Инфоурок Начальные классы КонспектыЗвуки [д], [д']. Буквы д, Д

Звуки [д], [д']. Буквы д, Д

Скачать материал

 Муниципальное казенное оздоровительное образовательное учреждение санаторного типа для детей, нуждающихся в длительном лечении.

Санаторная школа-интернат р.п. Межевой

 

 

 

 

Обучение грамоте

Урок

«Звуки [д], [д’]. Буквы д, Д»

1 класс

 

 

 

Учитель начальных классов:

Цыплухина Инна  Викторовна

 

 

 

 

 

 

 

2014 – 2015 учебный год

 

Тип урока: изучение  нового  материала,  с  учётом  национальных,  региональных  и  этнокультурных  особенностей.

УМК «Школа  России»

Необходимое техническое оборудование: компьютер, мультимедийный  проектор и экран.

Формы работы обучающихся:  фронтальная, индивидуальная, групповая.


Учебные пособия для ученика: учебник по обучению грамоте «Азбука», графические модели слов,  таблица  «Театр  фонетики», звуковые фишки для обозначения звуков [д], [д’], шаблоны печатных букв, презентация, слоговые таблицы  для чтения,    раздаточные карточки,   оценочные  листы, «Лента  букв»,  пословицы и поговорки  о доме, рисунки  с  изображением  дома,  костюм бабушки, изображения  домов  народов мира.

Пропедевтика: однокоренные  слова.

Цели урока:

·          Научить выделять и дифференцировать в звучащей речи звуки [д] [д’], обозначать их буквой «Д, д».

Задачи урока:

·         Познакомить учащихся  с  буквами  Д,д,  учить характеризовать звуки,  развивать  фонематический  слух, речь,  логическое мышление,  внимание, расширять кругозор;

·         Совершенствовать  навыки правильного,  плавного,  выразительного  чтения;

·         Формирование  чувства  гордости  за  свою  Родину, осознание своей  этнической  национальной  принадлежности,   уважительного  отношения  к  культуре  других  народов.

Формирование УУД:

·         Личностные УУД:  формирование  основ  гражданской  идентичности  личности  в  форме  осознания  «Я»  как  гражданин  России,  чувства  сопричастности  и  гордости  за  свою  Родину, народ  и  историю.

·         Познавательные УУД: выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации),   работа с текстом и иллюстрациями,   перечитывание текста с разными задачами, формирование понятия «буква – знак для звука» посредством сопоставления разных знаково-символических обозначений звуков в схемах-моделях слов; формирование понятия «смыслоразличительная роль звука» через анализ пар слов.

·         Коммуникативные УУД: умение договориться, организовать совместную работу, взаимопомощь (работа в парах).

·         Регулятивные УУД: умение  оценивать  свою учебную  деятельность.

 

Методы и приёмы организации деятельности учащихся: анализ   моделей, звукопроизносительная деятельность; конструирование букв Д, д; беседа на основе иллюстраций   , чтение слогов, слов; чтение и перечитывание текстов и обсуждение нравственных проблем; поиск нужных слов и их сравнение.

Ход урока:

Включение в учебную деятельность

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

С  каким  настроением  вы  пришли на урок? Давайте поиграем в  игру  «Мир вокруг  тебя»

1. 1. Назовите  лишнюю букву  А и н ы у о

2.   н Л т р м

3.   мА  ми  мо  мы  ку

4.  та  те  ты  то  ту  (найди  слоги,  которые  обозначают  слова)

2. Гадюка  или  уж?  Какая  из  змей  неядовитая?  В  отгадке – первый  звук  гласный.

3. Пулька  или  Булька?  Как  звали  охотничью  собаку,  которая  отправилась  в  путешествие  на  воздушном  шаре  вместе  с  Незнайкой? ( в кличке собаки  2 звука согласных  звонких  )

4. Семь  или  восемь?   Сколько  лет  было  мальчику – с  пальчику? (первый  звук  в  отгадке  мягкий)

 

 

Дети называют, обосновывают ответы

Познавательные:  группировка и классификация изученных букв,  умение сопоставлять, анализировать  звуки и  буквы.

 

Актуализация  знаний

Прочитайте  пословицы, объясните их смысл

  • Все  дороги ведут к дому.
  • Только трудом держится дом.
  • Дома  и  стены  помогают.
  • В гостях хорошо, а дома лучше.
  • Дом согревает не печь, а любовь и согласие.
  • Дом невелик, да лежать не велит.
  •  Горе тому, кто непорядком живет в дому.

 

 

 

 

 

Дети делают вывод:  дом  это добро. Он охраняет от бед. От холода и дождя. В нём люди живут, работают. Отдыхают. Дом – это целый мир, это большое  добро, его нужно беречь.

Умение работать  с пословицами, объяснять  их  смысл.

 

Определение темы урока детьми

О  чём  будем  говорить  на  уроке?  Дом  можно  нарисовать.  А  как  обозначить  его  словом?

С какими звуками мы сегодня будем работать?

 

 

Как вы это определили?

Хорошо читающие  дети выкладывают на  наборном  полотне  слово – дом –

 

В начале слова  -дом-  услышали  новый звук.

Личностные УУД:

- самоопределение - система заданий, ориентирующая младшего школьника определить, какие модели языковых единиц  ему уже известны, а какие нет.

 

 

 

Работа с предметными картинками: произнесение слов, определение их лексического значения. Сравнение моделей слов с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой

Из  каких букв  состоит  слово  -дом-?  А  почему  они  появились  в  этом слове?  Именно  эти  буквы, а  не другие?  Вот  как  сказала  мудрая  бабушка  Ульяна,  которая живёт  в  деревне  и всё знает.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

На  что  похожи  буквы?

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прочитайте звуковую модель этого слова, называя каждый звук.

 

 

Назовите только первый звук.

 

 

(Вывешиваем  картинку  с  изображением   деревенского дома)

Назовите человека, изображённого сидящим  на рисунке)

 

Прочитайте звуковую модель  слова «дедушка», называя каждый звук.

 

 

Назовите только первый звук.

 

Проговорите ещё раз, с какими звуками мы сегодня  работаем?

 

 

(Работа  с  «Театром  Фонетики»)  Дайте  характеристику  звукам«[д], [д’]»

Произнесите оба звука. Чем они отличаются?

Работа  с  иллюстрацией.   «Деревенский  дом» (Рис.3)  Назовите  слова,  в  которых один  звук  мягкий, а  в других  твёрдый.

 

Д,  О,  М

 

Ребёнок  переодетый  в  бабушку  Ульяну: 

 -В  слове  ДОМ  все  буквы со  смыслом.  Я  ведь,  милые  мои,  слова, умные  да  красивые,  как ягоды  собираю.  Где  услышу  слово  хорошее,  хвать  его – и в кошелку,  в  голову  свою….Много  доброго  за  свою  жизнь насобирала.   Вот  и  слово  ДОМ.  Вроде  простое,  а  ведь каждая  буковка  в  нём  великий  смысл  имеет. 

 

Буква – Д -    похожа  на  строение, дом. (Рис.1)

Буква  - О -  это круг, хоровод. За  руки берутся  люди  дружные, любящие  друг  друга.  Это  твоя семья.  Возьмётесь  вы руки, встанете  кольцом, вот и  получится  буква – О –

Буква – М -  похожа  на  ограду – забор.  (Рис.2) Дом надо охранять,  семью  оберегать.  За  оградой  можно  жить  спокойно.  Теперь  что  получилось?  Слово  -ДОМ-

 

 

Дети читают звуковую модель слова «дом», называя каждый звук (хором).

 

Акцентированно произносят первый звук [д] (хором пропевают).

 

 

 

Дедушка

 

 

Дети читают звуковую модель слова «дедушка», называя каждый звук (хором).

 

Акцентированно произносят первый звук [д’] (хором).

 

Дети называют: «[д], [д’]» (хором).

 

 

Это согласные звуки.   Они оба звонкие, один твёрдый, другой – мягкий  (хором).

 

 

 

Работа  в  парах. 

1 вариант:  диван, дедушка, холодильник, сердечко, будильник.

2 вариант: календарь, сковорода, дым, дорожка, ведро, дверь, дедушка, борода, подоконник..

 

 

 

Познавательные УУД (логические):

- анализ объектов с целью выделения в них существенных признаков: сравнение моделей с целью выделения звуков, обозначаемых новой буквой.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Коммуникативные: работа в парах.

 

 

Правило соотношения звуков и буквы. Звуки (д), (д') на письме обозначаются буквой Д, д. Знакомство с буквой: работа с конвертом – конструирование печатных букв Д,д

Звуки мы выделили, что дальше?

 

 

 

 

 

Покажите букву Д, д соседу по парте, а сосед пусть покажет и назовёт тебе буквы справа и слева от неё. 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Для того чтобы на письме обозначать звуки [д], [д’], есть буква Д, д – большая и малая (Показывают её на странице учебника). Нам нужно найти её в Алфавите    (Не на плакате, а в учебнике!).

 

Дети рассматривают букву, затем находят её в Алфавите  в  учебнике  показывают соседу по парте.

 

 

 

 

Познавательные УУД (логические): - подведение под понятие на основе распознавания объектов, выделения существенных признаков: формирование понятия «буква – знак для звука».

 Коммуникативные: работа в парах.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

 

 

 

 

Сравнение звуковой и буквенной форм слов на основе двухуровневой модели, чтение по слогам и орфоэпически

Буквы  мы  научились распознавать, что будем  делать дальше?

 

Заполни таблицу. Найди слово.

 

 

 

 

Чтение слогов трёх видов с целью подготовки к чтению слов: закрытый слог с твёрдым на конце, открытый слог с твёрдым вначале, открытый слог с мягким вначале (ад, да, дя)

 

 

 

 

Почему согласные звуки второго столбика нужно читать твёрдо, а третьего – мягко?

 

 

 

 

 

 

 

 

Работа  в микрогруппах.  Работа  с текстом (на  карточках)    Теперь  потренируемся  выделять  новые  звуки  из  различных слов  в  тексте.  Подчеркни синим  карандашом  буквы,   обозначающие твёрдый  звук  [д]  и  зелёным  карандашом, обозначающий  мягкий  звук[д’]

Учиться читать  слоги и слова.

 

 

 

 

Индивидуальная работа.

 

а

и

о

у

е

д

 

 

 

 

 

 

 

 

Ид

 

 

Ад

Да

Дя

Од

До

Дё

Ыд

Ды

Ди

Уд

Ду

Дю

Ед

 

Де

 

 

 

Дети отвечают: «Нужно посмотреть на букву гласного звука, которая следует за согласным. Если а, о, ы, у, э, то нужно произносить твёрдый звук [д]. А если я, е, ю, и, ё, то – мягкий [д’]».

 

 

Деревенские  дети  дружно  делали  дом.  Деревянный.  Дощечка  да  дощечка.  Дырочка – дверь.  Дострогали,  допилили, докрасили.  Добротный  дом.  Домик  для  дворняжки.

 

Познавательные УУД (логические):

- установление причинно-следственных связей: между разным звучанием мягкого - твердого согласного и использованием разных букв для гласного звука.

Коммуникативные: работа в парах.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

 

 

 

Знакомство с обозначением этих звуков с помощью строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках

Попробуйте объяснить записи справа от буквы.

 

 

 

Дети объясняют: «Теперь эти звуки мы будем обозначать не квадратиками, а с помощью строчной (малой) буквы «д» в квадратных скобках.

 

Познавательные УУД (логические): знакомство с разными моделями одной и той же единицы языка.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

 

 

Твои новые  слова

Если  сможешь – объясни  значение  слов: изба, дом, хата, терем, хатка.

 

 

 

 

 

 

 

 

Подбери  к  слову   - дом – родственные  слова. Объясни свой выбор

Карточки – подсказки:

Изба – русский  деревянный,  крестьянский  дом.

Хата – крестьянский  дом  в  украинской, белорусской  деревнях.

Хатка – небольшая  хата.

Терем – богатый  дом  Древней  Руси  в  виде башни  или  с  башенками.

 

Дом, домик,  домище,  домашний, домовой, домовничать

Личностные умение выражать собственное  мнение  об объекте.

 

 

Познавательные УУД целенаправленно  пополнять свой  словарный  запас.

 

Упражнение в чтении текста,  развитие речи.

 

Прочитайте  текст, придумайте  заголовок, ответьте на вопросы

    1. Где  стоит  дом?
    2. Что  делала  мама?
    3. Как  зовут  кошку?

 

Как  нужно  относиться  к  своему  дому?

 

 

 

 

 

 

Учим  стих

Возле  реки  стоит  дом.  В  доме  тепло.  Мама  встала  рано. Она  спела  нам  песенку.   Марина  налила  Мурке  молока. Кис – кис,  вот  молоко.  Всем  весело!

Индивидуальные ответы  детей  (бережно,  с любовью,  доброжелательно, быть гостеприимным,  охранять свой дом, быть хозяйственным, соблюдать порядок и чистоту  и т.д)

 

Д – домик  аккуратный.

С    высокой  крышею  двускатной.

Вот  стоит,  дымок  пуская  буква – Д – труба печная.

 

Личностные УУД:

 - смыслообразование и нравственно-этическая ориентация - тексты, в которых обсуждаются нравственные проблемы (в этом тексте – проблема трудолюбия).

Познавательные УУД (информационные: поиск и выделение необходимой информации; сбор, анализ и оценка информации):

- работа с текстом.   перечитывание текста с разными задачами: оценка смысла всего текста по его названию, поиск нужных частей текста, нужных строчек.

Коммуникативные: работа в парах.

Регулятивные: оценивать результаты деятельности (своей, соседа по парте).

 

 

Задания на интерактивном листе

Деятельность учителя

Деятельность ученика

УУД

Учитель предлагает работу в парах: отобрать карточки с характеристиками звуков [д], [д’]. Пусть начнёт тот, кто хорошо запомнил (консультант), какие это звуки: гласные или согласные, если согласные, то… .

Дети отбирают карточки с подходящими характеристиками звуков [д], [д’].

Познавательные УУД: сбор, анализ и оценка информации: поиск нужных характеристик звуков.

Коммуникативные: работа в парах.

 

 

Пополнение словарного запаса

Как  называют свои дома  люди  других  национальных  культур?

Ответы  подготовленных  заранее  детей

 

Вигвам  - Северная  Америка

 

Киргизия - юрта

 

(презентации  выполненные детьми)

 

 

Познавательные:  поиск информации  в  библиотеке, Интернете.

 

  Итог урока.

-Что  нового  узнали  на уроке?

-  Что  узнали  о звуке [д] ?

- Научились ли вы читать  слова с этой  буквой?

- Что нового  унесёте  с  урока?

- Как  мы  должны  относиться  к  своему  дому?

-Какое задание было трудным?

- Какая  помощь  тебе  нужна при подготовке к следующему уроку?

Д /з  нарисовать  свой дом, составить устно  рассказ  о своём  доме.

Дети с помощью заполненной ими в ходе урока таблицы рассказывают об успехах и  трудностях, учатся публично проговаривать вопросы по материалу урока.

 

 

Задание, в котором допущена ошибка

Знак ошибки: +, -

? затрудняюсь

! нужна помощь

Проверил(а)

Я сам(а)

 

Сосед(ка)

 

1.

Работа с пословицами

 

 

 

2.

Выделение   звука в словах

 

 

 

3.

Конструирование печатной буквы

 

 

 

4.

Звуко – буквенный анализ  слов

 

 

 

5.

Чтение слогов и слов в столбике

 

 

 

6.

Определение  мягкого и твёрдого  звуков

 

 

 

7.

Работа  с   текстом

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение

 

 

Рисунок 1

 

 

  

Рисунок 2

 

 

 

Рисунок  3

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Звуки [д], [д']. Буквы д, Д"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по выставочной деятельности

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Конспект урока "Звуки [д], [д']. Буквы д, Д" разработан для 1 класса. Использовался на уроке Обучение грамоте с учетом национальных, региональных и этнокультурных особенностей. Данный урок применялся в условиях санаторной школы-интерната. Урок содержит иллюстративный материал, который демонстрировался через мультимедиапроектор. Все рисунки собраны в Приложении.

При подготовке к уроку, ученики выполнили задание: создание презентации в среде MS Office PowerPount на тему "Жилища разных стран и народов". Созданные презентации также использовались мною на уроке.

Урок проводился с элементами театрализации.

По ходу урока учащиеся заполняли таблицу, которая была использована для рефлексии.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 076 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 13.02.2015 295
    • DOCX 1 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Цыплухина Инна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Цыплухина Инна Викторовна
    Цыплухина Инна Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 1 месяц
    • Подписчики: 39
    • Всего просмотров: 144975
    • Всего материалов: 42

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 23 человека из 16 регионов

Курс повышения квалификации

Методика преподавания информатики в начальных классах

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 67 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках математики у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 75 человек

Курс повышения квалификации

Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности на уроках по литературному чтению у младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 166 человек

Мини-курс

Дизайн интерьера: от спектра услуг до эффективного управления временем

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Фитнес: особенности занятий и специфика питания

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 117 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Мини-курс

Стартап: от идеи к успеху

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 29 человек из 18 регионов