Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЗнаки препинания и их роль в письменной речи

Знаки препинания и их роль в письменной речи

Скачать материал

 

 

Тема: Знаки препинания и их роль в письменной речи

           (завершение, разделение, выделение).

 

Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.

 

Задачи: - дать понятие о  роли знаков      

                 препинания в письменной речи;   

              - формировать пунктуационную грамотность обучающихся;

              - развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки

                 препинания;  

             - развивать речь учащихся, их мышление, творческие способности;

             - воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.

 

                                                     Ход урока:

1.Организационный момент:

- Сегодня на уроке мы с вами продолжаем изучать русский язык. На нашем уроке присутствуют гости. Давайте их поприветствуем.

 

2.Актуализация знаний.

 

1.Самодиктант.

Ребята. Придумайте и запишите предложения по схемам. Сделайте синтаксический разбор одного предложения по выбору.

 

Светит яркое солнце.                                           (Слайд 1)

 

Ты пойдешь в кино?

 

Как хорошо в лесу зимой!

 

- Хорошо. Молодцы! Теперь взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, поставьте оценки.

- Поменяйтесь снова тетрадями. Посмотрим, какие предложения у вас получились.

3. Формулирование темы и целей урока

- Послушайте четверостишие. Предположите тему урока.

                                  

                                        Точки, палочки, крючки…

                                        Неприметные значки,

                                        А во время чтения

                                        Требуют почтения.

                         - О чем идет речь в четверостишии?

                           

 

 

 

(Знаки препинания)

- Что это за неприметные значки?

(Точка,  запятая, восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие)                                       (Слайд2)

- Почему они требуют почтения? Какова их роль в письменной речи?

(Знаки препинания делают нашу речь понятной, яркой, выразительной)

- Следовательно, роль знаков препинания очень важна в письменной речи.

- Какова тема урока?

Запись темы:     Знаки препинания и их роль в письменной речи.   (на доске)

 

4. Изучение нового материала

 

1) Работа с текстом.

- Прочитайте текст. Легко ли его понять? Почему?

 

…вдруг все кругом задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело                                                   (Слайд 3)

 

- Какая проблема перед нами возникла?

 

ПРОБЛЕМА

Зачем нужны знаки препинания?        (на доске)

Можно ли без них обойтись?

 

- Давайте расставим знаки препинания.

                                                                                            (Слайд 4)

(… Вдруг всё кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…)

                                                                 По И.С.Тургеневу «Записки охотника»

 -Запишите в тетрадь.                                         

2) Работа с таблицей.

 

- Возьмите таблицы, которые лежат у вас на парте. Как называются столбцы в таблице?

Знаки препинания

Какую роль выполняют

 

 

 

1- знаки препинания

2-какую роль выполняют на письме?

 

-Прочтите еще раз текст и выпишите знаки препинания.

(. ? ! …)

- Какую роль выполняют на письме?

( завершения)                                                   (на доске)

- Когда ставятся эти знаки препинания?

(В конце предложения)

 

 

 

 

 

- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте.

                                                                                                       (Слайд 5)

Но не бегало зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не слыхать, не видать ни одной птицы.

                                                                      

                                                                          По И.С.Тургеневу «Голуби»

- Какие знаки препинания вы выписали?

(; : ,)

- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

(Разделение)                                                              (на доске)

- Какие смысловые отрезки они разделяют?

(однородные члены предложения, части сложного предложения)

 

- Прочтите предложения и выпишите знаки препинания, которые  не встретились в предыдущем тексте.

                                                                                                          (Слайд 6)

…Мы, наконец, добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя, не подходи к ней!.»

                                                            По В.П.Астафьеву. «Последний поклон.»

 

- Какие знаки препинания вы выписали?

(кавычки, две запятые)

- Как вы думаете, какую роль они выполняют на письме?

(Выделение)                                                           (на доске)

- Какие смысловые отрезки они выделяют?

(Вводные слова, обращение, прямая речь)

 

                                                     Физминутка.

                                          Поработали мы дружно,

Отдохнуть немножко нужно.

Дружно встанем, тихо сядем.

                                         И закроем все глаза.

                                         Наступает, наступает,

                                         Наступает тишина.

3) Развитие умений определять роль знаков препинания в письменной речи.

- Вы в таблице распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?

(Знаки препинания завершения, разделения, выделения).

- Теперь работаем по рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из упр.289

1 ряд- со знаками препинания завершения;

2 ряд – со знаками препинания разделения;

3 ряд – со знаками препинания выделения.

 

 

 

 

 

- Проверим, что у вас получилось?

4) Развитие устной речи учащихся.

- Ребята, давайте вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное сообщение по теме: « Знаки препинания и их роль в письменной речи».

 

( Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.

Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками. )

 

5. Подведение итогов.

 

- Вам понравился урок?

– Что понравилось?

- На какие группы делятся все знаки препинания?

( Завершение-

 Разделение-

Выделение-

- Зачем нужны знаки препинания?

-Можно ли без них обойтись?

- Определите роль знаков препинания в следующих предложениях?

                                                                                                                 (слайд 7)

Потемнело, нахмурилось небо. (Запятая - разделительный знак)

 

Набежали мрачные тучи. (Точка- знак завершения)

 

Старый бор, кажется, затих. (Две запятые- выделительный знак.)

                             Выставление оценок

6. Домашнее задание.              (Слайд 8)

 

Упр. 290, творческое задание: придумать стихотворение или сказку о роли знаков препинания на письме.

 

                                                          (Слайд 9)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

МОУ СОШ № 2 п.Спирово

 

 

 

 

 

 

 

 

     УМК «Школа 2100»

Урок русского языка                     в 5-м классе по теме:

«Знаки препинания и их роль в письменной речи»

(Завершение, разделение, выделение)

                   

 

                                                                                

 

                                                                                                 Подготовила

                                                                                                 учитель русского языка                                                                                                                                                                                                            Галимович С.В.

                            

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Знаки препинания и их роль в письменной речи"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по кредитованию

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Урок русского языка в 5 классе УМК "Школа 2100"Цель: научить определять роль знаков препинания в письменной речи.Задачи: 1.дать понятие о  роли знаков препинания в письменной речи;2.формировать пунктуационную грамотность обучающихся;3.развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки препинания; 4.развивать речь учащихся, их мышление, творческие способности;5.воспитывать в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.( Знаки препинания очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой, выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения, когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой с запятой.(Еще знаки препинания выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками. ) 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 625 842 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

“Морфемика. Словообразование”. (Сборник упражнений для самостоятельной работы студентов педагогического колледжа).
  • Учебник: «Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.
  • Тема: Морфемика и словообразование
  • 01.10.2020
  • 10563
  • 217
«Русский язык (в 2 частях)», Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова Л.А. и др.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 07.01.2015 1526
    • DOCX 53.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Галимович Светлана Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Галимович Светлана Викторовна
    Галимович Светлана Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 5 месяцев
    • Подписчики: 2
    • Всего просмотров: 35509
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Фитнес-тренер

Фитнес-тренер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Особенности подготовки к проведению ВПР в рамках мониторинга качества образования обучающихся по учебному предмету "Русский язык" в условиях реализации ФГОС НОО

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 29 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Русский язык")

Учитель русского языка

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в образовательной организации

Учитель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 36 регионов

Мини-курс

Прощение и трансформация: освобождение от родовых программ и травм

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 57 человек из 35 регионов

Мини-курс

Эффективное создание и продвижение школьной газеты

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Коррекция нарушений у детей: сна, питания и приучения к туалету

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе