Инфоурок Начальные классы Другие методич. материалы«Земля рассказывает о себе»

«Земля рассказывает о себе»

Скачать материал
Скачать материал "«Земля рассказывает о себе»"

Получите профессию

Экскурсовод (гид)

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Ужасно интересно
Всё то, что неизвестно!
Мы тайны разгадаем
И мир большой поз...

    1 слайд

    Ужасно интересно
    Всё то, что неизвестно!
    Мы тайны разгадаем
    И мир большой познаем.

  • 2 слайд

  • Планета Земля

    3 слайд

    Планета Земля

  • Тема урока:«Земля рассказывает о себе»

    4 слайд



    Тема урока:



    «Земля рассказывает о себе»

  • Археологи

    5 слайд










    Археологи

  • Археология

    6 слайд

    Археология

  •  Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»

    7 слайд

    Репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи»

  • ЗемлетрясениеНаводнение

    8 слайд

    Землетрясение
    Наводнение

  • 9 слайд

  • Культурный слойэто то, что остается после жизни человека, всякий мусор, отход...

    10 слайд

    Культурный слой
    это то, что остается после жизни человека, всякий мусор, отходы от его жизни.

  • Остатки раковин древнейших моллюсков

    11 слайд

    Остатки раковин древнейших моллюсков

  • Скелет динозавра

    12 слайд

    Скелет динозавра

  • Орудия древнейших людей, кости, череп древнего оленя.

    13 слайд

    Орудия древнейших людей, кости, череп древнего оленя.

  • Кольчуга, берестяные грамоты, оружие, посуда.

    14 слайд

    Кольчуга, берестяные грамоты, оружие, посуда.

  • НЕМЕЦКАЯ КАСКА,КОТЕЛОК,ПУСТЫЕ БУТЫЛКИ, ГИЛЬЗЫ .

    15 слайд

    НЕМЕЦКАЯ КАСКА,КОТЕЛОК,ПУСТЫЕ БУТЫЛКИ, ГИЛЬЗЫ .

  • бивни мамонта

    16 слайд

    бивни мамонта

  • Сегодня на уроке:Я узнал…Я научился…Я получил удовольствие…Мне хотелось б...

    17 слайд

    Сегодня на уроке:
    Я узнал…
    Я научился…
    Я получил удовольствие…
    Мне хотелось бы узнать…

Получите профессию

Интернет-маркетолог

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

«Земля рассказывает о себе»

 

Тема: Земля рассказывает о себе

Цели:

 создание условий для обобщения знаний детей о развитии Земли и жизни на ней;

 формирование у детей представления о необходимости сохранения окружающей природы в экологической чистоте; обозначение роли раскопок в восстановлении истории человеческого общества;

создание условия для развития любознательности, пытливости, речи детей, умения логически мыслить;

воспитание чувства ответственности и бережного отношения к миру природы, осознание своей значимости в решении экологических проблем.

Педагогическая цель: обобщить знания учащихся о развитии Земли и жизни на ней; познакомить с профессиями: археолог, палеонтолог, историк.

Тип урока: решение учебной задачи.

Планируемые результаты (предметные):

Обучающийся научится: описывать развитие Земли и жизни на ней; определять профессии археолога, палеонтолога, историка; получит возможность научиться: описывать наблюдаемые объекты, явления, выделять их существенные признаки.

Универсальные учебные действия (метапредметные):

Личностные. У обучающегося будут сформированы: положительное отношение к школе и учебной деятельности, интерес к учебному материалу, знание основных моральных норм поведения; обучающийся получит возможность для формирования: внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе; первичных умений оценки работ, ответов одноклассников на основе заданных критериев успешности учебной деятельности; представления о ценности и уникальности природного мира, природоохране, здоровье сберегающем поведении.

Регулятивные. Обучающийся научится: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения; понимать выделенные учителем ориентиры действия в учебном материале; оценивать совместно с учителем и одноклассниками результат своих действий, вносить соответствующие коррективы; получит возможность научиться: осуществлять пошаговый контроль по результату под руководством учителя; адекватно воспринимать оценку своей работы учителем, товарищами.

Познавательные. Обучающийся научится: осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях; понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить ответ в устной форме; осуществлять синтез; проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным основаниям (критериям); устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений; получит возможность научиться: ориентироваться на возможное разнообразие способов решения учебной задачи; умению смыслового восприятия познавательного текста; подводить анализируемые объекты под понятия разного уровня обобщения.

Коммуникативные. Обучающийся научится: допускать существование различных точек зрения, договариваться, приходить к общему решению, использовать в общении правила вежливости; получить возможность научиться: формулировать собственное мнение и позицию, строить понятные для окружающих высказывания, задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.

