Тема: Знаки
препинания и их роль в письменной речи
(завершение, разделение, выделение).
Цель: научить
определять роль знаков препинания в письменной речи.
Задачи: - дать
понятие о роли знаков
препинания в письменной речи;
-
формировать пунктуационную грамотность обучающихся;
-
развивать навык выразительного чтения, соблюдая знаки
препинания;
-
развивать речь учащихся, их мышление, творческие способности;
- воспитывать
в детях чувство коллективизма, взаимопомощи.
Ход урока:
1.Организационный
момент:
- Сегодня на уроке мы
с вами продолжаем изучать русский язык. На нашем уроке присутствуют гости.
Давайте их поприветствуем.
2.Актуализация
знаний.
1.Самодиктант.
Ребята. Придумайте и
запишите предложения по схемам. Сделайте синтаксический разбор одного
предложения по выбору.
Светит яркое солнце.
(Слайд 1)
Ты пойдешь в кино?
Как хорошо в лесу
зимой!
- Хорошо. Молодцы!
Теперь взаимопроверка. Обменяйтесь тетрадями, поставьте оценки.
- Поменяйтесь снова
тетрадями. Посмотрим, какие предложения у вас получились.
3. Формулирование
темы и целей урока
- Послушайте
четверостишие. Предположите тему урока.
Точки, палочки, крючки…
Неприметные значки,
А во время чтения
Требуют почтения.
- О чем идет речь в четверостишии?
(Знаки препинания)
- Что это за
неприметные значки?
(Точка, запятая,
восклицательный, вопросительный знаки, многоточие, двоеточие)
(Слайд2)
- Почему они требуют
почтения? Какова их роль в письменной речи?
(Знаки препинания
делают нашу речь понятной, яркой, выразительной)
- Следовательно, роль
знаков препинания очень важна в письменной речи.
- Какова тема урока?
Запись темы: Знаки препинания и их роль в письменной
речи. (на доске)
4. Изучение
нового материала
1) Работа с
текстом.
- Прочитайте текст.
Легко ли его понять? Почему?
…вдруг все кругом
задрожало что это да это гроза туча растет все кругом потемнело
(Слайд 3)
- Какая проблема
перед нами возникла?
ПРОБЛЕМА
Зачем нужны знаки
препинания? (на доске)
Можно ли без них
обойтись?
- Давайте расставим
знаки препинания.
(Слайд 4)
(… Вдруг всё
кругом задрожало. Что это? Да это гроза! Туча растет. Все кругом потемнело…)
По И.С.Тургеневу «Записки охотника»
-Запишите в тетрадь.
2) Работа с
таблицей.
- Возьмите таблицы,
которые лежат у вас на парте. Как называются столбцы в таблице?
Знаки препинания
|
Какую роль
выполняют
|
|
|
1- знаки препинания
2-какую роль
выполняют на письме?
-Прочтите еще раз
текст и выпишите знаки препинания.
(. ? ! …)
- Какую роль
выполняют на письме?
( завершения)
(на доске)
- Когда ставятся эти
знаки препинания?
(В конце предложения)
- Прочтите
предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем
тексте.
(Слайд 5)
… Но не бегало
зыби по этому морю; не струился душный воздух: назревала гроза великая. Не
слыхать, не видать ни одной птицы.
По
И.С.Тургеневу «Голуби»
- Какие знаки
препинания вы выписали?
(; : ,)
- Как вы думаете,
какую роль они выполняют на письме?
(Разделение)
(на доске)
- Какие смысловые
отрезки они разделяют?
(однородные члены
предложения, части сложного предложения)
- Прочтите
предложения и выпишите знаки препинания, которые не встретились в предыдущем
тексте.
(Слайд 6)
…Мы, наконец,
добрались до Лысой горы. Как вдруг Петя закричал: «Ой, змея, змея! Постой, Валя,
не подходи к ней!.»
По В.П.Астафьеву. «Последний поклон.»
- Какие знаки
препинания вы выписали?
(кавычки, две
запятые)
- Как вы думаете,
какую роль они выполняют на письме?
(Выделение)
(на доске)
- Какие смысловые
отрезки они выделяют?
(Вводные слова,
обращение, прямая речь)
Физминутка.
Поработали мы дружно,
Отдохнуть немножко нужно.
Дружно встанем, тихо сядем.
И закроем все глаза.
Наступает, наступает,
Наступает тишина.
3) Развитие умений
определять роль знаков препинания в письменной речи.
- Вы в таблице
распределили знаки препинания по группам. На какие группы вы их разделили?
(Знаки препинания
завершения, разделения, выделения).
- Теперь работаем по
рядам. Приведите свои примеры предложений. Можно пользоваться примерами из
упр.289
1 ряд- со знаками
препинания завершения;
2 ряд – со знаками
препинания разделения;
3 ряд – со знаками
препинания выделения.
- Проверим, что у вас
получилось?
4) Развитие устной
речи учащихся.
- Ребята, давайте
вернемся к проблеме урока. Сейчас будете работать в парах. Подготовьте устное
сообщение по теме: « Знаки препинания и их роль в письменной речи».
( Знаки препинания
очень важны в письменной речи. Они делают нашу речь понятной, яркой,
выразительной. В письменной речи знаки препинания выполняют роль завершения,
когда в конце предложения ставится точка, вопросительный и восклицательный
знаки, многоточие. Также роль разделения, когда разделяют однородные члены
предложения и части сложного предложения, разделяют запятой, двоеточием, точкой
с запятой.
Еще знаки препинания
выполняют роль выделения, когда в предложении находятся обращения, вводные
слова, прямая речь, на письме выделяются запятыми, кавычками. )
5. Подведение
итогов.
- Вам понравился
урок?
– Что понравилось?
- На какие группы
делятся все знаки препинания?
( Завершение-
Разделение-
Выделение-
- Зачем нужны знаки
препинания?
-Можно ли без них
обойтись?
- Определите роль
знаков препинания в следующих предложениях?
(слайд 7)
Потемнело,
нахмурилось небо. (Запятая - разделительный знак)
Набежали мрачные
тучи. (Точка- знак завершения)
Старый бор, кажется,
затих. (Две запятые- выделительный знак.)
Выставление оценок
6. Домашнее
задание. (Слайд
8)
Упр. 290, творческое
задание: придумать стихотворение или сказку о роли знаков препинания на письме.
(Слайд 9)
МОУ
СОШ № 2 п.Спирово
УМК «Школа 2100»
Урок русского языка в 5-м классе
по теме:
«Знаки препинания и их роль в письменной речи»
(Завершение, разделение, выделение)
Подготовила
учитель русского языка Галимович
С.В.
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.