Инфоурок Русский язык Другие методич. материалыЖизненный и творческий путь Оскара Уайльда

Жизненный и творческий путь Оскара Уайльда

Скачать материал

 

Тема. Жизнь и творчество художника.

 

Цель: ознакомить с жизнью и творчеством писателя, заинтересовать ими; помочь осознать идейно-художественные особенности «Предисловия» к роману «Портрет Дориана Грея»; развивать навыки восприятия информации на слух, выделение главного, умение раскрывать содержание афоризмов, объяснять парадоксы; воспитывать высокие моральные качества, эстетичные вкусы.

 

Тип урока: изучение нового учебного материала.

Вид урока. Лекция с элементами беседы и проблемного обучения

 

Вспоминаю, что в Оксфорде я сказал одному из моих друзей... что хочу попробовать плод с каждого дерева в мировом саду и что именно с этим желанием в душе я отправляюсь в мир. Воистину так я и отправился, воистину так я и жил.

 

Оскар Уайльд

Ход урока

 

I.             Организационный момент.

II.            Мотивация учебной деятельности.

 

Учитель. «Вспоминаю, что в Оксфорде я сказал одному из моих друзей... что хочу попробовать плод с каждого дерева в мировом саду и что именно с этим желанием в душе я отправляюсь в мир.

Вопрос. Как вы понимаете эти слова?

Воистину так я и отправился, воистину так я и жил»,- говорил английский писатель Оскар Уайльд (обращение к эпиграфу урока).

Его назвали королем Жизни, а еще - принцем Парадоксов. Вот с таким чрезвычайным писателем мы начинаем знакомство сегодня на уроке. Вы сейчас стоите перед выбором, каждый из вас стремится найти себя, найти в этой жизни друга, наставника, кумира. Главное, не ошибиться, чтобы ваш кумир повел вас к свету, к хорошим и добрым делам, а не во тьму. Жизнь Оскара Уайльда ясно говорит нам об этом.

III.  Объявление темы и цели урока.

 

IV. Восприятие и усвоение нового учебного материала.

 

Перед тем, как мы с ней познакомимся, обратимся к творчеству другого писателя 19 века – Артура Конан Дойля. У него есть замечательный персонаж, который вы все хорошо знаете – Шерлок Холмс. Этот герой с помощью своего дедуктивного метода только взглянув на человека мог сказать, что он из себя представляет, попробуем сказать, каким человеком был Оскар Уайльд, посмотрев на его фотографию.

Ответы учащихся

Посмотрим, в ходе урока, правы ли вы.

Сегодня вы все будете мне помогать, итак, с чего же начинается биография Оскара Уайльда?

Вопрос

Оскар Уайльд родился 16 октября 1854 года в городе Дублине, столице Ирландии. Его отец Уильям Уайльд был знаменитым хирургом, а мать Джейн Элджи – поэтессой. Джейн Уайльд под псевдонимом «Speranza» (с итал. — надежда) писала стихи для революционного движения «Молодые ирландцы» и всю жизнь оставалась ирландской националисткой. Стихи участников этого движения она читала Оскару и Уилли, прививая им любовь к этим поэтам. Интерес леди Уайльд к неоклассическому возрождению был очевидным по обилию древнегреческих и древнеримских картин и бюстов в доме. Однако его родители расстались, после чего  Оскар потерял всякую связь с отцом.  Мальчик с детства боготворил свою мать. Именно от нее он унаследовал безупречный эстетический вкус, свой талант, а также любовь к литературе. По вечерам она читала Оскару и его старшему брату Уилли свои стихи.

Вопрос по таблице

До девяти лет Оскар получал домашнее образование и, когда пошел в школу, уже знал два языка немецкий и французский. С 1864 по 1871 год Оскар Уайльд обучался в Королевской школе Портора. Получив хорошие баллы на экзаменах, Оскар смог поступить стипендиатом  в престижный Тринити колледж в Дублине. (1871—1874). Учился он легко, интересовался искусством и гуманитарным наукам, увлекся античной литературой. Он был очень способным. Особенно хорошо ему давалось искусство беседы, в этом предмете он превосходил остальных.

