Инфоурок Физическая культура Другие методич. материалыЗОЖ и его компоненты

ЗОЖ и его компоненты

Скачать материал

Луцык Владимир Петрович,

учитель физической культуры

I квалификационная категория, 

стаж работы  20 лет.

МОУ гимназия №2 г.Сургут.

ЗОЖ и его компоненты

            Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.

            Цель моей педагогической деятельности –это формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности на уроках физической культуры и ОФК. Воспитание ценностных ориентаций на ЗОЖ, выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля.

        Главная цель – это содействовать гармоническому физическому развитию учащихся и их устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Гармоничное развитие форм и функций организма человека. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья. Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развития памяти, внимания, умственного кругозора.

       Указанная цель перекликается с темой гимназии №2: «Формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности на основе универсального образования через общечеловеческие ценности» и раскрывается в единстве трех взаимосвязанных компонентов:

·        образовательного – формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

·        воспитательного – воспитание моральных, волевых, эстетических качеств;

·        развивающего развитие у обучающихся физических качеств и стремления к здоровому образу жизни на основе личностно-ориентированного подхода.

 

Основные элементы здорового образа жизни

Здоровый образ жизни включает в себя следующие основные элементы:

·                                       распорядок дня

·                                      рациональное питание

·                                       режим сна

·                                       искоренение вредных привычек,

·                                       оптимальный двигательный режим,

·                                       плодотворный труд,

·                                       личную гигиену.

Неотъемлемой частью здорового образа жизни являются высокие моральные, нравственные и этические ценности человека. Большое внимание надо уделять формированию сознания личности как общественной единицы.

    Оптимальный двигательный режим - важнейшее условие здорового образа жизни. Его основу составляют систематические занятия физическими упражнениями и спортом, эффективно решающие задачи укрепления здоровья и развития физических способностей молодежи, сохранения здоровья  и двигательных навыков, усиления профилактики неблагоприятных возрастных изменений.  При этом физическая культура и спорт выступают как важнейшее средство воспитания.

       Установлено, что школьники, систематически посещающие уроки физкультуры, занимающиеся спортом, физически более развиты, чем их сверстники, которые не занимаются спортом. Занятия физкультурой и спортом тренируют сердечно-сосудистую систему, делают ее выносливой к большим нагрузкам. Физическая нагрузка способствует развитию костно-мышечной системы.

      Физическая культура — составная часть общей культуры. Физическая культура нужна людям и физического и умственного труда. Но особенно она необходима детям и подросткам, так как в их возрасте закладывается фундамент физического развития и здоровья.

     В многообразной деятельности учителя физической культуры выделяют четыре функции его педагогического труда: конструктивную, коммуникативную, организаторскую и познавательную.

      В настоящее время деятельность учителей физической культуры основана на решении таких задач, как воспитание ценностных ориентаций на физическое и духовное совершенствование личности школьника, закрепление потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями и избранным видом спорта. Физическое развитие школьников необходимо осуществлять с опорой на духовный фундамент личности. Поэтому нужно развивать у школьников стремление к самоанализу, самооценке, самосовершенствованию.

      Строя педагогический процесс на основе самодиагностики, я ориентируюсь на следующие положения:

– исключение методов принуждения к учению и применение только таких методов, которые вызывают радость от занятий и от достижения результата, способствуют движению вперед и развитию ребенка;
– «трудная цель», обеспечивающая постепенное развитие волевых качеств, личной ответственности, веру в возможность преодоления трудности;
– «опора», позволяющая ученику последовательно продвигаться в учении;
– «опережение», заключающееся в ускоренном развитии сильных учеников, наиболее способных в данном виде двигательной деятельности (физических упражнений).

 Я стараюсь увеличить двигательную плотность и эффективность занятий по физической культуре.

Для себя я выработал следующие правила общения:

– оправдывай каждый день и каждую минуту доверие тех, с кем имеешь дело, кого учишь и у кого учишься сам;
– неукоснительно соблюдай профессиональную этику общения: в любой ситуации координируй свои действия;
– будь хорошо подготовленным к любому диалогу, с любым человеком, по всем вопросам, входящим в круг твоей профессиональной компетентности;
– быть чутким в общении – это значит вникать в переживания всех, с кем имеешь дело.
    Такое общение не является самоцелью, оно – средство воспитания, развития, совершенствования.

