Муниципальное
казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей,
нуждающихся в длительном лечении.
Санаторная школа-интернат р.п.
Межевой
Обучение
грамоте
Урок
«Звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»
1
класс
Учитель
начальных классов:
Цыплухина Инна Викторовна
2014 – 2015 учебный год
Тип урока: изучение нового материала, с учётом
национальных, региональных и этнокультурных особенностей.
УМК «Школа России»
Необходимое техническое оборудование:
компьютер, мультимедийный проектор и экран.
Формы работы обучающихся:
фронтальная, индивидуальная, групповая.
Учебные пособия для ученика: учебник
по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, таблица «Театр
фонетики», звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, презентация,
слоговые таблицы для чтения, раздаточные карточки, оценочные листы, «Лента
букв», пословицы и поговорки о доме, рисунки с изображением дома, костюм
бабушки, изображения домов народов мира.
Пропедевтика: однокоренные
слова.
Цели урока:
·
Научить выделять и дифференцировать в
звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д».
Задачи урока:
·
Познакомить учащихся с буквами Д,д,
учить характеризовать звуки, развивать фонематический слух, речь,
логическое мышление, внимание, расширять кругозор;
·
Совершенствовать навыки правильного,
плавного, выразительного чтения;
·
Формирование чувства гордости за свою
Родину, осознание своей этнической национальной принадлежности, уважительного
отношения к культуре других народов.
Формирование УУД:
·
Личностные УУД: формирование
основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как
гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ
и историю.
·
Познавательные УУД:
выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации), работа
с текстом и иллюстрациями, перечитывание текста с
разными задачами, формирование понятия «буква – знак для звука» посредством
сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в схемах-моделях
слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар
слов.
·
Коммуникативные УУД:
умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа
в парах).
·
Регулятивные УУД: умение
оценивать свою учебную деятельность.
Методы и приёмы организации деятельности
учащихся: анализ моделей, звукопроизносительная
деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на основе иллюстраций ,
чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных
проблем; поиск нужных слов и их сравнение.
Ход
урока:
Включение в учебную деятельность
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
УУД
|
С
каким настроением вы пришли на урок? Давайте поиграем в игру «Мир
вокруг тебя»
1. 1.
Назовите лишнюю букву А и н ы у о
2. н Л
т р м
3. мА
ми мо мы ку
4. та
те ты то ту (найди слоги, которые обозначают слова)
2. Гадюка
или уж? Какая из змей неядовитая? В отгадке – первый звук гласный.
3. Пулька
или Булька? Как звали охотничью собаку, которая отправилась в
путешествие на воздушном шаре вместе с Незнайкой? ( в кличке собаки 2
звука согласных звонких )
4. Семь или восемь? Сколько
лет было мальчику – с пальчику? (первый звук в отгадке мягкий)
|
Дети
называют, обосновывают ответы
|
Познавательные:
группировка и классификация изученных букв, умение сопоставлять,
анализировать звуки и буквы.
|
Актуализация знаний
Прочитайте
пословицы, объясните их смысл
- Все
дороги ведут к дому.
- Только трудом
держится дом.
- Дома
и стены помогают.
- В
гостях хорошо, а дома лучше.
- Дом
согревает не печь, а любовь и согласие.
- Дом
невелик, да лежать не велит.
- Горе
тому, кто непорядком живет в дому.
|
Дети
делают вывод: дом это добро. Он охраняет от бед. От холода и дождя. В нём
люди живут, работают. Отдыхают. Дом – это целый мир, это большое добро, его
нужно беречь.
|
Умение
работать с пословицами, объяснять их смысл.
|
Определение темы урока детьми
О чём
будем говорить на уроке? Дом можно нарисовать. А как обозначить
его словом?
С какими
звуками мы сегодня будем работать?
Как вы
это определили?
|
Хорошо
читающие дети выкладывают на наборном полотне слово – дом –
В начале
слова -дом- услышали новый звук.
|
Личностные УУД:
- самоопределение
- система
заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых
единиц ему уже известны, а какие нет.
|
Работа с предметными картинками:
произнесение слов, определение их лексического значения.
Сравнение моделей слов с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой
Из
каких букв состоит слово -дом-? А почему они появились в этом
слове? Именно эти буквы, а не другие? Вот как сказала мудрая
бабушка Ульяна, которая живёт в деревне и всё знает.
На что
похожи буквы?
Прочитайте
звуковую модель этого слова, называя каждый звук.
Назовите
только первый звук.
(Вывешиваем
картинку с изображением деревенского дома)
Назовите
человека, изображённого сидящим на рисунке)
Прочитайте
звуковую модель слова «дедушка», называя каждый звук.
Назовите
только первый звук.
Проговорите
ещё раз, с какими звуками мы сегодня работаем?
(Работа
с «Театром Фонетики») Дайте характеристику звукам«[д], [д’]»
Произнесите
оба звука. Чем они отличаются?
Работа
с иллюстрацией. «Деревенский дом» (Рис.3) Назовите слова, в которых
один звук мягкий, а в других твёрдый.
|
Д, О,
М
Ребёнок
переодетый в бабушку Ульяну:
-В
слове ДОМ все буквы со смыслом. Я ведь, милые мои, слова, умные да
красивые, как ягоды собираю. Где услышу слово хорошее, хвать его – и
в кошелку, в голову свою….Много доброго за свою жизнь насобирала.
Вот и слово ДОМ. Вроде простое, а ведь каждая буковка в нём
великий смысл имеет.
Буква –
Д - похожа на строение, дом. (Рис.1)
Буква -
О - это круг, хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг
друга. Это твоя семья. Возьмётесь вы руки, встанете кольцом, вот и
получится буква – О –
Буква –
М - похожа на ограду – забор. (Рис.2) Дом надо охранять, семью
оберегать. За оградой можно жить спокойно. Теперь что получилось?
Слово -ДОМ-
Дети читают
звуковую модель слова «дом», называя каждый звук (хором).
Акцентированно
произносят первый звук [д] (хором пропевают).
Дедушка
Дети читают
звуковую модель слова «дедушка», называя каждый звук (хором).
Акцентированно
произносят первый звук [д’] (хором).
Дети
называют: «[д], [д’]» (хором).
Это
согласные звуки. Они оба звонкие, один твёрдый, другой – мягкий (хором).
Работа
в парах.
1
вариант: диван, дедушка, холодильник, сердечко, будильник.
2
вариант: календарь, сковорода, дым, дорожка, ведро, дверь, дедушка, борода, подоконник..
|
Познавательные
УУД (логические):
- анализ
объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение
моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.
Коммуникативные:
работа
в парах.
|
Правило соотношения звуков и буквы. Звуки
(д), (д') на письме обозначаются буквой Д, д. Знакомство с буквой: работа с
конвертом – конструирование печатных букв Д,д
Звуки мы
выделили, что дальше?
Покажите букву Д, д
соседу по парте, а сосед пусть покажет и назовёт тебе буквы справа и слева от
неё.
|
Для того
чтобы на письме обозначать звуки [д],
[д’], есть буква Д, д – большая и малая (Показывают её на странице учебника).
Нам нужно найти её в Алфавите (Не на плакате, а в учебнике!).
Дети
рассматривают букву, затем находят её в Алфавите в учебнике показывают
соседу по парте.
|
Познавательные
УУД (логические): - подведение под понятие на основе распознавания объектов,
выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для
звука».
Коммуникативные:
работа в парах.
Регулятивные:
оценивать
результаты
деятельности (своей, соседа по парте).
|
Сравнение звуковой и буквенной форм слов
на основе двухуровневой модели, чтение по слогам и орфоэпически
Буквы
мы научились распознавать, что будем делать дальше?
Заполни
таблицу. Найди слово.
Чтение
слогов трёх видов с целью подготовки к чтению слов: закрытый слог с твёрдым
на конце, открытый слог с твёрдым вначале, открытый слог с мягким вначале
(ад, да, дя)
Почему
согласные звуки второго столбика нужно читать твёрдо, а третьего – мягко?
Работа
в микрогруппах. Работа с текстом (на карточках) Теперь потренируемся
выделять новые звуки из различных слов в тексте. Подчеркни синим
карандашом буквы, обозначающие твёрдый звук [д] и зелёным
карандашом, обозначающий мягкий звук[д’]
|
Учиться
читать слоги и слова.
Индивидуальная
работа.
Ид
|
|
|
Ад
|
Да
|
Дя
|
Од
|
До
|
Дё
|
Ыд
|
Ды
|
Ди
|
Уд
|
Ду
|
Дю
|
Ед
|
|
Де
|
Дети
отвечают: «Нужно посмотреть на букву гласного звука, которая следует за
согласным. Если а, о, ы, у, э, то нужно произносить твёрдый звук [д]. А если
я, е, ю, и, ё, то – мягкий [д’]».
Деревенские
дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка –
дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для
дворняжки.
|
Познавательные
УУД (логические):
-
установление причинно-следственных связей: между разным
звучанием мягкого - твердого согласного и использованием разных букв для
гласного звука.
Коммуникативные:
работа в парах.
Регулятивные:
оценивать
результаты
деятельности (своей, соседа по парте).
|
Знакомство с обозначением этих звуков с
помощью строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках
Попробуйте
объяснить записи справа от буквы.
|
Дети
объясняют: «Теперь эти звуки мы будем обозначать не квадратиками, а с помощью
строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках.
|
Познавательные
УУД (логические): знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.
Регулятивные:
оценивать
результаты
деятельности (своей, соседа по парте).
|
Твои новые слова
Если
сможешь – объясни значение слов: изба, дом, хата, терем, хатка.
Подбери
к слову - дом – родственные слова. Объясни свой выбор
|
Карточки
– подсказки:
Изба –
русский деревянный, крестьянский дом.
Хата –
крестьянский дом в украинской, белорусской деревнях.
Хатка –
небольшая хата.
Терем –
богатый дом Древней Руси в виде башни или с башенками.
Дом, домик,
домище, домашний, домовой, домовничать
|
Личностные
умение выражать собственное мнение об объекте.
Познавательные
УУД целенаправленно пополнять свой словарный запас.
|
Упражнение в чтении текста, развитие
речи.
Прочитайте
текст, придумайте заголовок, ответьте на вопросы
- Где
стоит дом?
- Что
делала мама?
- Как
зовут кошку?
Как
нужно относиться к своему дому?
Учим
стих
|
Возле
реки стоит дом. В доме тепло. Мама встала рано. Она спела нам
песенку. Марина налила Мурке молока. Кис – кис, вот молоко. Всем
весело!
Индивидуальные
ответы детей (бережно, с любовью, доброжелательно, быть гостеприимным,
охранять свой дом, быть хозяйственным, соблюдать порядок и чистоту и т.д)
Д –
домик аккуратный.
С
высокой крышею двускатной.
Вот
стоит, дымок пуская буква – Д – труба печная.
|
Личностные
УУД:
- смыслообразование
и нравственно-этическая ориентация - тексты, в
которых обсуждаются нравственные проблемы (в этом тексте – проблема
трудолюбия).
Познавательные
УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и
оценка информации):
- работа
с текстом. перечитывание
текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск
нужных частей текста, нужных строчек.
Коммуникативные:
работа в парах.
Регулятивные:
оценивать
результаты
деятельности (своей, соседа по парте).
|
Задания на интерактивном листе
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
УУД
|
Учитель
предлагает работу в парах: отобрать карточки с характеристиками
звуков [д],
[д’].
Пусть начнёт тот, кто хорошо запомнил (консультант), какие это звуки: гласные
или согласные, если согласные, то… .
|
Дети
отбирают карточки с подходящими характеристиками звуков [д], [д’].
|
Познавательные
УУД: сбор, анализ и оценка информации: поиск нужных
характеристик звуков.
Коммуникативные:
работа
в парах.
|
Пополнение словарного запаса
Как
называют свои дома люди других национальных культур?
|
Ответы
подготовленных заранее детей
Вигвам
- Северная Америка
Киргизия
- юрта
(презентации
выполненные детьми)
|
Познавательные:
поиск информации в библиотеке, Интернете.
|
Итог урока.
-Что
нового узнали на уроке?
- Что
узнали о звуке [д] ?
- Научились ли вы читать
слова с этой буквой?
- Что нового унесёте с
урока?
- Как мы должны
относиться к своему дому?
-Какое задание было
трудным?
- Какая помощь тебе
нужна при подготовке к следующему уроку?
Д /з нарисовать свой
дом, составить устно рассказ о своём доме.
|
Дети с
помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и
трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.
|
|
№
|
Задание,
в котором допущена ошибка
|
Знак
ошибки: +, -
?
затрудняюсь
! нужна
помощь
|
Проверил(а)
|
Я
сам(а)
|
Сосед(ка)
|
1.
|
Работа с
пословицами
|
|
|
|
2.
|
Выделение
звука в словах
|
|
|
|
3.
|
Конструирование
печатной буквы
|
|
|
|
4.
|
Звуко –
буквенный анализ слов
|
|
|
|
5.
|
Чтение
слогов и слов в столбике
|
|
|
|
6.
|
Определение
мягкого и твёрдого звуков
|
|
|
|
7.
|
Работа
с текстом
|
|
|
|
Приложение
Рисунок 1
Рисунок 2
Рисунок 3
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.