Занятие
по внеурочной деятельности
«Семья
и семейные ценности».
(1
класс)
Хуако Сусанна Алиевна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №3 им. Ю.И.Тлюстена»
г.
Адыгейск
2014
г.
День
Знаний
«Семья
и семейные ценности».
Цель:
1.
Раскрыть роль семьи в жизни каждого
человека;
2.
Определить понятие «семья»;
3.
Формировать понятие «счастливая семья»;
4.
Осознание ценности семейных отношений.
Задачи:
1.
Раскрыть значение понятий «семья», «счастливая
семья», «семейные ценности»;
2.
Развивать стремление проявлять ответственность
в семейных отношениях;
3.
Создать комфортную ситуацию для
творческого самовыражения учащихся, проявления активности;
4.
Воспитывать уважительное отношение к
родным и близким;
5.
Способствовать сплочению и развитию
классного коллектива.
Оборудование:
компьютер; презентация; магнитофон с записью песни «Родительский дом» (сл. М.
Рябинина, муз. В. Шаинского); эскиз дома, «кирпичики» - карточки для выполнения
заданий; карточки с заданиями; колокольчик; стихи о школе; пословицы; загадки;
викторина «И в шутку и всерьёз»; высказывания В. Сухомлинского о семье;
памятки.
Ход:
Учитель:
Сегодня мы поговорим на очень интересную и важную
тему. Я надеюсь, что вы будете активно работать, и у всех вас до конца урока
сохранится прекрасное настроение.
Учитель:
По загадкам прошу отгадать тему нашего сегодняшнего
занятия
1. Кто на кухне с поварёшкой
У плиты всегда стоит,
Кто нам штопает одёжку,
Пылесосом кто гудит?
Кто на свете всех вкуснее
Пирожки всегда печёт,
Даже папы кто главнее
И кому в семье почёт? (бабушка)
2.
С кем же я ходил на пруд?
Там у нас рыбалка,
Только рыбы не клюют,
Что, конечно, жалко!
Дня четыре или пять
Не приносим рыбы…
Скажет бабушка опять:
«И на том спасибо»! (дедушка)
3.
Кто любовью согревает,
Всё на свете успевает,
Даже поиграть чуток?
Кто тебя всегда утешет,
И умоет, и причешет,
Кто заботится о вас,
Hе смыкая ночью глаз? (мама)
4.
Он всё может, всё умеет,
Всех храбрее и сильнее,
Штанга для него как вата,
Ну, конечно, это - … (папа)
5.
Это маленькое, пищащее, доставляющее много хлопот существо, но его очень любят…
(ребёнок).
Учитель:
Кто догадался: о чём пойдёт речь? Кто сможет сформулировать тему нашего урока
Знаний?
-
(тема урока «Семья»).
Учитель:
Итак, тема нашего сегодняшнего занятия «Семья и семейные ценности».
(на
слайде появляются слова В.А.Сухомлинского «Семья – это та среда, где человек
должен учиться творить добро»).
Учитель:
Прочитайте слова великого педагога В. Сухомлинского-
Как вы понимаете смысл данного высказывания? (Мнения детей)
-
Нам с вами предстоит ответить на вопросы:
-
Что такое семья?
-
Какая семья называется счастливой?
-
Что такое семейные ценности?
-
А для начала мне бы хотелось узнать, как вы провели недавние каникулы: как
отдохнули, где побывали и с кем?
(рассказы
учащихся о зимних каникулах).
Учитель:
По вашим рассказам каникулы вы провели замечательно, отлично отдохнули,
окрепли.
-
Кто из вас был самым внимательным во время рассказов детей о своём отдыхе и
сможет ответить на вопрос: какие слова вы употребляли чаще других?
Ученики:
Мама, папа, бабушка, дедушка, брат, сестра, тётя, дядя.
Учитель:
А кто это?
Ученики:
Это члены семьи.
Учитель:
Так что же такое семья?
Ученики:
Дети высказывают мнения
«Семья
– это дом, где тепло и уютно, где тебя любят ». «Семья – это родные друг другу
люди». «Семья – это близкие
друг другу люди, которых объединяют общие интересы».
Учитель:
Из толкового словаря С.И. Ожегова и Н.Ю. «Семья – группа живущих вместе
близких родственников».
