Главная / Информатика / Конспект урока на тему «Исследование физических моделей» 10-11 класс

Конспект урока на тему «Исследование физических моделей» 10-11 класс

Название документа Автор.doc

Титова Людмила Ивановна

Учитель Информатики и ИКТ

Высшая квалификационная категория

Лицей «Серпухов»

Московская область город Серпухов

e-mail: mig_luda@mail.ru

адрес сайта: titovainfic.moy.su

Название документа Исследование физических моделей на компьютере.ppsx

1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1
Описание слайда:

№ слайда 2
Описание слайда:

№ слайда 3
Описание слайда:

№ слайда 4
Описание слайда:

№ слайда 5
Описание слайда:

№ слайда 6
Описание слайда:

№ слайда 7
Описание слайда:

№ слайда 8
Описание слайда:

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

Название документа Исследование физических моделей на компьютере.pptx

Формализованная модель Компьютерная модель Компьютерный эксперимент Анализ по...
Компьютерная модель на языке Delphi Первоначально представим алгоритм в графи...
Содержательная постановка задачи В процессе тренировок теннисистов используют...
Качественная описательная модель Сначала построим идеализированную модель дви...
Формальная модель Формулы равномерного и равноускоренного движения: х = v0 • ...
Компьютерный эксперимент Введем произвольные значения начальной скорости и уг...
 Автор Титова Л.И.
Устный опрос по ранее пройденному материалу Дать определение понятиям моделир...
1 из 10

Описание презентации по отдельным слайдам:

№ слайда 1 Формализованная модель Компьютерная модель Компьютерный эксперимент Анализ получ
Описание слайда:

Формализованная модель Компьютерная модель Компьютерный эксперимент Анализ полученных результатов Описательная информационная модель Выделение существенных параметров объекта Запись на каком-либо формальном языке Запись на языке программирования или реализация алгоритма с использованием одного из приложений Получение результатов Корректировка исследуемой модели Автор Титова Л.И.

№ слайда 2 Компьютерная модель на языке Delphi Первоначально представим алгоритм в графичес
Описание слайда:

Компьютерная модель на языке Delphi Первоначально представим алгоритм в графическом представлении (в виде блок схемы). Далее преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием системы программирования Borland Delphi. Программа созданная на основе приведенной выше блок-схемы позволяет определить начальную скорость и угол бросания мячика. Для визуализации формальной модели строится траектория движения тела. Посмотреть блок-схему алгоритма

№ слайда 3 Содержательная постановка задачи В процессе тренировок теннисистов используются
Описание слайда:

Содержательная постановка задачи В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии. Автор Титова Л.И.

№ слайда 4 Качественная описательная модель Сначала построим идеализированную модель движен
Описание слайда:

Качественная описательная модель Сначала построим идеализированную модель движения объекта. Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения: мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой; изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с2 и движение по оси OY можно считать равноускоренным; скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ можно считать равномерным. Автор Титова Л.И.

№ слайда 5 Формальная модель Формулы равномерного и равноускоренного движения: х = v0 • cos
Описание слайда:

Формальная модель Формулы равномерного и равноускоренного движения: х = v0 • cosa • t у = v0 • sina • t – g • t2/2. Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s от автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s: t = s/(v0 • cosa). Подставляем это значение для t в формулу для у. Получаем L— высоту мячика над землей на расстоянии s: L = s • tga - g •s2/(2 • v02 • cos2a). Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты L мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства: О <= L <= h. Если L < 0, то это означает «недолет», а если L > h, то это означает «перелет». Автор Титова Л.И.

№ слайда 6 Компьютерный эксперимент Введем произвольные значения начальной скорости и угла
Описание слайда:

Компьютерный эксперимент Введем произвольные значения начальной скорости и угла бросания мячика: скорее всего его попадания в мишень не будет. Затем, меняя один из параметров, например угол, произведем пристрелку Запустить программу Автор Титова Л.И.

№ слайда 7  Автор Титова Л.И.
Описание слайда:

Автор Титова Л.И.

№ слайда 8 Устный опрос по ранее пройденному материалу Дать определение понятиям моделирова
Описание слайда:

Устный опрос по ранее пройденному материалу Дать определение понятиям моделирование и модель. Может ли объект иметь несколько моделей? Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью? Какие бывают модели? Что такое формализация? Автор Титова Л.И.

№ слайда 9
Описание слайда:

№ слайда 10
Описание слайда:

Название документа План проведения исследования модели.docx

hello_html_m2a7690f7.gifПлан проведения исследования модели


  1. С помощью программы подобрать начальную скорость бросания мяча v0 и угол a для заданного расстояния до мишени и высоты мишени.


1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

S

23

25

30

29

24

32

26

33

36

22

31

28

H

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2

1

2


2. Полученные данные занести в бланк ответов. Проанализировать полученные результаты и записать на бланке.


3. Сдать бланк преподавателю.




Результаты практической работы

На тему «Исследование физических моделей»


Фамилия Имя

Расстояние до мишени S=

Высота мишени h=

№ попытки

Угол a

Начальная

скорость v0

Результат

1




2












Оценка за работу:



v0 =__________

a =___________






Выводы о проделанной работе:____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________


Название документа План-конспект открытого урока (Моделирование физических процессов) .docx

План-конспект урока от 24.01.2008 г. Титова Л.И.


Тема урока: «Исследование физических моделей».

Цели урока:

  • Обучающие: Формирование теоретических и практических навыков построения и исследования физических моделей с использованием системы программирования Delphi и электронной таблицы Excel.

  • Развивающие: систематизация знаний, формирование творческого мышления, способности анализировать и сравнивать.

  • Воспитательные: формирование нравственных отношений между собой, умение слушать и уважение к старшим, дисциплине, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование:

  • класс с персональными компьютерами,

  • экран с проектором,

  • раздаточный материал (алгоритм выполнения задания в электронной таблице Excel),

  • демонстрационный материал (презентация в программе PowerPoint).


План урока

Организационная часть

  1. Сообщение о начале урока

  2. Взаимное приветствие

  3. Постановка цели на урок

Основная часть

  1. Активизация знаний и мотивация учащихся

  2. Демонстрация и объяснение нового материала

  3. Практическая работа учащихся

Заключительная часть

  1. Оценка работ учащихся

  2. Подведение итогов

  3. Домашнее задание


Ход урока

Организационная часть

  • Сообщение о начале урока

  • Взаимное приветствие.

  • Постановка цели на урок

На предыдущих уроках вы уже познакомились с такими понятиями, как модель, моделирование, формализация. Вы уже знаете, для каких целей используют модели, и какие бывают модели. Сегодня мы продолжим наше знакомство с моделями и моделированием. А заниматься мы будем моделированием физического процесса, с которым вы уже знакомы из курса физики. Но перед тем как мы приступим к изучению нового материала, мне бы хотелось проверить, как вы усвоили предыдущий материал.


Основная часть.

Активизация знаний и мотивация учащихся


Ответьте на следующие вопросы:

  1. Дайте определение понятию модель. (ответ: Модель - это некий новый объект, который отражает существенные признаки изучаемого объекта, явления, процесса.)

  2. Дайте определение понятию моделирование. (ответ: Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.)

  3. Может ли объект иметь несколько моделей? (ответ: Один и тот же объект может иметь множество моделей. Можно одну и ту же модель представить и с помощью среды программирования и с помощью электронной таблицы)

  4. Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью?(ответ: Разные объекты могут описываться одной моделью. (Равноускоренное движение характерно и для человека и для автомобиля и для самолета)

  5. Какие бывают модели? (ответ: Все модели можно разбить на два больших класса: модели материальные и модели информационные (глобус – материальная, таблица Менделеева – информационная)

  6. Что такое формализация? (ответ: Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией. В процессе исследования формальных моделей часто производится их визуализация. Для визуализации алгоритмов используются блок-схемы; пространственных соотношений между объектами – чертежи, моделей электрических цепей – электрические схемы, логических моделей устройств – логические схемы и так далее.

  7. Назовите основные этапы разработки информационных моделей на компьютере. (ответ: Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере:

  1. Строится описательная модель

  2. Строится формализованная модель

  3. Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель

  4. Проведение компьютерного эксперимента

  5. Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели)


Демонстрация и объяснение нового материала


Итак, мы вспомнили основные понятия, связанные с моделированием и готовы к следующему этапу. На сегодняшнем уроке мы попытаемся создать различные модели одного итого же физического процесса.

Рассмотрим процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту.


Содержательная постановка задачи. В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.


Качественная описательная модель. Сначала построим качественную описательную модель процесса движения тела с использованием физических объектов, понятий и законов, то есть в данном случае идеализированную модель движения объекта. Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:

  • мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;

  • изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с2 и движение по оси OY можно считать равноускоренным;

  • скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ можно считать равномерным.


Формальная модель. Для формализации модели обозначим величины:hello_html_m612d917f.png

v0 – начальная скорость мячика;

a угол бросания мячика

h - высота стенки

s - расстояние до стенки



Используем известные из курса физики формулы равномерного и равноускоренного движения. При заданных начальной скорости vо и угле бросания, а значения координат дальности полета х и высоты у от времени можно описать следующими формулами:

х = v0 cosa t;

у = v0 sina tg t2/2.

Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s от автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s:

t = s/(v0 cosa).

Подставляем это значение для t в формулу для у. Получаем L— высоту мячика над землей на расстоянии s:

L = s tga - g s2/(2 v02 cos2a).

Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты L мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства:

О <= L <= h.

Если L < 0, то это означает «недолет», а если L > h, то это означает «перелет».



Представим алгоритм решения в виде блок-схемы

НАЧАЛО

Ввод V0,,A,S,H

Вычисление

L по формуле

L<0

L>H

0≤L≤H


Вывод L

Вывод

траектории

КОНЕЦ


Недолет


Перелет


Попадание

Да

Да

Да

Нет

Нет

Нет

















































Компьютерная модель на языке Delphi. Преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием системы программирования Borland Delphi.

Создадим сначала графический интерфейс проекта как показано на рис 1. Макет - заготовка находится на FTP в папке TITOVA\Исследование ФМ.

hello_html_3aa28d66.png
















Рис. 1

Написать обработчики событий для кнопок «Бросок», «Далее», «Траектория». Обработчик кнопки «Бросок» (Текст на FTP в файле Бросок.txt)

procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);

begin

if (Edit1.Text<>'') and (edit2.Text<>'') and (edit3.Text<>'') and (edit4.Text<>'')

then

begin

v0:=strtofloat(edit1.Text);

a:=strtofloat(edit2.Text);

s:=strtofloat(edit3.Text);

h:=strtofloat(edit4.Text);

l:=s*(sin(a*pi/180)/cos(a*pi/180))-g*sqr(s)/(2*sqr(v0)*sqr(cos(a*pi/180)));

edit5.Text:=floattostr(l);

if (l>=0)and(l<=h) then edit6.Text:='Попадает';

if l<0 then edit6.Text:='Недолет';

if l>h then edit6.Text:='Перелет';

button1.Enabled:=true;

end

else

begin

showmessage( 'Не достаточно данных!!!');

if edit1.text='' then edit1.SetFocus

else if edit2.Text='' then edit2.SetFocus

else if edit3.text=''then edit3.SetFocus

else edit4.SetFocus;

end;

end;


