Тема.
Знаки препинания в предложениях с прямой речью,
когда
прямая речь стоит после слов автора.
Цель:
-
развить умение ставить знаки препинания в предложении с прямой речью, когда
прямая речь стоит после слов автора;
-
закрепить навыки построения схемы предложения с прямой речью, когда прямая
речь стоит после слов автора;
-
воспитывать культуру учебной деятельности.
Задача
урока:
отрабатывать пунктуационные навыки при прямой речи, стоящей после слов автора.
Тип
урока: введение нового знания.
Вид
урока: проблемно-диалогический.
Методы:
компьютерная презентация, словесный, наглядный.
Приемы: беседа,
индивидуальная и самостоятельная работа, взаимопроверка, самопроверка.
Оборудование:
мультимедийный проектор, экран, презентация, карточки для учащихся, карточки
схем прямой речи
Ход
урока
I.
Организационный момент.
Прозвенел
звонок веселый,
Мы
начать урок готовы
Будем
слушать рассуждать
И
друг другу помогать.
- Запишите
дату, классная работа.
II. Элементы
чистописания.
1 строчка
(для каждого индивидуально)
Пословица:
При
счастье бранятся,
При
беде мирятся.
Когда так
говорят?
-
Подчеркните знакомые орфограммы.
III. Языковая
разминка.
Начнем
с языковой разминки.
1.
Перед вами текст прямой речи. Из чего состоит текст?
Дуб
сказал тростинке: «Как ты слаба? Подует маленький ветерок, и ты затрясешься,
зашатаешься, даже пригнешься к земле. А сядет на тебя воробей, ты от него
сгибаешься к земле. Как ты жалка!»
-
А что бы вы сказали дубу?
2. Запишите
сложное предложение с однороднами членами. Выполните синтаксический разбор
Подует
маленький ветерок, и ты затрясешься, зашатаешься, даже пригнешься к земле. А
сядет на тебя воробей, ты от него сгибаешься к земле. (повеств.,невоскл.,
сложное, из 2-х частей)
[ =======
----------]1, и [ ------ ======, ======, ====, =====]2.
(Повеств.,
невоскл., сложн., сост. Из 2х ч., распростр., с однородн. Чл. Пр. во 2 части)
3.
Подчеркните изученные орфограммы в словах и между словами.
4. Выпиши
2 слова, в которых количество звуков не соответствует количество букв (подует,
маленький, затрясешься, пригнешься).
5. Запиши
слова, соответствующие схеме:
(маленький,
ветерок)
5.
Выпишите из текста словарные слова, составьте словосочетания сущ.+прил.
Ветерок
маленький, нежный, тихий
(какой
суф. ОК, что означает, указывает: умень-ласк. Значение)
Воробей
смелый, шустрый, бойкий, быстрый.
Проверьте
(слайд № 1)
IV. Повторение
изученного
- Когда мы используем предложения с
прямой речью. (когда хотим передать чужую речь дословно, без изменений)
- Из чего она состоит. (Прямая речь
состоит из прямой речи и слов автора)
- Что такое прямая речь? (Прямая речь –
это слова, преданные от имени говорячего0
-Что показывают слова автора? (Слова
автора показывают, кому пренадлежит речь)
V. Изучение
нового материала.
1. Постановка
проблемного вопроса
-
Где в предложении находятся слова автора и прямая речь.
-
Как это отражается на письме?
2.
Наблюдение на слайде № 2
-
Прочитайте предложение, найдите слова автора и прямую речь.
Мама спросила
Катя, ты выполнила уроки?
- Какие
слова в предложении стоят на первом месте?
Обозначим
слова автора буквой «А», а прямую речь буквой «П».
Сравни
кавычки на письме с печатным образцом.
- Можно ли
прямую речь и слова втора поменять местами? Попробуйте.
-
Понаблюдайте, что изменится в зависимости от последовательности слов автора и
прямой речи?
«Катя, ты
выполнила уроки?» - спросила мама.
«П?» - а.
- Сегодня
мы рассмотрим случай, когда слова автора стоят перед прямой речью.
Сформулируйте
тему нашего урока. (Слайд)
Наша
задача: правильно оформлять предложение с прямой речью на письме:
Мама
спросила: «Катя, ты выполнила уроки?»
А: «П?»
Беседа по итогам наблюдений.
-
Какой знак препинания ставится после слов автора ( : )
-
Как выделяется прямая речь? (берется в кавычки)
КАВЫЧКИ
– это двойной знак, т.е. он ставится 2 раза, в начале и в конце прямой речи,
сначала внизу, а затем вверху.
-
Почему П заключается в кавычки? («чтобы знать ее границы).
-
С какой буквы начинается первое слово в прямой речи?
-
Какой знак может стоять в конце прямой речи (.!?)
-
Может ли прямая речь состоять из нескольких предложений? (да)
-Где
Вы наблюдали (вчера упр. 84)
VI. Работа
над правилом.
1.
Прочитайте правило на с. 75.
-
О чем оно?
(о
знаках препинания при прямой речи)
-
С какими знаками препинания в предложении мы встречаемся впервые (двоеточие,
кавычки)
-
Сравни печатные « »
“ ”
-
Расскажите схемы : о предложении с прямой речью
Пр.
речь – повеств., невоскл., А:,П.
Пр.
речь – повеств., воскл., А:,П!
Пр.
речь – вопрос., невоскл. А:,П?
Пр.
речь – побудит, невоскл., А:,П…
Физминутка
VII. Первичное
закрепление.
Упражнение
85(по вариантам).
1е
предложение – разбор с учителем (по заданию: выдели прямую речь, составь
схему).
-
Только ли знаки препинания при прямой речи?
-
Сложное предложение с союзом.
-
Простое предложение с однородными членами.
Найди
схему.
Небрежно
оброшел
– невнимательно относящийся к своей работе, обязанностям,
небрежно-невнимательно относиться к чему-нибудь.
Словарная
работа – новое слово КОРИДОР (Сколько слогов?)
-
Составьте с этим словом предложение с прямой речью по нашей теме.
Коридор
– 1. Проход (обычно длинный, узкий), соединяющий отдельные части квартиры,
здания.
2.
Полоса пролета для самолетов. 3.Коридорный – слуга в гостинице, обслуживающий
ряд комнат.
VIII. Итого
урока. Рефлексия.
- Кто учитель?
- Что такое прямая речь?
- Что показывают слова автора?
- С какими знаками мы встретились впервые?
- Найдите ошибки в следующем тексте
правила (слайд):
- прямая речь всегда стоит после слов
автора.
- Прямая речь заключается в скобки.
- После слов автора перед прямой речью
ставится двоеточие.
Д/з
с. 84, упр. 2
А теперь ваша самооценка.
- если вы очень довольны своей работой, то
покажите зеленый кружок.
- если вы в целом довольны своей работой,
покажите желтый кружок.
- если вы не довольны своей работой,
покажите красный кружок.
Я: Большое спасибо за работу, за
творчество, вы работали очень плодотворно. Молодцы.
МБОУ Старская средняя
общеобразовательная школа
Дятьковского
района Брянской области
Открытый
урок в 4 классе
Тема.
Знаки препинания в предложениях
с
прямой речью, когда прямая речь
стоит
после слов автора.
Образовательная
систем «Школа 2100»
Провела
и подготовила:
Учитель
начальных классов
Высшей
квалификационной категории
Помозова
Галина Николаевна
Старь
- 2012
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.