Инфоурок Биология Другие методич. материалыЗаседание экологического кружка "Твой экологический след"

Заседание экологического кружка "Твой экологический след"

Скачать материал

ЗАСЕДАНИЕ  ЭКОЛОГИЧЕСКОГО

  КРУЖКА

«Твой  экологический  след»

 

Цель:   продолжать формировать активную позицию по охране окружающей среды;  закрепить понятие «устойчивое развитие».

Ожидаемые  результаты: после  занятия  учащиеся  смогут

   -   объяснить  понятие  «экологический  след»

   -  рассказать,  как  определяется  экологический  след  человека

   -  определить  факторы,  которые  влияют на  размер  «экологического  следа»

   -  высказывать  собственные  мысли  по  поводу  значимости  знаний  об  «экологическом  следе».

Оборудование:  презентация,  плакаты.

Формы  работы:  рассказ, беседа,  дискуссия, работа  в группах.

 

ХОД  ЗАНЯТИЯ

Подготовительный  этап:  учитель  сообщает  тему  занятия,  цели  и задачи.  Класс  делится   на  четыре  группы. Каждая  группа  заранее  готовила  информацию  о  составляющих  экологического  следа. Вступительное  слово  учителя:

     Эпиграфом  к  заседанию нашего  экологического кружка  как  нельзя  лучше  подходят  слова  индийского политического деятеля  Махатма Ганди

Мир достаточно велик, чтобы удовлетворить нужды любого человека, но слишком мал, чтобы удовлетворить людскую жадность. 

     Каких – нибудь 100-150 лет назад у большинства жителей Земли в домах горели  свечи или   керосиновые лампы, а сегодня мы не представляем своей жизни без компьютера,   телевизора, музыкального центра и других благ цивилизации.

Для создания всего этого промышленность потребляет всё больше природных богатств, а  природная среда разрушается. Гибнут экосистемы, загрязняется вода, воздух, растут горы  мусора.  При этом,  численность людей на планете неуклонно увеличивается, и процессы разрушения  протекают все стремительнее.

     Большинство государств мира использует больше природных ресурсов, чем имеется на их  собственной территории. Эту нагрузку называют «экологическим следом».    Калькулатор экологического следа – это один из наиболее простых способов узнать, как твой стиль жизни влияет на устойчивость развития земного шара. Чем больше мы тратим на потребление пищи, предметов и энергии, тем больший след мы оставляем.

   Наша  задача  сегодня  для  каждого из  вас – вычислить  экологический  след  и подумать,  что  необходимо  предпринять  для того,  чтобы  этот  след уменьшить.

Что такое экологический след?

Экологический след – это метод, по которому можно приблизительно определить размер территории в гектарах, которая требуется для производства потребляемых нами ресурсов (например, тепловой энергии, моторного топлива или продуктов питания), а также для переработки, захоронения или включения в природные циклы образовывающихся при этом отходов. Если используется больше ресурсов, чем земля способна вынести, человечество ведет себя противно принципам устойчивого развития.

     Экологический след измеряют в т.н. общих гектарах на человека в год. Один общий гектар соответствует территории размером в гектар со средней для Земли биологической плодородностью.

     На современном этапе развития цивилизации влияние человека на окружающую  среду настолько глобально, что природная среда находиться на пределе своих  биологических возможностей относительно обеспечения условий жизнедеятельности  человечества. Антропогенное влияние увеличивается быстрыми темпами, так, что  природные системы не успевают восстанавливаться. Такая экологическая нагрузка,  оказываемая на природную среду, может быть представлена и охарактеризована индикатором экологического следа.

Сообщение  учащихся.

Экологический след (или экологический отпечаток) был впервые введен в 1992 году  канадским экологом В. Рисом и его аспирантом М. Векернагелом. Данный показатель  на сегодня является одним из наиболее  распространенных индикаторов устойчивости,  то есть наблюдается такое использование природных ресурсов, которое не наносит  экологического вреда.  Кроме того, экологический след дает возможность оценить, как долго мы можем оказывать влияние на окружающую среду, насколько нам хватит  природных ресурсов. В узком смысле, эта та площадь  биологически  продуктивной территории, которая необходима для производства используемых человеком ресурсов и  ассимиляции отходов.

   Информация,  которую  члены  кружка  подготовили  заранее.

Экологический след – это сумма шести составляющих, а именно:

ПЕРВАЯ  ГРУППА

1. Растениеводческий след – площадь, необходимая для производства всей

потребляемой сельскохозяйственной продукции растениеводства, включая злаки,  плоды, овощи, корнеплоды, орехи, чай, кофе, сахар, маргарин, масло, табак, а также  корма, необходимые для выращивания домашней птицы и свиней, которые  в дальнейшем превращаются в мясо и потребляются человеком.

ВТОРАЯ  ГРУППА

2. Животноводческий след – площадь, необходимая для выпаса и содержания  сельскохозяйственных животных, продукция которых в дальнейшем потребляется  человеком. Имеется в виду мясная и молочная продукция крупного рогатого скота,  овец, коз.

3. Лесной след – площадь, необходимая для производства и потребления древесины. В  состав древесины включаются дрова, древесный уголь, деловая древесина (в т.ч.  доски, фанера), бумага, картон.

 

 

ТРЕТЬЯ  ГРУППА

4. Рыбный след – площадь, необходимая для производства и потребляемых морской  рыбы и морепродуктов. В состав морепродуктов включаются все виды морской  рыбы, ракообразные, а также рыбная мука и масла, которые используются на корм  животным.

ЧЕТВЕРТАЯ  ГРУППА

5. Энергетический след – площадь, необходимая для производства энергии, включая  обеспечение энергоресурсов, утилизацию отходов производства энергии. При  расчете энергетического следа наблюдаются региональные различия между  значениями следа для развитых и развивающих стран.

6. Строительный след – площадь территории, необходимая для размещения

инфраструктуры под объекты жилья, транспорта, производственных мощностей.

     УЧИТЕЛЬ.  Экологический след можно рассматривать как индикатор устойчивого развития.  Поскольку «устойчивое развитие» предполагает такой подход по использованию  окружающей среды и природных ресурсов, позволяющий нынешнему поколению  обеспечить соответствующий уровень жизни и одновременно защитить ключевые  экологические системы планеты, которые являются важными для выживания человека  и достойной жизни будущих поколений. Таким образом, устойчивое развитие может быть определено с помощью экологического следа как меры людского спроса на природные ресурсы и индекса человеческого развития, как индикатора социально-

экономического развития.

Среднее значение экологического следа на душу населения составляет

2,2 глобальных гектаров, или 5,5 акров, в то время, пока только 1,8 глобальных  гектаров, или 4,4 акров, биологически продуктивных площадей на душу населения  доступно на планете. Это «дефицитное расходование» называется отклонением. Это  превышение экологического следа над биологическими возможностями природной  среды. Такое отклонение ведет к исчерпанию природных ресурсов, от которых зависит  функционирование нашей экономики.

 

Вычисление  экологического  следа

Чтобы вычислить экологический след, необходимо выбрать соответствующее вашему образу жизни утверждение и провести сложение / вычитание количества баллов, указанных справа.

Суммируя баллы, вы получите величину экологического следа.

  Учащиеся  получают  карточки  с  тестами,  по которым  определяют  экологический  след.

 

1.Жилье.

1.1 Площадь вашего жилья позволяет держать кошку, а собаке нормальных размеров было бы тесновато +7

1.2 Большая, просторная квартира + 12

1.3 Коттедж на 2 семьи +23

Баллы, полученные за ответ на вопрос о жилье, разделите на количество людей, живущих в нем.

 

2. Использование энергии

2.1. Для отопления вашего дома используется нефть, природный газ или уголь +45

2.2. Для отопления вашего дома используется энергия воды, солнца или ветра +2

2.3 Большинство из нас получает электроэнергию из горючих ископаемых, поэтому добавьте себе +75

2.4. Отопление вашего дома устроено так, что вы можете регулировать его в зависимости от погоды -10

2.5. В холодный период года дома вы тепло одеты, а ночью укрываетесь двумя одеялами -5

2.6. Выходя из комнаты, вы всегда гасите в ней свет -10

2.7. Вы всегда выключаете свои бытовые приборы, не оставляя их в дежурном режиме -10

 

3. Транспорт

3.1. На работу вы ездите на общественном транспорте +25

3.2. На работу вы идете пешком или едете на велосипеде +3

3.3.Вы ездите на обычном легковом автомобиле +45

3.4.Вы используете большой и мощный автомобиль с полным приводом +75

3.5.В последний отпуск вы летели самолетом +85

3.6. В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял до 12 часов +10

3.7.В отпуск вы ехали на поезде, причем путь занял более 12 часов +20

4.Питание

4.1.В продуктовом магазине или на рынке вы покупаете в основном свежие продукты (хлеб, фрукты, овощи, рыбу, мясо) местного производства, из которых сами готовите обед +2

4.2. Вы предпочитаете уже обработанные продукты, полуфабрикаты, свежемороженные готовые блюда, нуждающиеся только в разогреве, а также консервы, причем не смотрите, где они произведены +14

4.3. В основном вы покупаете готовые или почти готовые к употреблению продукты, но стараетесь, чтобы они были произведены поближе к дому +5

4.4. Вы едите мясо 2-3 раза в неделю +50

4.5. Вы едите мясо 3 раза в день +85

4.6. Предпочитаете вегетарианскую пищу +30

 

5.Использование воды и бумаги

5.1. Вы принимаете ванну ежедневно +14
5.2. Вы принимаете ванну 1-2 раза в неделю +2
5.3. Вместо ванны вы ежедневно принимаете душ +4
5.4. Время от времени вы поливаете приусадебный участок или моете свой автомобиль из шланга +4
5.5. Если вы хотите прочитать книгу, то всегда покупаете ее +2
5.6. Иногда вы берете книги в библиотеке или одалживаете у знакомых -1
5.7. Прочитав газету, вы ее выбрасываете +10
5.8. Выписываемые или покупаемые вами газеты читает после вас еще кто-то +5

6.Бытовые   отходы                                                                                                                              6.1.Все мы создаем массу отбросов и мусора, поэтому добавьте себе +100
6.2. За последний месяц вы хоть раз сдавали бутылки -15
6.3. Выбрасывая мусор, вы откладываете в отдельный контейнер макулатуру -17
6.4. Вы сдаете пустые банки из-под напитков и консервов -10
6.5. Вы выбрасываете в отдельный контейнер пластиковую упаковку -8
6.6. Вы стараетесь покупать в основном не фасованные, а развесные товары; полученную в магазине упаковку используете в хозяйстве -15
6.7. Из домашних отходов вы делаете компост для удобрения своего участка -5

Если вы живете в городе с населением в полмиллиона и больше, умножьте ваш общий результат на 2.

Подводим   итоги:
Разделите полученный материал на 100, и вы узнаете, сколько гектаров земной поверхности нужно, чтобы удовлетворить все ваши потребности, и сколько потребуется планет, если бы все люди жили так же, как вы!

1,8 га

*

3,6 га

* *

5,4 га

* * *

7,2 га

* * * *

9,0 га

* * * * *

10,8 га

* * * * * *

 

     УЧИТЕЛЬ.  Чтобы всем нам хватило одной планеты, на 1 человека должно приходиться не более 1.8 га продуктивной земли. Для сравнения: средний житель США использует 12.2 га (5.3 планеты!), средний европеец - 5.1 га (2.8 планеты), а средний житель Мозамбика - всего 0.7 га (0.4 планеты). Средний житель России использует 4.4 га (2.5 планеты).

Чем еще анкета может быть полезна.

Если вы хотите уменьшить свой экологический след, анкета поможет увидеть, какая сфера жизни вносит наибольший вклад в его величину. Также можно подумать и решить, какие сферы жизни вы готовы изменить. Может, вы давно мечтали изменить свой образ жизни - сесть на велосипед, перейти на более здоровую пищу, оптимизировать домашнее или дачное хозяйство - экологический след позволит не только реализовать мечты, но и помочь планете.

