Инфоурок Биология Другие методич. материалыЗапахи и жизнь человека

запахи и жизнь человека

Скачать материал

 

Муниципальное казенное  общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 3 с углубленным изучением

                              отдельных предметов»г.Нефтекумск

 

 

«Запахи и жизнь человека»

 

 

 

Работу выполнила

Галкина Валерия , 10«б» класс

детское объединение «Родник», МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов Нефтекумского муниципального района СК.

 

 

 

 

 

Руководитель работы:

Булыщенко Елена Викторовна,   учитель химии высшей  категории МКОУ СОШ №3 с углубленным изучением отдельных предметов Нефтекумского муниципального района СК,

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2014год

 

 

Оглавление

 

 

Стр

I.Введение                                                                                                                 3

1.1.Актуальность исследования

1.2 Практическая значимость работы

 1.3.Цель  исследования

 1.4.Задачи

II.Исследование :                                                                                                   4-7

2.1  Методика  выполнения исследования

2.2  Запахи в жизни человека

2.3.Практическая работа

·        Подготовительный этап.

·        Экспериментальный этап.

1.     Наблюдение распространения запаха в воздухе

2.     Изучение индивидуальности восприятия запаха

3.     Изучение влияния запаха на сон человека

4.     Изучение влияния запаха на работоспособность

·        Камеральный этап

·        Аналитический этап

·        Информационно-практический этап

III. Заключение   и предложения8

IV.  Список используемой литературы                                                                    9

V. Приложения                                                                                                        10-12

 

 

 

 

 

 

 

I . Введение

1.1.Актуальность исследования

Повышенные эмоциональные нагрузки, спешка и стрессы вызывает в нашем организме ряд физических, психических и эмоциональных напряжений. В решении этих проблем немалую помощь могут оказать эфирные масла. Экспериментально доказано, что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность [1].Многие авторы говорят о стимулирующем воздействии эфирных масел на сердечно-сосудистую систему, также ими подтверждается целесообразность использования эфирных масел для коррекции функционального состояния спортсменов [2; 3; 4].

Актуальность исследования обусловлена тем,что образование предъявляет высокие требования к умственной работоспособности обучающихся. Изучение возможностей стимуляции умственной деятельности приобретает особую значимость.

1.2 Практическая значимость работы

Все исследования  были проведены  на базе МКОУ СОШ №3 города Нефтекумска в период сентябрь 2014 года –октябрь 2014 года.

Практическая значимость заключается  в разработке рекомендаций по составлению ароматических композиций в классных помещениях с цельюстимуляцииумственной деятельности учащихся.

1.3.Цель  исследования

Выяснить, как влияют различные запахи на работоспособность школьников

1.4.Задачи

 

·        Исследовать влияния пахнущих веществ на организм человека.

·        Выяснить, как влияют различные запахи на работоспособность школьников

 

 

 

 

 

 

II. . Исследование

2.1  Методика  выполнения исследования

 

Для проведения исследований выделен следующий ряд последовательных этапов:

1.  Подготовительный - изучение соответствующей литературы, подбор материалов и оборудования, выбор методики исследований.

2.  Экспериментальный - проведение опытов и наблюдений.

·        Наблюдение распространения запаха в воздухе

·        Изучение индивидуальности восприятия запаха

·        Изучение влияния запаха на сон человека

·        Изучение влияния запаха на работоспособность

3.  Камеральный - обработка полученных данных эксперимента.

4.  Аналитический - выявление закономерностей, составление рекомендаций и предложений.

5. Информационно-практический - ознакомление администрации и ответственных за кабинеты с полученными результатами. Подготовка доклада  и представление исследовательской  работы на олимпиаде по экологии.

2.2  Запахи в жизни человека

С самого рождения человека окружает мир запахов. И все они по-своему влияют на человека, на его настроение, работоспособность, на жизнедеятельность его организма [7].

Приятные запахи способствуют улучшению самочувствия человека, а неприятные могут оказывать угнетающее влияние .[6].

Ароматерапия нормализует психическое состояние человека, уравновешивает процессы, протекающие в организме, что в настоящее время является необходимым условием для здоровья каждого человека [5].

По характеру влияния на человека специалисты разделили запахи на пять групп: освежающие или успокаивающие; стимулирующие положительные эмоции; притупляющие восприятие; вызывающие отвращение; вызывающие состояние нервной возбудимости.

Умственная активность и работоспособность тоже во многом зависит от окружающих запахов.

Знаменитый русский терапевт Сергей Петрович Боткин писал, что «больной брюшным тифом пахнет вспотевшим гусем». Как пахнет вспотевший гусь нам сейчас понять трудно, но факт остается фактом: обоняние считалось в то время одним из важных инструментом врача.Так например:

*         Подагра – кожные выделения имеют запах кислой сыворотки.

*        Холера – аммониакальный запах, выделения – плесневый запах.

*        Гангрена – трупный запах.

*        Язва раковая – запах разлагающей рыбы.

*        Саркома – запах разлагающей рыбы.

*        Чесотка – запах плесени, мочекровие – аммониакальный.

*        Дифтерия – гангренозный запах.

*        Сахарный диабет – приторно – сладковатый, альдегидо-ацетоновый, сенный запах.

*        Корь – запах свежее – ощипанных перьев.

*        Желтуха – запах мускуса.

*        Перитонит (воспаление брюшины) – запах мускуса.

*        Тиф – аммониакальный запах, ближе к мышиному.

*        Лихорадка тифозная – затхлый запах, запах крови.

*        Лихорадка желтая – трупный запах или запах воды, которой промывали ружейные стволы.

*        Ревматизм – уксусно-муравьиный запах пота.

*        Сыпь – запах гнилой соломы.

*        Больные, подверженный истерики – запах ананаса или фиалки.

*        Оспа – запах жженого рога или запах зверинца.

*        Лихорадка тифозная – затхлый запах, запах крови.

2.3.Практическая работа 

Наблюдение распространения запаха в воздухе.

Запах является свойством какого-либо вещества. В воздухе различные запахи распространяются за счёт явления под названием диффузия (подобно распространению, смешению одной жидкости в другой). (см.приложение 1).Ощущение запахов человеком непосредственно связано с частицами веществ, которые испускают данные запахи.

Человек может воспринимать до 400 тысяч различных запахов. Запахи не классифицируют, а называют их именем того вещества, которое их испускает (например: “запах духов”, “запах цветов”, “запах еды” и т.д.).

Орган обоняния располагается в самой верхней части полости носа и площадь его поверхности, практически у каждого человека, не превышает 5-ти квадратных сантиметров. Если вы изъявляете желание хорошо почувствовать конкретный запах, то сделайте несколько подряд коротких, однако резких вдохов. Это связано с тем, что при таких вдохах воздух вихревыми движениями хорошо доходит до органа обоняния и запах который он в себе несёт, ощущается в достаточной степени сильно.

Изучение индивидуальности восприятия запаха.

Эксперимент проводился с сентября по октябрь 2014 г. Для организации экспериментального исследования была сформированаэкспериментальная группа из числа 16 учащихся 10в класса. С целью выявления аллергической переносимости в начале эксперимента проводилось письменное тестирование на переносимость запаха.

С целью выяснения предпочитаемых запахов аромамасел проводился эксперимент, где испытуемым было предложено путём вдыхания запаха масел провести ранжирование по приятности запаха.(см.приложение 2).

Из этой таблицы можно увидеть, что восприятие запахов строго индивидуально, но заметны определённые закономерности. Например, цветочный запах является приятным для большинства участников эксперимента, а шалфейный, напротив, вызвал негативную реакцию.

Изучение влияния запаха на сон человека

Во время эксперимента немецкие ученые из Гейдельбергского университета давали вдыхать заснувшим добровольцам запахи разной степени «приятности» и «неприятности» - от «розы» до «тухлых яиц». Оказалось, что неприятные запахи давали «отрицательную эмоциональную окраску снов», тогда как цветочные ароматы «стимулировали спокойный сон и почти все сны были радостными». Ученые считают, что неприятные ароматы раздражают слизистую носа, тем самым в мозг посылаются сигналы о внешних «помехах», которые, в конечном счете, ведут к пробуждению. А приятные запахи помогают поддерживать глубокую стадию сна.

