Главная / Физкультура / ЗОЖ и его компоненты

ЗОЖ и его компоненты

Скачать материал

1


Лhello_html_6118ba3c.jpgуцык Владимир Петрович,

учитель физической культуры

I квалификационная категория,

стаж работы 20 лет.

МОУ гимназия №2 г.Сургут.

ЗОЖ и его компоненты

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.

Цель моей педагогической деятельности –это формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности на уроках физической культуры и ОФК. Воспитание ценностных ориентаций на ЗОЖ, выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля.

Главная цель – это содействовать гармоническому физическому развитию учащихся и их устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Гармоничное развитие форм и функций организма человека. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья. Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развития памяти, внимания, умственного кругозора.

Указанная цель перекликается с темой гимназии №2: «Формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе универсального образования через общечеловеческие ценности» и раскрывается в единстве трех взаимосвязанных компонентов:

  • образовательного – формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

  • воспитательного – воспитание моральных, волевых, эстетических качеств;

  • развивающего развитие у обучающихся физических качеств и стремления к здоровому образу жизни на основе личностно-ориентированного подхода.


Основные элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

  • распорядок дня

  • рациональное питание

  • режим сна

  • искоренение вредных привычек,

  • оптимальный двигательный режим,

  • плодотворный труд,

  • личную гигиену.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы.

Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений. При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

Установлено, что школьники, систематически посещающие уроки физкультуры, занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

Физическая культура — составная часть общей культуры. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивную, коммуникативную, организаторскую и познавательную.

В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому нужно развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

Строя педагогический процесс на основе самодиагностики, я ориентируюсь на следующие положения:

– исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;
– «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудности;
– «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;
– «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных учеников, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений).

Я стараюсь увеличить двигательную плотность и эффективность занятий по физической культуре.

Для себя я выработал следующие правила общения:

– оправдывай каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и у кого учишься сам;
– неукоснительно соблюдай профессиональную этику общения: в любой ситуации координируй свои действия;
– будь хорошо подготовленным к любому диалогу, с любым человеком, по всем вопросам, входящим в круг твоей профессиональной компетентности;
– быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело.
Такое общение не является самоцелью, оно – средство воспитания, развития, совершенствования.

Я, как учитель стараюсь формировать саморазвивающуюся и самореализующуюся личность на уроках физической культуры и ОФК. Воспитывать ценностные ориентаций на ЗОЖ, вырабатывать представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля.

Чтобы это реализовать, необходимо решить следующие задачи:

  • формирование познавательного интереса учащихся к занятиям
    физической культурой и спортом;

  • развитие физических способностей у учащихся;

  • воспитание личности, способной к самостоятельной творческой
    деятельности.

Для решения поставленных задач в нашей гимназии созданы хорошие условия. Имеются спортивный зал, гимнастический зал, зал коррекции. В игровом зале имеется необходимое оборудование для занятий: баскетбольные щиты с кольцами, как основные, так и тренировочные. В игровом зале разметки нанесены по стандартам игровых баскетбольных и волейбольных площадок, что способствует лучшему освоению учебной программы.

Спортивные залы для гимнастики оборудованы зеркалами, наличие которых важно для проведения занятий. Имеются необходимые крепления для установки гимнастического оборудования, а также закрепленные гимнастические лестницы. Полноценным занятиям физической культурой, решению важных задач физического воспитания и успешному прохождению разделов школьной программы способствует и наличие необходимого спортивного инвентаря.

В своей работе для успешного решения задач и реализации поставленной цели использую разнообразные формы деятельности.

Основная форма - это урок. Качество урока в немалой мере обусловлено качеством заблаговременной подготовки, которая в себя включает: проектирование урока, практическую подготовку участников (приготовление преподавателя, его помощников, домашние задания учащихся), подготовку технических и других условий.

Очевидно, что лишь хорошо построив урок « в голове», можно хорошо построить его и на практике. Моделирование урока предполагает и включает в качестве важнейшего своего слагаемого постановку урочных задач. Проектируя урок, необходимо прежде всего, исходя из крупной цели, реалистично наметить тот вклад, который должен быть сделан в рамках данного урока.

Для его успешного проведения стараюсь использовать словесные методы (рассказ, описание, объяснение), методы наглядного восприятия (демонстрация учителем или способным учащимся тех или иных упражнений), а также и разные формы работы на уроке: фронтальная, поточная, групповая, круговая и индивидуальная (при изучении и выполнении физических упражнений).

При проведении уроков для повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой широко использую «соревновательно-игровой» метод, он предоставляет возможность большинство физически трудных упражнений выполнять легко, играя и соревнуясь. Это позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке обучающихся, а учебные занятия сделать более интересными.

Работаю над созданием компилятивной программы по ОФК, которая будет содействовать гармоническому физическому развитию учащихся и их устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.

Мhello_html_4b0152f6.gif
ною, регулярно проводилась диагностика на выявление мотивации обучающихся. Так, учащимся была предложена анкета на тему «Мотивация к занятиям физической культурой и спортом» для учащихся 8-11-х классов.


На вопросы анкеты ответили учащихся нашей гимназии. Вывод: из учащихся старшего звена выпускных классов активное отношение к своей мотивационной сфере в области физической культуры и спорта в среднем имеют 80%, т.е. для 80% учащихся урок физической культуры является любимым уроком и это очень радует.

Конечно же, без понимания руководством необходимости создания условий для педагогической деятельности, без помощи администрации, качество условий моей деятельности было бы намного ниже.


«Образование – это то, что остается у человека, когда все выученное уже забыто».

Образование по мере роста ребенка все больше должно становиться самообразованием. Учитель создает для этого условия.

Миссия – создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности (с учетом факторов социальной среды).

Важнейшая задача всех образовательных институтов – научить ребенка тому, чтобы он стал субъектом образования своей личности, а не объектом.

Способы оценки результатов и качества образования.

Существуют количественные и качественные методы оценивания.

Количественные – предполагают наличие точки отсчета, единицы измерения (темп чтения по числу слов в минуту, темп письма и т.д.)

Примерная методика оценки результатов образования:

  • определяется номенклатура уровней – высокий, низкий, средний и реальный, допустимый и т.д.

  • отбирается набор показателей, характеризующий определенный уровень, этот набор должен удовлетворять полноты, целостности, достоверности и т.д., т.е. должен быть проверен в исследовательско-эксперементальном режиме.

Пример: Методика оценки результата качества знаний учащихся по В.П.Симонову.

Для постоянного отслеживания за состоянием ученика введено понятие «мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности и педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. Это помогает корректировать свою работу на уроках в разных классах. Применять деференцированный подход.

Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль играют здесь и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах. Во внеурочное время я провожу тренировочные занятия по волейболу для желающих и более способных учащихся.

Тренировки имеют не только оздоровительно-гигиеническое значение, но и агитационно-воспитательное. Занятия помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность в себе, чувство коллективизма. Но эффективность воспитания зависит, прежде

всего, от того, насколько целеустремленно в педагогическом процессе

осуществляется взаимосвязь физического и нравственного воспитания.

Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство школы.

В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах, осенью в традиционном туристическом слете. В походах. В военно- полевых сборах с учащимися 10 классов.

Проведение Дней здоровья в гимназии №2 стало традицией и включает в себя разные формы работы.
Внеурочные мероприятий у нас в гимназии разные: беседы педагогов, массовые соревнования учащихся "Веселые старты", финалы школьных или классных спартакиад, иных соревнований или турниров, спортивные викторины, конкурсы; открытые или показательные занятия спортивных секций.

При составлении плана внеурочных мероприятий и при разработке положения о соревнованиях часто привлекаются сами школьники, что дает им возможность проявить творческие способности и активность.
Педагогически очень эффективны формы взаимодействия детей разного возраста в совместной деятельности в движении к здоровому образу жизни.
В проведении физультурно-спортивных мероприятий с классом ведущее место обычно занимают подвижные игры. Они активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. В занятиях играми необходимо следить за оптимальными нагрузками, не допуская переутомления детей.
Проведение Дня здоровья в гимназии №2 является важной составной частью системы приобщения детей к физической культуре и спорту, а значит

основная задача, которую учителя физической культуры гимназии №2 ставят перед собой – это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков.

Проведено исследование в определении отношения к физкультуре и спорту. Исследование проводилось с целью определения отношения к ФК и С учащихся гимназии №2 при помощи анкеты.


1. Часто ли Вы испытываете усталость после уроков (сделайте только один выбор и отметьте его):

а) постоянно;

б) довольно часто;

в) время от времени;

г) довольно редко

д) практически никогда.

hello_html_m534a160.gif


2.Для того чтобы уменьшить усталость Вы предпочитаете

а) чтение

б) прогулки

в) сон

г) медпрепараты

д) слушание музыки

е) занятия физкультурой (бег. гимнастика, аэробика я т.п.)

ж) другой род активной деятельности (указать его)

з) что еще?

hello_html_m43bf6742.gif

3. Как вы относитесь к своему здоровью (отметить только один пункт)

а) не забочусь о нем, пока не почувствую недомогание;

б) забочусь о своем здоровье, стремлюсь сохранить или улучшить eго.



hello_html_m46a27f80.gif


4.Какие формы заботы Вам импонируют более всего

а) качественное питание

б) занятия физкультурой

в) активный отдых;

г) систематическое посещение спортивных мероприятий и спортивных секций.

hello_html_4d7677cd.gif



5. Оцените состояние своего здоровья (подчеркните соответствующий вариант ответа):

а) абсолютно здоров (здорова),

б) здоровье вполне хорошее;

в) здоровье удовлетворительное;

г) не могу похвастаться своим здоровьем;

д) здоровье плохое.


hello_html_2d299a7e.gif


6. Каково Ваше отношение к занятиям физической культурой и спортом (сделайте только один выбор и отметьте его):

а) считаю необходимым, занимаюсь;

б) считаю необходимым, систематически заниматься не могу в силу несобранно­сти и лени;

в) считаю необходимым, но нет условий для занятий;

г) считаю необходимым, но мешают другие дела;

д) не вижу необходимости s занятиях физической культурой и спорту.

hello_html_m13ea3b82.gif


7.. Если в Вашем режиме дня не нашлось времени для занятия физкультурой, то на это повлияло (можно сделать несколько выборов):

а) запрет врача;

б) нехватка времени

в) лень


hello_html_1da99a97.gif





8..Если бы у Вас было больше свободного времени, стали бы Вы чаще посещать раз­личные спортивные мероприятия и принимать в них участие?

а) да; б) нет: в) затрудняюсь ответить.

hello_html_25e020e3.gif

9.Занимаюсь физической культурой и спортом, потому что эти занятия помогают (можно дать несколько ответов):

а) восстановить силы после занятий;

б) улучшить свое физическое развитие

в)ощутить приятные переживание и возбуждение:

г) овладеть спортивными умениями и навыками;

hello_html_m399d78ef.gif











10.Считате ли вы организацию спортивных праздников, туристических слетов, уроков физкультуры и ОФК хорошей.

hello_html_3384289d.gif

11.Удовлетворены ли вы организацией учебного процесса.

hello_html_m4c8aa0a2.gif

12.Удовлетворены ли вы стилем и методом преподавания урока физкультуры.


hello_html_2dacac82.gif

13. Способствуют ли уроки физической культуры и ОФК укреплению физического и психического здоровья.

hello_html_m4c184bb7.gif



Проведя данное исследование, мы выявили отношение учащихся гимназии №2 к занятиям ФК и С. Объективно рассуждая, можно сделать вывод, что отношение к занятиям ФК и С и собственно к своему здоровью у учащихся гимназии №2 на высоком уровне. Физической культуре и спорту большинство учащихся уделяет большое значение, так как они понимают, что это единственный способ вести красивую и полноценную жизнь, быть сильным, здоровым и, конечно же, счастливым.

Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь ребенка различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность.

У каждого преподавателя есть какие-то пробелы и аспекты деятельности, нуждающиеся в коррекции. Есть они у меня.

В течение всего времени работы приходится оценивать качество условий деятельности и трудиться над собственным методическим комплексом, обновляя не только содержание курса, но и характер заданий, находя такие виды деятельности обучаемых, которые будут лучше способствовать достижению поставленных целей и будут соответствовать процессу «высокого качества», а именно:

  • формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей;

  • успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

  • создавать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников;

  • сообщать учащимся организацию учебной деятельности в ходе урока;

  • обсуждать с детьми в конце урока не только того, что мы узнали (чем овладели ), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему,

что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

  • стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.


Хочется, чтобы в каждой семье были традиции физического воспитания. Я считаю, что это должно привести к укреплению здоровья и к утверждению в нашем обществе здорового образа жизни. Я прививаю учащимся любовь к занятиям физической культурой и спортом на своих занятиях, мне кажется, что у меня это получается.

Список использованной литературы:

1. Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.

2. Богданов Г.П. Школьникам — здоровый образ жизни. - М, 1989г.

3. Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М,1990г.

4. Выдрин В.М. “Методические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры” - М. 1986г.

5. Гриненко М.Ф. С помощью движений. - М, 1984г.

6. Иванченко В.А. “Секреты вашей бодрости” - Мн., 1998

7. Ильин Е.П. “Психология физического воспитания.” - М., Просвещение 1987г. ч

8. История физической культуры и спорта: Учебн. для ин-тов физ. культ.//Вод общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - с.

9. Карташов Ю.М. “Сюрпризы оздоровительного бега” - М., ФиС - 1983г.

10. Крючкова В.А. Сандлер М.В. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни. - М, 1987г.

11. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуге,1982. - 599 с.

12. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М, 1982г.

13. Попов С.В. Валеология в школе и дома. - С.-П, 1998г.

14. Правосудов В.П. Физическая культура и здоровье. – М, 1985г.

15. Прохазка К. Спорт и мир. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 80 с.

16. Радионов А.В. Психология спорта высших достижений. – М, 1979г.

17. Шедлов И.В. Физическое совершенство - духовное богатство. – Киев, 1985г.



ЗОЖ и его компоненты

Выберите специальность, которую Вы хотите получить:

Обучение проходит дистанционно на сайте проекта "Инфоурок".
По итогам обучения слушателям выдаются печатные дипломы установленного образца.

ПЕРЕЙТИ В КАТАЛОГ КУРСОВ

Скачать материал
  • Физкультура
Описание:

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.

            Цель моей педагогической деятельности –это формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности на уроках физической культуры и ОФК. Воспитание ценностных ориентаций на ЗОЖ, выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля.

 

        Главная цель – это содействовать гармоническому физическому развитию учащихся и их устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Гармоничное развитие форм и функций организма человека. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья. Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развития памяти, внимания, умственного кругозора.

Идёт приём заявок на международный конкурс по математике "Весенний марафон" для учеников 1-11 классов и дошкольников

Уникальность конкурса в преимуществах для учителей и учеников:

1. Задания подходят для учеников с любым уровнем знаний;
2. Бесплатные наградные документы для учителей;
3. Невероятно низкий орг.взнос - всего 38 рублей;
4. Публикация рейтинга классов по итогам конкурса;
и многое другое...

Подайте заявку сейчас - https://urokimatematiki.ru

Скачать материал
Автор Луцык Владимир Петрович
Дата добавления 03.12.2014
Раздел Физкультура
Подраздел Другое
Просмотров 1124
Номер материала 6375
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

↓ Показать еще коментарии ↓