Главная / Начальные классы / Звуки [д], [д']. Буквы д, Д

Звуки [д], [д']. Буквы д, Д

Такого ещё не было!
Скидка 70% на курсы повышения квалификации

Количество мест со скидкой ограничено!
Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок"

(Лицензия на осуществление образовательной деятельности № 5201 выдана ООО "Инфоурок" 20 мая 2016 г. бессрочно).


Список курсов, на которые распространяется скидка 70%:

Курсы повышения квалификации (144 часа, 1800 рублей):

Курсы повышения квалификации (108 часов, 1500 рублей):

Курсы повышения квалификации (72 часа, 1200 рублей):
Скачать материал

Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Санаторная школа-интернат р.п. Межевой









Обучение грамоте

Урок

«Звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»

1 класс







Учитель начальных классов:

Цыплухина Инна Викторовна















2014 – 2015 учебный год

Тип урока: изучение нового материала, с учётом национальных, региональных и этнокультурных особенностей.

УМК «Школа России»

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный проектор и экран.

Формы работы обучающихся: фронтальная, индивидуальная, групповая.


Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов, таблица «Театр фонетики», звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, презентация, слоговые таблицы для чтения, раздаточные карточки, оценочные листы, «Лента букв», пословицы и поговорки о доме, рисунки с изображением дома, костюм бабушки, изображения домов народов мира.

Пропедевтика: однокоренные слова.

Цели урока:

  • Научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д».

Задачи урока:

  • Познакомить учащихся с буквами Д,д, учить характеризовать звуки, развивать фонематический слух, речь, логическое мышление, внимание, расширять кругозор;

  • Совершенствовать навыки правильного, плавного, выразительного чтения;

  • Формирование чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической национальной принадлежности, уважительного отношения к культуре других народов.

Формирование УУД:

  • Личностные УУД: формирование основ гражданской идентичности личности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю.

  • Познавательные УУД: выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации), работа с текстом и иллюстрациями, перечитывание текста с разными задачами, формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов.

  • Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

  • Регулятивные УУД: умение оценивать свою учебную деятельность.



Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на основе иллюстраций , чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение.

Ход урока:

Включение в учебную деятельность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

С каким настроением вы пришли на урок? Давайте поиграем в игру «Мир вокруг тебя»

1. 1. Назовите лишнюю букву А и н ы у о

2. н Л т р м

3. мА ми мо мы ку

4. та те ты то ту (найди слоги, которые обозначают слова)

2. Гадюка или уж? Какая из змей неядовитая? В отгадке – первый звук гласный.

3. Пулька или Булька? Как звали охотничью собаку, которая отправилась в путешествие на воздушном шаре вместе с Незнайкой? ( в кличке собаки 2 звука согласных звонких )

4. Семь или восемь? Сколько лет было мальчику – с пальчику? (первый звук в отгадке мягкий)



Дети называют, обосновывают ответы

Познавательные: группировка и классификация изученных букв, умение сопоставлять, анализировать звуки и буквы.



Актуализация знаний

Прочитайте пословицы, объясните их смысл

  • Все дороги ведут к дому.

  • Только трудом держится дом.

  • Дома и стены помогают.

  • В гостях хорошо, а дома лучше.

  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.

  • Дом невелик, да лежать не велит.

  •  Горе тому, кто непорядком живет в дому.










Дети делают вывод: дом это добро. Он охраняет от бед. От холода и дождя. В нём люди живут, работают. Отдыхают. Дом – это целый мир, это большое добро, его нужно беречь.

Умение работать с пословицами, объяснять их смысл.



Определение темы урока детьми

О чём будем говорить на уроке? Дом можно нарисовать. А как обозначить его словом?

С какими звуками мы сегодня будем работать?





Как вы это определили?

Хорошо читающие дети выкладывают на наборном полотне слово – дом –



В начале слова -дом- услышали новый звук.

Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц ему уже известны, а какие нет.






Работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их лексического значения. Сравнение моделей слов с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой

Из каких букв состоит слово -дом-? А почему они появились в этом слове? Именно эти буквы, а не другие? Вот как сказала мудрая бабушка Ульяна, которая живёт в деревне и всё знает.





















На что похожи буквы?





























Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.





Назовите только первый звук.





(Вывешиваем картинку с изображением деревенского дома)

Назовите человека, изображённого сидящим на рисунке)



Прочитайте звуковую модель слова «дедушка», называя каждый звук.





Назовите только первый звук.



