Инфоурок Музыка Другие методич. материалыЗначение фольклора в формировании основ национальной культуры и гражданской идентичности

Значение фольклора в формировании основ национальной культуры и гражданской идентичности

Скачать материал

Значение фольклора в формировании основ национальной культуры

и гражданской идентичности

Н.В.Фирулина

Муниципальное образовательное учереждение

средняя общеобразовательная школа №70 

с углублённым изучением отдельных предметов

 

    Федеральный государственный общеобразовательный стандарт   одним из результатов освоения основной   программы в предметной области Искусство (раздел Музыка) определяет сформированность музыкальной культуры учащихся, в том числе на материале музыкальной культуры родного края. Основной задачей реализации содержания предметной программы  должно быть развитие способностей к художественно-ценностному, эмоциональному восприятию произведений искусства.

     Искусство является одной из областей культуры, поэтому кажется   очевидным, что изучение художественного наследия, занятия каким-либо видом искусства  способствует повышению культурного уровня людей. Но процесс формирования личностной культуры слишком сложен, чтобы решаться простыми и прямолинейными способами.

    Неоднозначность  взаимодействие культуры и искусства отчётливо видно на примере музыки. В нашей повседневной жизни она стала постоянным, порой агрессивным, фоном. Привычная картина – молодые люди с наушниками, но произведения, что они слушают, изготовлены по рецептам шлягеров.  

  Что же можно и должно противопоставить потоку современной  эстрадной музыки? Пожалуй,  именно народное искусство поможет   заложить основы национальной культуры, будет способствовать развитию художественного вкуса детей. Песня, созданная народом,   исключительно демократична и истинно прекрасна.  К сожалению, звучит она сегодня всё реже и реже.

    Учащимся  третьих, четвёртых классов школы №70 было предложено ответить на ряд вопросов, связанных с бытованием народной музыки в семье и в обществе.

     Опрос показал, что помнят и передают внукам любовь к родной песне лишь люди старшего поколения.   И, главным образом, система общего и дополнительного образования старается заполнить возникшие досадные пробелы. 

    Программа по музыке для третьего класса   (авторы В.О. Усачёва, Л.В.Школяр) содержит главу «Едем в фольклорную экспедицию». В неё включены рассказы-воспоминания, пожелания «жить песней», фразы о «разноголосице музыкальных культур России»,   но явно ощущается недостаток конкретных примеров. Поэтому и возникло желание дополнить и углубить этот раздел,  приобщить детей к народному искусству различных регионов России.

   Уроки, посвящённые северному фольклору, знакомят учеников с заонежскими былинами, вологодскими колядками,  наигрышами пинежских гусляров. Народная песня неразрывно связана с обрядовым действом, костюмом, атрибутами, поэтому слушание и исполнение народных напевов сопровождается развёрнутым видеорядом. Ученики рассматривают изумительные узоры вологодских кружев и холмогорской резьбы по кости, формы, роспись каргопольских игрушек и архангельских пряников. Характерные интонации, манеру исполнения ребята подмечают в выступлениях Северного народного хора. Все эти впечатления складываются в яркий и целостный образ, который оставляет глубокий след в культурной памяти детей. По такому же принципу разработаны занятия, рассказывающие о народном искусстве южных областей России.

    Заключительный раздел темы отводится на изучение фольклора Нижегородского края. Раскинувшись от таёжных до степных районов, во всю ширь волжских просторов, земля нижегородская вобрала северные и южные, средне-русские и поволжские традиции. Поэтому данные  занятия проводятся как уроки-обобщения. Сравнивая напевы нижегородской былины об Илье Муромце и северной былины о Вольге и Микуле, ритмический рисунок хороводных песен «А мы просо сеяли» и воронежской «Уж мы сеяли, сеяли ленок» ученики находят сходство и различия в интонационном строе народных песен. Включённые в занятия видеофрагменты позволяют сравнивать строгость северного народного костюма и оригинальную яркость нарядов из Полхова Майдана, полюбоваться изделиями балахнинских  кружевниц, хохломских и городецких художников.

