ВОРОНЕЖСКАЯ ОБЛАСТЬ
ТЕРНОВСКИЙ МУНИЦИПАЛЬНЫЙ РАЙОН
МКОУ ЛИПЯГОВСКАЯ ООШ
Учитель начальных классов Докучаева
Елена Владимировна
ТЕМА: «Основные подходы к созданию
здоровьесберегающей среды в воспитательно-образовательном пространстве в
начальной школе»
Современная школа ищет пути построения образовательного
процесса, имеющего в своей основе главное - сохранение здоровья учащихся.
Сегодня эта проблема стоит остро и является актуальной. И хотя образовательная
функция школы по-прежнему остается ведущим аспектом ее деятельности, важным
фактором в оценке степени и качества обученности становится состояние здоровья
школьников. Школу необходимо рассматривать не только как социальную среду, но и
как пространство с точки зрения здоровья человека.
К сожалению, в школьном образовании сегодня
еще недостаточно разработана технология управления развитием среды, сберегающей
здоровье учащихся в образовательном процессе. В этой связи современная ситуация
характеризуется наличием ряда противоречий, которые отражают объективно
существующую проблему поиска необходимых и достаточных условий внутришкольной
деятельности, направленной на развитие здоровьесберегающей среды учащихся в
образовательном процессе.
Таким образом, возникла необходимость
поиска путей, помогающих организовать учебный процесс в соответствии с
законами, не противоречащими природе ребенка. Если мы хотим воспитать здоровое
подрастающее поколение, то все-таки целесообразно возвращение к природосообразному
образованию, говорят ученые.
Под здоровьесберегающей образовательной
технологией понимаем систему, создающую максимально возможные условия для
сохранения, укрепления и развития духовного, эмоционального, интеллектуального,
личностного и физического здоровья всех субъектов образования (учащихся,
педагогов и др.). В эту систему входит:
1. Использование данных мониторинга состояния
здоровья учащихся,
проводимого медицинскими работниками, и собственных наблюдений в процессе
реализации образовательной технологии, ее коррекция в соответствии с имеющимися
данными.
2. Учет особенностей возрастного развития
школьников и разработка
образовательной стратегии, соответствующей особенностям памяти,
мышления, работоспособности, активности и т.д. учащихся данной
возрастной группы.
3. Создание благоприятного
эмоционально-психологического климата
в процессе реализации технологии.
4. Использование разнообразных видов
здоровьесберегающей
деятельности учащихся, направленных на сохранение и повышение резервов
здоровья, работоспособности.
Анализ проведения урока с
позиций здоровьесбережения:
Педагогу в организации и проведении урока
необходимо учитывать:
1) обстановку и гигиенические условия в классе
(кабинете): температуру и свежесть воздуха, рациональность освещения класса и
доски, наличие/отсутствие монотонных, неприятных звуковых раздражителей и т.д.;
2) число видов учебной деятельности: опрос
учащихся, письмо, чтение, слушание, рассказ, рассматривание наглядных пособий,
ответы на вопросы, решение примеров, задач и др. Норма – 4-7 видов за урок.
Частые смены одной деятельности другой требуют от учащихся дополнительных
адаптационных усилий;
3) среднюю продолжительность и частоту
чередования различных видов учебной деятельности. Ориентировочная норма – 7-10
минут; число видов преподавания: словесный, наглядный, аудиовизуальный,
самостоятельная работа и т.д. Норма – не менее трех;
5) чередование видов преподавания. Норма – не
позже чем через 10-15 минут;
6) наличие и выбор места на уроке методов,
способствующих активизации инициативы и творческого самовыражения самих
учащихся. Это такие методы, как метод свободного выбора (свободная беседа, выбор
способа действия, выбор способа взаимодействия; свобода творчества и т.д.);
активные методы (ученики в роли учителя, обучение действием, обсуждение в
группах, ролевая игра, дискуссия, семинар, ученик как исследователь); методы,
направленные на самопознание и развитие (интеллекта, эмоций, общения,
воображения, самооценки и взаимооценки);
7) место и длительность применения ТСО (в
соответствии с гигиеническими нормами), умение учителя использовать их как
возможности инициирования дискуссии, обсуждения;
8) позы учащихся, чередование поз;
9) физкультминутки и другие оздоровительные
моменты на уроке – их место, содержание и продолжительность. Норма – на 15-20
минут урока по 1 минутке из 3-х легких упражнений с 3 – повторениями каждого
упражнения;
10) наличие у учащихся мотивации к учебной
деятельности на уроке (интерес к занятиям, стремление больше узнать, радость от
активности, интерес к изучаемому материалу и т.п.) и используемые учителем
методы повышения этой мотивации;
11) наличие в содержательной части урока
вопросов, связанных со здоровьем и здоровым образом жизни; демонстрация,
прослеживание этих связей; формирование отношения к человеку и его здоровью как
к ценности; выработка понимания сущности здорового образа жизни; формирование
потребности в здоровом образе жизни; выработка индивидуального способа
безопасного поведения, сообщение учащимся знаний о возможных последствиях
выбора поведения и т.д.;
12) психологический климат на уроке;
13) наличие на уроке эмоциональных разрядок:
шуток, улыбок, афоризмов с комментариями и т.п.;
В конце урока следует обратить внимание на
следующее:
14) плотность урока, т.е. количество времени,
затраченного школьниками на учебную работу. Норма - не менее 60 % и не более
75-80 %;
15) момент наступления утомления учащихся и
снижения их учебной активности. Определяется в ходе наблюдения по возрастанию
двигательных и пассивных отвлечений у детей в процессе учебной работы;
16) темп и особенности окончания урока:
быстрый темп, «скомканность», нет времени на
вопросы учащихся, быстрое, практически без комментариев, записывание домашнего
задания;
спокойное завершение урока: учащиеся имеют
возможность задать учителю вопросы, учитель может прокомментировать задание на
дом, попрощаться с учащимися;
задержка учащихся в классе после звонка (на
перемене).
Результаты:
создание экологически комфортной
здоровьесберегающей среды, психолого-педагогической здоровьесберегающей
технологии сопровождения учащихся в образовательном процессе школы;
повышение уровня развития здоровьесберегающей
компетенции субъектов образовательного процесса;
обновление содержательной и методической базы
преподаваемых дисциплин, совершенствование ресурсного обеспечения
образовательного процесса школы и здоровьесберегающего пространства.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.