Главная / Информатика / Рабочая программа курса по выбору «Мастерская компьютерной графики. Работа в растровом графическом редакторе GIMP» 8 класс Курс рассчитан на 17 часов

Рабочая программа курса по выбору «Мастерская компьютерной графики. Работа в растровом графическом редакторе GIMP» 8 класс Курс рассчитан на 17 часов

Рабочая программа курса по выбору «Мастерская компьютерной графики. Работа в растровом графическом редакторе GIMP» 8 класс Курс рассчитан на 17 часов
  • Информатика
Описание:

Пояснительная записка

Толчком к разработке курса  «Мастерская компьютерной графики. GIMP» послужило внедрение операционной системы Linux в наши школы. У многих осталась операционная система Windows, но не все могут позволить себе платные программы типа Photoshop.
Элективный курс для учащихся 8-х классов. Ребята уже имеют начальные представления о работе с растровым графическим редактором GIMP из курса информатики 7 класса, но этого недостаточно. Актуальность работы несомненна в свете новых требований к содержанию образования по освоению  учащимися информационных технологий. Курс рассчитан на 17 часов, из них  2 часа по теории и 15 часов практики.
На конкретных примерах мы рассмотрим возможности инструментов GIMP. По каждому занятию имеется домашнее задание, которое предусматривает работу за компьютером. Итоговое занятие состоит из двух частей: первая часть — подготовка дома, и вторая — работа в классе.

Цели:

  • приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности.

Задачи :

  • привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера
  • знакомство с методами графических изображений и форматами графических файлов
  • изучение возможностей растрового графического редактора GIMP

В результате освоения теории учащиеся должны знать:

  • виды компьютерной графики
  • достоинства и недостатки графического редактора GIMP

В результате освоения практической частью курса ребята должны уметь:

  • выполнять как простое, так и сложное выделение объектов
  • работать со слоями
  • делать коллаж различной сложности
  • владеть возможностями цветокоррекции и заливки

Содержание курса

В курсе «Мастерская компьютерной графики. Работа в растровом графическом редакторе GIMP» рассматриваются:

  • Основные вопросы создания, редактирования изображений
  • Особенности работы с изображениями в растровом графическом редакторе GIMP

Примерное тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

1

Виды компьютерной графики

1

2

Знакомство с интерфейсом программы GIMP

1

3

Выделение областей изображения

1

4

Маски и «лассо» (погружение)

1

5

Понятие слоя. Работа со слоями

1

6

Практика «Виниловые наклейки на машину»

1

7

Практика «Добавление жизни в фотографию»

1

8

Практика «Взгляд с неба»

1

9

Практика «Убираем лишние детали с фотографии»

1

10

Практика «Как сделать идеальную кожу»

1

11

Практика «Объединение фотографий»

1

12

Практика «Создание сложного выделения»

1

13

Практика «Восстановление цвета на старых покрасневших фотографиях»

1

14

Практика «Как убрать эффект красных глаз»

1

15

Практика «Салют»

1

16

Практика «Как убрать прыщи»

1

17

Итоговая работа со своей фотографией

1

 

Итого:

17

Список использованных интернет — ресурсов:

  • http://www.redhat.com/mirrors/LDP/linuxfocus/Russian/January2001/article119.shtml - Инструменты GIMP: выделение и коррекция цвета
  • http://www.artem-kashkanov.ru/article17.html - GIMP. Работа со слоями.
  • http://www.rhd.ru/docs/manuals/enterprise/RHEL-AS-2.1-Manual/getting-started-guide/ch-GIMP.html#S2-GIMP-KEYS - Работа с изображениями в GIMP
  • http://www.linuxrsp.ru/artic/layers.html - Работаем со слоями в GIMP.
  • http://docs.GIMP.org/2.2/ru/GIMP-painting.html - Рисование в GIMP
  • http://wiki.vspu.ru/doku.php?id=workroom:GIMP_and_otder:GIMP:sloi:index - Работа со слоями
  • http://docs.GIMP.org/2.4/ru/GIMP-first-steps.html - Первые шаги с Уилбером
  • http://GIMP.nas2.net/ - сайт уроков и примеров работы в GIMP
  • http://www.proGIMP.ru/ - ProGIMP — сайт про Гимп
  • http://GIMPmania.ru/ - уроки по GIMP
  • http://tlanvar.blogspot.com/2007/07/GIMP.html - GIMP. Краткий список клавиатурных сокращений.
  • http://docs.GIMP.org/ru/ - официальное руководство по GIMP…
  • http://pspo.it.ru/mod/resource/view.php?id=19 - Учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе

 

Занятие №1 «Виды компьютерной графики»

Цели: вспомнить теорию, которую проходили в 7 классе, которую лучше представить в виде презентации (курсивом выделены комментарии к слайдам).