         Я, как учитель стараюсь формировать саморазвивающуюся и самореализующуюся личность на уроках физической культуры и ОФК. Воспитывать ценностные ориентаций на ЗОЖ, вырабатывать  представления о физической культуре личности и приемах самоконтроля.

Чтобы это реализовать, необходимо решить следующие задачи:

·        формирование    познавательного    интереса   учащихся    к   занятиям
физической культурой и спортом;

·        развитие физических способностей у учащихся;

·        воспитание   личности,   способной   к   самостоятельной   творческой
деятельности.

Для решения поставленных задач в нашей гимназии созданы хорошие условия. Имеются  спортивный зал, гимнастический зал, зал коррекции. В игровом зале имеется необходимое оборудование для занятий: баскетбольные щиты с кольцами, как основные, так и тренировочные. В игровом зале разметки нанесены по стандартам игровых баскетбольных и волейбольных площадок, что способствует лучшему освоению учебной программы.

Спортивные залы для гимнастики оборудованы зеркалами, наличие которых важно для проведения занятий. Имеются необходимые крепления для установки гимнастического оборудования, а также закрепленные гимнастические лестницы. Полноценным занятиям физической культурой, решению важных задач физического воспитания и успешному прохождению разделов школьной программы способствует и наличие необходимого спортивного инвентаря.

В своей работе для успешного решения задач и реализации поставленной цели использую разнообразные формы деятельности.

Основная форма - это урок. Качество урока в немалой мере обусловлено качеством заблаговременной подготовки, которая в себя включает: проектирование урока, практическую подготовку участников (приготовление преподавателя, его помощников, домашние задания учащихся), подготовку технических и других условий.

Очевидно, что лишь хорошо построив урок « в голове», можно хорошо построить его и на практике. Моделирование урока предполагает и включает в качестве важнейшего своего слагаемого постановку урочных задач. Проектируя урок, необходимо прежде всего, исходя из крупной цели, реалистично наметить тот вклад, который должен быть сделан в рамках данного урока.

       Для его успешного проведения стараюсь использовать словесные методы (рассказ, описание, объяснение), методы наглядного восприятия (демонстрация учителем или способным учащимся тех или иных упражнений), а также и разные формы работы на уроке: фронтальная, поточная, групповая, круговая и индивидуальная (при изучении и выполнении физических упражнений).

При проведении уроков для повышения интереса учащихся к занятиям физической культурой широко использую «соревновательно-игровой» метод, он предоставляет возможность большинство физически трудных упражнений выполнять легко, играя и соревнуясь. Это позволяет добиться более высоких показателей в физическом развитии и подготовке обучающихся, а учебные занятия сделать более интересными.

    Работаю над созданием компилятивной программы по ОФК, которая будет содействовать гармоническому физическому развитию учащихся и их устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды.                   


Мною, регулярно проводилась диагностика   на   выявление   мотивации   обучающихся.   Так,  учащимся  была предложена анкета на тему «Мотивация к занятиям физической культурой и спортом» для учащихся 8-11-х классов.

 

 На вопросы анкеты ответили  учащихся нашей гимназии. Вывод: из учащихся старшего звена выпускных классов активное отношение к своей мотивационной сфере в области физической культуры и спорта в среднем имеют 80%, т.е. для 80% учащихся  урок физической культуры является любимым уроком и это очень радует.

      Конечно же, без понимания руководством необходимости создания условий для педагогической деятельности, без помощи администрации, качество условий моей деятельности было бы намного ниже.

 

 «Образование – это то, что остается у человека, когда все выученное уже забыто».

Образование по мере роста ребенка все больше должно становиться самообразованием. Учитель создает для этого условия.

Миссия  – создание максимально благоприятных условий для самообразования и саморазвития личности (с учетом факторов социальной среды).

Важнейшая задача всех образовательных институтов – научить ребенка тому, чтобы он стал субъектом образования своей личности, а не объектом.

Способы оценки результатов и качества образования.

Существуют количественные и качественные методы оценивания.

Количественные – предполагают наличие точки отсчета, единицы измерения (темп чтения по числу слов в минуту, темп письма и т.д.)

Примерная методика оценки результатов образования:

-         определяется номенклатура уровней – высокий, низкий, средний и реальный, допустимый и т.д.

-          отбирается набор показателей, характеризующий определенный уровень, этот набор должен удовлетворять полноты, целостности, достоверности и т.д., т.е. должен быть проверен в исследовательско-эксперементальном режиме.

Пример: Методика оценки результата качества знаний учащихся по   В.П.Симонову.

Для постоянного отслеживания за состоянием ученика введено понятие «мониторинг» - это система организации сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности и педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозированием ее развития. Это помогает корректировать свою работу на уроках в разных классах. Применять деференцированный подход. 

               Формированию здорового образа жизни помогают не только уроки физкультуры, но большую роль играют здесь  и внеклассная работа, вовлечение учащихся к занятиям в спортивных секциях и клубах. Во внеурочное время я провожу тренировочные занятия по волейболу для желающих и более способных учащихся.  
              Тренировки имеют не только оздоровительно-гигиеническое значение,  но  и агитационно-воспитательное.       Занятия     помогают формировать настойчивость, смелость, решительность, честность, уверенность  в себе, чувство коллективизма. Но  эффективность  воспитания  зависит,  прежде
всего,  от  того, насколько   целеустремленно   в   педагогическом   процессе

осуществляется взаимосвязь физического  и  нравственного  воспитания. 

  Ежегодно проводятся соревнования по баскетболу и волейболу на первенство школы.

                 В школе традиционно проводятся спортивные конкурсы и игры, эстафеты и кроссы, первенства по различным видам спорта. С удовольствием ребята принимают участие в спортивных эстафетах, веселых стартах, осенью в традиционном туристическом слете. В походах. В военно- полевых сборах с учащимися 10 классов.

            Проведение Дней здоровья в гимназии №2 стало традицией и включает в себя разные формы работы.
         Внеурочные мероприятий у нас в гимназии разные: беседы педагогов, массовые соревнования учащихся "Веселые старты", финалы школьных или классных спартакиад, иных соревнований или турниров, спортивные викторины, конкурсы; открытые или показательные занятия спортивных секций.

            При составлении плана внеурочных мероприятий и при разработке положения о соревнованиях часто  привлекаются сами школьники, что дает им  возможность проявить творческие способности и активность.
Педагогически очень эффективны формы взаимодействия детей разного возраста в совместной деятельности в движении к здоровому образу жизни.
   В проведении физультурно-спортивных мероприятий с классом ведущее место обычно занимают подвижные игры. Они активизируют деятельность сердца и легких, повышают их работоспособность, содействуют улучшению кровообращения и обмена веществ в организме. В занятиях играми необходимо следить за оптимальными нагрузками, не допуская переутомления детей.
  Проведение Дня здоровья в гимназии №2 является важной составной частью  системы приобщения детей к физической культуре и спорту, а значит

основная задача, которую учителя физической культуры гимназии №2 ставят перед собой – это воспитание сознательного отношения учащихся к своему здоровью, постоянное его укрепление, раскрытие и развитие индивидуальных двигательных способностей, умений и навыков.          

   Проведено исследование в определении отношения к физкультуре и спорту. Исследование проводилось с целью определения отношения к ФК и С  учащихся гимназии №2 при помощи анкеты.

 

1.  Часто ли Вы испытываете усталость после уроков (сделайте только один выбор и отметьте его):

а) постоянно;

б) довольно часто;

в) время от времени;

г) довольно редко

д) практически никогда.

 

2.Для того чтобы уменьшить усталость Вы предпочитаете

а) чтение

б) прогулки

в) сон

г) медпрепараты

д) слушание музыки

е) занятия физкультурой (бег. гимнастика, аэробика я т.п.)

ж) другой род активной деятельности (указать его)

з) что еще?    