С целью подтверждения данного опыта испытуемым было предложено в течении 3-х дней перед сном оставить у постели поочередно 3 предмета: грязный носок, чашку с недопитым кофе с осадком ,тарелочку с корками апельсина и лимона.(см.приложение 3).

Из этой таблицы можно увидеть, что восприятие запахов строго индивидуально, но заметны определённые закономерности. Например, запах грязного носка не дал заснуть большинству испытуемых, а запах кофе и цитрусовых является приятным для большинства участников эксперимента, сон был хорошим, некоторые отметили приятные сновидения.

Изучение влияния запаха на работоспособность.

Курс ароматерапии продолжительностью 6 учебных дней состоял из 6 ежедневных процедур, исключая выходные дни. Сеансы ароматерапии проводились во время уроков и предполагали внесение в класс перед уроком последовательнонебольших сосудов, в которые насыпана корица,ваз с осенними цветами,тарелок с разрезанными апельсинами и лимонами,распыления дезодоранта, растирания листьев герани, испарения запаха лежалых половых тряпок.(см.приложение 4)

Из этой таблицы можно сделать вывод:

 

·        запах корицы позволяет усилить работоспособность.

·        запах цветов  мешает сосредоточению, отвлекает.

·        запах цитрусовых увеличивает энергию, поднимает настроение, делает жизнерадостнее, но и увеличивает аппетит.

·        резкий запах дезодорантов крайне вреден всем.

·        запах герани никому не мешал, некоторые вообще не обратили внимание.

·        запах залежалых сырых тряпок  стойко держался, урок практически был сорван. Учитель сама потребовала проветрить помещение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.Заключение

Благотворное действие приятных запахов на организм человека проверено тысячелетиями.

Данное исследование подтвердило гипотезу о том, что применение ароматерапии в учебной деятельности оказывает влияние на работоспособность обучающихся. После исследования были разработаны рекомендации по составлению ароматических композиций.

1. Под влиянием сеансов ароматерапии улучшались показатели устойчивости и концентрации внимания обучающихся.

2. Сеансы ароматерапии могут быть рекомендованы для применения педагогическими работниками на уроках и в неурочной деятельности в силу положительного влияния на организм обучающихся.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы

 

1.     Артемова АнастасияАроматы и масла исцеляющие и омолаживающие Издательство: Диля, 2006 год. 160 с.

2.     Грейхман Л.З.Аэрофитотерапия. — К., Здоровье. — 1986. — 128 с.

3.     Дудченко Л.Г., Потебня Г.П., Кривенко Н.А.Ароматерапия и аромамамассаж/ Под.ред. канд. мед. Наук В.В. Кривенко. — К.: Изд. Дом «Максимум», 1999. — 352 с.

4.     Миргородская С.Ароматерапия: мир запахов запахи мира. — М.: «НАВЕУС», 1998. — 120 с.

5.     Роль запахов в жизни человека // [Электронный ресурс]. Режим доступа: URL: http://www.btl.su/info/articles/225

6.     Рязанцев С.В. В мире запахов и звуков (Занимательная отоларингология) Издательство «Терра-Книжный клуб» 1997. 432 с.

7.     Шеврыгин Б.В. Человек в мире запахов. «Химия и жизнь», 1972, № 10, с. 69—71

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

Распространение запаха в воздухе

 

IMG_8191IMG_8178

 

Приложение 2

Отображение индивидуальности восприятия запахов

 

аромат

нравится

не нравится

1

цветочный

7

0

2

эвкалиптовый

2

3

3

гераневый

2

2

4

пихтовый

1

5

5

мятный

6

0

6

шалфейный

0

9

 

 

 

Приложение 3

Влияние запахов на сон человека

предмет

реакция

реакция

Грязный носок

87,5 % (14 человек не уснули пока не убрали объект и не проветрили комнату)

 

12,5 % (2 человека заснули, не заметив как)

 

Оставили на ночь у постели – банку с кофе, чашку с выпитым натуральным кофе (с осадком)

 

10 человек – 62,5 % сказали, что в целом спали неплохо, но просыпались и чувствовали запах кофе сквозь сон. Некоторые вставали и смотрели на часы, думали, что запах идёт с кухни и пора собираться в школу.

 

6- 37,5 % человек спали, активно не замечая запаха.

 

Очищенный апельсин, корки апельсина

 

Все испытуемые ответили, что сон был хорошим, некоторые отметили приятные сновидения.

 

 

 

Приложение 4

Влияние запахов на работоспособность учащихся 10в класса  МКОУ СОШ № 3

День недели

запах

эффект

Понедельник

 

В классе поставлены небольшие сосуды, в которые насыпана корица.

 

По словам учителя класс был более работоспособен, чем обычно.

 Вывод: Запах корицы, позволяет усилить работоспособность.

 

Вторник

 

В разных концах класса поставили вазы с осенними цветами.

 

Работоспосбностьнизкая, трудно собираются с мыслями при ответе.

Вывод: Слишком много цветов, их запах мешает сосредоточению, отвлекает. По просьбе ребят эксперимент на этом уроке закончился через 15 минут.

 

Среда

 

Поставили тарелки с разрезанными апельсинами и лимонами.

 

Класс был достаточно работоспособен, живо реагировал на вопросы учителя. Отмечено навязчивое желание съесть фрукты или хотя бы что-то.

Вывод: запах цитрусовых увеличивает энергию, поднимает настроение, делает жизнерадостнее. Но и увеличивает аппетит.

 

Четверг

 

В классе на перемене длительно распыляли дезодорант.

 

Запах стойко держался, урок практически был сорван. Учитель сама потребовала проветрить помещение. Кого-то происшедшее веселило, кому-то было «не по себе».

Вывод: резкий запах дезодорантов крайне вреден всем.

 

Пятница

 

В классе стоит герань. Но перед уроком её листья растёрли, распространяя запах.

 

Запах никому не мешал. Некоторые вообще не обратили внимание. Учитель отметил крайне спокойную обстановку, при этом выполненный объём работы за урок его приятно удивил.

 

Суббота

 

Запах залежалых сырых тряпок

Запах залежалых сырых тряпок стойко держался, урок практически был сорван. Учитель сама потребовала проветрить помещение. Кого-то происшедшее веселило, кому-то было «не по себе».

 

 

 

 

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Запахи и жизнь человека"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Художественный руководитель

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

С самого рождения человека окружает мир запахов. И все они по-своему влияют на человека, на его настроение, работоспособность, на жизнедеятельность его организма .

Приятные запахи способствуют улучшению самочувствия человека, а неприятные могут оказывать угнетающее влияние

Ароматерапия нормализует психическое состояние человека, уравновешивает процессы, протекающие в организме, что в настоящее время является необходимым условием для здоровья каждого человека .

Повышенные эмоциональные нагрузки, спешка и стрессы вызывает в нашем организме ряд физических, психических и эмоциональных напряжений. В решении этих проблем немалую помощь могут оказать эфирные масла. Экспериментально доказано, что вдыхание запаха лимона, эвкалипта, мускуса снимает чувство усталости, возбуждает нервную систему, способствует умственному труду, повышает работоспособность.Многие авторы говорят о стимулирующем воздействии эфирных масел на сердечно-сосудистую систему, также ими подтверждается целесообразность использования эфирных масел для коррекции функционального состояния спортсменов .

Актуальность исследования обусловлена тем,что образование предъявляет высокие требования к умственной работоспособности обучающихся. Изучение возможностей стимуляции умственной деятельности приобретает особую значимость.

Практическая значимость заключается  в разработке рекомендаций по составлению ароматических композиций в классных помещениях с цельюстимуляцииумственной деятельности учащихся.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 609 595 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 647
    • DOCX 1.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Булыщенко Елена Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Булыщенко Елена Викторовна
    Булыщенко Елена Викторовна
    • На сайте: 9 лет и 2 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 13623
    • Всего материалов: 5

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Бухгалтер

Бухгалтер

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

ФГОС общего образования: формирование универсальных учебных действий на уроке биологии

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 86 человек из 38 регионов

Курс повышения квалификации

Нанотехнологии и наноматериалы в биологии. Нанобиотехнологическая продукция

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса в общеобразовательных организациях (предмет "Химия и биология")

Учитель химии и биологии

300 ч. — 1200 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 34 человека из 22 регионов

Мини-курс

Фокусировка и лидерство: достижение успеха в условиях стресса и перемен

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Переходные моменты в карьере

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Инвестиционные проекты: оценка, эффективность и стратегии

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе