Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Начальные классы / Занятие по внеурочной деятельности "Бумага и её свойства"

Занятие по внеурочной деятельности "Бумага и её свойства"

Тема: Бумага и её свойства.

Класс: 1

Тип занятия: учебно-исследовательская лаборатория.

Цель: создание педагогических условий для развития познавательного интереса.

Задачи:

1) предметно-информационные: расширить знания о свойствах бумаги, закрепить понятие « опыт».

2) деятельностно-коммуникативые: закреплять умение задавать вопросы, учить составлять предположения и делать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, учить использовать теоретические знания в практической деятельности.

3) ценностно-ориентированные: воспитывать чувство уважения к мнению другого человека, развивать интерес к познанию нового.



Ход занятия:

1. Организационный момент.

-Я  уверена, что на  занятии мы сможем сделать новые интересные открытия, испытать радость общения друг с другом.

2.Актуализация опорных знаний.

А) игра «Чудесный мешочек»

- Я пришла сегодня с мешочком, как Дед Мороз. Давайте вытащим подарки. (Дети по очереди вынимают кусочки разной бумаги. Учитель прикрепляет её на доску в форме фигурки Деда Мороза и название вида бумаги.) Я попрошу вас потрогать бумагу и дать ей характеристику – какая она на ощупь. По возможности назовите бумагу.

- Какое общее слово объединяет все эти кусочки? (бумага)



3. Определение темы и цели  занятия

- Трудно найти на человека, который бы не видел бумагу, не держал её в руках.  В нашей повседневной жизни бумага настолько привычна, что мы не задумываемся о ней.

-  Какова тема нашего занятия? Цель? (Бумага и её свойства. Научиться распознавать бумагу по виду и по назначению).

- Что вы знаете о бумаге?

Слово учителя – о происхождении бумаги. Состоит из волокон.

4. Открытие новых знаний. Исследовательская работа.

Постановка проблемы

- Сейчас нам надо узнать свойства бумаги.

-Какие методы исследования мы будем использовать на этом этапе? (наблюдение, беседа и опыты).

Проведем несколько опытов. Вы – мои помощники. Давайте вспомним алгоритм (последовательность) проведения опыта:

Определить цель опытов: узнать свойства бумаги.

Выдвинуть предположения (гипотезы):

  • Мнётся

  • Горит

  • Рвётся

  • Намокает …

Выполнить практические действия.

Посмотреть на полученные результаты и сделать вывод

Опыт 1. (показать опыт)

Сомните один листок тетрадной бумаги в комок. Положите на парту. Почему лист не выпрямляется? Разверните обратно лист бумаги. Он вернулся к своему исходному состоянию, стал ровным и гладким как вначале? Что произошло?

(Ответ: бумага хорошо сохраняет форму, поэтому из неё делают разные поделки и вещи; бумага не стала гладкой, т.к. повредились, поломались её волокна, она помялась, т.е бумага обладает сминаемостью.)



Опыт 2. (показать опыт)

img058

(Ответ: бумага обладает некоторой прочностью. У мокрой бумаги она – наименьшая.)

Опыт 3. (показать опыт)

Танцующая Бумага

Нарвите тетрадную бумагу мелкими кусочками. Проведите расческой по своим волосам, а затем поднесите ее вплотную к кусочкам бумаги.

(Ответ: Кусочки начнут "танцевать". Это притягиваются друг к другу положительные и отрицательные электрические заряды. )


Опыт 4. (показать опыт)

Цветы лотоса

Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите лепестки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться.

- Как такое может быть? Объясните.

(Ответ: Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.)




5.Усвоение новых знаний и способов усвоения

- Предлагаю наш класс на время превратить в лабораторию (научный центр), а работать в этом центре будут исследовательские группы. Задание для каждой группы:

  • Подобрать бумагу для изготовления кораблика. Обосновать свой выбор.

  • Подобрать бумагу для изготовления коробочки для пуговиц. Обосновать свой выбор.

  • Подобрать бумагу для изготовления пилотки для ремонта квартиры. Обосновать свой выбор.

  • Подобрать бумагу для изготовления цветов. Обосновать свой выбор.

  • Подобрать бумагу для изготовления игрушки-дергунчика. Обосновать свой выбор.

Упражнение «Что необычного?» (на развитие критического мышления)

Можно ли букет заворачивать в газету?

Можно ли писать на туалетной бумаге?

Можно ли кальку использовать для аппликации?

А бархатную использовать для рисования?

Сделайте вывод - (бумагу лучше использовать для своей цели). Но, когда у человека необычная ситуация, то можно использовать бумагу и для других целей.

6.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

- Какие цели ставили в начале урока? (Научиться определять свойства бумаги, распознавать её виды и находить ей применение).

- Дополните предложения:

Теперь я знаю………………

Теперь я могу………………

Мне понравилось…..

Я научился….



- Сегодня вы все достойны похвалы Мудрой Совы. Оцените нашу совместную работу. Покажите понравившиеся опыты дома родителям, придумайте или найдите в литературе «свои» опыты к следующему занятию.















Самоанализ занятия  по внеурочной деятельности - кружка «Я - исследователь» Даниловой Л.Г.



 Класс: 1
Тема урока: 
Бумага и её свойства.
Тип занятия:
 открытия нового знания.


Сегодняшнее занятие одно из многих в системе занятий по обучению исследовательской деятельности.