  • Слайд: компьютерная графика и ее виды.
  • Слайд: компьютерная графика — специальная область информатики, изучающая методы, средства создания и обработки изображений с помощью программно аппаратных вычислительных комплексов.
  • Слайд: по способу формирования изображений компьютерную графику подразделяют на векторную, растровую, фрактальную и трехмерную (3D).
  • Слайд: векторная графика. Объектами векторной графики являются прямые, окружности, прямоугольники и т. п., т. е. Реальные геометрические фигуры. С помощью таких фигур можно создавать цельные изображения, при редактировании вы так же будете применять те или иные действия к прямым, окружностям и т. п.
  • Слайд: векторная графика. Векторные графические изображения не зависят от разрешения, описываются набором параметрических уравнений прямых, дуг окружностей и кривых Безъе. Во всех векторных форматах объекты могут варьировать толщину и цвет контура, а замкнутые объекты еще и цвет заливки. Объекты могут накладываться, частично или  полностью, заслоняя друг друга.
  • Слайд: растровая графика. Растровая графика устроена несколько сложнее, с такой графикой связано множество терминов. Растр — это решетка, сетка. Сетка может быть частой, редкой, какой угодно. Ячейка сетки называется пикселями. Это своего рода кирпичики, из которых строится изображение. Любое конкретное растровое изображение содержит фиксированное количество пикселей. Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Представление точечного изображения в памяти компьютера — это набор сведений о цвете всех пикселей, упорядоченных тем или иным способом. Пиксель имеет  определенное положение и цвет.
  • Слайд: наиболее ярким аналогом растрового изображения в реальном мире является мозаика. Точно так же как точечное изображение, оно состоит из отдельных кусочков цветного стекла, камушек и т. п. При соблюдении определенный условий, а главные из них — небольшие размеры каждого кусочка стекла или камушка и достаточно большое удаление зрителя от поверхности изображения — отдельные кусочки, составляющие мозаичное изображение, не видны — глаз зрителя воспринимает изображение как единое целое.
  • Слайд: фрактальная графика как и векторная основана на математических вычислениях. Однако базовым элементом фрактальной графики является сама математическая формула. т. е. Никаких объектов в памяти компьютера не храниться, и изображение строится исключительно по уравнениям. Таким способом строят как простейшие регулярные структуры, так и сложные иллюстрации, имитирующие природные ландшафты и трехмерные объекты. В математике существует понятие фрактала — геометрического образования, представляющего собой систему само подобных фигур, расположенных относительно друг друга закономерным образом. Как форма и размер отдельных элементов, так и их взаимное расположение может быть описано математической формулой. Многие природные объекты так же само подобны и состоят из повторяющихся элементов разных размеров. Примером может служить соцветие «сложный зонтик» - «зонтик», состоящий, в свою очередь, из маленьких зонтиков.
  • Слайд: трехмерная (3D) графика изучает приемы и методы построения объемных моделей объектов в виртуальном трехмерном пространстве.

Домашнее задание: пользуясь интернетом и дополнительной литературой, конспектами, найти достоинства и недостатки растрового графического редактора, форматы графических файлов и методы сжатия графических данных.


Занятие №2  «Знакомство с интерфейсом программы GIMP»

Цели: познакомиться с структурой редактора GIMP, инструментами и их возможностями.
Краткий обзор возможностей
GIMP может использоваться как редактор для рисования (благодаря поддержке графических планшетов) и как инструмент для обработки фотографий (в том числе пакетной).


Вид операций

Реализация в GIMP

Расширяемость

Присутствует. Дистрибутив GIMP включает в себя более 200 расширений. Кроме того, можно подключать внешние модули, которых в Сети насчитывается более 100.

Рисование

Кисть, карандаш, аэрограф, штамп. Все инструменты рисования гибко настраиваются (толщина линий, форма, прозрачность и др.).

Слои

Присутствуют. Кроме того, допускается редактирование отдельных каналов. Есть поддержка альфа-канала.

Текст

Вы можете работать с текстом с помощью стандартного инструмента, а также рисовать художественные эмблемы с помощью специальных сценариев.

Анимация

Присутствует. Вы можете работать с кадрами анимации как с отдельными слоями изображения.

Выделение

Прямоугольник, эллипс, свободное, рассеянное и "разумное" выделение, кривые Безье.

Преобразование

Вращение, масштабирование, наклон и отражение.

