Проект
«Новый год»
Участники
проекта ученики 2-го и 3-го класса
МКОУ
ООШ с.Ерыклинск
Руководитель:
Трофимова
Н.Г.
·
Актуальность
темы:
Всем
известно, что одним из любимых праздников для детей и взрослых является Новый
год. Дети верят в чудеса, которые происходят в этот день. Они знают, как
отмечают этот праздник в нашей стране, знают любимых персонажей, любят получать
подарки в новогоднюю ночь. В процессе обучения ученики знакомятся с другими
странами, с древней историей и им хочется узнать новую информацию о том, как
возник этот праздник, о традициях других народов. Дети готовы к усвоению новых
знаний и с удовольствием их воспринимают.
Цели проекта:
·
Познакомить детей со старинными названиями зимних месяцев, с
новогодними традициями разных народов, расширить кругозор учащихся, развивать
творческие способности, чувство ответственности за порученное дело.
·
Учить детей самостоятельно искать информацию с использованием
разных источников, делать выводы по теме, способствовать формированию коммуникативной
культуры.
Вид
проекта: коллективный.
Участники
проекта: учащиеся 2 и 3 класса, родители,
педагоги.
Межпредметный (развитие
речи, ИКТ, изодеятельность, музыка, ручной труд, история.)
По
характеру деятельности: творческий.
Долгосрочный (1 год.)
Оборудование: экран с
проектором и колонками, компьютер,доска, елочные игрушки.
Этапы работы над проектом.
Этап 1. Разработка
проектного задания.
Задачи этапа – определение темы, уточнение целей, выбор рабочих
групп и распределение в них ролей, определение источников информации,
постановка задач.
Класс делится на 4 группы, которые получают задания:
группа 1 – собрать теоретический материал об этимологии названий
зимних месяцев, подобрать про них загадки.
группа 2 – собрать пословицы и поговорки, связанные с зимой,
написать авторскую сказку, иллюстрировать.
группа 3 – подобрать теоретический материал об истории
празднования Нового года в древности.
группа 4 – узнать новогодние традиции разных народов, изготовить
новогодние игрушки .
Этап 2. Разработка проекта.
Задачи этапа – сбор и уточнение информации.
Ученики самостоятельно работают с информацией индивидуально и в
группах, анализируют материал.
Учитель и библиотекарь наблюдают и консультируют. Помогают
родители в изготовлении игрушек.
Этап 3. Представление мини – проектов.
Задачи этапа: ученики представляют классу собранный материал по
теме на уроке – презентации.
Этап 4. Изготовление наглядного материала.
Задачи этапа: сбор наглядного материала (рисунки, елочные игрушки),
подбор картинок, музыки.
Этап 5. Оценка результатов.
Задачи этапа: анализ выполнения проектных заданий.
Ученики участвуют в подготовке к представлению материала на
уроке – презентации.
Этап 6. Защита проекта.
Защита проекта.
Ученик: Сегодня у нас с вами необычный урок-защита творческого
проекта. Мы подводим итоги нашей работы. Я думаю, что ваша работа, сделанная с
любовью, оставит в нашей душе ощущение гордости за свой труд и полученный
результат.
Ученик читает: “Светло на полянке, точно от солнца. Посреди
полянки большой костер горит, чуть ли не до самого неба достает. А вокруг
костра сидят люди – кто ближе к огню, кто дальше. Сидят и тихо беседуют.
Смотрит на них девочка и думает: кто же они такие? На охотников вроде
не похожи, на дровосеков и того меньше: вон они какие нарядные – кто в серебре,
кто в золоте, кто в зеленом бархате.
Стала она считать, насчитала двенадцать: трое старых, трое
пожилых, трое молодых, а последние трое – совсем мальчики. Молодые у самого
костра сидят, а старики поодаль”.
Из какой сказки вы услышали отрывок?
(На экране картинка из сказки С. Маршака “Двенадцать
месяцев”)
Ученик:
Назовите-ка, ребятки,
Месяц в этой вот загадке:
Дни его - всех дней короче,
Всех ночей длиннее ночи.
На поля и на луга
До весны легли снега.
Только месяц наш пройдет,
Мы встречаем Новый год. (Декабрь)
Ученик: Название декабрь родственно слову дециметр.
Дециметр – десятая часть метра, а декабрь был у римлян десятым месяцем.
Название сохранилось, хотя месяц стал двенадцатым.
На Руси декабрь называли “студень”. В этом месяце приходила
зима, и становилось студено, холодно. Стужа,
стынуть, застывать и древнее
название “студень” - однокоренные слова.
В народе о нем говорят, что декабрь – хвостик года.
Ученик: пословица говорит: В
декабре солнце поворачивает на лето, а зима на мороз.
У декабря есть родные братья. Послушайте загадку и отгадайте, о
каком месяце я говорю?
Ученик:
Даже птице не летится.
От мороза стынет птица.
Повернуло солнце к лету.
Что, скажи, за месяц это? (Январь)
Ученик: Много у него народных названий: январь – носик года,
первенец года. На Руси январь называли “сечень”, так как он рассекает, делит
зиму на две половины. Древние римляне назвали его январем в честь Януса – бога
солнца и света. Они изображали Януса как человека с двумя лицами. Одно лицо
старое и обращено в прошлое, а другое - молодое, смотрит в будущее. На пальцах
правой руки было начертано число 300, на пальцах левой – 65. 365 – это
количество дней в году.
Ученик: пословица гласит: Январь
- году начало, зиме – середина.
А вот у третьего брата хоть и капризный характер, но он добрее,
мягче своих братьев.
Ученик:
По
ночам мороз силен,
Днем капели слышен звон.
День прибавился заметно,
Ну, так что за месяц это? (февраль)
Ученик:
Февраль в древнем Риме заканчивал год, и римляне устраивали большой праздник,
на котором приносили жертвы покровителю стад богу Фебрусу. Отсюда и название
месяца – февраль.
Древнерусское
название февраля – “лютый”. В феврале выпадает много снега, стоят лютые морозы.
Ученик: Февраль
зиму замыкает – весне дорогу показывает, говорят в народе.
Ученик:
Давайте поиграем в игру: “Угадай, где пословица, где примета” Крепкие морозы
в феврале бывают только по утрам.
·
Декабрь год кончает, а зиму начинает.
·
В январе снегу надует – хлеба прибудет.
·
Мухи проснулись среди зимы – к продолжительной оттепели.
·
Если на Новый год небо звездное ягоды будут.
Ученик:
Во все времена, у всех народов Новый год считался праздником, но не всегда и
везде его праздновали 1 января.
Ученик:
В Древнем Египте Новый год праздновали в начале лета, во время разлива Нила.
В
Древней Греции начало года приходилось на самый длинный день в году – 22 июня.
А летоисчисление греки вели от Олимпийских игр, которые устраивались в честь
известного мифологического героя Геракла.
В
средние века в Англии новый год начинался с приходом весны – 1 марта.
Календарь, в котором год начинается с 1 января, ввел римский
император Юлий Цезарь.
Ученик: На Руси Новый год начинался 1марта, с наступлением
весны. Потом стали праздновать 1сентября. В этот день в Кремле совершался
торжественный выход царя.
В 1700 году царь Петр 1 своим указом повелел отмечать Новый год
1 января, как в Европе. Каждый дом нужно было украсить сосновыми, еловыми и
можжевеловыми ветками. Впервые в Москве был устроен фейерверк. Неотъемлемой
частью государственных праздников стали фейерверки, называемые во времена Петра
I “огненными потехами”.
Ученик: Праздники – неотъемлемая часть нашей жизни. А где
праздники, там и песни, и танцы, и игры, и определенные традиции. Народные игры
характерны для рождественских праздников. Самым шумным и веселым праздником на
Руси после рождественского поста были Святки.
Ученик:
Это что такое – Святки?
Вы не слышали, ребятки?
Что ж придется рассказать
Святки – это двухнедельные новогодние празднества, которые издавна отмечали
наши предки.
Ученик: Новый год во все времена и для всех народов значил
обновление мира. Это пора взаимных угощений, веселья, радости.
Знаем мы:
Дед Мороз,
Дед седой, с бородой
Он нам гость дорогой.
Он нам елку зажжет,
С нами песни споет.
Конечно же – Дед Мороз.
Ученик: А знаете ли Вы, что у Мороза есть жена и зовут её Метелица.Разные детки у них и
разные повадки.
Сыновья: Холод, Лёд, Снег и Сугроб, Иней.
Холод –
старший. Суровый и непреклонный. Одного отца слушается. Лёд – парень весёлый, насквозь виден.)
Снег и Сугроб –
близнецы-братья. Иней –
вечный юноша. Художник. Картины Инея бесценны, но их невозможно сохранить,
разве что скопировать. Этим и занимаются художники-земляне. Старшие дочери
Мороза и Метелицы: Стужа, Вьюга, Пурга.
У Стужи суровый характер. С Холодом они - два сапога пара.
Вьюга и Пурга –
сёстры-близнецы. В Метелицу уродились. Любят с ветром гулять в
поле.
Младшие дочери: Оттепель и Капель. С
детских лет не сидится дома Оттепели,
хотя родители не любят, чтобы она убегала из дома.
Звонкая Капель – худенькая, бледненькая, тоненькая.
Певица уже не зимняя, но ещё не весенняя.
Ученик: Замечательная семья у Деда Мороза. Но он очень старый.