Обработчик кнопки «Траектория» (Текст на FTP в файле Траектория.txt)


procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);

var mx,my,ww,hh,xe,ye:integer;

x,y,t:real;

xx,yy,n,nn:integer;

begin

mx:=paintbox1.ClientWidth; my:=paintbox1.ClientHeight;

with paintbox1.Canvas do

begin

Brush.Color:=clwhite; Brush.Style:=bssolid;

Pen.Color:=clblack; Pen.Width:=1;

Rectangle(0,0,mx,my);

t:=0; hh:=my div 2;

moveto(0,hh); lineto(mx,hh);

// ось х

xx:=0; n:=0; nn:=0;

while xx<=mx do

begin

if n=5 then

begin

textout(xx-3,hh+10,inttostr(nn));

n:=0;

moveto(xx,hh-6); lineto(xx,hh+6);

end

else

begin

moveto(xx,hh-3); lineto(xx,hh+3);

end;

xx:=xx+10;

inc(n); inc(nn);

end;

// ось у низ

yy:=hh;

while yy<=my do

begin

moveto(0,yy);

lineto(5,yy);

yy:=yy+10;

end;

//ось у верх

yy:=hh;

while yy>=0 do

begin

moveto(0,yy);

lineto(5,yy);

yy:=yy-10;

end;

moveto(0,hh);

// график

while t<=10 do

begin

y:=v0*sin(a*pi/180)*t-g*t*t/2;

x:=v0*cos(a*pi/180)*t;

xe:=trunc(x*10);

ye:=trunc(hh-y*10);

lineto(xe,ye);

t:=t+0.1;

end; // while

end; //with

button1.Enabled:=false;

end;


Обработчик кнопки «Далее» (Текст на FTP в файле Далее.txt)


procedure TForm1.BitBtn2Click(Sender: TObject);

begin

edit1.Clear;

edit2.Clear;

edit3.Clear;

edit4.Clear;

edit5.Clear;

edit6.Clear;

edit1.SetFocus;

end;


Осталось вставить в код программы описание констант и переменных которые будут доступны для всех подпрограмм.

const

g=9.81;

pi=3.14;

var

v0,a,s,h,l:real;

hello_html_m7cc874a8.png
















С помощью созданной программы подберём значения угла a и начальной скорости v0 при которых мяч попадем в мишень высотой L расположенную на расстоянии h от места броска.

Результаты наблюдений оформим в виде таблицы (раздаточный материал):


Фамилия Имя

Расстояние до мишени S=

Высота мишени h=

№ попытки

Угол a

Начальная

скорость v0

Результат

1




2












Оценка за работу:



v0 =__________

a =___________






Выводы о проделанной работе:____________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________

_______________________________________________________________________



Собрать раздаточный материал. Проверить результаты полученные учащимися. Поставить оценки.


Заключительная часть


Итак, сегодня на уроке мы создали компьютерную программу, которая позволяет исследовать физическую модель в нашем случае это тело, брошенное под углом к горизонту. С помощью данной компьютерной модели мы провели небольшой эксперимент. В результате, которого мы выяснили с какой начальной скоростью (v0) и под каким углом (a) необходимо бросить тело (мяч), чтобы оно попало в мишень заданной высоты (h) расположенную на заданном расстоянии (S).

На следующем уроке мы попробуем реализовать данную физическую модель в среде электронной таблицы MS Excel.


Оценка учителем работ учащихся.


Объявить учащимся оценки, полученные за урок и сообщить домашнее задание.

Спасибо за урок. До свидания.



10

Название документа Тема урока.doc

Тема урока «Исследование физических моделей»

Предмет: Информатика и ИКТ

Класс: 10-11

Использованный источник: Учебник 10-11 класс Н. Угринович Информатика и информационные технологии.

Ключевые слова: моделирование, информатика, открытый урок, презентация, план-конспект урока.


Конспект урока на тему «Исследование физических моделей» 10-11 класс
  • Информатика
Описание:

Цели урока:

  • Обучающие: Формирование теоретических и практических навыков построения и исследования физических моделей с использованием системы программирования Delphi и электронной таблицы Excel.
  • Развивающие: систематизация знаний, формирование  творческого мышления,  способности анализировать и сравнивать.
  • Воспитательные: формирование нравственных отношений между собой, умение слушать и уважение к старшим, дисциплине, соблюдение правил техники безопасности.

Оборудование:

  • класс с персональными компьютерами,
  • экран с проектором,
  • раздаточный материал (алгоритм выполнения задания в электронной таблице Excel),
  • демонстрационный материал (презентация в программе PowerPoint).

План урока

Организационная часть

  • Сообщение о начале урока
  • Взаимное приветствие
  • Постановка цели на урок

Основная часть

  • Активизация знаний и мотивация учащихся
  • Демонстрация и объяснение нового материала
  • Практическая работа учащихся

Заключительная часть

  • Оценка работ учащихся
  • Подведение итогов
  • Домашнее задание

Ход урока

Организационная часть

  • Сообщение о начале урока
  • Взаимное приветствие.
  • Постановка цели на урок

На предыдущих уроках вы уже познакомились с такими понятиями, как модель, моделирование, формализация. Вы уже знаете, для каких целей используют модели, и какие бывают модели. Сегодня мы продолжим наше знакомство с моделями и моделированием. А заниматься мы будем моделированием физического процесса, с которым вы уже знакомы из курса физики. Но перед тем как мы приступим к изучению нового материала, мне бы хотелось проверить, как вы усвоили предыдущий материал.

Основная часть

Активизация знаний и мотивация учащихся

Ответьте на следующие вопросы:

  • Дайте определение понятию модель. (ответ: Модель - это некий новый объект, который отражает существенные признаки изучаемого объекта, явления, процесса.)
  • Дайте определение понятию моделирование. (ответ: Моделирование – это метод познания, состоящий в создании и исследовании моделей.)
  • Может ли объект иметь несколько моделей? (ответ: Один и тот же объект может иметь множество моделей. Можно одну и ту же модель представить и с помощью среды программирования и с помощью электронной таблицы)
  • Могут ли разные объекты описываться одной и той же моделью?(ответ: Разные объекты могут описываться одной моделью. (Равноускоренное движение характерно и для человека и для автомобиля и для самолета)
  • Какие бывают модели? (ответ: Все модели можно разбить на два больших класса: модели материальные и модели информационные  ( глобус – материальная, таблица Менделеева – информационная)
  • Что такое формализация? (ответ: Процесс построения информационных моделей с помощью формальных языков называется формализацией. В процессе исследования формальных моделей часто производится их  визуализация. Для визуализации алгоритмов используются блок-схемы; пространственных соотношений между объектами – чертежи, моделей электрических цепей – электрические схемы, логических моделей устройств – логические схемы и так далее.
  • Назовите основные этапы разработки информационных моделей на компьютере. (ответ: Основные этапы разработки и исследования моделей на компьютере:
  • Строится описательная модель
  • Строится формализованная модель
  • Преобразование формализованной информационной модели в компьютерную модель
  •  Проведение компьютерного эксперимента
  • Анализ полученных результатов и корректировка исследуемой модели)

Демонстрация и объяснение нового материала

Итак, мы вспомнили основные понятия, связанные с моделированием и готовы к следующему этапу. На сегодняшнем уроке мы попытаемся создать различные модели одного итого же физического процесса.
Рассмотрим процесс построения и исследования модели на конкретном примере движения тела, брошенного под углом к горизонту.

Содержательная постановка задачи. В процессе тренировок теннисистов используются автоматы по бросанию мячика в определенное место площадки. Необходимо задать автомату необходимую скорость и угол бросания мячика для попадания в мишень определенного размера, находящуюся на известном расстоянии.

Качественная описательная модель. Сначала построим качественную описательную модель процесса движения тела с использованием физических объектов, понятий и законов, то есть в данном случае идеализированную модель движения объекта. Из условия задачи можно сформулировать следующие основные предположения:

  • мячик мал по сравнению с Землей, поэтому его можно считать материальной точкой;
  • изменение высоты мячика мало, поэтому ускорение свободного падения можно считать постоянной величиной g = 9,8 м/с2 и движение по оси OY можно считать равноускоренным;
  • скорость бросания тела мала, поэтому сопротивлением воздуха можно пренебречь и движение по оси ОХ можно считать равномерным.
tit1.jpg

Формальная модель.  Для формализации модели обозначим величины:
v0 – начальная скорость мячика;
a угол бросания мячика
h -высота стенки
- расстояние до стенки

Используем известные из курса физики формулы равномерного и равноускоренного движения. При заданных начальной скорости и угле бросания, а значения координат дальности полета х и высоты у от времени можно описать следующими формулами:
х = v0cosat;
у = v0• sinat – gt2/2.
Пусть мишень высотой h будет размещаться на расстоянии s от автомата. Из первой формулы выражаем время, которое понадобится мячику, чтобы преодолеть расстояние s :
t = s/(v0• cosa).
Подставляем это значение для t в формулу для у . Получаем  L — высоту мячика над землей на расстоянии s :
L = s • tga - g s2/(2 • v02cos2a).
Формализуем теперь условие попадания мячика в мишень. Попадание произойдет, если значение высоты L мячика будет удовлетворять условию в форме неравенства:
Если L < 0, то это означает «недолет», а если L > h , то это означает «перелет».

Представим алгоритм решения в виде блок-схемы

tit5.jpg

Компьютерная модель на языке Delphi. Преобразуем формальную модель в компьютерную с использованием системы программирования Borland Delphi.
Создадим сначала графический интерфейс проекта как показано на рис 1. Макет - заготовка находится на FTP в папке TITOVA\Исследование ФМ.

tit2.jpg

Рис. 1

Написать обработчики событий для кнопок «Бросок», «Далее», «Траектория». Обработчик кнопки «Бросок»  ( Текст на FTP в файле Бросок.txt)
procedure TForm1.BitBtn1Click(Sender: TObject);
begin
  if (Edit1.Text<>'') and (edit2.Text<>'') and (edit3.Text<>'') and (edit4.Text<>'')
     then
       begin
         v0:=strtofloat(edit1.Text);
         a:=strtofloat(edit2.Text);
         s:=strtofloat(edit3.Text);
         h:=strtofloat(edit4.Text);
         l:=s*(sin(a*pi/180)/cos(a*pi/180))-g*sqr(s)/(2*sqr(v0)*sqr(cos(a*pi/180)));
         edit5.Text:=floattostr(l);
         if (l>=0)and(l<=h) then edit6.Text:='Попадает';
         if l<0 then edit6.Text:='Недолет';
         if l>h then edit6.Text:='Перелет';
         button1.Enabled:=true;
       end
     else
       begin
         showmessage ('Не достаточно данных!!!');
         if edit1.text='' then edit1.SetFocus
            else if edit2.Text='' then edit2.SetFocus
                    else if edit3.text=''then edit3.SetFocus
                         else edit4.SetFocus;
       end;
end;

Обработчик кнопки «Траектория»  ( Текст на FTP в файле Траектория.txt)

procedure TForm1.Button1Click(Sender: TObject);
    var mx,my,ww,hh,xe,ye:integer;
          x,y,t:real;
          xx,yy,n,nn:integer;
begin
  mx:=paintbox1.ClientWidth;  my:=paintbox1.ClientHeight;
  with paintbox1.Canvas do
      begin
   Brush.Color:=clwhite;   Brush.Style:=bssolid;
   Pen.Color:=clblack;   Pen.Width:=1;
   Rectangle(0,0,mx,my);
   t:=0;   hh:=my div 2;
   moveto(0,hh);   lineto(mx,hh);
   // ось х
   xx:=0;   n:=0;   nn:=0;
   while xx<=mx do
     begin
        if n=5 then
          begin
              textout(xx-3,hh+10,inttostr(nn));
              n:=0;
              moveto(xx,hh-6); lineto(xx,hh+6);
          end
         else
           begin
               moveto(xx,hh-3); lineto(xx,hh+3);
           end;
        xx:=xx+10;
        inc(n); inc(nn);
     end;
  // ось у низ
  yy:=hh;
   while yy<=my do
      begin
          moveto(0,yy);
          lineto(5,yy);
          yy:=yy+10;
     end;
//ось у верх
   yy:=hh;
   while yy>=0 do
       begin
           moveto(0,yy);
           lineto(5,yy);
           yy:=yy-10;
      end;
   moveto(0,hh);
   // график
   while t<=10 do
     begin
       y:=v0*sin(a*pi/180)*t-g*t*t/2;
       x:=v0*cos(a*pi/180)*t;
       xe:=trunc(x*10);
       ye:=trunc(hh-y*10);
       lineto(xe,ye);
       t:=t+0.1;
    end; // while
 end; //with
 button1.Enabled:=false;
end;

Обработчик кнопки «Далее»  ( Текст на FTP в файле Далее.txt)

procedure TForm1.BitBtn2Click(Sender: TObject);
begin
   edit1.Clear;
   edit2.Clear;
   edit3.Clear;
   edit4.Clear;
   edit5.Clear;
   edit6.Clear;
   edit1.SetFocus;
end;

Осталось вставить в код программы описание констант и переменных которые будут доступны для всех подпрограмм.
const
    g=9.81;
    pi=3.14;
        var
            v0,a,s,h,l:real;

tit3.jpg

С помощью созданной программы подберём значения угла a и начальной скорости v0 при которых мяч попадем в мишень высотой L расположенную на расстоянии h от места броска.
Результаты наблюдений оформим в виде таблицы (раздаточный материал):

Фамилия Имя

Расстояние до мишени S =

Высота мишени h =

№ попытки

Угол a

Начальная
скорость v0

Результат

1

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Оценка за работу:

tit6.jpg


v0=__________
a =___________







Выводы о проделанной работе:____________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________
_______________________________________________________________________

 

Собрать раздаточный материал. Проверить результаты полученные учащимися. Поставить оценки.

Заключительная часть

Итак, сегодня на уроке мы создали компьютерную программу, которая позволяет исследовать физическую модель в нашем случае это тело, брошенное под углом к горизонту. С помощью данной компьютерной модели мы провели небольшой эксперимент. В результате, которого мы выяснили с какой начальной скоростью (v0) и под каким углом (a) необходимо бросить тело (мяч), чтобы оно попало в мишень заданной высоты (h) расположенную на заданном расстоянии (S).  
На следующем уроке мы попробуем реализовать данную физическую модель в среде электронной таблицы MS Excel.

Оценка учителем работ учащихся.

Объявить учащимся оценки, полученные за урок и сообщить домашнее задание.
Спасибо за урок. До свидания.

 



dop.pngДополнительно: Демонстрационный материал к уроку презентация на тему: «Исследование физических моделей»



Слайд 2
tit4.jpg


Слайд 4
tit7.jpg


Здесь представлен лишь скриншот презентации. Полный вариант содержит 10 слайдов.


save.png Материалы к уроку: в архиве ZIP (2-2-6-13.zip 716 Kб)

  1. Конспект урока с иллюстрациями в формате .DOC
  2. Презентация в формате .PPTX
  3. Листинги программ (3 шт) в формате .TXT
  4. Приложение «Задание» в формате .EXE
Автор Титова Людмила Ивановна
Дата добавления 22.03.2012
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 9599
Номер материала 583
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