 Его цель –   создание педагогических условий для развития познавательного интереса.

К обучающим задачам урока я отнесла 1) предметно-информационные: расширить знания о свойствах бумаги, закрепить понятие « опыт». 2) деятельностно-коммуникативые: закреплять умение задавать вопросы, учить составлять предположения и делать выводы по результатам проведенного наблюдения, опыта, учить использовать теоретические знания в практической деятельности.

К воспитательным – 3) ценностно-ориентированные: воспитывать чувство уважения к мнению другого человека, развивать интерес к познанию нового.

Занятие было также призвано способствовать развитию у учащихся навыков исследовательской деятельности, мышления и наблюдательности.

 В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

 

Личностные: уважительного отношения к иному мнению, сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

 

Познавательные: самостоятельное формулирование познавательной цели; формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.


 Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование своей работы.

 

Коммуникативные: постановка вопросов, инициативное сотрудничество, управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

В данном классе 10 учащихся . 50% детей класса высокомотивированы ,остальные учащиеся со средней мотивацией к обучению. Все дети любознательны, с радостью откликаются на новое, интересное , поэтому при проектировании занятия я учитывала эти особенности детей класса.

  Занятие строила по типу урока открытия нового знания. Но структура занятия несколько отличалась от структуры урока.

Оно включал в себя этапы:

1. Организационный момент.

2.Актуализация опорных знаний.

3. Определение темы и цели  занятия.

4. Открытие новых знаний. Исследовательская работа.

5.Усвоение новых знаний и способов усвоения

6.Подведение итогов занятия. Рефлексия.

Основным был этап Открытие новых знаний. Исследовательская работа.

Задача этого этапа – обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания детьми изученной темы.

 

Чтобы решить цель занятия , я подобрала интересное и доступное для этого возраста содержание материала: Бумага и её свойства. Тем более у детей имеется опыт работы с данным материалом – дома и в детсаду.

Материал занятия оказался нетрудным, интересным и доступным для учащихся.

 

Входе занятия я использовала интерактивные методы обучения (полилог , работа в группах, элементы мозгового штурма) и методы исследовательской деятельности (наблюдение, проведение опытов, вопросы).

 

На этапах Актуализации опорных знаний были использованы приёмы «Чудесный мешочек» - с целью поднятия заинтересованности к занятию и выявления уровня известных знаний о бумаге и Усвоения новых знаний и способов усвоения - упражнение «Что необычного?» на развитие критического мышления и творческое задание, ориентированное на решение жизненных задач.

В ходе занятия были показаны разные формы организации детей – индивидуальная ( при организации игры «Чудесный мешочек»), фронтальная ( при организации выдвижения гипотез в форме мозгового штурма), групповая работа ( при проведении самостоятельных опытов).

 

Задания были ориентированы на развитие учащихся, а именно - овладеть специальными знаниями, умениями и навыками исследовательского поиска

- видеть проблему;

  • ставить вопросы;

  • выдвигать гипотезы;

  • давать определение понятиям;

  • классифицировать;

  • наблюдать;

  • проводить опыты;

  • делать умозаключения и выводы;

  • структурировать материал;

  • объяснять, доказывать и защищать свои идеи.


 

Руководство учителя при выполнении заданий было в виде словесных инструкций, т.к. у учащихся уже имеют определённый навык такой работы.

Учащиеся имели возможность самостоятельного выбора своей роли при работе в группах.

 

Мне, в основном, удалось уложиться по времени. Темп занятия, считаю, был оптимальным.

 

Мне было легко вести занятие, т.к. ученики быстро и с интересом включались в работу. Меня порадовали их ответы, удивили высказывания по выдвижению гипотез.

 

В ходе занятия были использованы записи на доске - название видов бумаги, свойства бумаги. Наглядный материал - фигурка Деда Мороза из разных видов бумаги.

 

Цель занятия можно считать достигнутой, план занятия, в основном , реализован. Я полагаю, что все основные понятия усвоены, потому что все дети были включены в деятельность.

 

Творческое домашнее задание не вызовет затруднения у учеников,   потому что на занятии они приобрели достаточный уровень знаний и умений для включения в реальные жизненные условия.

 



  • Начальные классы
Описание:

Сегодняшнее  занятие одно из многих  в системе занятий по обучению исследовательской деятельности.

 Его цель –   создание педагогических условий для развития познавательного интереса.

Занятие  было  также призвано   способствовать развитию у учащихся  навыков исследовательской деятельности, мышления и  наблюдательности.

 В процессе выстраивания работы с детьми по этой теме я планировала сформировать следующие УУД:

 

Личностные: уважительного отношения к иному мнению,  сотрудничество со взрослыми и сверстниками.

 Познавательные: самостоятельное    формулирование познавательной цели;   формулирование проблемы, решение проблемы, построение логической цепи рассуждений; доказательство, умение структурировать знания, выбор наиболее эффективных способов решения задач.

 Регулятивные: целеполагание, планирование, прогнозирование своей работы.

 Коммуникативные:   постановка вопросов, инициативное сотрудничество,   управление поведением партнера, контроль, коррекция, оценка действий партнера.

 

Скачать материал
Автор Данилова Людмила Галлеровна
Дата добавления 08.01.2015
Раздел Начальные классы
Подраздел
Просмотров 2123
Номер материала 44099
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы