Новогодняя скидка — 70% на все курсы только до 31 декабря!
Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.

Знаки препинания в предложениях с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора.



Тема. Знаки препинания в предложениях с прямой речью,

когда прямая речь стоит после слов автора.



Цель:

- развить умение ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора;

- закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора;

- воспитывать культуру учебной деятельности.



Задача урока: отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей после слов автора.

Тип урока: введение нового знания.

Вид урока: проблемно-диалогический.

Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.

Приемы: беседа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для учащихся, карточки схем прямой речи



Ход урока

I. Организационный момент.



Прозвенел звонок веселый,

Мы начать урок готовы

Будем слушать рассуждать

И друг другу помогать.



- Запишите дату, классная работа.

II. Элементы чистописания.

1 строчка (для каждого индивидуально)

Пословица:

При счастье бранятся,

При беде мирятся.


Когда так говорят?

- Подчеркните знакомые орфограммы.







III. Языковая разминка.



Начнем с языковой разминки.



1. Перед вами текст прямой речи. Из чего состоит текст?



Дуб сказал тростинке: «Как ты слаба? Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, даже пригнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься к земле. Как ты жалка!»



- А что бы вы сказали дубу?



2. Запишите сложное предложение с однороднами членами. Выполните синтаксический разбор

Подует маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, даже пригнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься к земле. (повеств.,невоскл., сложное, из 2-х частей)

[ ======= ----------]1, и [ ------ ======, ======, ====, =====]2.

(Повеств., невоскл., сложн., сост. Из 2х ч., распростр., с однородн. Чл. Пр. во 2 части)

3. Подчеркните изученные орфограммы в словах и между словами.

4. Выпиши 2 слова, в которых количество звуков не соответствует количество букв (подует, маленький, затрясешься, пригнешься).

5. Запиши слова, соответствующие схеме:

hello_html_2472ec80.gifhello_html_34d6af70.gifhello_html_64f0209c.gifhello_html_63fb0b34.gifhello_html_m58d63150.gifhello_html_6d96a50e.gifhello_html_m4e54612c.gif

(маленький, ветерок)

5. Выпишите из текста словарные слова, составьте словосочетания сущ.+прил.

Ветерок маленький, нежный, тихий

(какой суф. ОК, что означает, указывает: умень-ласк. Значение)

Воробей смелый, шустрый, бойкий, быстрый.



Проверьте (слайд № 1)



IV. Повторение изученного

- Когда мы используем предложения с прямой речью. (когда хотим передать чужую речь дословно, без изменений)

- Из чего она состоит. (Прямая речь состоит из прямой речи и слов автора)

- Что такое прямая речь? (Прямая речь – это слова, преданные от имени говорячего0

-Что показывают слова автора? (Слова автора показывают, кому пренадлежит речь)





V. Изучение нового материала.



  1. Постановка проблемного вопроса

- Где в предложении находятся слова автора и прямая речь.

- Как это отражается на письме?



2. Наблюдение на слайде № 2

- Прочитайте предложение, найдите слова автора и прямую речь.

Мама спросила Катя, ты выполнила уроки?

- Какие слова в предложении стоят на первом месте?

Обозначим слова автора буквой «А», а прямую речь буквой «П».

Сравни кавычки на письме с печатным образцом.

- Можно ли прямую речь и слова втора поменять местами? Попробуйте.

- Понаблюдайте, что изменится в зависимости от последовательности слов автора и прямой речи?

«Катя, ты выполнила уроки?» - спросила мама.

«П?» - а.

- Сегодня мы рассмотрим случай, когда слова автора стоят перед прямой речью.

Сформулируйте тему нашего урока. (Слайд)

Наша задача: правильно оформлять предложение с прямой речью на письме:

Мама спросила: «Катя, ты выполнила уроки?»

А: «П?»





Беседа по итогам наблюдений.



- Какой знак препинания ставится после слов автора ( : )

- Как выделяется прямая речь? (берется в кавычки)

КАВЫЧКИ – это двойной знак, т.е. он ставится 2 раза, в начале и в конце прямой речи, сначала внизу, а затем вверху.



- Почему П заключается в кавычки? («чтобы знать ее границы).

- С какой буквы начинается первое слово в прямой речи?

- Какой знак может стоять в конце прямой речи (.!?)

- Может ли прямая речь состоять из нескольких предложений? (да)

-Где Вы наблюдали (вчера упр. 84)







VI. Работа над правилом.



1. Прочитайте правило на с. 75.

- О чем оно?

(о знаках препинания при прямой речи)

- С какими знаками препинания в предложении мы встречаемся впервые (двоеточие, кавычки)

- Сравни печатные « » “ ”



- Расскажите схемы : о предложении с прямой речью

Пр. речь – повеств., невоскл., А:,П.

Пр. речь – повеств., воскл., А:,П!

Пр. речь – вопрос., невоскл. А:,П?

Пр. речь – побудит, невоскл., А:,П…



Физминутка

VII. Первичное закрепление.

Упражнение 85(по вариантам).

1е предложение – разбор с учителем (по заданию: выдели прямую речь, составь схему).



- Только ли знаки препинания при прямой речи?

- Сложное предложение с союзом.

- Простое предложение с однородными членами.





Найди схему.

Небрежно оброшел – невнимательно относящийся к своей работе, обязанностям, небрежно-невнимательно относиться к чему-нибудь.



Словарная работа – новое слово КОРИДОР (Сколько слогов?)



- Составьте с этим словом предложение с прямой речью по нашей теме.



Коридор – 1. Проход (обычно длинный, узкий), соединяющий отдельные части квартиры, здания.

2. Полоса пролета для самолетов. 3.Коридорный – слуга в гостинице, обслуживающий ряд комнат.







VIII. Итого урока. Рефлексия.



- Кто учитель?

- Что такое прямая речь?

- Что показывают слова автора?

- С какими знаками мы встретились впервые?



- Найдите ошибки в следующем тексте правила (слайд):

- прямая речь всегда стоит после слов автора.

- Прямая речь заключается в скобки.





- После слов автора перед прямой речью ставится двоеточие.



Д/з с. 84, упр. 2







А теперь ваша самооценка.

- если вы очень довольны своей работой, то покажите зеленый кружок.

- если вы в целом довольны своей работой, покажите желтый кружок.

- если вы не довольны своей работой, покажите красный кружок.



Я: Большое спасибо за работу, за творчество, вы работали очень плодотворно. Молодцы.







































МБОУ Старская средняя общеобразовательная школа

Дятьковского района Брянской области











Открытый урок в 4 классе

Тема. Знаки препинания в предложениях

с прямой речью, когда прямая речь

стоит после слов автора.



Образовательная систем «Школа 2100»









Провела и подготовила:

Учитель начальных классов

Высшей квалификационной категории

Помозова Галина Николаевна









Старь - 2012

  • Начальные классы
Описание:

Данный урок предназначен для учащихся 1 класса, обучающихся по программе "Школа 2100".

Цель:

- развить умение ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора;

- закрепить навыки  построения схемы предложения с прямой речью, когда прямая речь стоит после слов автора;

- воспитывать культуру учебной деятельности.

 Задача урока: отрабатывать  пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей после слов автора.

Тип урока: введение нового знания.

Вид урока: проблемно-диалогический.

Методы: компьютерная презентация, словесный, наглядный.

Приемы: беседа, индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.

 

Оборудование: мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для учащихся, карточки схем прямой речи

Скачать материал
Автор Помозова Галина Николаевна
Дата добавления 27.11.2014
Раздел Начальные классы
Подраздел Конспекты
Просмотров 3498
Номер материала 5719
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Психолого-педагогические аспекты развития мотивации учебной деятельности младших школьников в рамках реализации ФГОС НОО»
Курс повышения квалификации «Организация краеведческой деятельности детей в учебно-воспитательном процессе начальной школы»
Курс повышения квалификации
«Мотивационное сопровождение учебного процесса младших школьников «группы риска» в общеобразовательном учреждении»