Работа с экспозицией

Кривые, гистограмма и традиционные регуляторы. Присутствуют автоматические режимы, позволяющие "улучшать" изображения одним щелчком кнопки мыши.

Откат

Неограниченное количество раз.

Конвертирование RAW

Реализуется с помощью расширений.

Работа со сканером и планшетом

Через драйвера. Стандартно.

Фильтры

Присутствуют. Кроме того, GIMP поддерживает язык Script-Fu, позволяющий создавать новые инструменты на основе группы фильтров. В дистрибутив включено немало готовых сценариев.

Пакетная обработка

Присутствует. Реализуется через пользовательские сценарии.


maz01.gif

Слово "GIMP" расшифровывается как GNU Image Manipulation Program. Графический редактор, распространяемый по свободной лицензии, имеет смешной логотип с чертиком, который появился не случайно, ведь в названии продукта присутствует анаграмма "imp". GIMP работает во всех популярных операционных системах: Linux, Windows и Mac OS X. GIMP включается практически во все популярные дистрибутивы Linux, поэтому отдельной установки не требует. Первый старт GIMP происходит довольно быстро, однако открывшееся рабочее окно программы может повергнуть новичка в недоумение.
GIMP. Рабочее окно программы.

Интерфейс редактора кажется, мягко говоря, необычным. Вместо привычного окна программы с обширным главным меню и линейкой инструментов мы имеем миниатюрное сосредоточение кнопок. Но стоит только вам открыть какое-либо изображение, то ситуация более-менее проясняется - документы открываются в независимых окнах, в которых уже присутствует главное меню. Стартовое окно выполняет функции своеобразной панели быстрого доступа, на которой собраны все наиболее часто используемые функции. Остальные инструменты можно вызывать несколькими способами. Первый, наиболее угадываемый метод, - это путешествие по главному меню рабочего окна документа. Второй - с помощью правой кнопки мыши. Вместо привычного вызова свойств текущего объекта, вам будет предложен полный список функций редактора, дублируемый главным меню. Если вы нажмете левую кнопку мыши возле верхней кромки открывшегося меню, то произойдет его превращение в независимое окно, которое можно также использовать в качестве панели для быстрого вызова инструментов.

maz03.jpg
maz02.jpg

На практике рассмотрим каждый из инструментов.
Домашнее задание: установить программу дома (если есть компьютер), рассмотреть возможности инструмента кисть, попробовать с помощью нее нарисовать небольшой рисунок.

Пояснительная записка

Толчком к разработке курса  «Мастерская компьютерной графики. GIMP» послужило внедрение операционной системы Linux в наши школы. У многих осталась операционная система Windows, но не все могут позволить себе платные программы типа Photoshop.
Элективный курс для учащихся 8-х классов. Ребята уже имеют начальные представления о работе с растровым графическим редактором GIMP из курса информатики 7 класса, но этого недостаточно. Актуальность работы несомненна в свете новых требований к содержанию образования по освоению  учащимися информационных технологий. Курс рассчитан на 17 часов, из них  2 часа по теории и 15 часов практики.
На конкретных примерах мы рассмотрим возможности инструментов GIMP. По каждому занятию имеется домашнее задание, которое предусматривает работу за компьютером. Итоговое занятие состоит из двух частей: первая часть — подготовка дома, и вторая — работа в классе.

Цели:

  • приобретение учащимися теоретических знаний и практических навыков, необходимых для дальнейшей практической деятельности.

Задачи :

  • привитие навыков сознательного и рационального использования компьютера
  • знакомство с методами графических изображений и форматами графических файлов
  • изучение возможностей растрового графического редактора GIMP

В результате освоения теории учащиеся должны знать:

  • виды компьютерной графики
  • достоинства и недостатки графического редактора GIMP

В результате освоения практической частью курса ребята должны уметь:

  • выполнять как простое, так и сложное выделение объектов
  • работать со слоями
  • делать коллаж различной сложности
  • владеть возможностями цветокоррекции и заливки

Содержание курса

В курсе «Мастерская компьютерной графики. Работа в растровом графическом редакторе GIMP» рассматриваются:

  • Основные вопросы создания, редактирования изображений
  • Особенности работы с изображениями в растровом графическом редакторе GIMP

Примерное тематическое планирование

№ п\п

Тема занятия

Количество часов

1

Виды компьютерной графики

1

2

Знакомство с интерфейсом программы GIMP

1

3

Выделение областей изображения

1

4

Маски и «лассо» (погружение)

1

5

Понятие слоя. Работа со слоями

1

6

Практика «Виниловые наклейки на машину»

1

7

Практика «Добавление жизни в фотографию»

1

8

Практика «Взгляд с неба»

1

9

Практика «Убираем лишние детали с фотографии»

