Учитель русского языка и литературы
Рахматулина Рашида Минишеевна.
Город Семипалатинск.
Урок литературы в 6 классе.
Жанр фэнтези –
синтез мифа, сказки и реальности в произведении Толкиена «Хоббит, или Туда и
Обратно».
Цели: Анализ произведения «Хоббит», формирование понятия синтез, фэнтези.
Отработать навык выделять существенные признаки, делать выводы,
развитие
воли и самостоятельности.
Воспитание мотивов учения положительного отношения к знаниям.
Ход
урока.
1.Мозговой штурм.
На доске написано
слово: ПРИКЛЮЧЕНИЕ. Задание классу: назовите все ассоциации, связанные с
данным словом.
2. Слово учителя о
целях и задачах данного урока.
Именно со словом
приключение и связано все в произведении Толкиена «Хоббит или Туда и Обратно».
Сегодня мы с вами более подробно остановимся на анализе данного произведения,
попробуем обнаружить традиционное и новое в использовании мифологии и закрепим
понятие жанр фэнтези.
3.Слово учителя:
Автор этого
произведения Джон Рональд Руэл Толкин – известный английский ученый.
Специалист по средневековому фольклору. Написал он свою книгу «Хоббит» в 1937
году.
Умелое использование
увлекательных историй, созданных народным воображением, в сочетании с большим
литературным талантом принесли Толкину мировую известность.
После «Хоббита» Джон
Толкин написал трилогию «Властелин колец», в которой рассказывается о
дальнейшей судьбе знакомых вам героев.
4. – А на сколько
знакомы вы с героями данного произведения, выяснить поможет нам викторина. За
каждый правильный ответ отгадывающий получает золотой жетон. Условие: нужно
сначала дослушать до конца вопрос, а затем только поднимать руку.
- Кто такие хоббиты?
/низкорослый народец, пониже ростом гномов, не носят башмаков, потому что
от природы на ногах жесткие кожаные подошвы, и густой теплый мех, как на
голове/.
- Как звали хоббита,
о котором идет речь в книге? /Бильбо Бэггинс/
- Как звали
волшебника, с которым встретился Бильбо? /Гэндальф/.
- С чего начались
приключения Бильбо? /с прихода гномов/.
- Кто такие гномы? /
В западноевропейской мифологии – фантастическое существо, уродливый
карлик, охраняющий подземные сокровища/.
- Почему гномы
собрались у Бильбо? /Гэндальф нарисовал на двери знак/.
- Сколько было гномов?
/13/.
- Почему Бильбо
отправился в путешествие, догнав гномов? / потому что он был из потомков
клана Туков, которые славились тем, что кто-нибудь неизменно оправлялся на
поиски приключений, и потому что гномы оставили Бильбо записку, где
оговорили вознаграждение, и назвали его главным Взломщиком/.
- На чем они
отправились в путешествие? /Верхом на пони/.
- Кто такие тролли?
\В скандинавских поверьях –сверхъестественное существо (карлик, великан,
ведьма), обычно враждебное к людям./
- Как гномы спаслись
от троллей? /помог Гэндальф, своим волшебным голосом/.
- Во что превращаются
тролли с приходом рассвета? / В камни/.
- Что нашли в пещере
у троллей путешественники? / Еду, мечи./
- Кто такие эльфы? /
В древнегреческой мифологии духи природы, легкие, воздушные существа в
человеческом облике, обычно благожелательные к людям/.
15. Почему эльфы посадили в тюрьму гномов? / Чтобы узнать, куда они
держат путь/.
16. Чем пользовался Бильбо, похищая еду и разыскивая гномов в камерах,
чтобы его эльфы не видели.
17. Что сделал Бильбо Бэггинс для того, чтобы спасти гномов? / придумал
план- с помощью бочек, отправиться по реке/.
Итак, подсчитаем
жетоны. С помощью вопросов мы с вами практически выяснили содержание тех
фрагментов, которые даются в учебнике и хрестоматии.
5. Работа в
группах.
Сейчас мы с вами
докажем, что жанр данного произведения – жанр фэнтези.
Группа, соблюдая
«Правила работы в группе», составляет кластер.
1.- признаки мифа в
данном произведении.
2.- признаки сказки.
3.-признаки
реальности.
4.- признаки
фантастики.
Каждая группа
защищает свой кластер.
6. Итак, сейчас вы
попытались доказать, что жанр фэнтези – синтез мифа, реальности, сказки.
-
Что же такое синтез?
\Синтез
– соединение, сочетание, составление – метод научного исследования какого-либо
предмета, явления, состоящий в познании его как единого целого, в единстве и
взаимной связи его частей / с.215 учебника/.
-
Прав ли был волшебник, выбрав Бильбо Бэггинса в
качестве «главного взломщика»?
-
Какие эпизоды вам показались забавными?
7.Ребята заполняют
анкету.
- Твое отношение к уроку:
А)
отличный, интересный, захватывающий.
Б)
хороший, содержательный, заставляющий работать.
В)
нормальный, обычный.
Г)
скучный, работа без интереса.
Д)
бесполезный, совсем неинтересный.
- Вспомни, как можно
точнее, тему урока .
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________.
- Какая цель стояла перед тобой на уроке?
__________________________________________________________________________________
- Чему новому ты
научился на уроке?
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
8. Оценки за
урок. Домашнее задание.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.