Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыЗанятие психолога с молодыми учителями "Учитель в начале пути"

Занятие психолога с молодыми учителями "Учитель в начале пути"

Скачать материал

Рузиева М.Х.,

педагог-психолог, КГУ «ОШ № 106», г. Алматы

 

Программа занятия c молодыми учителями

 «Учитель в начале пути»

 

«Учитель живёт до тех пор, пока учится,

если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».

К.Ушинский

1.План и ход занятия

1.       Тема, цели, задачи (Слайд 1-4).

2.       Упражнение «Быть учителем значит…» (Слайд 5).

3.       Упражнение «Описание ученика» (Слайд 6,7).

4.       Теоретическая часть: 1.Недостатки молодого учителя в общении с учащимися и способы их преодоления. (Слайд 8,9).

 2.Недостатки в учебной работе молодого учителя и способы их устранения. (Слайд 10,11,12).

5.       Упражнение «Язык телодвижений» (Слайд 13-19).

6.       Рефлексия (Слайд 20)

 

Цель: формирование интереса к проблеме самообразования и саморазвития молодого педагога, повышение эффективности общения молодого педагога и учеников.

 

Задачи:

·         актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;

·         осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций;

·         формировать и воспитывать потребность у молодых учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.

 

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний.

А.Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

 

2. Упражнение «Быть учителем значит…»

Цель: установить атмосферу доверия, настроить участников на работу в группе, почувствовать групповое единство и поддержку.

Участники, сидя в кругу по очереди приветствуют всех, представляются и завершают предложение «Быть учителем значит…» (высказывают, что для них значит их профессия).

 

3. Упражнение «Описание ученика»

Цель: профилактика совершения ошибок при восприятии ученика.

Участники делятся на 2 команды, каждой из которой ведущий даёт конверт с заданием.
В конверте команды №1 фото мальчика 10 лет и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него почти одни тройки, есть один неуд. Глядя на фото, опишите этого мальчика». В конверте команды №2 фото того же самого мальчика и примечание: «На фотографии Иванов Петя. По итогам четверти у него одни пятёрки, поведение примерное. Глядя на фото, опишите этого мальчика».
В каждой команде выбирается секретарь, который записывает характеристики мальчика. Когда участники готовы - ведущий просит их зачитать характеристики. После этого он объявляет, что обе команды описывали одного и того же ребёнка, но так как они были под влиянием разных установок - положительной в первом случае и отрицательной - во втором, то описания у них совсем разные.

Психолог: Это упражнение учит нас составлять собственное мнение об ученике, не опираться на чужие, возможно искаженные установки, мнения. Обратите внимание, что в инструкции было сказано «глядя на фото, опишите мальчика», но действие установки так сильно, что глядя на одно и тоже фото, вы описывали его по-разному. Особенность установки заключается в том, что мы желаем её подтвердить и что бы ни сделал том или иной человек мы трактуем это в пользу нашей установки. Поэтому, прежде чем сформировать мнение, важно взвесить все факты.

 

4.Теоретическая часть:

Недостатки молодого учителя в общении с учащимися

и способы их преодоления

Недостатки в работе молодого учителя

Реакция учащихся на недостатки

Способы преодоления недостатка

Неумение поддерживать внимание школьников

Отсутствие дисциплины и работоспособности, учащиеся постоянно отвлекаются и шумят

Увлекательный рассказ; активизация учения школьников

Затруднение в распределении внимания между всеми учащимися

Наличие аритмии в овладении знаниями

Прогнозирование информации с учетом вовлечения в поиск всех питомцев; правильная расстановка акцентов

Острая реакция на любые отклонения в поведении учащихся

Неприязненное отношение к учителю

Сочетание требовательности с доверием

Заигрывание перед школьниками, стремление понравиться

Безответственное поведение

Соблюдение меры в требованиях

Артистичность в поведении, неумение найти правильный тон в отношениях

Несерьезное, неуважительное отношение к учителю

Тщательная обдуманность поступков

Неумение концентрировать внимание на главном, существенном

Отсутствие стремления к овладению информацией, потеря уверенности в учении

Систематическое нацеливание на отбор обязательной информации

Неумение соотносить существенную информацию с содержанием учебника

Ощущение постоянной перегрузки

Ориентация на овладение существенной /обязательной/ информацией по учебнику

Неустойчивый интерес к целям обучения и воспитания

Пассивное отношение к восприятию информации

Постоянное нацеливание на переосмысление главного

Игнорирование самостоятельной работы учащихся

Потеря ответственности и целеустремленности

Чередование различных видов работы

Невыразительность речи, неумение правильно расставить акценты в процессе подачи информации

Безразличное отношение к информации учителя

Тщательное продумывание оттенков в голосе при изложении информации как фактор нацеливания учащихся на ее осмысление

Неумение опираться на коллектив учащихся

Пассивное поведение части учащихся

Постоянная конкретизация задания с учетом интересов и возможностей учащихся

Недостаточное внимание к организации домашнего задания учащихся

Потеря ответственности в выполнении установки педагога

Периодическая целенаправленная проверка осмысления учащимися  заданий учителя

Механическое перенесение чужого опыта в свою работу

Потеря внимания и интереса, пассивное присутствие на уроке

Творческое переосмысление методов обучения учащихся соответственно складывающейся ситуации

 

 

Недостатки в учебной работе молодого учителя

и способы их устранения

Деятельность педагога

Мотивы поведения и состояния учащихся

Пути устранения недостатка

Однообразная структура урока

Приспособление к действиям учителя, отсутствие пытливости и интереса

Структура урока, соответствующая целям обучения школьников

Одергивание и угроза – основные стимулы обучения

Неприязненное отношение к требованиям учителя

Эмоционально-волевое влияние  в сочетании с доверием к ученику

Сосредоточение внимания лишь на отвечающем ученике

Отсутствие внимания, скука

Сочетание индивидуальной работы с фронтальной, акцент на перевод всех учащихся к более деятельностному состоянию

Невнимательное выслушивание опрашиваемого ученика /несвоевременное вмешательство в ответ, постоянное подталкивание или одергивание/

Нервозное состояние отвечающего ученика

 

 

 

 

Внимание к логически законченной информации /вербальной, средствами акцентов на главном, составление плана/

Недооценка или переоценка познавательных возможностей учащихся

Притупление интереса в учении

Творческий подход к заданиям /усложнение или временное облегчение/

Отсутствие индивидуального подхода к учащимся

 

Потеря уверенности в знаниях

Умелое и своевременное поощрение интересов учащихся, постановка их перед фактом интеллектуального роста

Формальное внимание к развитию познавательных способностей учащихся

Замедление интеллектуального развития учащихся, притупление интереса к учению, преодоление трудностей

Создание творческой активности

Нерациональное распределение времени на уроке

Отсутствие системы в работе, неустойчивый ориентир в учении

Упорядочение дозировки времени на уроке в соответствии с его целями /при опросе, изложении нового, закрепление/

Противопоставление себя классу

Конфронтация с учителем

Разумная требовательность, установление деловых отношений

Предпочтение словесному методу

Снижение интереса к  информации учителя

Усиление внимания к частично-поисковым проблемным методам обучения

Повышенное внимание к проблемному обучению

Неумение строить логически законченный рассказ

Сочетание объяснительно-иллюстративных и эвристических методов обучения

Использование наглядных пособий лишь как иллюстративного материала /в качестве привлечения дополнительной информации/

Неумение применять наглядность как источник приобретения новых знаний

Обоснование путей сочетания слова учителя и средств наглядности /по Л.В. Занкову/

 

Формальное отношение к оценке знаний учащихся

Потеря интереса к поощрению учителя, отрицательное отношение к учению

Ознакомление учащихся с критериями оценок

Перезагрузка учащихся дополнительной информацией

Чрезмерная усталость, недовольство собой и учебой

Тщательный отбор информации

Обезличенный подход к учащимся /безразличие к их внутреннему миру, маскировка собственных отношений/

Неуважение педагога как несерьезного и неответственного человека

Истинная любовь к делу, к учащимся, откровенность в отношении и общении

Игнорирование трудностей, с которыми встречаются учащиеся при осмыслении нового материала

Потеря веры в собственные силы, негативное отношение к учению

Переосмысление обязательной информации с учетом доступности овладения его учащимися , дополнительные индивидуальные занятия /в особых случаях/

Недооценка или переоценка абстрактного и конкретного в обучении /недостаточное внимание к формированию содержательных обобщений, когда усвоение абстракно-всеобщего предшествует усвоению конкретно-чувственного/

Нервное отношение к овладению знаниями, игнорирование предметно-материальных условий происхождения понятий

Изменение типа мышления, проектируемого содержания и методами обучения; переориентировка рассудочно-эмпирического мышления на развитие у учащихся научно-теоретического мышления /по В.В. Давыдову/

 

5.Упражнение «Язык телодвижений»

Цель: научиться правильно, интерпретировать жесты, позу и мимику ученика на уроке.

Оборудование: изображения поз, мимики и жестов людей (рисунки 1-9).

http://festival.1september.ru/articles/578152/img1.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img2.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img3.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img4.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img5.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img6.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img7.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img8.gif

http://festival.1september.ru/articles/578152/img9.gif

Психолог: А. Пиз американский психолог в книге «Язык телодвижений» утверждал, что телефон создан для лжецов, т.к. мы не видим выражения лица и позы собеседника и нам тяжело оценить, говорит ли он нам правду.

    Интересно, насколько хорошо вы ориентируетесь в языке телодвижений, я предлагаю вам прокомментировать следующие изображения (вывешивает на доску рисунки №1, 2). После дискуссии он объясняет, что на рисунке №1изображен человек негативно настроенный против собеседника его руки и ноги образуют так называемый «замок», человек склонен инстинктивно защищать жизненно важные органы, а на рисунке №2 человек, который просто замерз. Это учит нас, что при интерпретации позы мы должны учитывать и ситуацию, в которой ученик находится.
Далее к доске прикрепляется рисунок №3.

Психолог: Сравните рисунки №1 и №3. Что вы можете сказать о рисунке №3? После того, как желающие выскажутся, ведущий сообщает, что эта поза говорит о желании человека быть откровенным. Следует также обратить внимание, что расстёгнутые пуговицы пиджака неосознанно воспринимаются собеседником как желание быть более открытым, а вот застёгнутый на все пуговицы пиджак играет роль «замка».
Следующими на доску помещаются рисунки № 4, 5.

Психолог: вы видите ребенка (рис. №4) и подростка (рис. №5), которые говорят неправду. У каждого человека в подсознании заложено, что обманывать нехорошо поэтому руки ребенка тянуться ко рту чтобы прикрыть его одно или двумя руками, с возрастом этот жест не исчезает, но видоизменяется – подросток будет слегка потирать губы пальцами, а взрослый скорее всего коснётся кончика носа.

Демонстрируются рисунки № 6, 7.

Психолог: палец во рту свидетельствует о том, что ученику необходима поддержка. Следует ободрить такого ребенка. Маленькие дети сосут палец, так как он напоминает ему грудь, этот жест помогает успокоиться. С возрастом он видоизменяется – тревожные ученики нередко грызут карандаши, ручки, взрослые курят. Если же вы не раз замечали следующий жест на рисунке №7,то это сигнал о том, что детям скучно на ваших уроках. Это типичный жест скучающего человека. Степень скуки можно определить по степени давления головы на руку, если голова полностью легла на ладонь – скука достигла своего апогея.

Последними к доске крепятся рисунки № 8, 9.

Психолог: Обратите внимание люди на рисунках № 8, 9 тоже подпирают ладонью щеку, однако ладонь закрыта, в отличии от ладони девушки на рисунке №7. Эти говорит о том, что персонажи восьмого и девятого рисунков оценивают говорящего, ладонь закрыта, а указательный палец направлен вверх. Если же слушатель настроен критично по отношению к выступающему, то он поддерживает подбородок, как на рисунке №9. Знание этих поз позволит вам получить обратную связь от учеников, вам даже не придётся их спрашивать, было ли им интересно на уроке.


6.Рефлексия: что каждый вынес из занятия? Чему научился? Что хотел бы проанализировать в следующий раз? Что понравилось, а что нет?

Молодость – это возраст мечтаний, надежда на их свершение, неудержимая энергия, желание достичь успеха. Деятельность молодого человека, который нашёл и зажег в себе искру личностной и профессиональной индивидуальности, способствует прогрессивному развитию образования. «Учитель живёт до тех пор, пока учится,

если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель». Эти слова великого педагога К.Ушинского – лейтмотив работы Школы молодого учителя.

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Занятие психолога с молодыми учителями "Учитель в начале пути""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Культуролог-аниматор

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Программа занятия c молодыми учителями

 «Учитель в начале пути»

 

«Учитель живёт до тех пор, пока учится,

если он перестаёт учиться – в нём умирает учитель».

К.Ушинский

 

 

Цель: формирование интереса к проблеме самообразования и саморазвития молодого педагога, повышение эффективности общения молодого педагога и учеников.

 

Задачи:

·         актуализировать проблемы, возникающие при общении с учащимися;

·         осуществить поиск наиболее эффективных способов решения конфликтных ситуаций;

·         формировать и воспитывать потребность у молодых учителей в непрерывном самообразовании и саморазвитии своих педагогических способностей.

 

Любой человек, начинающий свой профессиональный путь, испытывает затруднения, проблемы из-за отсутствия необходимого опыта. Становление учителя происходит труднее, сложнее, чем у представителей другой профессии потому, что педагогическое образование не гарантирует успех начинающему учителю. Чтоб стать учителем недостаточно аудиторных программных знаний.

 

А.Макаренко писал: «Нужны синтез научных знаний, методического мастерства и личных качеств педагога, умелое владение педагогической техникой и передовыми педагогическими достижениями». Кроме того, учительское мастерство во многом надо передавать от педагога к ученику.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 654 855 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 22.12.2014 962
    • DOCX 163.1 кбайт
    • 18 скачиваний
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Рузиева Мадина Хамиджановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Рузиева Мадина Хамиджановна
    Рузиева Мадина Хамиджановна
    • На сайте: 9 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 60918
    • Всего материалов: 43

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Интернет-маркетолог

Интернет-маркетолог

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс профессиональной переподготовки

Психологическое консультирование в спорте

Спортивный психолог

300 ч. — 1200 ч.

от 6500 руб. от 3900 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 52 человека из 24 регионов
  • Этот курс уже прошли 46 человек

Курс повышения квалификации

Нейропсихологический подход к диагностике и коррекции задержки речевого развития у детей

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 125 человек из 45 регионов
  • Этот курс уже прошли 311 человек
аудиоформат

Курс повышения квалификации

Основы психологии личности, социальной и дифференциальной психологии

72/108/144 ч.

от 2200 руб. от 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 35 человек из 16 регионов
  • Этот курс уже прошли 114 человек

Мини-курс

Организация образовательного процесса в современном вузе

5 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Технологии и автоматизация в машиностроении

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Искусство звука: путешествие по музыкальным жанрам

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе