Жестокое
обращение с детьми: что это такое?
Жестокое обращение с детьми в семье (то есть
несовершеннолетними гражданами от рождения до 18 лет) включает в себя любую
форму плохого обращения, допускаемого родителями (другими членами семьи
ребенка), опекунами, приемными родителями.
Различают четыре основные формы жестокого обращения с
детьми: физическое, сексуальное, психическое насилие, пренебрежение основными
нуждами ребенка.
Физическое насилие – это
преднамеренное нанесение физических повреждений ребенку.
Сексуальное насилие – это вовлечение
ребенка с его согласия или без такового в сексуальные действия с взрослыми с
целью получения последними удовлетворения или выгоды. Согласие ребенка на
сексуальный контакт не дает оснований считать его ненасильственным, поскольку
ребенок не обладает свободой воли и не может предвидеть все негативные для себя
последствия.
Психическое (эмоциональное) насилие – это
периодическое, длительное или постоянное психическое воздействие на ребенка,
тормозящее развитие личности и приводящее к формированию патологических черт характера.
К психической форме насилия относятся:
-
открытое неприятие и постоянная критика ребенка;
-
угрозы в адрес ребенка в открытой форме;
-
замечания, высказанные в оскорбительной форме, унижающие достоинство ребенка;
-
преднамеренное ограничение общения ребенка со сверстниками или другими
значимыми взрослыми;
-
ложь и невыполнения взрослыми своих обещаний;
-
однократное грубое психическое воздействие, вызывающее у ребенка психическую
травму.
Пренебрежение нуждами ребенка – это отсутствие
элементарной заботы о ребенке, в результате чего нарушается его эмоциональное
состояние и появляется угроза его здоровью или развитию. К пренебрежению
элементарными нуждами относятся:
-
отсутствие адекватных возрасту и потребностям ребенка питания, одежды, жилья, образования,
медицинской помощи;
-
отсутствие должного внимания и заботы, в результате чего ребенок может стать
жертвой несчастного случая. Факторы риска, способствующие насилию и жестокому
обращению с детьми.
-
неполные и многодетные семьи, семьи с приемными детьми, с наличием отчимов или
мачех;
-
наличие в семье больного алкоголизмом или наркоманией, вернувшегося из мест
лишения свободы;
-
безработица, постоянные финансовые трудности;
-
постоянные супружеские конфликты;
-
статус беженцев, вынужденных переселенцев;
-
низкий уровень культуры, образования;
-
негативные семейные традиции;
-
нежелательный ребенок;
-
умственные или физические недостатки ребенка;
-
«трудный» ребенок.
Дети, воспитывающиеся в семьях, где соседствуют
несколько таких факторов, например алкоголизм одного или двух родителей,
регулярные скандалы, финансовые трудности, еще больше подвержены опасности,
стать жертвами жесткого обращения со стороны родителей или других близких
родственников, а также опекунов или приемных родителей.
Механизмы предотвращения и защиты детей от насилия и
жестокого обращения в семье.
Жестокое обращение с детьми рассматривается
действующим законодательством Российской Федерации как одна из форм
злоупотребления родительскими правами. В связи с этим действия родителей или
лиц их заменяющих, угрожающие физическому или психическому здоровью ребенка или
его жизни, влекут за собой вмешательство в жизнедеятельность семьи извне.
Выявлением семьей, где дети могут быть подвергнуты
насилию и жестокому обращению, занимаются в пределах своей компетенции
учреждения здравоохранения, учреждения образования, органы опеки и
попечительства, органы внутренних дел, жилищно-коммунальные хозяйства и иные
государственные органы и организации.
Сведения о фактах жестокого обращения с ребенком в
семье могут быть также предоставлены в вышеназванные учреждения родственниками
ребенка, его соседями и другими лицами, владеющими достоверными сведениями о
сложившейся с конкретной семье сложной ситуации.
Сигналами для выявления семейного неблагополучия могут
стать:
-
состояние здоровья и внешний вид ребенка (опасное для жизни ребенка
заболевание, лечением которого не занимаются родители; наличие травм, синяков;
неряшливый вид ребенка и др.);
-
особенности поведения ребенка в учреждениях образования (агрессивность в
отношении сверстников и взрослых; замкнутость; чрезмерная возбудимость и др.);
-
низкий уровень педагогического потенциала семьи (отсутствие интереса к делам
ребенка в учебном заведении; уклонение от родительских обязанностей, отсутствие
заботы; употребление алкоголя или других наркотических средств);
-
отношение семьи к учреждению образования, которое посещает их ребенок
(уклонение от контакта с работниками и администрацией учреждения образования;
неявка на родительские собрания и др.);
-
задолженность по плате за техническое обслуживание, пользование жилым
помещением, коммунальные услуги;
-
заявления в органы внутренних дел об уходах несовершеннолетних из дома, их
розыске и др.