Учитель:
Совершенно верно, люди, с которыми мы вместе живём, отдыхаем, которые рядом и в
праздники, и в трудные минуты – это члены семьи. Они самые близкие, родные
люди, самые надёжные друзья. В семье мы приобретаем представление о жизни, о
нравственности, о морали: «Что хорошо»? «Что плохо»? «Что можно»? «Что нельзя»?,
приобретаем хозяйственные навыки; совершаем первые самостоятельные поступки и
получаем их оценку; учимся сами оценивать поступки других и свои собственные.
Учитель:
Ребята, как же появилась дружная семья? (заслушиваю мнения детей).
-
Я вам расскажу одну легенду:
«Давным-давно
жила семья, в которой было 100 человек, но не было между ними согласия. Устали
они от ссор и раздоров. И вот решили члены семьи обратиться к мудрецу, чтобы он
научил их жить дружно. Мудрец внимательно выслушал просителей и сказал: «Никто
не научит вас жить счастливо, вы должны сами понять, что вам нужно для счастья,
напишите, какой вы хотите видеть свою семью». Собралась эта огромная семья на
семейный совет и решили они, чтобы семья была дружной, надо относиться друг к
другу, придерживаясь этих качеств…».
Учитель:
Ребята, каких качеств надо придерживаться, чтобы семья была дружной,
счастливой; на чём же должна строиться семья? И
почему некоторые семьи крепкие, дружные, сплоченные, и просто счастливые, а
другие словно случайно образовались из абсолютно незнакомых друг другу
людей?
(Высказывания
детей)
Учитель:
Совершенно верно, семья строится на доверии и любви, на взаимоуважении и
взаимопонимании. Всё это – составляющие крепкого фундамента для семьи –
семейные ценности. Это
общие интересы всей семьи. Мы не рождаемся с ними,
семейные ценности не передаются по наследству, их нельзя купить, а можно их
только привнести и беречь всю жизнь, беречь как зеницу ока.
Учитель:
Хорошо, когда семья большая, однако, семья может быть и маленькая: например,
мама и сын, мама и дочь. Но если они любят друг друга, внимательны и заботливы,
то это хорошая, настоящая семья.
-
Я вам предлагаю заглянуть в гости в одну семью.
«Какой
хороший вечер» (Золтана Зелка)
Какой
хороший вечер!
Как
хорошо быть вместе!
С
газетой папа дремлет.
Готовит
мама ужин.
Под
крышкой пар в кастрюле
Насвистывает
песню.
Глаза
мои закрылись
Раскрыть
бы их пошире.
Глядеть
бы удивлённо.
Да
открывать мне лень их.
Весь
мир исчез. Лишь мама
Посередине
мира.
И
я уже уснувший
У
мамы на коленях.
-
Хотелось ли вам жить в такой семье? Почему? (высказывания детей).
-
Выберите слова, которые «живут» в такой семье? (10 слайд)
(На
слайде слова: уют, спокойствие, вражда, здоровье, болезнь, любовь,
ненависть, чистота, добро, счастье, ссора, дружба, согласие,
грубость).
Учитель:
Предлагает детям закончить пословицу о семье: (11
слайд)
Где
любовь да совет, там и горя … (нет)
Где
мир и лад, не нужен и … (клад)
Лучший
клад, когда в семье … (лад)
В
гостях хорошо, а дома … (лучше)
В
своём доме и стены … (помогают)
В
семье разлад, так и дому … (не рад)
Доброе
братство лучше … (богатства)
Вся
семья вместе, … (так и душа на месте)
(Предлагаю
ученикам вспомнить пословицы о семье, которые они знают).
Учитель:
Ребята как вы думаете, можно наш класс назвать семьёй?
(Ученики:
высказывают свои мнения).
Учитель:
Верно, наш класс можно назвать семьёй. Конечно, мы не родственники, но видимся
каждый день в школе и во дворе, вместе узнаём что-то новое, радуемся вместе победам
и огорчаемся из-за неудач. И мне бы хотелось, чтобы наш класс стал ещё дружнее
и остался такой дружной семьёй до окончания школы.
Учитель:
В современной песне поётся:
Родительский дом – начало начал,
Ты в жизни моей, надёжный причал.
Родительский дом! Пускай
много лет
Горит в твоих окнах
добрый свет.
-
Я думаю, что вы согласитесь со справедливостью этих слов. Что может быть важнее
уютного дома, где тебя всегда поймут, поддержат, посочувствуют. Как же
построить такой дом «счастья»? С чего начать?
Я
предлагаю вам поиграть в «Строителей».
Задание
1: Итак , строим фундамент дома: на «кирпичиках»,
предложенных вам, записать как можно больше слов, которые можно связать со
словом «Дом».
-
«Дом» – это… .
Ответы:
Дом – это… (крепость, очаг, начало начал, кров, причал).
Задание
2 : Строим стены дома: написать слова, которые
ассоциируются со словом «Семья». «Семья – это… .
Ответы:
Семья – это… (мама, папа, я, бабушка, дедушка, сестра, брат, тётя, дядя,
другие родственники).
Задание
3 : Строим крышу дома: записать на
«кирпичиках» несколько этических понятий, которые вы можете предложить для
крепости семейных отношений.
Ответ:
: понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта,
сочувствие.
Задани
4 : создайте «Технику безопасности» в
конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно»…, «Что нельзя»… .
Ответ:
Можно
быть: быть внимательным, заботливым; помогать,
ласковым, добрым, уверенным в себе, любить свою семью.
Нельзя:
огорчать; ругаться; предавать; грубить;
повышать голос; быть агрессивным; выплёскивать на других свой гнев, обиду;
бездельничать, когда взрослые трудятся.
Учитель:
Наш дом построен. Молодцы ребята! Вы выбрали прочный строительный материал.
Каждый из вас отдал частичку души.
Пора
сказать: «Приходите к нам в гости!». Удача празднования зависит не только от
подаваемых кушаний и напитков, но и от царящей при этом атмосферы. Конечно,
многое зависит от гостей, но главную роль всё же играют хозяева дома.
Учитель:
Много серьёзных слов было сказано о семье. И в заключении я предлагаю вашему
вниманию викторину «И в шутку и в серьёз». (13-15 слайд)
1.
Какое выражение стало символом большой семьи:
а)
Трое в лодке;
б)
Четверо за компьютером;
в)
Пятеро в ванной;
г)
Семеро по лавкам.
2.
Есть буквенная семья, в которой, согласно многочисленным стихам,
«33
родных сестрицы». Что это за семья? (Алфавит)
3.
Цветок – символ семьи (Ромашка).
4.
Какое растение олицетворяет собой одновременно и родного, и приёмного родственника?
(Мать-и-мачеха)
5.
О какой русской игрушке эта цитата: «Она олицетворяет идею крепкой семьи,
достатка, продолжения рода, несёт в себе идею единства»? (Матрёшка)
6.
Как звучит русская «фруктовая» пословица о том, кто унаследовал плохое, неблаговидное
поведение от отца или матери? («Яблоко от яблони недалеко падает»).
7.
Какую погоду не в силах предсказать синоптики? (В доме)
8.
На Руси, когда вся семья собиралась за новогодним столом, дети связывали ножки
стола лыковой верёвкой. Что символизировал этот новогодний обычай? (Это
означало, что семья в наступающем году будет крепкой и не должна разлучаться).
Итог
занятия
Учитель:
Наш классный час подходит к концу и мне бы хотелось узнать ваше мнение:
-
Интересно вам было строить дом?
-
Считаете ли вы полезной работу, которую мы делали с вами?
Что
на свете всего дороже? (16 слайд)
Семья.
А
что значит семья?
Это
– семь я.
Без
чего не может быть она?
Без
папы, мамы и меня.
А
чем же скреплена она?
Любовью,
заботой и теплом.
Ведь
все мы связаны семьёй.
Ребёнок
(заранее подготовленный): (17 слайд)
Пусть
всё это только игра,
Но
ею сказать мы хотели:
Великое
чудо семья!
Нет
в жизни важнее цели!
Храните
её! Берегите!
Учитель:
в конце занятия раздаются детям памятки.
- Свято храни честь своей семьи.
- Будь внимательным и чутким, всегда
готовым прийти на помощь членам своей семьи.
- Подари родителям радость.
- Умей найти и выполнить дело на пользу и
радость членам своей семьи.
Жизнь
– это дорога, полная испытаний,
будь
готов с честью пройти их.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.