1

10

Практика «Как сделать идеальную кожу»

1

11

Практика «Объединение фотографий»

1

12

Практика «Создание сложного выделения»

1

13

Практика «Восстановление цвета на старых покрасневших фотографиях»

1

14

Практика «Как убрать эффект красных глаз»

1

15

Практика «Салют»

1

16

Практика «Как убрать прыщи»

1

17

Итоговая работа со своей фотографией

1

 

Итого:

17

Список использованных интернет — ресурсов:

  • http://www.redhat.com/mirrors/LDP/linuxfocus/Russian/January2001/article119.shtml - Инструменты GIMP: выделение и коррекция цвета
  • http://www.artem-kashkanov.ru/article17.html - GIMP. Работа со слоями.
  • http://www.rhd.ru/docs/manuals/enterprise/RHEL-AS-2.1-Manual/getting-started-guide/ch-GIMP.html#S2-GIMP-KEYS - Работа с изображениями в GIMP
  • http://www.linuxrsp.ru/artic/layers.html - Работаем со слоями в GIMP.
  • http://docs.GIMP.org/2.2/ru/GIMP-painting.html - Рисование в GIMP
  • http://wiki.vspu.ru/doku.php?id=workroom:GIMP_and_otder:GIMP:sloi:index - Работа со слоями
  • http://docs.GIMP.org/2.4/ru/GIMP-first-steps.html - Первые шаги с Уилбером
  • http://GIMP.nas2.net/ - сайт уроков и примеров работы в GIMP
  • http://www.proGIMP.ru/ - ProGIMP — сайт про Гимп
  • http://GIMPmania.ru/ - уроки по GIMP
  • http://tlanvar.blogspot.com/2007/07/GIMP.html - GIMP. Краткий список клавиатурных сокращений.
  • http://docs.GIMP.org/ru/ - официальное руководство по GIMP…
  • http://pspo.it.ru/mod/resource/view.php?id=19 - Учебный портал по поддержке внедрения и использования ПСПО в учебном процессе

 

Занятие №1 «Виды компьютерной графики»

Цели: вспомнить теорию, которую проходили в 7 классе, которую лучше представить в виде презентации (курсивом выделены комментарии к слайдам).

  • Слайд: компьютерная графика и ее виды.
  • Слайд: компьютерная графика — специальная область информатики, изучающая методы, средства создания и обработки изображений с помощью программно аппаратных вычислительных комплексов.
  • Слайд: по способу формирования изображений компьютерную графику подразделяют на векторную, растровую, фрактальную и трехмерную (3D).
  • Слайд: векторная графика. Объектами векторной графики являются прямые, окружности, прямоугольники и т. п., т. е. Реальные геометрические фигуры. С помощью таких фигур можно создавать цельные изображения, при редактировании вы так же будете применять те или иные действия к прямым, окружностям и т. п.
  • Слайд: векторная графика. Векторные графические изображения не зависят от разрешения, описываются набором параметрических уравнений прямых, дуг окружностей и кривых Безъе. Во всех векторных форматах объекты могут варьировать толщину и цвет контура, а замкнутые объекты еще и цвет заливки. Объекты могут накладываться, частично или  полностью, заслоняя друг друга.
  • Слайд: растровая графика. Растровая графика устроена несколько сложнее, с такой графикой связано множество терминов. Растр — это решетка, сетка. Сетка может быть частой, редкой, какой угодно. Ячейка сетки называется пикселями. Это своего рода кирпичики, из которых строится изображение. Любое конкретное растровое изображение содержит фиксированное количество пикселей. Каждый пиксель имеет определенное положение и цвет. Представление точечного изображения в памяти компьютера — это набор сведений о цвете всех пикселей, упорядоченных тем или иным способом. Пиксель имеет  определенное положение и цвет.
  • Слайд: наиболее ярким аналогом растрового изображения в реальном мире является мозаика. Точно так же как точечное изображение, оно состоит из отдельных кусочков цветного стекла, камушек и т. п. При соблюдении определенный условий, а главные из них — небольшие размеры каждого кусочка стекла или камушка и достаточно большое удаление зрителя от поверхности изображения — отдельные кусочки, составляющие мозаичное изображение, не видны — глаз зрителя воспринимает изображение как единое целое.
  • Слайд: фрактальная графика как и векторная основана на математических вычислениях. Однако базовым элементом фрактальной графики является сама математическая формула. т. е. Никаких объектов в памяти компьютера не храниться, и изображение строится исключительно по уравнениям. Таким способом строят как простейшие регулярные структуры, так и сложные иллюстрации, имитирующие природные ландшафты и трехмерные объекты. В математике существует понятие фрактала — геометрического образования, представляющего собой систему само подобных фигур, расположенных относительно друг друга закономерным образом. Как форма и размер отдельных элементов, так и их взаимное расположение может быть описано математической формулой. Многие природные объекты так же само подобны и состоят из повторяющихся элементов разных размеров. Примером может служить соцветие «сложный зонтик» - «зонтик», состоящий, в свою очередь, из маленьких зонтиков.
  • Слайд: трехмерная (3D) графика изучает приемы и методы построения объемных моделей объектов в виртуальном трехмерном пространстве.

