каком реальном объекте идёт речь в задаче? (объект-процесс движения автобуса и такси).
Давайте рассмотрим различные способы представления этого объекта, т.е. построим различные информационные модели. В ходе беседы с учащимися выясняем, что  можно построить следующие модели:
Знаковая (записанная на языке математических формул)
V1  -  скорость автобуса,
V2  -  скорость такси,
S – расстояние, t - ? время движения.
t =  S : (V1 +V2)
Образная  (отрезок – расстояние между городами, стрелки – скорости и направление движения, флажок – место встречи)

she6.jpg

Смешанная

Объект

Расстояние, км
(движение навстречу)

Скорость, км/ч

Время, ч

Рейсовый автобус

280

60

 ?

Такси

80

22.02.2013

save.pngПриложения:

  1. Конспект урока в формате .DOC
  2. Презентация (41 слайд) .PPT
  3. Флеш ролики .SWF
  4. Видео ролик «Модель атома кислорода» .AVI
Автор Шегедина Ирина Игоревна
Дата добавления 22.02.2013
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 14329
Номер материала 572
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