 

Вопрос по таблице

После колледжа  Оскар Уайльд поступил в Оксфордский университет в 1874 году, где добился высшего академического успеха, получив в 20 лет стипендию Святой Магдалины. Во время учебы Оскар сблизился с кружком декадентов, называвших себя эстетами, и спустя некоторое время возглавил его.

Сегодня двое наших учащихся выступают в роли энциклопедистов. Они узнали значение терминов, которые нам необходимы для понимания творчества О.У. Что же такое эстетизм. Запись в тетрадь

Остроумный красавец с длинными волосами был хорошо известен в университете еще и тем, что любил украшать свою комнату красивыми вещами. И это было неудивительно, ведь эстеты воспевали культ красоты. Отбросив все религиозно-моральные предрассудки, они вообще старались отделаться от всяких этических понятий. Здесь же оформилась его особая философия искусства. Его имя уже тогда стало озаряться различными занимательными историями, порой карикатурными. Так, согласно одной из историй, чтобы проучить Уайльда, которого недолюбливали однокурсники и которого терпеть не могли спортсмены, его проволокли вверх по склону высокого холма и только на вершине отпустили.

Вопрос. Что бы сделали вы?

Он встал на ноги, отряхнул с себя пыль и сказал: «Вид с этого холма поистине очаровательный».  Но это как раз и было тем, в чём нуждался эстетствующий Уайльд, который позже признавался: «Истинны в жизни человека не его дела, а легенды, которые его окружают. Никогда не следует разрушать легенды. Сквозь них мы можем смутно разглядеть подлинное лицо человека».

Вопрос по таблице

В  1878 году после окончания университета Оскар Уайльд отправляется в Лондон покорять столицу. Щегольски одетый, всегда с цветком в петлице, он был уверен в своей неотразимости и в своем таланте.  И скоро стал желанным гостем светских салонов. Публика приходила посмотреть на молодого красивого остроумного человека, который сразу же покорил сердца лондонских красавиц. Благодаря своему таланту, остроумию, парадоксам в речи и умению привлечь внимание, Уайльд быстро влился в светскую жизнь Лондона. Уайльдом стали «угощать» посетителей салонов: «Приходите обязательно, сегодня будет этот ирландский остроумец».

Вопрос. Что же такое парадокс? Запись в тетрадях

А теперь попробуем поиграть в парадоксы. Я называю вам первую часть парадокса О.У, а вы мне вторую

Всегда прощайте своих врагов, ничто не раздражает их больше.

Наша жизнь заключает в себе только две трагедии. Первая состоит в том, что не можешь удовлетворить всех своих желаний, вторая – когда они уже все удовлетворены.

Будь собою – все остальные роли уже заняты.

Чтобы о Вас ни говорили, хуже этого может быть только одно — когда о Вас Не говорят.

Легко убедить других, себя убедить гораздо труднее.

 Он совершает «самую необходимую» для английского общества революцию — революцию в моде. Отныне он появлялся в обществе в самолично придуманных умопомрачительных нарядах. Сегодня это были короткие штаны-кюлоты и шёлковые чулки, завтра — расшитый цветами жилет, послезавтра — лимонные перчатки в сочетании с пышным кружевным жабо. Непременным аксессуаром стала гвоздика в петлице, выкрашенная в зелёный цвет. В этом не было никакой клоунады: безупречный вкус позволял Уайльду сочетать несочетаемое.

Вопрос по таблице

В самом начале 1882 года Оскар Уайльд отправляется в Америку, причем на таможне заявил: «Мне нечего декларировать кроме своей гениальности». В Америке он имел огромный успех. Его называли «британским нарциссом», а залы, где проходили его лекции об английском ренессансе, были переполнены. Оскар Уайльд говорил: «Даже у Диккенса не было такой обширной аудитории, со мной обращаются как наследным принцем». Отныне вся пресса следит за действиями английского эстета в Америке. Свою первую лекцию, которая называлась «Ренессанс английского искусства», он завершил словами: «Мы все расточаем свои дни в поисках смысла жизни. Знайте же, этот смысл — в Искусстве». И слушатели горячо зааплодировали. На его лекции в Бостоне в зал перед самым выходом Уайльда явилась группа местных денди (60 студентов из Гарвардского университета) в коротких бриджах с открытыми икрами и смокингах, с подсолнухами в руках — совсем по-уайльдовски. Их целью было обескуражить лектора. Выйдя на сцену, Уайльд незатейливо начал лекцию и, как бы невзначай оглядев фантастические фигуры, с улыбкой воскликнул: «Я впервые прошу Всевышнего избавить меня от последователей!» Один молодой человек писал матери в это время под впечатлением посещения Уайльдом колледжа, где он учился: «У него великолепная дикция, и его способности к изъяснению своих мыслей достойны высших похвал. Фразы, которые он произносит, благозвучны и то и дело вспыхивают самоцветами красоты. … Его речь очень приятна — легка, красива, занимательна».