Формы и методы обучения: фронтальная, индивидуальная, коллективная; словесный, наглядный, практический.

Основное содержание темы, понятия и термины: Раскопки. «Культурный слой». Природные явления, меняющие облик Земли. Музейные экспонаты.

 

 

Оборудование: АРМ  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/116599/" учителя, мультимедийная  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/36308/" презентация к уроку, учебник «Окружающий мир» Н. Я. Дмитриевой, А. Н. Казакова, 2011, репродукция картины К. Брюллова «Последний день Помпеи», ковёр,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/115690/" свеча, фотографии музейных экспонатов,3 коробки с песком, совочки, кисточки, ножи для резки пластилина, карточки с заданием для отчета групп «археологов». 

Ход урока

Организационный  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/86881/" этап (Слайд 1)

 

Ужасно интересно

Всё то, что неизвестно!

Мы тайны разгадаем

И мир большой познаем.

 

Учитель: Сегодня мы продолжим постигать тайны окружающего нас мира. Чтобы начать занятия, настроиться на работу,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/40549/" понять тему урока, давайте пройдём на наш волшебный ковёр, сядем в круг и пообщаемся.

(Дети с учителем садятся на ковёр, берутся за  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/29922/" руки)

II. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Мы с вами – дружный класс, а,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/56698/" значит, можно сказать, что мы – большая семья. Давайте представим, что мы все не просто семья, а первобытнообщинная, живущая при родовом строе. Вокруг дикая природа, от зверей нас спасает огонь (зажигаем свечу). Наша семья сидит вокруг костра, каждый занимается своим делом. Давайте закроем глазки.

Как вы себя представляете в семье? (Слайд 2)

Дети:

– Я – глава семьи, папа. Пришёл я с охоты, принёс мясо мамонта. А  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/74177/" теперь отдыхаю.

– Я – мама. Готовлю  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/116511/" ужин на костре.

– Я тоже мама. Я чищу шкуру, чтобы сделать из неё одежду.

– Я – старшая  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/115759/" сестра. Я перебираю всякие полезные травы и  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/115444/" растения.

– Я – ребёнок. Играю  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/65216/" возле костра косточками и камешками. Я боюсь темноты, поэтому сижу поближе к костру. Знаю, что огонь защитит  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/50018/" меня от диких зверей.

Комментарий. Этот этап урока использован мной для единения класса с учителем и придания уроку положительной эмоциональной окраски.

III. Усвоение новых знаний и способов действий

Учитель: Открыли все глаза – вернулись из далёкого прошлого сначала на наш ковёр, а теперь и за свои парты. Ребята, все вы что-то запомнили из первой части урока. Что-то отложилось в вашей памяти на предыдущих уроках.

Как вы думаете память – это  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/94598/" свойство  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/74555/" только человеческого мозга?

Дети:

– Память есть у компьютера. Если в него заложат какую-то информацию, то она может там  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/51281/" долго храниться.

– Память  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/51525/" есть у животных. Например,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/115908/" собаки помнят своих хозяев и  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/113531/" кошки тоже.

– Куры помнят, где их кормят,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/75119/" туда и бегут.

– Лошади помнят дорогу, могут  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/51560/" ехать даже сами, без хозяина, если он спит.

– А я думаю, что память есть и у растений, потому что они помнят, когда им надо прорастать и цвести. Например, подснежник.

Учитель: Ещё, оказывается, ребята, память есть и у нашей планеты. (Слайд 3)

 А сейчас трудный вопрос: как вы думаете, что она может помнить?

Дети:

– Планета помнит, как она была молодой. Вся в воде, на ней почти не было суши.

– Наверное, она помнит, как на ней бродили динозавры, а потом, как они погибали. Кости их ещё до сих пор находят.

– Я думаю, планета наша помнит про войну, потому что ей тогда было очень  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/68608/" больно.

– Земля ещё помнит, как на ней появился первый человек, а потом он стал жить семьёй.

Учитель: Молодцы, я тоже думаю так же, как вы. И сегодня на уроке мы будем  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/45664/" говорить именно об этом. Это и станет темой нашего урока. Кто сможет сформулировать её?

Дети:

– Что помнит Земля?

– Память планеты Земля.

– Что может рассказать о  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/30164/" себе планета Земля?

Учитель: Молодцы. Это и есть тема сегодняшнего урока. (Слайд 4)

- А теперь ещё более трудный вопрос. А как мы можем узнать, что хранится в памяти Земли? Кто или что может нам в этом помочь?

Дети:

– Наверное,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/58700/" где-то в глубине Земли у неё есть какое-то устройство, которое всё запоминает.

– Нет, я считаю, такое устройство ещё не придумали. Есть люди, которые помогают Земле вспомнить, что с ней происходило  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/54490/" много лет назад.

 

Учитель: Ребята, а кто же эти люди? Как их называют?

Дети: -Это ученые- археологи. (Слайд 5) 

 Они делают раскопки кисточками и совочками, а найденные в земле предметы отправляют в музеи. 

(Слайд 6)

 -А как называется наука, изучающая вещи, предметы и восстанавливающая по ним историческое прошлое? (Археология)

(Дети читают стихотворение.)

 

Археолог.

 

Он ведёт раскопки

В поле и на сопке.

И в пустыне южной,

И в Сибири вьюжной,

И во всех частях страны

Он предметы старины  

Ищет для музеев,

Чтобы ротозеи     

Заглянули в глубину -

Как мы жили в старину.

 

Учитель: Какие вы молодцы! Я согласна с вами. Действительно, археологи помогают прочитать книгу памяти Земли. 

2. Давайте узнаем, как работают археологи. Прежде чем начать раскопки, производится археологическая разведка – это кропотливая работа по изучению летописей, книг, древних карт, осмотр местности. Чтобы начать раскопки, археологи делают разметку. Копают археологи лопатами, а если находят какую-нибудь вещь, то продолжат извлекать ее из земли используя ножи, щеточки, кисточки.   

- А кто из вас хотел бы побывать в роли археолога, поближе познакомиться с этой замечательной, но сложной профессией?

- Сейчас группы археологов отправятся на раскопки.

- По окончании работ, вы должны представить отчет.

(Для отчета даются опорные слова: (У каждой группы карточка со словами). На месте археологических раскопок был найден …. Мы считаем …; На основании данной находки, можно сделать вывод …)

(На партах коробки с песком, в которых зарыты разные предметы)

1 группа – посуда

2 группа – монеты

3 группа – украшения

Учитель: Молодцы ребята! Вы очень хорошо потрудились. Теперь вы немного представляете себе чем занимаются археологи. Учитель: Какими качествами должны обладать археологи?

Учитель: Археологи – люди сильные, тренированные, крепкие, потому что им приходится много и напряжённо  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/115355/" работать. Может в будущем, кто-то из вас станет одним из них. Давайте уже сейчас готовиться к этому.

 

 

 

 

IV. Физкультминутка

 

Чтобы сильным стать и ловким,

Приступаем к тренировке.

Носом  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/54505/" вдох, а выдох ртом.

Дышим глубже, а потом

Шаг на месте, не спеша.

Как  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/114995/" погода хороша!

Мы проверили осанку

И свели лопатки.

Мы походим на носках,

Мы идём на пятках.

 

-А теперь рассмотрите внимательно репродукцию этой картины.

(Слайд 7)

-Как вы думаете, что произошло с городом и его горожанами?

 

 Дети:

– Война.

– Взрыв.

Учитель: А может быть какое-то стихийное бедствие изобразил художник?

– Извержение вулкана.

Учитель: Да, вы правы ребята. Это репродукция картины К. Брюллова «Последний  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/27168/" день Помпеи». Помпеи-это название города. Существовал этот город около двух тысяч лет назад в Италии. Недалеко от города Помпеи находится гора Везувий. Однажды гора «проснулась» и огромные столбы пепла, раскаленная лава обрушились на Помпеи.

Максим: Я. Я знаю. Мне мама читала в энциклопедии. Когда   HYPERLINK "http://www.pandia.ru/68060/" вулкан Везувий начал извергаться и засыпал пеплом, камнями и лавой город Помпею, никто не смог убежать, ни люди, ни животные. Это было  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/43801/" очень давно, много, много лет назад.

Учитель: Да, на картине запечатлены события 2000-летней давности. Пепел и  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/113663/" лава засыпали весь  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/112170/" город, и за 2000 лет он  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/89661/" совсем не изменился под этим страшным покрывалом. Археологам пришлось много потрудиться, чтобы раскопать этот слой земли.

 

Работа по учебнику. (стр.22)

Давайте откроем учебники на стр. 22 и рассмотрим, как археологи оживляют память Земли. Что они делают?

Дети: Осторожно кисточками сметают пепел вулканический.

Учитель: Что спрятано под пеплом?

Дети: Разные старинные предметы,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/7021/" стены дома, пол, всякие картинки.

 HYPERLINK "http://www.pandia.ru/72172/" Учитель: Зачем учёные это делают?

Дети: – Чтобы узнать историю Земли.

– Чтобы узнать, как жили люди раньше, в далёком прошлом.

(Слайд 8)

-Посмотрите какие стихии имеют такую разрушительную силу?

На доске: землетрясение и наводнение.

(Слайд 9)

-А кто оставил эти следы на Земле? (Мусор оставленный человеком) 

-Как ученые называют то, что оставляет на земле после себя человек?

-А ответ на этот вопрос вы сможете найти, прочитав 3 абзац текста на стр.22 учебника.

Учитель: Скажите, что такое культурный слой? (Слайд 10)

Дети: Культурный слой – это то, что остаётся  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/45624/" после жизни человека, всякий мусор, отходы от его жизни.

Учитель:  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/40964/" Почему учёные считают, что чем  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/49956/" менее культурен  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/77444/" человек, тем толще оставленный им культурный слой?

Дети: – Потому что некультурные оставляют после себя  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/68621/" больше мусора.

– Потому что культурный человек не будет засорять окружающий мир. Он будет думать о будущем своих детей. А некультурный думает только о том, чтобы ему было хорошо сейчас, он всё лишнее выбрасывает. На картинке в учебнике видно, что там жили некультурные люди, поэтому слой такой толстый.

Учитель: Считаете ли вы себя культурными людьми?

Учитель: Конечно, каждый человек, и  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/51794/" животные, и растения оставляет после себя след на Земле. Из таких следов и складываются пласты – слои Земли.

Поработаем в парах. Рассмотрите самостоятельно музейные экспонаты на стр.23 учебника и распределите их по пластам. Учитесь друг с другом договариваться. Кто будет готов поднимите вверх руки.

 HYPERLINK "http://www.pandia.ru/56090/" Если что-то непонятно, можно за помощью обратиться к соседям или учителю.

Комментарий. Совместная деятельность сплачивает, даёт возможность каждому ребёнку почувствовать свою значимость, возможность реализации своего потенциала.

Учитель: Ребята, давайте проверим как вы справились с заданием.

-В каких слоях земли могли быть найдены нарисованные музейные экспонаты?

(Слайд 11)

Остатки раковин древнейших моллюсков. (1слой).

(Слайд 12)

Скелет динозавра. (2слой)

(Слайд 13)

Орудия древнейших людей,  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/113507/" кости.  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/73150/" Череп древнего оленя.(3Слой)

(Слайд 14)

Кольчуга, берестяные грамоты, оружие, посуда. (4Слой)

 

(Слайд 15)

 

– К какому слою вы их отнесли бы немецкую каску, котелок, пустые бутылки?

– Немецкая  HYPERLINK "http://www.pandia.ru/53282/" каска относится к 5 слою, потому что в этом слое оружие войны.

(Слайд 16)

 

-А в каком слое будут находиться бивни мамонта?

Дети:

 

-  Бивни мамонта относятся к 3 слою, потому что мамонты жили, когда уже были древние люди.

Учитель: Молодцы ребята!  Вы сегодня очень хорошо поработали на уроке.

V.  Рефлексия (Слайд 17)

 

 

Сегодня на уроке:

Я узнал…

Я научился…

Я получил удовольствие…

Мне хотелось бы узнать…

 

- Узнали ли вы, где Земля хранит свои тайны?

- Какие силы создают слои земли?

- Кто раскрывает тайны Земли?

- Чему учились на уроке, работая в группах?

- Учились ли сами формулировать тему урока?

- Получили ли удовольствие, работая сообща?

Если вам понравился урок и вы узнали что-то новое поднимите вверх красный жетон. Если ваши ожидания не оправдались, вам было неинтересно скучно на уроке, то поднимите синий жетон.

- Спасибо всем за хорошую работу на уроке. Вы меня очень порадовали. 

 

 

 

 

 

 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 661 339 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2015 839
    • PPTX 16.8 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Сикорская Наталья Анатольевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Сикорская Наталья Анатольевна
    Сикорская Наталья Анатольевна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 7854
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Экскурсовод

Экскурсовод (гид)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Развитие предметных навыков при подготовке младших школьников к олимпиадам по математике

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 44 человека из 17 регионов
  • Этот курс уже прошли 101 человек

Курс повышения квалификации

Инклюзивное и интегративное образование детей с ОВЗ в условиях введения и реализации ФГОС НОО ОВЗ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 304 человека из 61 региона
  • Этот курс уже прошли 1 198 человек

Курс профессиональной переподготовки

Гигиенические требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования

Учитель начальных классов

600 ч.

9500 руб. 4750 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 71 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 162 человека

Мини-курс

Продвинутые техники нарративного подхода в психологии

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 25 человек из 16 регионов

Мини-курс

Педагогические и психологические основы образования

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 13 человек

Мини-курс

Занятия спортом при заболеваниях опорно-двигательного аппарата

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 40 человек из 21 региона
  • Этот курс уже прошли 46 человек