Все выявленные семьи делятся на семьи группы риска и
семьи, где дети находятся в социально опасном положении.
К семьям первой категории относятся конфликтные семьи.
Сложные взаимоотношения между супругами в таких семьях часто приводят к тому,
что они много времени уделяют выяснению отношений друг с другом, а дети в это
время остаются без должного внимания и заботы. Как семьи группы риска,
специалистами также рассматриваются «внешне благополучные семьи», в которых,
несмотря на внешние признаки благополучия, ребенок не чувствует себя комфортно,
что негативно сказывается на его психическом здоровье.
Учет детей, проживающих в семьях группы риска, ведется
учреждениями образования, которые посещают дети. Ситуация контролируется
социально-психоло-педагогическими службами этих учреждений. Сотрудники данных
служб регулярно посещают семьи на дому, осуществляют профилактическую,
диагностическую и коррекционную работу с детьми и их родителями. Целью
проводимой деятельности является предотвращение жестокого обращения с детьми.
Не менее раза в полугодие результаты деятельности с ребенком и его семьей
анализируются, вносятся изменения в план работы, делаются выводы о
целесообразности снятия семьи с учета в случае улучшения микроклимата в семье
либо о переводе семьи в категорию учета №2.
По семьям второй категории составляется
межведомственный план защиты прав ребенка. После проведения
психолого-педагогической диагностики, направленной на выявление проблем в
конкретной неблагополучной семье, специалистами
социально-психолого-педагогических служб учреждений образований составляется
индивидуальный план помощи семье и детям, планы коррекционно-реабилитационной
работы с привлечением педагога-психолога, социального педагога, медицинской
сестры, а также специалистов социально-педагогических центров, работников
инспекции по делам несовершеннолетних, учреждений культуры, социальной защиты и
других учреждений.
Если проводимая с семьей работа не дает результатов,
то далее следует обращение в органы опеки и попечительства районного отдела
образования или в комиссию по делам несовершеннолетних (далее КДН) с
ходатайством о признании ребенка нуждающимся в государственной защите.
КДН при наличии оснований принимает решение о
признании ребенка нуждающимся в государственной защите, об отобрании ребенка у
родителей (единственного родителя), установлении ему статуса ребенка,
оставшегося без попечения родителей, помещении ребенка на государственное
обеспечение в течение трех дней с момента поступления ходатайства.
В своих действиях КДН, органы опеки и попечительства,
управления внутренних дел и другие государственные органы и организации,
занимающиеся защитой прав несовершеннолетних, находящихся в социально опасном
положении, руководствуются нормативно-правовыми документами.
Ответственность за жестокое обращение с
детьми
Российским законодательством установлено несколько
видов ответственности лиц, допускающих жестокое обращение с ребенком.
Административная
ответственность. Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрена
ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанностей по
содержанию, воспитанию, обучению, защите прав и интересов несовершеннолетних —
в виде предупреждения или наложения административного штрафа в размере от ста
до пятисот рублей (ст. 5.35 КоАП РФ).
Уголовная ответственность. Российское
уголовное законодательство предусматривает ответственность за все виды
физического и сексуального насилия над детьми, а также по ряду статей — за
психическое насилие и за пренебрежение основными потребностями детей,
отсутствие заботы о них.
Гражданско-правовая ответственность. Жестокое
обращение с ребенком может послужить основанием для привлечения родителей (лиц,
их заменяющих) к ответственности в соответствии с семейным законодательством.
Эффективности предупреждения жестокого обращения с
несовершеннолетними, социальной реабилитации и социальной адаптации жертв
семейного насилия должен способствовать межведомственный подход к решению этих
проблем с помощью всего гражданского общества, взаимодействие ведомств всех
ветвей власти с правозащитными и иными общественными организациями, в том
числе, учреждение в ряде регионов должности уполномоченного по правам ребенка.
В заключение, следует отметить, что лишение
родительских прав – это очень жесткая мера, в результате которой страдают и
родители, и их дети. Зачастую, следствием этого становится полная утрата
детско-родительских взаимоотношений. Поэтому, обращаясь к людям, уже создавшим
свои семьи, или еще только стоящим на пороге семейной жизни, хочется спросить:
«Часто ли вы задумываетесь о том, насколько комфортно ваш ребенок чувствует
себя в вашей семье или какое место займет ребенок в вашей будущей семье?».
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.