3.  Как вы относитесь к своему здоровью (отметить только один пункт)

а) не забочусь о нем, пока не почувствую недомогание;

б) забочусь о своем здоровье, стремлюсь сохранить или улучшить eго.

 

 

 

4.Какие формы заботы Вам импонируют более всего

а) качественное питание

б) занятия физкультурой

в) активный отдых;

г) систематическое посещение спортивных мероприятий и спортивных секций.

 

5.  Оцените состояние своего здоровья (подчеркните соответствующий вариант ответа):

а) абсолютно здоров (здорова),

б) здоровье вполне хорошее;

в) здоровье удовлетворительное;

г) не могу похвастаться своим здоровьем;

д) здоровье плохое.

 

 

6. Каково Ваше отношение к занятиям физической культурой и спортом (сделайте только один выбор и отметьте его):

а) считаю необходимым, занимаюсь;

б) считаю необходимым, систематически заниматься не могу в силу несобранно­сти и лени;

в) считаю необходимым, но нет условий для занятий;

г) считаю необходимым, но мешают другие дела;

д) не вижу необходимости s занятиях физической культурой и спорту.

 

7.. Если в Вашем режиме дня не нашлось времени для занятия физкультурой, то на это повлияло (можно сделать несколько выборов):

а) запрет врача;

б) нехватка времени

в) лень

 

 

 

 

 

8..Если бы у Вас было больше свободного времени, стали бы Вы чаще посещать раз­личные спортивные мероприятия и принимать в них участие?

а) да; б) нет: в) затрудняюсь ответить.

9.Занимаюсь физической культурой и спортом, потому что эти занятия помогают (можно дать несколько ответов):

а) восстановить  силы после занятий;

б) улучшить свое физическое развитие

в)ощутить приятные переживание и возбуждение:

г) овладеть спортивными умениями и навыками;

 

 

 

 

 

10.Считате ли вы организацию спортивных праздников, туристических слетов, уроков  физкультуры и ОФК хорошей.

11.Удовлетворены ли вы организацией учебного процесса.

12.Удовлетворены ли вы стилем и методом преподавания урока физкультуры.

 

13. Способствуют ли уроки физической культуры и ОФК укреплению физического и психического здоровья.

 

 

Проведя данное исследование, мы выявили отношение учащихся гимназии №2 к занятиям ФК и С. Объективно рассуждая, можно сделать вывод, что отношение к занятиям ФК и С и собственно к своему здоровью у учащихся гимназии №2 на высоком уровне. Физической культуре и спорту большинство учащихся уделяет большое значение, так как они понимают, что это единственный способ вести красивую и полноценную жизнь, быть сильным, здоровым и, конечно же, счастливым.

              Формирование культуры ЗОЖ - это побуждение к включению в повседневную жизнь ребенка различных новых для него форм поведения, полезных для здоровья. Создание вокруг ребенка информационной среды «Здоровья», которая не только напрямую, но и опосредованно влияет на формирование его мировоззрения, овладение знаниями, на основе которых возможно грамотно, безопасно и с пользой для организма взаимодействовать с окружающим  миром, постепенно приведут к тому, что существующие способы укрепления здоровья становятся привычными и перерастают в потребность.

У каждого преподавателя есть какие-то пробелы и аспекты деятельности, нуждающиеся в коррекции. Есть они у меня.

      В течение всего времени работы приходится оценивать качество условий деятельности и трудиться над собственным методическим комплексом, обновляя не только содержание курса, но и характер заданий, находя такие виды деятельности обучаемых, которые будут лучше способствовать достижению поставленных целей и будут соответствовать процессу «высокого качества», а именно:

·        формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей;

·        успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни;

·        создавать положительный эмоциональный настрой на работу всех учеников;

·        сообщать учащимся организацию учебной деятельности в ходе урока;

·        обсуждать с детьми в конце урока не только того, что мы узнали (чем овладели ), но и того, что понравилось (не понравилось) и почему,

     что хотелось бы выполнить еще раз, а что сделать по-другому;

·        стимулировать учеников к выбору и самостоятельному использованию различных способов выполнения заданий.

 

Хочется, чтобы в каждой семье были традиции физического воспитания. Я считаю, что это должно привести к укреплению здоровья и к утверждению в нашем обществе здорового образа жизни. Я прививаю учащимся любовь к занятиям физической культурой и спортом на своих занятиях, мне кажется, что у меня это получается.

Список использованной литературы:

1.   Асеев В.Г. Мотивация поведения и формирование личности. — М., 1976.

2.   Богданов Г.П. Школьникам — здоровый образ жизни. - М, 1989г.

3.   Виноградов Д.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. -М,1990г.

4.   Выдрин В.М. “Методические проблемы теории физической культуры // Теория и практика физической культуры” - М. 1986г.

5.   Гриненко М.Ф. С помощью движений. - М, 1984г.

6.   Иванченко В.А. “Секреты вашей бодрости” - Мн., 1998

7.   Ильин Е.П. “Психология физического воспитания.” - М., Просвещение 1987г. ч

8.   История физической культуры и спорта: Учебн. для ин-тов физ. культ.//Вод общ. ред. В.В. Столбова. - М.: Физкультура и спорт, 1985. - с.

9.   Карташов Ю.М. “Сюрпризы оздоровительного бега” - М., ФиС - 1983г.

10. Крючкова В.А. Сандлер М.В. Содержание и формы пропаганды здорового образа жизни. - М, 1987г.

11. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. - М.: Радуге,1982. - 599 с.

12. Лисицын Ю.П. Образ жизни и здоровье населения. – М, 1982г.

13. Попов С.В. Валеология в школе и дома. - С.-П, 1998г.

14. Правосудов В.П. Физическая культура и здоровье. – М, 1985г.

15. Прохазка К. Спорт и мир. - М.: Физкультура и спорт, 1986. - 80 с.

16. Радионов А.В. Психология спорта высших достижений. – М, 1979г.

17. Шедлов И.В. Физическое совершенство - духовное богатство. – Киев, 1985г.  

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "ЗОЖ и его компоненты"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Промышленный дизайнер

Получите профессию

Технолог-калькулятор общественного питания

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Под здоровым образом жизни следует понимать типичные формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют резервные возможности организма, обеспечивая тем самым успешное выполнение своих социальных и профессиональных функций независимо от политических, экономических и социально–психологических ситуаций.

            Цель моей педагогической деятельности –это формирование саморазвивающейся и самореализующейся личности на уроках физической культуры и ОФК. Воспитание ценностных ориентаций на ЗОЖ, выработка представлений о физической культуре личности и приемах самоконтроля.

 

        Главная цель – это содействовать гармоническому физическому развитию учащихся и их устойчивости к неблагоприятным условиям внешней среды. Формировать у учащихся адекватную оценку собственных физических возможностей. Успешность в воспитании ценностных ориентаций на здоровый образ жизни. Гармоничное развитие форм и функций организма человека. Совершенствование физических способностей, укрепление здоровья. Воспитание моральных, волевых, эстетических качеств, развития памяти, внимания, умственного кругозора.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 018 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 03.12.2014 635
    • DOCX 999.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Луцык Оксана Владимировна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Луцык Оксана Владимировна
    Луцык Оксана Владимировна
    • На сайте: 10 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 14977
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика осуществления тренировочного процесса по футболу

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 22 регионов
  • Этот курс уже прошли 297 человек

Курс повышения квалификации

Формирование здорового образа жизни

36/72/108 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 39 человек

Курс профессиональной переподготовки

Организация тренерской деятельности по адаптивной физической культуре и спорту

Тренер-преподаватель по адаптивной физической культуре и спорту

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 170 человек из 50 регионов
  • Этот курс уже прошли 616 человек

Мини-курс

Коррекционно-развивающая работа и оценивание в образовании для детей с ОВЗ

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 56 человек из 31 региона
  • Этот курс уже прошли 32 человека

Мини-курс

Эмоциональная сфера детей: диагностика, особенности и регуляция

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 26 человек из 15 регионов
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Литературные пути: от биографий к жанрам

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе