ВВОДНАЯ
ТЕМА по внеурочной деятельности
«Цветок здоровья»
ЗВЕЗДОЧКИ ЗДОРОВЬЯ
Занятие 1.
ВСТРЕЧА С ФЫРКОЙ
С помощью сказки в психологическом
пространстве ребенка формируется особый мир, населенный героями с положительными
и отрицательными формами поведения в области здоровья. Это закладывает в
сознании ученика мотивационную основу для дальнейшей деятельности, развивающей
здоровье.
Цель. Пробудить у
ребенка интерес к теме здоровья.
Задачи. Показать признаки
нездорового поведения. Показать движения, характеризующие нездоровое поведение.
Материал для занятия. Учебное пособие к
курсу «Цветок здоровья» 1 класс «Приключения здоровячков» М. Л. Лазарева, книга
песен, книга сказок Дети – звёзды» М.Л. Лазарева, альбом для рисования «Уроки
здоровья», фломастеры, ножницы, клей, CD-проигрыватель
с записями песен из книги сказок «Дети-звезды».
ХОД ЗАНЯТИЯ
1. Знакомство
с книгой М.Л. Лазарева «Приключения здоровячков» (учебное пособие к курсу
«Цветок здоровья» 1 класс).
Учитель читает вступительную статью –
обращение к первоклассникам.
Здравствуйте дорогие первоклассники и первоклассницы!
Меня зовут здоровячок Здравик
Сегодня мы с вами отправимся в путешествие по планете
Здоровья Семитонии, где живу я и мои друзья здоровячки. По дороге нам могут
встретиться хлюпики, даже самый главный из них – Фырка! Но я надеюсь, вы
сможете разобраться, кто из жителей Семитонии здоровячок, а кто хлюпик, и
выучите правила здорового поведения. В конце нашего путешествия вас ожидает
сюрприз. Какой? Об этом узнаете, когда прочтёте книгу и выполните все задания.
У вас обязательно всё получится! Я помогу вам!
Чтобы путешествие было успешным,
подготовьте вместе со взрослыми два альбома для рисования:
альбом «Уроки здоровья»;
альбом «Моя диагностика».
В первом альбоме выполняйте задания из
раздела «Оздоровительные занятия», во втором – из раздела «Моя диагностика»
2. Детям
даётся прослушать песню «Планета Семитония».
3. Беседа
по содержанию песни.
- Как
звали здоровячков, которые оживили планету Семитония?
(Огник, Орси, Яник, Ростик, Йоник,
Капелия, Вита.) Почему у них были такие имена?
- Почему планету назвали Семитония?
(Потому что здоровячки раскрасили ее в семь цветов, или семь тонов.)
- Какие добрые дела здоровячки совершили
на планете Семитония? (Огник согрел теплом, Орси населила жителями, Яник
озарил светом, Ростик посадил растения, Йоник наполнил воздухом, Капелия
напоила водой, Вита подарила музыкальные звуки.)
4. Чтение
глав 1 и 2 книги сказок «Дети-звезды» М.Л. Лазарева.
Наступил вечер. Мальчик Илюша готовился ко сну.
Мама сказала ему:
-
Сынок, нужно почистить зубки и помыть ножки перед сном.
-
Может быть, хватит мне перед сном чистить зубы? И ноги мыть я тоже больше не
хочу. Да и маму я устал уже слушать, — пробурчал Илюша, как только мама вышла
из комнаты.
Вдруг из-под кровати выскочили два худеньких
неопрятных человёчка на кривых ножках и забегали по комнате.
Илюша
с удивлением уставился на них:
-
Вы кто?
-
Мы твои слабости. Я Гнусик! Ты ведь сказал, что не будешь чистить зубы!
-
Я Бяксик! Ты ведь сказал, что не будешь маму слушать! Человечки начали
одобрительно хлопать мальчика по спине и хвалить его, приговаривая:
-
Молодец, молодец!
-
Мама! — закричал Илюша испуганным голосом, — на помощь!
Человечки
бросились под кровать. Лишь на мгновение высунулась голова Гнусика, и он
пробормотал:
-
Ничего, мы еще вернёмся!
-
Илюша, что случилось? — войдя, спросила мама.
Илюша
хотел объяснить всё маме, полез под кровать, но там никого не оказалось. Мама
только развела руками:
-
Сынок, а ты почистил зубы?
-
Не хочу я больше чистить зубы, — грубо ответил Илюша, — не заставляй меня!
Мама
подошла к мальчику, с пониманием взглянула на него:
-
Ложись спать, малыш. Завтра я расскажу тебе сказку о том, что бывает, когда
дети не чистят зубы и грубят маме.
Мама
выключила свет, а когда она уже выходила из комнаты, то услышала, как Илюша
произнёс «Фырк!»
На небе ярко светились звёзды. Внезапно среди звёзд
появился маленький чёрный шарик и с огромной скоростью помчался к Земле. У
самой Земли шарик превратился в лохматого человека с сигаретой во рту. В
клубах черно-серого дыма он влетел через приоткрытую форточку в комнату к Илюше
и хриплым вкрадчивым голосом произнес:
-
Вот мы и встретились, Илюша! Я Наркотикус с планеты Дурмания. Давно уже я
наблюдаю за тобой. В последние дни ты начал лениться и грубо отвечать маме. Это
как раз то, что мне нужно. А сегодня ты произнёс волшебное слово, которое
больше всего ценится на моей планете. Ты сказал «Фырк!» Поэтому я тут же
примчался, чтобы наградить тебя.
Наркотикус
дунул на мальчика чёрным дымом и объявил:
-
Превращаю тебя в хлюпика Фырку и поручаю выполнить важное задание. Сейчас я
расскажу, что тебе нужно будет делать. Слушай! Много лет назад на небе среди
звёзд и планет жила одна планета, которая спала. На ней ничего не было, кроме
серых и безжизненных скал. Но однажды Солнце и другие планеты отправили туда
семерых волшебных здоровячков. Они разбудили планету, согрели её теплом, озарили
светом, посадили на ней растения, наполнили воздухом, напоили водой, населили
животными и птицами. Потом все звёзды Космоса послали туда жить своих детей-звёзд
с их песнями. Назвали планету Семитонией. Я старался помешать возникновению
жизни на планете, но мне ничего не удалось сделать.
-
Я хотел, чтобы это была моя планета! А они там начали песни петь, цветочки
поливать. Ненавижу! Не потерплю! Ничего, теперь у меня появился помощник. Это
ты! Я заколдовал тебя, чтобы послать на планету Семитония! Отныне ты обладаешь
особым волшебством — фыркомагией! От каждого твоего фырканья вокруг
будут разлетаться тысячи чёрных маленьких шариков-микробов, которые начнут
заражать жителей разными слабостями, дурными привычками и болезнями. Здоровячки
превратятся в хлюпиков. Как только хлюпиков станет очень много, планета
Семитония превратится в планету Чёрная Злоба. Я буду её Властелином!
И
Наркотикус хриплым голосом запел свою ужасную песню:
Я Наркотикус, я жизнь не люблю.
Скоро всех здоровячков погублю.
Я научу их курить
И мамам «Фырк!» говорить,
Вокруг всё пачкать, ломать и сорить.
Алкоголь и сигареты,
Незнакомые лекарства —
Это злое и обманчивое царство!
Лишь попробуешь однажды,
И начнутся все мытарства.
И откроется наркотиков коварство.
Чёрным
плащом Наркотикус накрыл Фырку, и в одно мгновение они оказались на планете
Семитония, в грязной комнате какого-то заброшенного домика. Повсюду валялись
пустые банки и бутылки. С потолка свисала паутина... с сидящим в центре большим
чёрным пауком.
-
Ну что, Фырка, нравится тебе твой новый дом? — спросил Наркотикус.
- Я не
Фырка, я Илюша, — хотел сказать Фырка, но у него получилось:
Фырк!
Мне н-н-нравится этот дом. Какая тут классная- паутина!
И
Фырка тут же помчался ловить паука. Увидев это, Наркотикус остановил его.
-
Подожди, я должен кое-что тебе передать, — властно произнёс он и достал из
кармана плаща какой-то предмет.
-
Что это? — спросил Фырка.
-
Это мой подарок — чёрный браслет, который я заколдовал, поместив туда семь
вредных качеств, — загадочно произнёс Наркотикус. — С этим браслетом ты сумеешь
совершать свои чёрные дела!
Фырка
надел браслет, полюбовался им, радостно воскликнул «Фырк!» и неожиданно запел:
А я фырчу
всё на одной и той же ноте — фырк.
И обижаются
и дяденьки, и тёти — фырк.
С утра до
вечера фырчу одно и то же — фырк.
Слова и
фразы все на фырканье похожи — фырк.
И что б мне
ни сказали — фырк, фырк, фырк.
О чем бы ни
просили — фырк, фырк, фырк.
Куда бы ни
позвали — фырк, фырк, фырк.
Куда б ни
пригласили — фырк, фырк, фырк.
И от этого фырканья те жители, которые находились
рядом с Фыркой, начинали превращаться в разных хлюпиков. Это были и грязнусики,
у которых вся одежда была испачкана, и бяксики, которые всё время дрались, и
плаксики, которые без конца плакали, и много-много других. Наркотикус, хохоча
и потирая руки от удовольствия, исчез.
5. Работа
по учебному пособию.
- Попросить детей рассказать по картинке,
что они видят в комнате Илюши.
- Попросить детей нарисовать свою комнату.
- Какие слабости проявил Илюша?
При
обсуждении слабостей Илюши и учеников класса дать возможность высказаться всем
желающим.
- Как ты думаешь, есть ли подобные
слабости у тебя? Хотелось бы тебе избавиться от них?
В альбоме
«Уроки здоровья» нарисуй большой шар, который напоминает планету Семитония.
Придумай и нарисуй семь стран. Раскрась каждую одним цветом: красным,
оранжевым, жёлтым, зелёным, голубым, синим, фиолетовым.
- Спросить, как называется планета, с
которой прилетел Наркотикус.
Спросить учеников, что означает слово
«наркотик», объяснить смысл этого слова.
- Какой ты себе представляешь планету
Дурмания, на которой живёт Наркотикус?
Попросить
детей закончить дома рисунки планет Семитония и Дурмания.
- Рассмотрите рисунок на стр. 9. (Учебное
пособие «Приключения здоровячков» к курсу «Цветок здоровья»).
- Каких предметов не должно быть в комнате
здоровячка?
При перечислении предметов Фырки в его
домике ученики могут сказать, находятся ли у них в комнатах такие вещи.
- Какие признаки нездорового поведения
можно обнаружить у Фырки?
Объяснить, что имя Фырки и его движения
связаны с отрицательным характером хлюпика. Попросить учеников нарисовать на
бумаге маску Фырки, раздать детские ножницы и попросить вырезать ее. Эта
работа может быть закончена дома.
Объяснить ученикам, что, если у кого-то из
окружающих они видят движения, напоминающие Фыркины, можно предположить, что у
этих людей не очень хороший характер.
6. Обсудить
с учениками выполненные задания.
7. Предложить
желающим нарисовать любую картинку к сказке.
Примечание. Наиболее
интересные рисунки отбираются для Выставки здоровья, которая организуется в
классе.
8. Обобщение
по вопросам.
- Откуда появились Гнусик и Бяксик?
- Какое слово Фырки понравилось Наркотикусу?
- Знаете ли вы людей, которые курят?
- Знаете ли вы, что курить вредно? Почему?
Коллективно исполнить песенку Фырки.
Особое внимание обращается на резкий трехкратный выброс рук при произнесении
слов «фырк, фырк, фырк».
Песня Фырки на стр. 9. (Учебное пособие
«Приключения здоровячков» к курсу «Цветок здоровья» М.Л. Лазарева).
Беседа по содержанию песни по плану.
1. Фырка (слово образ*).
2. Обиженные дяди и тёти.
3. Неряха.
4. Дырявая одежда, надетая на изнанку.
5. Еда за столом грязными руками.
6. Сидение у телевизора.
7. Грубый разговор с мамой.
-
Какой вывод из всего услышанного вы бы сделали?
- Фырка хочет подарить вам своё любимое
движение рук фырк. Подумайте, стоит ли им пользоваться.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.