Вопрос по таблице

1883 г, возвратившись в Европу после турне по Америке, он объявил: «Америку я цивилизовал, остались только небеса». Затем он отправился в Париж, где познакомился с такими известными писателями как Виктор Гюго, Анатоль Франс, Эмиль Золя. Его приняли как «лучшего среди равных». В  29 лет  Оскар Уайльд женился по любви на красавице Констанции Лойд. Он был счастлив. Один за другим на свет появились двое сыновей Сирил и Вивиан. Оскар любил малышей, но видел их редко, так постоянно разъезжал с лекциями и вел насыщенную светскую жизнь.

Фронтальный опрос:

- Когда родился О.У?

- В каком университете учился О.У.?

- Какой кружок возглавлял О.У.?

- Что такое парадокс?

- Куда отправился О.У. в 1882 году?

 

Творчество О.У. можно отнести к раннему модернизму.

Вопрос. Что же это за направление – модернизм? Запись в тетрадях

Свои эстетические взгляды Оскар Уайльд отразил в ряде статей и трактатов «Упадок искусства лжи» (1889), «Перо, карандаш и отрава» (1889), «Истина масок» (1889).  В трактате «Упадок искусства лжи» Уайльд доказывает, что настоящее искусство всегда было искусством лжи. А отказ от красивой лжи, поиски жизненной правды привели к упадку искусства. «Жизнь слишком едкая жидкость,- заявляет Уайльд, нападая на реализм,- она разрушает искусство». В своем небольшом трактате «Перо, карандаш и отрава» он пишет о том, что истинный художник стоит выше добра и зла, что он может быть даже преступником.

 

Вопрос по таблице

В 1891 году Оскар Уайльд пишет один из самых своих скандальных произведений «Портрет Дориана Грея». Критики сразу накинулись на этот роман. Напрасно пытался оправдаться Оскар Уайльд, объясняя, что «искусство не зависит от морали». По его словам «в каждом человеке есть два начала: стремление к богу и стремление к сатане». Более того, он писал, те, кто не заметил морали в романе, полные лицемеры, поскольку мораль всего-то и состоит в том, что убивать совесть безнаказанно нельзя.  Роман еще больше привлекает к нему внимание публики и Оскару Уайльду это нравится. Он продолжает наслаждаться славой, не замечая, что она уже идет рука об руку со скандалом.  На критику он реагирует с присущем ему остроумием: «Чтобы о Вас не говорили, хуже этого может быть только одно

Вопрос. Что же?

— когда о Вас не говорят».

В те же годы Уайльд создает цикл сказок: «Счастливый принц» , «Молодой король», «Звездный мальчик» и другие.  В этих произведениях он задает вопрос, что важнее для человека – добро или красота. Ответ вы узнаете, если прочитаете или посмотрите эти произведения. Герои его сказок – молоды и красивы, таков юный король, счастливый принц или звездный мальчик. Но столкнувшись с горем, они прозревают и в своем стремлении помочь людям жертвуют всем, в том числе и своей красотой.

1891 г. Уайльд пишет наиболее декадентское произведение - драму «Саломея» (написана на французском языке), в основу которой положена евангельская легенда об иудейской царевне Саломее, потребовавшей от царя в награду за свою пляску голову пророка Иоканаана (Иоанна Крестителя).

Вопрос. Что такое декаданс?

Здесь Оскар Уайльд изображает любовь как неестественное извращенное чувство, которое переплетается с ужасом и ненавистью.  Ни один театр в чопорной Англии не принимает «Саломею» к постановке. Однако Уайльд  не очень расстроен. Гораздо больше его волнуют личные проблемы.

Его жена Констанция, после рождения двух детей,  располнела и больше уже не радовала глаз пленника красоты. Брак Оскара Уайльда обречен. Вот, что он пишет: «Брак без любви – страшная вещь.  Но есть нечто худшее, чем даже брак без любви. Это брак в котором есть любовь, но только с одной стороны; есть верность, но только с одной стороны; есть преданность, но только с одной стороны. В таком браке одно из сердец непременно будет разбито». И, разочаровавшись в семейной жизни Оскар Уайльд посвящает всего себя работе. Примерно в это же время он знакомится с Альфредом Дугласом, сыгравшим трагическую  роль в его судьбе.

Вопрос по таблице

Вслед за «Саломеей»  в 90х годах Уайльд пишет несколько бытовых комедий реалистического типа: «Как важно быть серьезным», «Идеальный муж», «Женщина, не стоящая внимания», «Веер леди Уиндермер», которые с успехом идут в театрах. Оскар Уайльд  – драматург становится чуть ли не более известен, чем Оскар Уайльд – писатель.  Однако будучи на пике славы Оскар Уайльд совершает роковую ошибку и оказывается привлеченным к суду по обвинению в безнравственности.

Вопрос по таблице

1895-1897 гг. Оскар Уайльд проводит в тюрьме. Суд ее величества приговаривает его к лишению свободы сроком на два года и исправительным работам. Свой срок Уайльд отбывал сначала в Пентонвилле и Уандсворте, тюрьмах, предназначенных для совершивших особо тяжкие преступления и рецидивистов, а затем, 20 ноября 1895 года был переведен в тюрьму в Рединге, где находился полтора года. Тюрьма полностью сломила его. Большинство былых друзей от него отвернулись. Но те немногие, кто остались, буквально помогли ему остаться в живых. Альфред Дуглас, к которому он был так сильно привязан, ни разу не приехал к нему и ни разу ему не написал. В тюрьме Уайльд узнаёт, что умерла его мать, которую он любил больше всего на свете, эмигрировала его жена и изменила свою фамилию, а также фамилию сыновей (отныне они были не Уайльды, а Холланды). В тюрьме Уайльд пишет горькую исповедь в форме письма Дугласу, которую называет «Epistola: In Carcere et Vinculis» (лат. «Послание: в тюрьме и оковах»), а позже его ближайший друг Роберт Росс переименовал её в «De Profundis» (лат. «Из глубины»).

Вопрос по таблице

 В 1897 году Оскар Уайльд выходит из тюрьмы совершенно больным и сломленным человеком. Он уезжает во Францию и всеми покинутый умирает там через три года в нищете. В последние годы жизни он впадает в религиозное настроение, порывает с прежними взглядами. Он говорит о том, что мир полон страданий и что высшая обязанность поэта – писать о них.

Вопрос по таблице

Его последнее произведение  «Баллада Редингской тюрьмы» написано в 1898 году. В ней в поэтической форме он рассказывает о трагической судьбе узника, приговоренного к смерти за убийство возлюбленной.

Призывы к состраданию и правдивому отображению ужасов жизни прямо противоречат прежним эстетическим теориям Уайльда, хотя если вдуматься он никогда и не был последовательным выразителем этих теорий, всегда внутренне сопротивлялся им.

Незадолго до смерти он сказал о себе так: «Я не переживу XIX столетия. Англичане не вынесут моего дальнейшего присутствия».

Вопрос по таблице

Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года от острого менингита, вызванного ушной инфекцией.

Он был похоронен в Париже на кладбище Баньо, откуда позже, через 10 лет, его могилу перенесли на кладбище Пер-Лашез (Париж). На могиле установлен крылатый сфинкс из камня работы Джейкоба Эпстайна (в честь произведения «Сфинкс»). С течением времени могила писателя покрылась поцелуями, поскольку бытует с некоторых пор поверье: поцеловавший сфинкса найдет любовь и никогда её не потеряет. Позже стали высказываться опасения, что помада может разрушить памятник. 30 ноября 2011 года — к 111-летию со дня смерти Оскара Уайльда — сфинкса было решено обнести защитным стеклянным ограждением. Таким образом авторы проекта из Ирландского культурного центра рассчитывают защитить его от губительного воздействия помады

Оскар Уайльд остается одной из самых трагических и ярких фигур в истории английской литературы.

В июне 1923 года на сеансе автоматического письма в присутствии коллег учёный-математик Соул заявил, что получил от Уайльда длинное и красивое потустороннее послание. Тот якобы просил передать, что не умер, а живёт и будет жить в сердцах тех, кто способен чувствовать «красоту форм и звуков, разлитую в природе».

В конце 2007 года, после специального опроса телезрителей корпорацией «Би-би-си», Оскар Уайльд был признан самым остроумным человеком Великобритании. Он обошёл самого Шекспира и У. Черчилля.

V.           Закрепление приобретенных знаний, умений и навыков.

 

1.     Для закрепления полученных нами знаний разгадаем небольшой кроссворд по жизни и творчеству О.У.

VI. Подведение итогов урока

Упражнение «Интервью».

Что больше всего запомнилось вам из жизни О.У.

VII. Домашнее задание

Прочитать «Портрет Дориана Грея»

 


Хронологическая таблица жизни и творчества Оскара Уайльда

Оскар Уайльд родился 16 октября 1854 года в городе Дублине

1864-1874 – обучение в Королевской школе Портора и Тринити-колледже

1874 – Оскар Уайльд поступает в Оксфорд

В  1878 году после окончания университета Оскар Уайльд отправляется в Лондон покорять столицу.

В самом начале 1882 года Оскар Уайльд отправляется в Америку

1883 г, Оскар Уайльд возвращается в Европу

1889 – пишет ряд статей, где высказывает свои взгляды на искусство

В 1891 году Оскар Уайльд пишет один из самых своих скандальных произведений «Портрет Дориана Грея» и в те же годы Уайльд создает цикл сказок и  драму «Саломея»

В  90х годах Уайльд пишет несколько бытовых комедий реалистического типа

1895-1897 гг. Оскар Уайльд проводит в тюрьме

В 1897 году Оскар Уайльд выходит из тюрьмы

Его последнее произведение  «Баллада Редингской тюрьмы» написано в 1898 году

Оскар Уайльд скончался в изгнании во Франции 30 ноября 1900 года


 

 

Методическая разработка урока по теме

Оскар Уайльд. Жизненный и творческий путь

http://www.fresher.ru/manager_content/images/raskrashennye-vintazhnye-fotografii-ot-zuzah/12.jpg

 

 

 

 

Разработана учителем ррусского языка и литературе Сидоровой Ириной Олеговной

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Жизненный и творческий путь Оскара Уайльда"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по продажам

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Разработка открытого урока. Лекция с элементами беседы, проблемными вопросами. 

Для облегчения понимания материала студентам выдаются раздаточный материал в виде таблицы, по которому они самостоятельно могут проследить этапы жизни художника.

Непонятные термины самостоятельно найдены учащимися-энцеклопедистами, которые становятся на уроке помощниками преподавателя.

Постоянно старалась отсылать ребят к их собственному жизненному опыту. Этому способствовали задания на продолжение  парадоксов писателя или вопросы "А что бы сделали вы на месте Оскара Уайльда?" 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 624 860 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Элективный курс по русскому языку "Разноаспектный анализ текста.Сочинение-рассуждение на основе текста. "
  • Учебник: «Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.
  • Тема: Текст. Виды его преобразования
  • 02.10.2020
  • 258
  • 5
«Русский язык. Базовый уровень», Власенков А.И., Рыбченкова Л.М.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 1409
    • DOCX 142.5 кбайт
    • 24 скачивания
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сидорова Ирина Олеговна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сидорова Ирина Олеговна
    Сидорова Ирина Олеговна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 15866
    • Всего материалов: 14

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 66 человек из 34 регионов

Курс повышения квалификации

Лингвокультурологический подход в обучении русскому языку как обеспечение принципов и требований ФГОС

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 22 человека из 13 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Родной (русский) язык и родная литература: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель родного языка (русского языка) и родной литературы

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык: теория и методика преподавания в профессиональном образовании

Преподаватель русского языка

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психоаналитический подход: изучение определенных аспектов психологии личности

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Успешая команда: опросы, сторис

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

История и основы галерейного бизнеса

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе