Тема:
«Теремок»
Программные
педагогические задачи: познакомить с жилищем наших предков,
традициями строительства избы (художественные и символические особенности), её
внешним и внутренним убранством; расширять словарный запас новыми словами:
изба, сруб, рубить, конёк, крыльцо; воспитывать уважение и восхищение
мастерством человеческих рук.
Планируемые
результаты:
проявляет познавательный интерес к особенностям жилищ предков, традициям
строительства с взрослыми и сверстниками.
Словарная
работа: изба,
рубить, сруб, конёк, крыльцо.
Материал:
презентация об строительстве, украшении избы, деревенских домов; картины
местных художников о родной природе, деревне; картинки с изображением сосны,
ели, берёзы, осины.
Подготовительная
работа: рассматривание
иллюстраций русских народных сказок; рассматривание альбома «Деревянное
зодчество».
Содержание
деятельности:
Под
музыку дети входят в зал. Их встречает бабушка Арина (педагог в русском
народном костюме). Дети рассаживаются на стульчики.
Бабушка
Арина: Слава нашей стороне,
Слава русской старине!
И про эту старину
Я рассказ сейчас начну.
Чтобы дети знать могли
О делах родной земли.
Просмотр
видеоклипа «Русская изба»
О
чём мы будем сегодня вести разговор?
Сегодня
мы с вами начнём разговор о том, как жили люди в старину на Руси. Сейчас на
улице осень. А какое время года было перед осенью? А летом многие
уезжают из города в деревню. А из вас кто-то был в деревне?
А
вы видели дома в деревне?
А
чем они отличаются от домов в городе?
В
старину люди жили в таких домах. Такие дома называются избами. Сегодня вы
узнаете, как русская изба строилась. Когда-то давным-давно, когда на Руси и
городов не было, и нашего города тоже, шумели на земле русской дремучие леса.
А
как вы думаете, какие деревья в тех лесах росли?
Водилось
в этих лесах много зверей. Перечислите, каких?
Росло
грибов видимо-невидимо! Может, и про грибы что-нибудь расскажите?
А
ягод! И земляники, и клубники, и черники, и брусники с малиной.
В
полноводных реках много рыбы. Люди старались строить свои жилища по берегам
рек. Интересно, почему?
Прежде
чем начать строительство нового поселения, наши предки тщательно выбирали
место для него. А уж как выбирали, оседали там. Изба была нужна прочная,
такая, чтобы долго стояла, чтоб и дети, и внуки в ней жить могли. Поэтому
деревья выбирали очень тщательно. Никогда для постройки избы не выбирали
берёзу, потому что она очень непрочная, быстро гниёт. Липа очень мягкая: из
неё игрушки хорошо вырезать или посуду деревянную. А строили избы из сосны и
ели, стволы которых были прямыми и крепкими. И рубили деревья зимой в сильные
морозы, потому что дерево в это время года самое сухое. Из этих деревьев брёвна
самые прочные. А старое дерево не брали. Как вы думаете почему?
Старость
на Руси всегда уважали, оберегали, считали, что всё, что состарилось, должно
доживать свой век спокойно.
Лесов
в России много, поэтому дерево – самый доступный материал для строительства.
Тепло и уютно живётся в деревянных домах – избах.
На
Руси в старину говорили не «строить», а «рубить» избу. А рубить избу – дело
нелёгкое, одному не справиться.
Как
же люди выходили из положения?
Надумает
мужик избу рубить, пойдёт по соседям. Зайдёт в избу, поклонится хозяевам и скажет:
« Люди добрые, соседи мои любезные! Сделайте одолжение, приходите завтра с
рассветом ко мне «на помочь», избу рубить.» на следующий день, чуть солнышко
засветит, со всей деревни спешит народ на помощь своему соседу. Мужики за
топоры брались, женщины – за угощенье.
Деревья
сначала очищали от коры, сучьев. Брёвна составляли между собой очень плотно,
так чтобы щёлочки не видать.
Просмотр
презентации «Строительство русской избы».
На
брёвнах проставляли зарубки – порядковые номера. Если требовалось, избу могли
разобрать по брёвнышку, перевезти в другое место и снова собрать.
А
какие же инструменты нужны для того чтоб срубить избу?
Проводится
дидактическая игра «Что нужно для работы плотнику?» ( приглашаются три игрока.
Перед ними набор картинок, из которых нужно выбрать необходимые для работы
плотнику).
Молодцы.
Всё делалось с помощью одного инструмента – топора. Есть русская пословица «Не
взявшись за топор – избы не построишь». Раньше топор был единственным орудием
труда у мастеров. Топором деревья рубили, топором сучья рубили, топором кору
стёсывали, и даже когда избу складывали, только топор и помогал.
Не
случайно на Руси помнят поговорку «Кончил дело – гуляй смело». Закончили избу
рубить помощники, хозяйка всех к столу приглашает, а там уже множество
угощений. Вот так на Руси сложилась добрая традиция – помогать друг другу, и
сохранилась до сих пор. Но человеку мало только удобства, ему хотелось, и
украсить свой дом. Ведь душа каждого из нас стремится к красоте.
Просмотр
видео презентации об украшении дома.
Крыша
как небесный свод. Два её ската сверху соединяются бревном, на конце которого
выстругивали голову коня. Получался конёк. Конь как птица, это древний образ
солнца. Скаты крыши очень напоминают крылья. На «причелинах» - волнистый резной
узор.
На
концах «причелин» - солнышко. Изображение солнца было связано с мечтой о
небесном светиле, от которого зависело благополучие в семье крестьянина.
Радуга
на небе означала, что наступило, наконец, желанное лето. Вырезав дугу, человек
призвал к себе в помощники добрые силы природы.
Стоят
избы и как бы хвастаются друг перед другом. Располагаются они всегда «лицом» к
дороге.
Окна
– глаза дома. В старину глаза называли «очи», глаз – «око», отсюда и название
– окна. Их украшали резными «наличниками» и «ставнями». Среди узора из густых
ветвей, листьев и цветов мастера изображали сказочных птиц, львов, русалок,
которые, по крестьянским поверьям, охраняли живущих в доме от злых сил. Но эти
наличники и ставни служили не только для красоты. Они защищали окна о т дождя и
снега, ставни на ночь закрывали.
Я
предлагаю вам самим побыть мастерами. Но прежде мы с вами немного разомнёмся.
Проводится
музыкальная физминутка «Строим дом».
Рассаживаются
за столы.
Посмотрите
у вас есть различные избушки. Прежде чем нам начать строительство нужно
нарисовать макет вашей избы. Выберите себе избушку, обведите её и украсьте.
Звучит
народная музыка. Дети работают.
Вы
создали макеты своей избы. Теперь можно и строить. Хозяевами будут (педагог
называет имена детей). Хозяева должны пригласить соседей в помощь (подходит и
проговаривает слова, выбирает помощников). Мальчик – хозяин выбирает
строительный материал (кирпичики деревянные, пластиковые кубики, конструктор
«лего»). Девочки берут пластилин и готовят угощенья.
По
окончанию раздаются звуки гармошки и приглашают детей в хоровод.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.