Муниципальное
общеобразовательное учреждение
«Средняя
общеобразовательная школа № 11»
ТВОРЧЕСКИЙ ОТЧЕТ
по теме: «Опыт работы по реализации программы
«Разговор о правильном питании»»
Нуштаевой Ольги Викторовны
2011 / 2012 учебный год.
1. Добрый день, уважаемые коллеги и гости
семинара! Разрешите представиться. Я – Нуштаева Ольга Викторовна – учитель
начальных классов МОУ СОШ № 11.
2. Эпиграфом педагогической деятельности считаю
слова выдающегося немецкого философа Эммануила Канта: «Я введу тебя в мир того, каким надо быть, чтобы быть
Человеком - Умным, Красивым и Здоровым». А здоровье, как известно, зависит от многих факторов,
и в первую очередь от правильного здорового питания.
При
подготовке работы по программе «Разговор о правильном питании», мы ставили
перед собой цели и задачи: формирование
представлений о необходимости сознательного отношения к своему здоровью, о
важности правильного питания как составной части сохранения и укрепления
здоровья. Участники
программы: учащиеся и родители первых классов, завуч начальных классов Янченко
Наталья Ивановна, учитель начальных классов - Нуштаева Ольга
Викторовна.
3. Разговор о правильном питании ведется на
страницах большого количества популярной и специальной литературы. А в системе
образования в 1999 году Министерством образования и науки Российской Федерации при
поддержке компании «Нестле» была разработана уникальная программа «Разговор о
правильном питании», которая направлена на формирование у детей культуры питания как составляющей здорового образа жизни.
4. Основные три кита программы.
5. УМК «Разговор о правильном питании» состоит из
трех блоков.
Программа рассчитана на дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 14
лет и состоит из 3-х частей:
1. «Разговор о правильном
питании» для дошкольников и школьников в возрасте от 6 до 8 лет.
2. «Две недели в лагере
здоровья» для школьников 9-11 лет.
3. «Формула правильного питания»
для школьников 12-14 лет.
4. Программа представляет собой
новую воспитательную технологию, которая способствует формированию у детей
основ культурного и здорового образа жизни. Замечательно, что одновременно с
этим возможно решение других, не менее важных задач. На занятиях проводилось
развитие речи (формирование лексического запаса и активного словаря,
грамматического строя языка, навыков чтения), коррекция недостаточно
сформированных психических процессов (внимание (произвольное), память
(долговременная), мелкая пальцевая моторика, мышление и его операции), развитие
наглядно-образного и наглядно-действенного, логического мышления, формирование
положительных эмоций, развитие навыков работы с учебником, техники чтения,
творческих способностей. Это происходило ненавязчиво, естественно, в доступной,
интересной, игровой форме. При изучении тем дети опирались на свой опыт,
показывая неплохие знания в бытовых сферах жизни. Это создавало ситуацию
успеха, положительный эмоциональный настрой детей, что очень важно при обучении
и воспитании детей.
А каков же наш личный вклад как участников
реализации программы? Свой отчёт мы посвятили полезности программы « Разговор
о правильном питании», не только в школах, но и в детских садах.
По статистическим данным в
России происходит резкое ухудшение здоровья детей. 30- 35 % детей,
поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в
школе в 5 раз возрастает число больных с нарушением зрения,
опорно-двигательного аппарата, в 4 раза увеличивается количество детей с
нарушением психического здоровья, в 3 раза – с заболеваниями органов
желудочно-кишечного тракта. Причинами ослабленного здоровья являются
неверная организация режима дня; недостаточное внимание физическому
воспитанию; несоблюдение светового и теплового режима и другие. Одной из частых
причин – неправильная организация питания ребёнка с ранних лет.
Беседуя
со взрослыми и детьми, мы убедились в том, что в семьях очень редко обсуждаются
вопросы правильного питания. Многие родители имеют очень смутное представление
о пищевой ценности продуктов, о связи питания и здоровья. Еще одна важная
проблема - как правильно выбрать продукты: ведь сегодня реклама уверяет нас,
что каждый из них просто необходим для жизни!
Именно
поэтому мы стали работать по программе «Разговор о правильном питании» не
только в школе, как это предполагалось вначале, но и в старшей группе детского
сада: письменные задания заменили рисованием, аппликацией, работой с
картинками, дополнили содержание новыми темами: «Что лучше всего», «Овощи и
фрукты». «Как выбрать качественный продукт» и другие. Большое впечатление
произвел на ребят эксперимент по выявлению красителей в напитках. Теперь многие
дошкольники выбирают натуральные соки. Дети с удовольствием используют упаковки
от продуктов питания для изготовления поделок, которые потом помогают
организовать театральную и игровую деятельность. Большое значение имеет,
конечно, помощь родителей.
Учащиеся школы и их семьи включились в работу и
начали создавать свои работы в рамках данной программы. Дети и их родители
узнали о правилах приема пищи, пользе тех или иных продуктов, режиме питания, о
том, что «девять десятых нашего счастья покоятся на здоровье» и о многом
другом. В общем, у них есть чему поучиться. Нами разработан проект о пользе
каши. Наши работы мы представим на конкурсе "Разговор о правильном
питании", который будет проводиться в марте 2012 года.