Но и мы сами можем уменьшить свой «экологический след» соблюдая некоторые правила разумной экономии и бережного отношения к природе. Эти правила можно разделить на несколько отдельных блоков: жилье, энергия, транспорт, питание, вода и бумага, отходы.

Учащиеся  предлагают  свои  варианты  поведения  в быту,  способствующие  уменьшению  экологического  следа.

Жилье 

 1. Развести собственный садик – в квартире или на даче – создать «дикую природу» вокруг себя!

2. Установить приборы учета горячей и холодной воды. Проследите и попытайтесь определить: сколько воды вы расходуете в месяц, на какие нужды используется больше всего воды. Попробуйте более экономно использовать воду.

3. Проверьте, хорошо ли утеплены окна и двери и поставьте регулятор тепла батареи. Известно, что через плохо утепленные проемы теряется до половины тепла. При этом не обязательно устанавливать дорогостоящие стеклопакеты. В большинстве случаев достаточно утеплить их современными изоляционными материалами.

4. Регулярно размораживайте холодильник. Холодильные и морозильные камеры потребляют больше энергии, если покрыты льдом. Не ставьте в холодильник горячие или теплые продукты, дайте им остыть до комнатной температуры.

Энергия 

1. Устанавливайте более низкую температуру стирки. Загружайте стиральную машину полностью. Это позволяет экономить до 80% электроэнергии.

2. Во время приготовления пищи: закрывайте кастрюлю крышками, используйте малое количество воды для приготовления яиц и овощей, используйте скороварки, не включайте плиту заранее, используйте остаточное тепло – выключайте электроплиту немного заранее.

3. Проветривайте помещение в «ударном» режиме. Широко открывайте окна на короткое время – воздух успевает смениться, а стены и батареи не остывают.

4. Установить счетчик для более экономичного тарифа по электроэнергии.

5. Максимально использовать естественное освещение.

6. Чаще протирайте лампочки. Пыль уменьшает освещение почти вдвое.

7. Не оставляйте включенными зарядные устройства после окончания зарядки. Они продолжают потреблять энергию и перегреваются.

8. Телевизоры, компьютеры, видеомагнитофоны потребляют энергию даже в «спящем» режиме. Этот уровень достигает 70% от рабочего. За год, таким образом, может набегать до нескольких тысяч рублей. Вынимайте вилку из розетки или используйте «розетки-пилоты» с кнопкой полного отключения от электропитания.

 Транспорт 

1. Подумайте, можете ли вы сегодня обойтись без автомобиля. Если вы не собираетесь в дальний путь – воспользуйтесь общественным транспортом (расходуя примерно столько же топлива, он перевозит большее количество людей) или велосипедом. Или пройдитесь пешком.

2. Избегайте авиаперелетов на близкие расстояния (менее 500 км).

3. Ходите в магазины рядом с домом. Это экономичнее, поскольку вы не тратитесь на поездку на машине.

4. Покупайте малолитражные автомобили.

5. Подвозите своих друзей, знакомых, коллег.

6. Больше ходите пешком или ездите на велосипеде.

7. Всегда выключайте двигатель автомобиля, когда стоите.

Питание 

1. Регулируйте температуру в холодильнике в зависимости от заполнения продуктами.

2. Не выбрасывайте еду – покупайте столько, сколько сможете съесть.

3. Сократите потребление мяса.

4. Ешьте сезонные продукты.

5. Избегайте полуфабрикатов.

6. Попробуйте сами выращивать овощи.

7. Используйте холщовые сумки при походе в магазин.

Вода и бумага  

1. Принимайте душ вместо ванны. Выключайте воду в то время, когда вы намыливаетесь. Используйте специальные насадки на души кран, уменьшающие расход воды.

2. Не кипятите воду в кастрюле. На кипячение того же объема воды в электрочайнике требуется гораздо меньшее количество электроэнергии.

3. Рационально используйте горячую и холодную воду.На ее перекачку и нагрев то же используется энергия. 

4.Пейте фильтрованную воду из под крана. Попытайтесь отказаться от воды в бутылках.

5. Не наполняйте кастрюли и чайники до краев: кипятите столько воды, сколько вам действительно нужно. И не забывайте о крышках!

6. Не допускайте чтобы водопроводные краны оставались открытыми без нужды.

7. Во время мойки машины пользуйтесь ведром, а не шлангом – это значительно сократит расход воды.

8. Используйте дождевую воду для полива лужаек.

Отходы

1. Не выбрасывайте мусор в раковины и туалеты. Ежегодно в море попадают сотни тонн нечистот, убивающих все живое. На их естественную переработку могут уйти месяцы, а большинство пластиков вообще не поддаются биоразложению.

2.  Собирайте использованную бумагу и сдавайте ее в пункты приема макулатуры. Помните, что переработка макулатуры – процесс гораздо более чистый и менее энергоемкий, чем варка целлюлозы.

3. Сортируйте мусор (макулатуру, батарейки, стекло, пищевые продукты и др. можно сдавать в переработку).

4. Компостируйте органический мусор.

5. Не выбрасывайте ненужные вещи – отдайте нуждающимся.

6. Покупайте предметы из переработанных материалов.

7. Бросайте мусор только в контейнеры. Если поблизости нет урны, не поленитесь пройти лишнее расстояние, чтобы выбросить позже.

8. Помните, что для естественной переработки требуется долгое время!· Апельсиновая кожура – от 2 до 5 недель.· Шерстяной носок – до 5 лет.· Полиэтиленовый пакет – от 10 до 20 лет.· Кожа – до 50 лет.· Резиновая подошва ботинок – 50-80 лет.· Консервная банка – около 100 лет.· Стеклянная бутылка – 1 млн. лет.

Рефлексия: 

Насколько  полезной  была  для вас  сегодня  информация?                                 Какие  выводы  можно  сделать?

1. Многие люди потребляют в значительной степени больше ресурсов, чем способна им предоставить наша планета.

2. Это приводит к тому, что многие живые организмы (растения, животные и т.д.) могут погибнуть в результате того, что им попросту не останется мест для обитания.

3. Величину нашего вредоносного воздействия на природу можно измерить с помощью «экологического следа» - удельной площади, необходимой человеку для обеспечения его ресурсами и переработки его отходов.

4. Для сохранения экосистемы Земли человек должен ограничить как уровень своих потребностей в ресурсах, так и в объеме производимых отходов. 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Заседание экологического кружка "Твой экологический след""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор по маркетингу

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

   Внеклассная  работа имеет  огромное  значение  по развитию  познавательной  активности учащихся. Особенно, если к  мероприятиям  ребята  готовятся  самостоятельно. На заседании экологического  кружка  учащиеся  рассчитывают  свой экологический  след, тем самым определяя свое влияние  на окружающую среду. Предварительно, работая в группах, они знакомятся с понятием экологического  следа  и рекомендациями по его уменьшению.

   Таким образом, принципы  устойчивого развития  можно интегрировать и на кружковых  занятиях. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 824 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Рабочая программа по биологии 10-11 класс
  • Учебник: «Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.
  • Тема: Введение: роль биологии в формировании современной картине мира, практическое значение биологических знаний
  • 02.10.2020
  • 483
  • 9
«Биология (базовый и углублённый уровни)», Агафонова И.Б., Сивоглазов В.И.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 29.12.2014 537
    • DOCX 2.2 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лавриненко Светлана Васильевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 17809
    • Всего материалов: 11

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов

Курс повышения квалификации

Организация и руководство учебно-исследовательскими проектами учащихся по предмету «Биология» в рамках реализации ФГОС

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 128 человек из 46 регионов
  • Этот курс уже прошли 1 324 человека
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания биологии в условиях реализации ФГОС

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 67 человек из 36 регионов
  • Этот курс уже прошли 805 человек

Курс повышения квалификации

Организация проектно-исследовательской деятельности в ходе изучения курсов биологии в условиях реализации ФГОС

72 ч. — 180 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 24 человека из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 216 человек

Мини-курс

Психология личности: свойства и характеристики личности

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 59 человек из 27 регионов

Мини-курс

Проектный анализ: стратегии и инструменты управления успешными проектами

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Готовимся к ЕГЭ по литературе

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе