Занятие в средней группе по формированию элементарных
математических представлений
Тема: Счет до трех
Задачи:
1.
коррекционно
– образовательные: учить детей считать до 3, называть числительные по порядку,
правильно соотносить числительные к предметам, указывая на предметы по порядку,
соотносить последнее числительное со всей пересчитанной группой, понимать, что
оно обозначает общее количество предметов в группе; считать и раскладывать
предметы правой рукой слева направо;
2.
коррекционно
– развивающие: развивать ориентацию в пространстве, память, внимание;
3.
коррекционно
– воспитательные: воспитывать усидчивость.
Оборудование: подставка с 2 полочками, набор игрушек 4 видов (по 3 шт.);
3 карточки с треугольниками в количестве от 1 до 3 (номера гаражей); их заранее
прикрепляют в разных местах комнаты.
Раздаточный материал: карточки с кружками в количестве 1—3 шт, (по 1 на ребенка).
Ход занятия.
I.Орг.
момент
-
Здравствуйте, ребята, сегодня мы с вами отправимся в магазин.
II.
Основная часть
Заранее
выставляется прилавок - полочки. На верхнюю полочку ставятся 3 матрешки, а на
нижнюю-—3 пирамидки, каждая пирамидка ставится точно под матрешкой.
- В магазине на полке стоят игрушки. Сколько матрешек? Сколько пирамидок? Как
это можно проверить? Да, игрушки надо сосчитать. Сегодня мы с вами будем
учиться считать. Посмотрите внимательно и запомните, как надо считать. Надо
называть числа и показывать на предметы по порядку, дотрагиваться до них рукой,
вот так. 1, 2, 3 — всего 3 матрешки. Надо сосчитать и показать, что всего 3
матрешки.
Пересчитывая
вторую группу игрушек (пирамидки), дополнительно обратить внимание детей на то,
что считать надо правой рукой слева направо. Поочередно вызывать 2—3
ребят. Все дети вместе с дефектологом (хором) еще раз пересчитывают игрушки.
-Сколько
пирамидок? Сколько матрешек?
Физминутка
Ёжик топал по
дорожке
И грибочки нес
в лукошке.
Чтоб грибочки
сосчитать,
Нужно пальцы
загибать.
Дети
встают, топают ножками и загибают по очереди пальцы сначала на левой, потом на
правой руке. В конце упражнения руки у них должны быть сжаты в кулачки.
Повторяют упражнение несколько раз.
-
Посмотрите, ребята, пришла в магазин девочка и купила 1 матрешку (матрешку
убирают). Больше или меньше стало матрешек? Сережа, сосчитай, сколько их!
Сколько же матрешек и сколько пирамидок? Чего меньше (больше) и почему? Какое
число больше (меньше): 3 или 2? Пришел в магазин мальчик и купил 1 пирамидку.
Сколько теперь пирамидок и сколько матрешек? Как вы догадались, что матрешек и
пирамидок стало поровну? Как проверить?
И т. д. Убирают
еще 1 матрешку, затем — пирамидку, в итоге остается по 1 игрушке. Каждый раз
вызванные дети или все дети вместе с воспитателем пересчитывают игрушки,
выясняют количественные отношения между ними («больше», «меньше», «поровну») и
сравнивают числа. Игрушки заменяют. Теперь можно вначале поставить по
1 игрушке, а затем, поочередно добавляя по 1 игрушке в каждую группу, довести
их количество до 3.
Зрительная физминутка
Дефектолог
показывает цифры, дети «обводят» их глазами.
Подвижная игра «Автомобили и гаражи».
Дефектолог раздает
детям по 1 карточке с кружками и объясняет задание: «Мы поиграем в игру
«Автомобили и гаражи». На
стене три гаража отмечены треугольниками 1 – 1 треугольник, 2- 2 треугольника,
3 – 3 треугольника.
-
Я построила гаражи. На каждый гараж прикрепила номер. Когда я скажу: «Машины
идут!» — вы будете ездить по всей комнате. Я скажу: «Машины в гараж!» — всем
надо ехать в свой гараж, на номере которого столько же треугольников, сколько
кружков на номере вашей машины. Сколько кружков на номере твоей машины? К
какому гаражу ты поедешь.
Игра
повторяется 2—3 раза. Каждый раз дети обмениваются карточками.
III. Итог
занятия
-
Чем мы сегодня занимались на занятии, чему новому научились, что нового узнали?
Что вам понравилось больше всего?
Занятие в средней группе по формированию элементарных
математических представлений
Тема: Счет до четырех
Задачи:
1.
коррекционно
– образовательные: познакомить детей с образованием числа 4, учить их считать
до 4; упражнять в различении круга, квадрата, треугольника;
2.
коррекционно
– развивающие: развивать ориентацию в пространстве, память, внимание;
3.
коррекционно
– воспитательные: воспитывать усидчивость.
Оборудование: подставка с 2 полочками, набор игрушек (3 мишки, 3 белочки,
3 ореха).
Раздаточный материал: у каждого ребенка карточка с
2 свободными полосками и тарелочка с фигурами, в которой находятся 2 квадрата,
3 треугольника и 4 кружка.
Ход занятия.
I.Орг.
момент
-
Здравствуйте, ребята. Сегодня мы с вами побываем в лесу. Старичок - лесовичок
приглашает нас помочь ему сосчитать зверей в его лесу. Поможем ему?
II.
Основная часть
На нижнюю
полочку подставки воспитатель ставит 3 мишек, а на верхнюю — 2 белочек. Дети
считают игрушки.
-
Сколько мишек? Сколько белочек? Кого больше (меньше): мишек или белочек? Какое
число больше: 3 или 2? Какое меньше: 2 или 3? Что надо сделать, чтобы мишек и
белочек стало поровну?
Далее выясняют, что можно
либо поставить еще 1 белочку, либо убрать 1 мишку. Решают добавить еще 1
белочку.
-
Сколько стало белочек? Как получилось 3 белочки? Сколько теперь белочек и
мишек?
Дети говорят,
что мишек и белочек теперь поровну: 3 белочки и 3 мишки.
-
Прибежал еще 1 мишка. Больше стало мишек или меньше? Сколько их стало? 1, 2, 3,
4. Всего 4 мишки.
Дефектолог выделяет
интонацией слово четыре и делает обобщающий жест. Дети вместе с воспитателем
еще раз считают мишек. Сравнивают количество мишек и белочек, числа 3 и 4.
Физкультурная минутка
Две весёлые лягушки
Ни минуты не сидят.
Ловко прыгают подружки,
Только брызги вверх летят.
Дети
сжимают руки в кулачки и кладут их на стол пальцами вниз. Резко распрямляют
пальцы (рука как бы подпрыгивает над партой) и кладут ладони на стол. Затем тут
же резко сжимают кулачки и опять кладут их на стол.
-
Давайте подумаем, как сделать так, чтобы мишек и белочек стало поровну?
Сначала
добавляет 1 недостающую белочку, а затем ее убирает и, восстановив исходное
положение, убирает 1 мишку. Каждый раз кто-то из детей или все дети вместе с
педагогом пересчитывают игрушки и выясняют, как было получено то или иное
число, каких игрушек больше (меньше), какое число больше (меньше). Аналогичные
упражнения проводятся с другими игрушками (с белочками и орехами), но теперь
сразу сравнивают группы, содержащие по 3 предмета, а не по 2.
Физкультурная минутка.
Две зеленые лягушки,
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались,
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо, влево наклонялись
-
Молодцы, Лесовичок благодарит вас за то, что вы посчитали белочек и мишек и
предлагает нам сосчитать геометрические фигуры.
Дети выбирают
все треугольники и раскладывают их на верхней полоске, затем выбирают все
квадраты и раскладывают на нижней полоске, считают фигуры и сравнивают их
количество, далее убирают квадраты, а на их место помещают круги и т. д.
III. Итог
занятия
-
Молодцы, ребята, за такую хорошую работу Лесовичок всех нас благодарит и хочет
нам оставить в подарок каждому по мишке или белочке. Чем мы сегодня занимались
на занятии, чему новому научились, что нового узнали? Что вам понравилось
больше всего?
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.