О правильном питании просвещаем не только детей, но и родителей через родительские
собрания, цель которых изменение
структуры питания в семье. С этой целью нами разработано и проведено
родительское собрание «Школа и здоровье» для родителей обучающихся. С
родителями на родительском собрании мы рассмотрели основные ошибки в нашем
питании:
Ø едим слишком много;
Ø употребляем жирную пищу;
Ø неправильно выбираем еду, в пище необходимы свежие
овощи, фрукты, рыба, молоко;
Ø слишком много пьем;
Ø не вовремя питаемся: вместо пяти раз, мы едим два
раза, но до полного насыщения;
Ø едим много сладкого;
Ø неправильно храним продукты и их готовим;
Ø любим лакомиться;
Ø мало знаем о питании;
Ø питание должно соответствовать возрасту.
На
собрании было проведено мини – исследование «Правильно ли питается ваш
ребенок?», которое показало, что многие родители безграмотны в этом вопросе
либо не предают особого значения проблеме питания, об этом свидетельствует диагностика
Представляем итоги анкетирования в классе работающего по
данному направлению
«Мы за здоровый образ жизни»
1. Во сколько ложитесь спать?
А) 20.00 – 0 чел., Б) 21.00 –
15 чел., В) 21.30 – 0 чел., Г) 22.00 – 10 чел., Д) 22.30 – 0 чел., Е) 23.00 – 0
чел.
2. В какое время встаете утром?
А) 06.00 – 10 чел., Б) 06.30
– 0 чел., В) 07.00 – 15 чел.
3. Выполняете ли утреннюю
зарядку?
А) да – 20 чел., Б) нет – 5
чел.
4. Сколько раз в день кушаете?
А) 2 раза – 4 чел., Б) 3
раза – 15 чел., В) 4 раза – 6 чел.
5. Любимое блюдо?
А) Салат – 9 чел., Б) Суп –
10 чел., В) Картофельное пюре – 6 чел.
6. Ежедневное меню:
Завтрак - А) Чай и бутерброд – 10
чел., Б) Второе – 13 чел., В) Не завтракают – 2 чел.
Обед - А) Только суп – 11
чел., Б) Суп и второе – 14 чел., В) Чай – 25 чел.
Ужин - А) Второе – 9 чел., Б)
Салат – 1 чел., В) Чай и печенье – 6 чел. Г) не ужинают – 2 чел., Д) Кефир
– 7 чел.
Многие
считают, что правильное питание ребенка требует больших финансовых затрат и по
карману лишь очень обеспеченным семьям. Теперь родители моих учеников знают,
что полезная и здоровая пища далеко не самая дорогая. К тому же важно не только
то, что ест ребенок, но и как организовано его питание. Оно должно быть
сбалансированное и рациональное, что обеспечит содержание в рационе всех
необходимых для роста и развития ребенка питательных веществ.
«Если мы
исправим все десять ошибок в питании, то в наших семьях будет здоровое,
правильное питание – основа здорового образа жизни» - к таким выводам пришли
родители и мы после проведённого собрания.
Древняя
восточная мудрость гласит: «Мы есть то, что мы едим». Именно эта ясная,
короткая и точная формулировка поясняет, отчего зависит наша
жизнь.
Правильное
питание в жизни человека играет ключевую роль, и именно оно является залогом
долголетия, крепкого здоровья и хорошего настроения..
И в заключение
своего творческого отчёта проведём с вами самодиагностику на выявление «правильного
питания», ответив на простой тест «Правильно ли вы питаетесь?»:
А – 3
Б – 2
В – 1
1.Как часто в течение дня питаетесь?
А) 3 раза и
более;
Б) 2 раза;
В) 1 раз.
2. Всегда
ли вы завтракаете?
А) всегда
Б) не всегда
В) никогда.
3. Из чего
состоит ваш завтрак?
4. Часто ли
вы перекусываете между завтраком и обедом, обедом и ужином?
А) никогда;
Б) 1 – 2 раза в
день;
В) 3 раза и более.
5. Как часто
вы едите овощи, фрукты, салаты?
А) 3 раза в день;
Б) 1 – 2 раза в
день;
В) 2 – 3 раза в
неделю.
6. Как часто
вы едите жареную пищу?
А) 1 раз в день;
Б) 3 -4 раза в
неделю;
В) каждый день.
7.Как часто
вы едите выпечку?
А) 1 раз в неделю;
Б) 3 – 4 раза в
неделю;
В) каждый день.
8.Что вы
намазываете на хлеб?
А) только масло;
Б) Масло с
маргарином;
В) Маргарин.
9. Сколько
раз в неделю вы едите рыбу?
А) 3 – 4 раза;
Б) 1 – 2 раза;
В) 1 раз и реже.
10. Как
часто вы едите хлеб?
А) меньше 3 дней в
неделю;
Б. от 3 до 6 дней
в неделю;
В) за каждой едой.
11.
Сколько чашек чая или кофе выпиваете за день?
А) 1 – 2;
Б) от 3 до 5;
В) 6 и более.
12. Прежде
чем есть первое блюдо с мясом, вы:
А) уберете из
тарелки весь жир;
Б) уберете часть жира;
В) оставите весь
жир.
А теперь
посмотрим, что получилось?
Ключ к тесту:
0-13 очков - есть
опасность;
14-18 очков -
улучшить питание;
19 -24 очков - хороший
режим и качество питания.
Эффективность
этого курса проверена и подтверждена нами на практике. Успешная реализация этой
программы дает нам право рекомендовать как учителям начальных классов, так и
воспитателям детских садов использовать ее в своей работе.
В заключение
хочется всем пожелать
БУДЬТЕ ЗДОРОВЫ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.