     Знаменитая трудовая песня «Дубинушка», записанная в Нижегородской губернии, даёт возможность познакомить детей с именами выдающихся земляков: М.А.Балакирева и Ф.И.Шаляпина, с картинами  Репина, Верещагина, Саврасова.

   Работа над этой темой находит поддержку у учителей начальных классов Полученные на уроках музыки знания, яркие впечатления ученики используют при выполнении творческих заданий. На уроках изобразительного искусства и технологии ребята фантазируют узоры расписных пряников, рисуют эскизы народных костюмов. Выученные обрядовые песни, объединённые сценарием, исполняются на внеклассном мероприятии – празднике «Рождественские колядки»

     При разработке данных уроков использовались работы нижегородских фольклористов Н.Д.Бордюг, К.Е.Кореповой, Н.С. Харлова и др., записи выступлений нижегородских фольклорных ансамблей «Свети цвет», «Берегиня», «Синий лён».

 

 

Список   литературы

 

 

1.   Балакирев М.А. Русские народные песни. – М.,1959.

 

2.   Бордюг Н.Д. Детский музыкальный фольклор Нижегородской

        области в обрядах и играх. – Н. Новгород, 1993.

 

3.   Дмитреева С.И. Фольклор и народное искусство Европейского        Севера. – М.,1988.

 

4.   Лядов А.К. Русские народные песни. – М.,1979.

 

5.   Назарова Л. Д. Фольклорная арт-терапия. – «Речь», Санкт-Петербург,2002.

 

6.   Назарова Л.Д. Введение в песенный фольклор. Орёл: Ключик , 2000.

 

7.   Нижегородские хороводы. // Составление, вступительная статья и комментарии К.Е. Кореповой. – Горький, 1989.

 

8.   Русские народные игры.  Игры в обрядах Нижегородской области. – Н.Новгород, 1992.

 

9.   Русское народное музыкальное творчество. «Музыка», М., 1973.

10.               Фольклор в школе.// Всероссийское музыкальное общество.  М.,1991

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Значение фольклора в формировании основ национальной культуры и гражданской идентичности"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Экономист по планированию

Получите профессию

Копирайтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

    Федеральный государственный общеобразовательный стандарт   одним из результатов освоения основной   программы в предметной области Искусство (раздел Музыка) определяет сформированность музыкальной культуры учащихся, в том числе на материале музыкальной культуры родного края. Основной задачей реализации содержания предметной программы  должно быть развитие способностей к художественно-ценностному, эмоциональному восприятию произведений искусства.

 

     Искусство является одной из областей культуры, поэтому кажется   очевидным, что изучение художественного наследия, занятия каким-либо видом искусства  способствует повышению культурного уровня людей. Но процесс формирования личностной культуры слишком сложен, чтобы решаться простыми и прямолинейными способами.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 663 551 материал в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 30.12.2014 550
    • DOCX 39 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Фирулина Наталия Всеволодовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Фирулина Наталия Всеволодовна
    Фирулина Наталия Всеволодовна
    • На сайте: 9 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 6815
    • Всего материалов: 4

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкальный менеджмент: стратегии успеха и профессиональное развитие в бизнесе

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Музыкотерапия для детей дошкольного и младшего школьного возраста

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 65 человек из 30 регионов
  • Этот курс уже прошли 851 человек

Курс повышения квалификации

Методика преподавания по классу фортепиано: начальный уровень подготовки (практический курс)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 227 человек

Мини-курс

Введение в искусственный интеллект

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 118 человек из 43 регионов
  • Этот курс уже прошли 45 человек

Мини-курс

Преодоление фобий: шаг за шагом к свободе от социальных источников страха

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 32 человека из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 16 человек

Мини-курс

Методология проектного менеджмента и стратегического планирования в инвестициях

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе