Занятие по валеологии в старшей
группе детского сада.
Тема: «Встреча с доктором
Айболитом».
Цель: формировать
представления детей старшего дошкольного возраста о здоровье как одной из
главных ценностей человеческой жизни; развивать умение выделять компоненты
здоровья человека и устанавливать их взаимосвязь; закрепить основные понятия:
«распорядок дня», «личная гигиена», «витамины», «полезные продукты», «здоровый
образ жизни»; закреплять знания детей об уходе за глазами, ушами, зубами; воспитывать
у детей навыки и потребности здорового образа жизни.
Задачи:
- сформировать привычку к здоровому образу
жизни;
- удовлетворить потребность детей в двигательной
активности;
- закреплять знания детей о том, как
сохранить и укрепить здоровье.
Материал: посылка,
план-схема, приглашение к доктору Айболиту, декорации домов(3), полоса
препятствий, костюм лисы, маски зайцев, ленточки с пришитыми изображениями
солнышка по количеству играющих, муляжи овощей, фруктов, тарелки.
Игровой персонаж:
доктор Айболит (воспитатель).
ХОД НОД.
Воспитатель:
Ребята, сегодня утром к нам в детский сад приходил почтальон. Он принес
необычную посылку. (Воспитатель вместе с детьми рассматривает ее). Давайте
посмотрим, что в ней. Здесь лежит приглашение и план-схема здания нашего
детского сада, на которой отмечен маршрут. Ребята, а вы любите ходить в гости?
( Ответы детей). Хотите узнать, кого мы сегодня навестим? А для этого вам нужно
выполнить задание: пройти по указанному маршруту.
Воспитатель вместе с детьми отправляется в
путь и с помощью плана приходят к кабинету медицинской сестры. Там их встречает
доктор Айболит.
Доктор Айболит:
Здравствуйте, дети! Я рад, что вы справились с заданием, и хочу пригласить вас
в загадочную страну.
Дети, следуя за Айболитом, входят в
спортивный зал.
Доктор Айболит:
Мы пришли в страну, в которой три города. Сначала отправимся в первый город.
(Айболит подводит детей к декорации, где изображен дом в виде глаза, а за
шторой на окне – зрачок).
Доктор Айболит: Ребята,
отгадайте загадку и узнаете, в какой город мы пришли. «Два братца через дорожку
живут, а друг друга не видят». Верно, это глаза, и город называется Глазоград.
Как вы думаете, кто из животных самый зоркий? ( Орел, сова). А зачем нужны
глаза человеку? ( Ответы детей: помогают видеть, различать и узнавать предметы,
их цвет, форму). Посмотрите друг другу в глаза. Какого они цвета? (Голубые,
карие, серые, зеленые).
Доктор Айболит
(открывает штору в домике; дети видят изображения глаз, различных по форме,
цвету, расположению, рассматривают их; затем Айболит открывает «веко» глаза –
окошко). Что можно видеть, рассматривая глаз? Цветное колечко – радужная
оболочка, или радужка. В центре глаза виден черный кружок. Он то - расширяется,
то сжимается. Это зрачок. Давайте понаблюдаем за зрачком. Посмотрите друг другу
в глаза. А теперь закройте глаза ладонями. Что произошло со зрачком? Он
расширился. А при свете? Зрачок сужается. Глаза очень нежные, поэтому они
нуждаются в защите. У каждого глаза есть стражи. Какие? ( Веки, ресницы,
брови). Они защищают наши глаза от пыли, ветра и пота. Есть еще один страж. Он
вам все хорошо знаком – это слезы. Они тоже защищают глаза от попадания в них
соринок. Глаза надо не только защищать, но и ухаживать за ними. Кто из вас
знает, что надо делать? (По утрам и вечерам – умывать). Глазам, как и нам, надо
заниматься физкультурой. Называется она «гимнастика для глаз». Давайте выполним
ее все вместе.
1-е упражнение.
Закрыть ладонями глаза, не нажимая на них,
не допускать попадания света (1-2 минуты). Открыть глаза.
2-е упражнение.
Закрыть глаза. Массировать надбровные дуги
легкими круговыми движениями указательных пальцев от носа к виску (2-3 раза).
3-е упражнение.
Закрыть глаза. Медленно переводить глазные
яблоки в крайнее левое, затем - в кране правое положение (5-6 раз).
4-е упражнение.
Открыть глаза и посмотреть на цветок,
нарисованный на стекле, затем перевести взгляд на вид из окна. (5-6 раз).
Доктор Айболит:
Эту гимнастику нужно повторять каждый день. А теперь пришло время отправиться в
другой город. Но путь к нему сложен и требует сноровки.
Дети преодолевают несколько раз полосу
препятствий:
- ходьба по гимнастической скамейке;
- подлезание под дуги;
- прыжки на двух ногах;
- лазание по гимнастической стенке;
- ходьба по узкой рейке (на равновесие).
Доктор Айболит:
Вот мы и пришли в город под названием Ухоград. Скажите, о чем мы поведем
беседу? Верно, об ушах. Органы слуха есть у животных и человека. Животным слух
помогает поймать добычу, найти друг друга. А зачем нужны уши человеку? (Ответы
детей). Закройте уши руками. Что произошло? (Плохо слышны звуки). Стало труднее
общаться нам с вами. Как же надо ухаживать за ушами? (Чистить раз в 3-4 дня).
Давайте посмотрим, все ли дети в нашей группе хорошо слышат. Поиграем в игру «Не
попадись лисе».
Цель:
проверить слух, упражнять в ходьбе на носках, врассыпную.
Ход игры: Лиса
с закрытыми глазами должна услышать и поймать зайцев, которые решили пробраться
к ней в огород. Зайцы должны как можно тише пройти мимо лисы, чтобы она не услышала
их.
Доктор Айболит:
За огородом лисы находится последний город – Зубоград. Кто из вас догадается, о
чем мы сейчас будем говорить? Правильно, о зубах. Что помогает нам переваривать
пищу? Пища во рту смачивается слюной и измельчается зубами. Первые зубы –
молочные. К 10 годам молочные зубы выпадают, а на их месте вырастают
постоянные. Как вы думаете, у кого болят зубы? (Ответы детей). Верно, у того,
кто ест много сладкого. Есть ли у зубов защитник? Есть. Зубная эмаль. Она
твердая, белая. Надо стараться ее не повредить. Что надо делать, если заболел
зуб? (Срочно идти к врачу). Как же надо ухаживать за зубами? (Ответы детей). А
сейчас игра на внимание:
«Какие продукты позволяют сохранять зубы
здоровыми?»
Цель:
формирование умения выделять полезные и вредные для здоровья зубов продукты.
Материал:
муляжи продуктов питания, овощей, фруктов, тарелки.
Ход игры:
детям предлагается разложить по тарелкам продукты, которые полезны для здоровья
зубов и которые вредны.
Доктор Айболит: Какие
вы все молодцы! Но пора собираться в дорогу. Она проходит через солнечную
полянку, где живет много солнечных зайчиков. Хотите с ними поиграть? (Ответы
детей).
Игра « Поймай солнечных зайчиков».
Цель:
Упражнять в беге врассыпную, развивать быстроту, ловкость.
Ход игры.
На шелковые ленточки пришиты изображения солнышка или зайчика. Игра проводится
по типу «Ловишки с ленточками».
Доктор Айболит: Вот
мы и вернулись в детский сад. А кто из вас запомнил, в каких городах мы
побывали? (Ответы детей). Я хочу, чтобы вы всегда помнили, что нужно беречь
свое здоровье и заботиться о своих глазах, ушах, зубах и других органах. Но об
этом мы поговорим на следующей нашей встрече. А еще я вам дам задание.
Нарисуйте, как вы дома ухаживаете за глазами, ушами и зубами. У каждого будет
свой рисунок. А затем мы оформим выставку ваших работ. До свидания, ребята! До
новых встреч!
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.