Проговорите ещё раз, с какими звуками мы сегодня работаем?





(Работа с «Театром Фонетики») Дайте характеристику звукам«[д], [д’]»

Произнесите оба звука. Чем они отличаются?

Работа с иллюстрацией. «Деревенский дом» (Рис.3) Назовите слова, в которых один звук мягкий, а в других твёрдый.



Д, О, М



Ребёнок переодетый в бабушку Ульяну:

-В слове ДОМ все буквы со смыслом. Я ведь, милые мои, слова, умные да красивые, как ягоды собираю. Где услышу слово хорошее, хвать его – и в кошелку, в голову свою….Много доброго за свою жизнь насобирала. Вот и слово ДОМ. Вроде простое, а ведь каждая буковка в нём великий смысл имеет.



Буква – Д - похожа на строение, дом. (Рис.1)

Буква - О - это круг, хоровод. За руки берутся люди дружные, любящие друг друга. Это твоя семья. Возьмётесь вы руки, встанете кольцом, вот и получится буква – О –

Буква – М - похожа на ограду – забор. (Рис.2) Дом надо охранять, семью оберегать. За оградой можно жить спокойно. Теперь что получилось? Слово -ДОМ-





Дети читают звуковую модель слова «дом», называя каждый звук (хором).



Акцентированно произносят первый звук [д] (хором пропевают).







Дедушка





Дети читают звуковую модель слова «дедушка», называя каждый звук (хором).



Акцентированно произносят первый звук [д’] (хором).



Дети называют: «[д], [д’]» (хором).





Это согласные звуки. Они оба звонкие, один твёрдый, другой – мягкий (хором).







Работа в парах.

1 вариант: диван, дедушка, холодильник, сердечко, будильник.

2 вариант: календарь, сковорода, дым, дорожка, ведро, дверь, дедушка, борода, подоконник..






Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.











































































































Коммуникативные: работа в парах.




Правило соотношения звуков и буквы. Звуки (д), (д') на письме обозначаются буквой Д, д. Знакомство с буквой: работа с конвертом – конструирование печатных букв Д,д

Звуки мы выделили, что дальше?











Покажите букву Д, д соседу по парте, а сосед пусть покажет и назовёт тебе буквы справа и слева от неё.






















Для того чтобы на письме обозначать звуки [д], [д’], есть буква Д, д – большая и малая (Показывают её на странице учебника). Нам нужно найти её в Алфавите (Не на плакате, а в учебнике!).



Дети рассматривают букву, затем находят её в Алфавите в учебнике показывают соседу по парте.








Познавательные УУД (логические): - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука».

Коммуникативные: работа в парах.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).








Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели, чтение по слогам и орфоэпически

Буквы мы научились распознавать, что будем делать дальше?



Заполни таблицу. Найди слово.









Чтение слогов трёх видов с целью подготовки к чтению слов: закрытый слог с твёрдым на конце, открытый слог с твёрдым вначале, открытый слог с мягким вначале (ад, да, дя)









Почему согласные звуки второго столбика нужно читать твёрдо, а третьего – мягко?

















Работа в микрогруппах. Работа с текстом (на карточках) Теперь потренируемся выделять новые звуки из различных слов в тексте. Подчеркни синим карандашом буквы, обозначающие твёрдый звук [д] и зелёным карандашом, обозначающий мягкий звук[д’]

Учиться читать слоги и слова.









Индивидуальная работа.


а

и

о

у

е

д












Ид



Ад

Да

Дя

Од

До

Дё

Ыд

Ды

Ди

Уд

Ду

Дю

Ед


Де







Дети отвечают: «Нужно посмотреть на букву гласного звука, которая следует за согласным. Если а, о, ы, у, э, то нужно произносить твёрдый звук [д]. А если я, е, ю, и, ё, то – мягкий [д’]».





Деревенские дети дружно делали дом. Деревянный. Дощечка да дощечка. Дырочка – дверь. Дострогали, допилили, докрасили. Добротный дом. Домик для дворняжки.



Познавательные УУД (логические):

- установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого - твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.

Коммуникативные: работа в парах.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).







Знакомство с обозначением этих звуков с помощью строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках

Попробуйте объяснить записи справа от буквы.






Дети объясняют: «Теперь эти звуки мы будем обозначать не квадратиками, а с помощью строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках.


Познавательные УУД (логические): знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).




Твои новые слова

Если сможешь – объясни значение слов: изба, дом, хата, терем, хатка.

















