Внеурочная деятельность духовно-нравственного
направления. Занятие кружка «В гостях у сказки».
Учитель: Довженко
Алла Александровна.
Класс: третий.
Тема занятия: «Сказки
– хранители культуры»
Эпиграф: "В сказке, как в зеркале, отражается душа
народа". В. Белинский
Цель: Создать условия для пробуждения интереса к сказкам как к
хранителям народной культуры.
Задачи:
Образовательные:
- формировать представление о роли сказок в
культуре.
Воспитательные:
- воспитывать интерес к прошлому,
положительное отношение к культурному наследию;
- формировать умение работать в группах,
слушать и понимать речь других, совместно договариваться о правилах поведения и
общения.
Развивающие:
- развивать речь (оформлять свои мысли в
устной форме), мышление (устанавливать аналогии; обобщать и классифицировать по
признакам;
- развивать умение ориентироваться в своей
системе знаний: отличать новое от уже известного; обобщать знания: находить
ответы на вопросы, используя жизненный опыт и информацию, полученную ранее на
занятии).
Тип занятия: занятие комплексного применения знаний и умений
(закрепления).
Формы работы учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная.
Этапы
занятия
|
Деятельность
учителя
|
Деятельность
ученика
|
УУД
|
Самоопределение к деятельности
|
- С добрым утром и с хорошим днем!
- Наше занятие мы с улыбки начнем.
- Посмотрите внимательно на доску. К какому занятию и
вы, и я приготовились?
- Чем мы занимаемся на этих занятиях.
|
Отвечают на вопросы учителя.
|
Регулятивные (умение прогнозировать
предстоящую работу).
Личностные (мотивация к закреплению и
целенаправленной деятельности).
|
Актуализация знаний. Постановка проблемы
(цели, задач);
|
- А чему учат сказки?
- А что такое культура?
- Чтобы быть культурным человеком, что
для этого надо?
- Может ли один человек сохранить культуру
хотя бы в одном городе или селе?
- Вот так и сказка! Если
прочитаешь, не задумываясь над каждой строчкой, то упустишь самое важное!
Возьми любую сказку и увидишь, что сказка – это кладовая культуры или
хранительница. Сказка рассказывает о традициях народа и его быте, о убранстве
домов, костюмов, учит правильному поведению. Мы сегодня поговорим – учит ли
нас сказка культурному поведению?
- Как вы думаете, какой теме
занятия мы сегодня, скажем, здравствуй?
- А какую цель мы поставим перед собой.
|
Слушают диалог.
Высказывают свое
мнение.
Для этого надо уметь совершать
хорошие, добрые поступки.
|
Познавательные
(умение извлекать информацию из представленного диалога)
|
Мотивация учебной
деятельности учащихся.
|
Прочитайте
и объясните эпиграф.
- Какие бывают сказки?
-С каких слов
начинаются сказки?
- Какие
устаревшие слова встречаются в сказках?
- Есть ли в
сказках волшебство?
|
Учащиеся отвечают
на поставленный вопрос.
Примерные ответы:
(жили –
были, в некотором царстве…)
Устаревшие
слова
( око, перст,
уста, девица, молодец)
|
Регулятивные
(умение оценивать учебные действия в соответствии с задачей, планировать
действия)
|
Первичное закрепление
в знакомой
ситуации (типовые)
в изменённой
ситуации.
|
Мы с вами
сейчас поговорим о волшебных вещах. То, что было чудом раньше,
сейчас – самые обыкновенные вещи. Чудеса превратились в разные машины,
изобретения. Я называю сказочный предмет, а вы должны догадаться, во что
превратились эти чудеса.
Игра
«Волшебные вещи»
- Гусли –
самогуды (магнитофон)
- Ступа
(самолёт, ракета)
- Клубок ниток,
указывающий дорогу (компас)
- Сани, что
везут сами ( автомобиль)
Мы недавно прочитали сказку о
том как, в лесу жила старуха – убыр со своим сыном. Однажды сын ведьмы увидел
в деревне красивую девушку и украл ее. О какой сказке идет речь?
А по сюжету на какую русскую
народную сказку она похожа?
Подсказка (Загадка
- Выходит девочка
и плачет. – Что с тобой?
«Как же мне не
плакать? Скоро батюшка с матушкой вернутся, а я братца потеряла, не углядела
за ним»
(Русская
народная сказка « Гуси-лебеди»)
Игра «Пропущенный кадр»
Просмотр
слайдов.
Какого
кадра не хватает?
Чему учит
нас эта сказка?
Игра
«звукорежиссеры»
Сейчас
проверим, как знаете вы сказки. Подсказками вам будут служить фразеологизмы.
Что такое фразеологизм – не забыли? (устойчивые выражения)
Командам нужно изобразить без слов предложенные им фразеологизмы. Им
выдаются листки с приготовленными фразеологизмами.
намылить шею (Госпожа Метелица, Красная Шапочка)
водить за нос (коза – дереза,
в одно ухо влетело в другое вылетело (Семеро козлят, Гуси –лебеди)
развесить уши (Лиса и заяц)
Игра «Кто я?»
(4 группы – 1 представитель)
(учащиеся задают наводящие
вопросы)
А знаете ли вы что по
восточному календарю следующий год – это год синей деревянной козы.
А какая коза в сказках?
Немало на
свете прекрасных сказок, но среди них есть и самые дорогие, самые любимые к
которым мы всегда возвращаемся.
Инсценировка
сказки «Репка».
У нас в классе
есть актёры, которые покажут эту же сказку, на новый лад.
|
Учащиеся отвечают на вопросы учителя.
Участвуют в познавательных играх.
|
Коммуникативные (оформление своих мыслей
в устной форме).
Регулятивные
(прогнозирование предстоящей работы).
Познавательные (развивать умения
извлекать информацию из иллюстраций, текстов; выявлять сущность и особенности
объектов; на основе анализа объектов делать выводы; находить ответы на
вопросы в иллюстрации).
|
Творческое применение и
добывание знаний в новой ситуации (проблемные задания)
|
Изготовить героев сказки.
Игра «Сочини новое окончание сказки»
- А сейчас давайте попробуем сочинить новое
окончание сказки. Чтобы было легче справиться с заданием, предлагаю вопрос:
-
Неужели, вытащив репку, кошка бросилась на мышку, собака на кошку, внучка с
палкой побежала за собакой, а дед с бабкой поругались?
-
А как бы вы закончили сказку?
|
Работают над творческим заданием
(изготавливают героев сказки, сочиняют продолжение сказки)
|
Познавательные (выявлять сущность и
особенности объектов; на основе анализа объектов делать выводы).
Коммуникативные (развивать умения слушать и
понимать других; строить речевые высказываниями соответствии с поставленными
задачами)
Личностные (развитие умения высказывать своё
отношение к героям, выражать свои эмоции)
|
|
Озвучивание окончания сказки (все 4 группы)
О чем эта
сказка?
- Это сказка о трудолюбии, но
ещё и о взаимовыручке и силе единства. С любой работой можно справиться
сообща, причём помочь могут не только большие, но и даже такие маленькие, как
мышка.
А знаете ли вы, что в древнем варианте этой сказки события разворачиваются
несколько по иному: «… Позвала жучка кошку. Тянут-потянут, вытянуть не могут.
Утомились, пошли спать. А ночью пришла мышка и погрызла всю репку!».
И тогда уже смысл сказки в том, что всякое дело нужно доводить до конца.
|
Озвучивают окончание сказки.
|
|
Рефлексия
|
- Вы сегодня хорошо поработали. Какие
впечатления остались от нашего занятия. Выразите его на «Лесенке чувств»
Верхняя ступенька (зеленая) – мне все
понравилось.
Средняя ступенька (жёлтая) – мне на
совсем все понравилось.
Нижняя ступенька (красная) – мне занятие
не понравилось.
- Всем, большое спасибо за работу. Мне
было с вами легко и интересно работать.
В конце нашего занятия я хочу вам
подарить календарики с символом наступающего года.
Пусть будут радости у нас долгожданные,
Пусть поможет нам коза деревянная!
|
Ответы учащихся.
|
Познавательные (делать выводы)
Коммуникативные (умение слушать и
понимать других, оформлять свои мысли в устной форме)
Регулятивные (оценивать учебные действия;
осуществлять познавательную и личностную рефлексию)
|
«Пропуск в сказку» участники группы
получают необычным способом (разбиение на тройки, четвёрки)
Участники берут карточку, на которой
написано слово и ищут еще двоих (троих), чтобы получилась "классическая
тройка/четвёрка)".
·
Красная Шапочка, Серый Волк, Бабушка, охотники
Герда, Кай, Снежная Королева, северный Олень
- Я расскажу о том,
почему это со мной случилось. Я круглый, пышный, мягкий. Немного озорной,
поэтому не послушался родителей и убежал от них. Но я весёлый и люблю петь. Я
спел песни почти всем жителям леса. Но одна рыжая красавица была голодна. Я её
пожалел и прыгнул к ней на язычок, чтобы она меня съела. Иначе бы я зачерствел
и стал сухарём.
(Русская
народная сказка « Колобок»).
- Герой этой сказки
весёлый человечек. Он всё время, что-нибудь придумывает, всегда находит выход
из сложных ситуаций. Он не любит подчиняться девочкам. Автор сказки жил в
России. У героя есть друзья и враги. Сделан из необычного материала – дерева.
(Буратино)
«Всю жизнь боялась кошек. Вот
и в этот раз пришла: мурлычет, скребётся, мол, помоги. А чем я, маленькая,
серенькая могу помочь кошке? Но вижу, не обманывает. Выбежала в поле, смотрю,
действительно моя помощь нужна…»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.