Дед Мороз родился более 2000 лет назад. С давних времен на Новый год он приходит в гости к людям и приносит
подарки, но каждая страна имеет свои новогодние традиции и разное имя Деда
Мороза.
·
В России - Дед Мороз.
·
В Италии – Баббо Натале.
·
В Чехии – Микулаш.
·
На Кипре – Святой Василий.
·
В Австралии – Святой Сильвестр.
·
В Финляндии – Йолопукки.
·
В Америке – Санта Клаус.
Российский
Дед Мороз ходит в длинной шубе, в валенках и с посохом. Его постоянная спутница
– Снегурочка. Он играет с детьми в игру “Заморожу!” и прячет в новогоднюю ночь
подарки под елку.
Ученик:
В Италии Новый год начинается 6 января. Все дети ожидают добрую фею Бефану,
которая прилетает ночью на волшебной метле, наполняет подарками детские чулки и
башмачки. Тому, кто плохо учился или шалил, она оставляет щепотку золы или
уголек. В новогоднюю ночь там принято выбрасывать на улицу все ненужное.
Итальянский Дед Мороз - Баббо Натале ставит возле елки деревянные или глиняные
фигурки.
Во
Франции Пер Ноэль (так зовут Деда Мороза) приходит в Новогоднюю ночь и
оставляет подарки в детских башмачках и кому достанется боб, запеченный в
новогодний пирог, получает титул “бобовый король” и в праздничную ночь все
должны подчиняться его приказам.
В
Голландии Дед Мороз приплывает на корабле. Он устраивает розыгрыши и дарит
детям марципановые фрукты, игрушки, цветы из леденца.
В
Чехии и Словакии к детям приходит веселый человечек Микулаш. Он одевается в
мохнатую шубу и высокую баранью шапку. Дарит подарки
тем детям, кто хорошо учился.
В Бельгии во многих деревнях сохранился обычай поздравлять с
Новым годом домашних животных, чтобы они хорошо размножались. Животных украшают
яркими лентами, угощают любимыми лакомствами.
В Швеции перед Новым Годом дети выбирают королеву света Лючию.
Ее наряжают в белое платье, на голову надевают корону с зажженными свечами. Она
приносит подарки детям и лакомства домашним животным.
Английского Деда Мороза называют Санта- Клаус. В новогодние дни
в театрах разыгрываются представления на сюжеты сказок. Перед сном дети ставят
на стол тарелку для подарков, которые им принесет Санта- Клаус, а в башмаки
кладут сено для ослика Санта-Клауса.
Японского Деда Мороза зовут Сегацу-Сан – Господин Новый Год. В
Японии в новогоднюю ночь дети под подушку прячут картинку с изображением
парусника, на котором плывут 7 сказочных волшебников. Принято встречать
праздник в новой одежде, потому что считается, что это принесет удачу и
здоровье. 108 ударов колокола возвещают о наступлении Нового года. На
праздничном столе обязательно присутствуют колобки, лепешки, булки из рисовой
муки. По обычаю запускают воздушного змея. Двери домов украшают ветками
бамбука, сливы, сосны.
Ученик:
По округе славится
Зеленая красавица:
Сарафан – как колокол,
По земле, да волоком,
Шапочка – с опушечкой,
С острою макушечкой.
Ученик: Обычай встречать Новый год и Рождество с елкой пришла к
нам
из Германии. С давних времен передавалась легенда о деревьях,
что пышно расцветают среди зимы. В честь этой легенды в Германии и стали
устраивать зимой праздник. Считалось, что зеленые деревья приносят здоровье и
счастье в дом. Но так как зимой не теряли свое зеленое убранство одни лишь
елки-ели, выбрали именно это дерево. Ветки елки украшали фонариками, игрушками,
блестками, чтобы всем казалось, будто она и на самом деле расцвела. На верхушку
прикрепляли звезду – символ Вифлеемской
звезды, под которой был рожден Иисус
Христос.
В других странах, где нет елок, Новый год встречают с другим
деревом. В Австралии – с
метросидерсом, на Кубе – с пальмой. В Никарагуа – с ветвями кофейного дерева, во Вьетнаме – с ветвями расцветающего персика.
Ученик: К празднику мы разучили множество песен и танцев. Хотим
исполнить одну из них.
Ученик: Надежду каждому человеку на счастье дарит Новый год. Мы
хотим подарить Вам радость и показать игрушки, сделанные к празднику своими
руками.
Ученик. А ещё тема проекта вдохновила нас на создание авторских
сказок и иллюстрирование. Представляем вам одну из них.
Ученик. Посмотрите на выставку новогодних рисунков. Мы
попробовали быть художниками.
Трудолюбивых
ребят и взрослых Дед Мороз всегда угощает сладкими конфетами и
мандаринами.(угощение)
А
теперь пойдём в школьный сад выбирать Ёлочку и украсим её своими авторскими
игрушками.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.