Домашнее задание: пользуясь интернетом и дополнительной литературой, конспектами, найти достоинства и недостатки растрового графического редактора, форматы графических файлов и методы сжатия графических данных.


Занятие №2  «Знакомство с интерфейсом программы GIMP»

Цели: познакомиться с структурой редактора GIMP, инструментами и их возможностями.
Краткий обзор возможностей
GIMP может использоваться как редактор для рисования (благодаря поддержке графических планшетов) и как инструмент для обработки фотографий (в том числе пакетной).


Вид операций

Реализация в GIMP

Расширяемость

Присутствует. Дистрибутив GIMP включает в себя более 200 расширений. Кроме того, можно подключать внешние модули, которых в Сети насчитывается более 100.

Рисование

Кисть, карандаш, аэрограф, штамп. Все инструменты рисования гибко настраиваются (толщина линий, форма, прозрачность и др.).

Слои

Присутствуют. Кроме того, допускается редактирование отдельных каналов. Есть поддержка альфа-канала.

Текст

Вы можете работать с текстом с помощью стандартного инструмента, а также рисовать художественные эмблемы с помощью специальных сценариев.

Анимация

Присутствует. Вы можете работать с кадрами анимации как с отдельными слоями изображения.

Выделение

Прямоугольник, эллипс, свободное, рассеянное и "разумное" выделение, кривые Безье.

Преобразование

Вращение, масштабирование, наклон и отражение.

Работа с экспозицией

Кривые, гистограмма и традиционные регуляторы. Присутствуют автоматические режимы, позволяющие "улучшать" изображения одним щелчком кнопки мыши.

Откат

Неограниченное количество раз.

Конвертирование RAW

Реализуется с помощью расширений.

Работа со сканером и планшетом

Через драйвера. Стандартно.

Фильтры

Присутствуют. Кроме того, GIMP поддерживает язык Script-Fu, позволяющий создавать новые инструменты на основе группы фильтров. В дистрибутив включено немало готовых сценариев.

Пакетная обработка

Присутствует. Реализуется через пользовательские сценарии.


maz01.gif

Слово "GIMP" расшифровывается как GNU Image Manipulation Program. Графический редактор, распространяемый по свободной лицензии, имеет смешной логотип с чертиком, который появился не случайно, ведь в названии продукта присутствует анаграмма "imp". GIMP работает во всех популярных операционных системах: Linux, Windows и Mac OS X. GIMP включается практически во все популярные дистрибутивы Linux, поэтому отдельной установки не требует. Первый старт GIMP происходит довольно быстро, однако открывшееся рабочее окно программы может повергнуть новичка в недоумение.
GIMP. Рабочее окно программы.

Интерфейс редактора кажется, мягко говоря, необычным. Вместо привычного окна программы с обширным главным меню и линейкой инструментов мы имеем миниатюрное сосредоточение кнопок. Но стоит только вам открыть какое-либо изображение, то ситуация более-менее проясняется - документы открываются в независимых окнах, в которых уже присутствует главное меню. Стартовое окно выполняет функции своеобразной панели быстрого доступа, на которой собраны все наиболее часто используемые функции. Остальные инструменты можно вызывать несколькими способами. Первый, наиболее угадываемый метод, - это путешествие по главному меню рабочего окна документа. Второй - с помощью правой кнопки мыши. Вместо привычного вызова свойств текущего объекта, вам будет предложен полный список функций редактора, дублируемый главным меню. Если вы нажмете левую кнопку мыши возле верхней кромки открывшегося меню, то произойдет его превращение в независимое окно, которое можно также использовать в качестве панели для быстрого вызова инструментов.

maz03.jpg
maz02.jpg

На практике рассмотрим каждый из инструментов.
Домашнее задание: установить программу дома (если есть компьютер), рассмотреть возможности инструмента кисть, попробовать с помощью нее нарисовать небольшой рисунок.

Автор Мазеева Татьяна Александровна
Дата добавления 19.08.2011
Раздел Информатика
Подраздел
Просмотров 3433
Номер материала 49
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