Подбери к слову - дом – родственные слова. Объясни свой выбор

Карточки – подсказки:

Изба – русский деревянный, крестьянский дом.

Хата – крестьянский дом в украинской, белорусской деревнях.

Хатка – небольшая хата.

Терем – богатый дом Древней Руси в виде башни или с башенками.



Дом, домик, домище, домашний, домовой, домовничать

Личностные умение выражать собственное мнение об объекте.





Познавательные УУД целенаправленно пополнять свой словарный запас.



Упражнение в чтении текста, развитие речи.



Прочитайте текст, придумайте заголовок, ответьте на вопросы

    1. Где стоит дом?

    2. Что делала мама?

    3. Как зовут кошку?



Как нужно относиться к своему дому?











Учим стих

Возле реки стоит дом. В доме тепло. Мама встала рано. Она спела нам песенку. Марина налила Мурке молока. Кис – кис, вот молоко. Всем весело!

Индивидуальные ответы детей (бережно, с любовью, доброжелательно, быть гостеприимным, охранять свой дом, быть хозяйственным, соблюдать порядок и чистоту и т.д)



Д – домик аккуратный.

С высокой крышею двускатной.

Вот стоит, дымок пуская буква – Д – труба печная.


Личностные УУД:

- смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в этом тексте – проблема трудолюбия).

Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):

- работа с текстом. перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

Коммуникативные: работа в парах.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).




Задания на интерактивном листе

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Учитель предлагает работу в парах: отобрать карточки с характеристиками звуков [д], [д’]. Пусть начнёт тот, кто хорошо запомнил (консультант), какие это звуки: гласные или согласные, если согласные, то… .

Дети отбирают карточки с подходящими характеристиками звуков [д], [д’].

Познавательные УУД: сбор, анализ и оценка информации: поиск нужных характеристик звуков.

Коммуникативные: работа в парах.




Пополнение словарного запаса

Как называют свои дома люди других национальных культур?

Ответы подготовленных заранее детей



Вигвам - Северная Америка



Киргизия - юрта



(презентации выполненные детьми)




Познавательные: поиск информации в библиотеке, Интернете.



Итог урока.

-Что нового узнали на уроке?

- Что узнали о звуке [д] ?

- Научились ли вы читать слова с этой буквой?

- Что нового унесёте с урока?

- Как мы должны относиться к своему дому?

-Какое задание было трудным?

- Какая помощь тебе нужна при подготовке к следующему уроку?

Д /з нарисовать свой дом, составить устно рассказ о своём доме.

Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.




Задание, в котором допущена ошибка

Знак ошибки: +, -

? затрудняюсь

! нужна помощь

Проверил(а)

Я сам(а)


Сосед(ка)


1.

Работа с пословицами




2.

Выделение звука в словах




3.

Конструирование печатной буквы




4.

Звуко – буквенный анализ слов




5.

Чтение слогов и слов в столбике




6.

Определение мягкого и твёрдого звуков




7.

Работа с текстом
































Приложение

E:\DCIM\119MSDCF\DSC00875.JPG





Рисунок 1





E:\DCIM\119MSDCF\DSC00877.JPG

Рисунок 2







E:\DCIM\119MSDCF\DSC00883.JPG

Рисунок 3

Звуки [д], [д']. Буквы д, Д
Скачать материал
  • Начальные классы
Описание:

Конспект урока "Звуки [д], [д']. Буквы д, Д" разработан для 1 класса. Использовался на уроке Обучение грамоте с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Данный урок применялся в условиях санаторной школы-интерната. Урок содержит иллюстративный материал, который демонстрировался через мультимедиапроектор. Все рисунки собраны в Приложении.

При подготовке к уроку, ученики выполнили задание: создание презентации в среде MS Office PowerPount на тему "Жилища разных стран и народов". Созданные презентации также использовались мною на уроке.

Урок проводился с элементами театрализации.

По ходу урока учащиеся заполняли таблицу, которая была использована для рефлексии.



Самые низкие цены на курсы переподготовки

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования действуют 50% скидки при обучении на курсах профессиональной переподготовки.

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Обучение проходит заочно прямо на сайте проекта "Инфоурок", но в дипломе форма обучения не указывается.

Начало обучения ближайшей группы: 25 октября. Оплата возможна в беспроцентную рассрочку (10% в начале обучения и 90% в конце обучения)!

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: https://infourok.ru

Скачать материал
Автор Цыплухина Инна Викторовна
Дата добавления 13.02.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 822
Номер материала 56262
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