Занятие по обучению
грамоте « Дружим с буквами разными, гласными, согласными»
Тема: «
Звуки [А] [О] [У]. Гласные буквы А,О,У.
(старшая группа)
Цели:
Коррекционно-образовательные:
·
Закрепить понятие «звук»
«буква»
·
Знакомство с
понятиями «слог»,
·
проводить звуковой анализ
слов.
·
различать:
гласные, в начале и конце слова
·
упражнять в определении
позиции звука в слове.
·
закреплять графические
образы букв «А», «О», «У».
Коррекционно-развивающие:
·
развивать фонематическое и
зрительное восприятие, память, логическое мышление, общую и мелкую моторику;
·
проводить звуковой анализ
слова, различать гласные, в начале и конце слова;
·
называть слова с заданным
звуком.
Коррекционно-воспитательные:
·
стимулировать речевую
активность, обогащать эмоциональную сферу, развивать коммуникативные
качества.
·
Воспитывать познавательный
интерес, самостоятельность при выполнении заданий.
Оборудование: Буквы А, О, У. Фишки красного, синего, зеленого цвета. Демонстрационные
картинки. Раздаточные картинки. Паровозик с вагончиками. Картинки клоунов с
шарами красного, синего и зеленого цвета.
Предварительная
работа: Разучивание стихотворений «Аист» и «Слово
делится…»
Правило поведения на занятии.
- Раз, два, три, четыре, пять
Будем мы сейчас опять
Смотреть, слушать, размышлять,
Но друг другу не мешать.
Внятно, четко говорить,
Не вертеться, не шалить.
Основная часть.
Сообщение темы занятия.
-Сегодня на занятии мы будем говорить о буквах ,
звуках и слогах.
Звук,
это то, что мы слышим. Буква, это то, что мы видим, пишем, читаем.
Характеристика
звуков по артикуляционным и акустическим признакам.
На данном этапе реализуется
следующие задачи:
·
уточняется артикуляция –
положение губ, языка и зубов при произношении изучаемого звука;
Анализ артикуляции звука [у].
Звучит сигнал
паровоза: У-У-У!
— Что это гудит?
Давайте поиграем в « Живое зеркало» (дети смотрят друг на друга и произносят
звук).
- Ребята, а сейчас давайте
произнесем звук [у] и посмотрим, какое положение принимают наши губки? А как
лежит язычок во рту? (язык спокойно лежит внизу, кончик языка за нижними
зубами). Воздух свободно выходит изо рта и не встречает на пути преграду. —
Посмотрите, воздушная струя выходит через «Трубочку»
свободно, нет никакой преграды. Мы можем звук [у]голосом долго тянуть,
петь. Поэтому он называется гласным, от слова «голос», «глас».
Воздух свободно идет через рот,
Нет препятствий разных.
Голос участвует, голос поет.
Звук получается гласный
Его обозначим красным кружком, фишкой:
А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву
и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии
которой вначале слышится звук [у] и поместить ее рядом со звуком и буквой У.
Воспитатель читает стихотворение:
Что везет автомашина?
Все, что есть на букву «А»
Вот арбузы, апельсины,
Ананасы и айва.
- Какой звук вы слышите в начале всех этих слов?
Дети смотрят в «живое зеркало» (звук [a] выходит изо рта свободно и не встречает преграду)
Его
обозначим красным кружком, фишкой:
А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву
и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии
которой в начале слышится звук [а] и поместить ее рядом со звуком и буквой А
- Ребята, к
нам в детский сад сегодня принесли письмо. Это письмо от Буратино
В письме
картинка с изображением аиста
Загадка:
Это старый наш
знакомый:
Он живет на крыше
дома –
Длинноногий, длинноносый,
Длинношеий,
безголосый.
Он летает на охоту
За лягушками к
болоту.
Дети отгадывают
загадку и определяют, какой звук слышат в начале этого слова.
Раз, два, три, четыре, пять.
Очень трудно так стоять.
И не падать, не качаться,
И за столик не держаться.
|
Дети стоят на одной ноге, руки в стороны
|
Физкультминутка
«Аист»
Аист, аист длинноногий,
Покажи домой дорогу.
Аист отвечает:
— Топай — правою ногой (раз, два, три),
Топай — левою ногой (раз, два, три),
Снова — правою ногой,
Снова — левою ногой,
После — правою ногой,
После — левою ногой,
Вот тогда придешь домой
Знакомство со звуком [о].
Послушайте стихотворение. Подумайте, какое время года
описывает поэт.
Туча небо кроет,
Солнце не блестит.
Ветер в поле воет,
Дождик моросит.
Воды зашумели
Быстрого ручья.
Птички улетели
В теплые края.
— Какой первый звук в слове осень? Посмотрите, как я его
произношу. (Губы округлены и немного выдвинуты вперед,) Произнесите звук [о].(живое
зеркало)
Дети анализируют артикуляцию звука [о]. Делают вывод: звук
[о] гласный. Обозначают его фишкой.
А где же буква, обозначающая этот звук? Дети находят букву
и ставят её рядом со звуком. Детям предлагается найти картинку, в названии
которой вначале слышится звук [о] и поместить ее рядом со звуком и буквой
О.
Итог занятия.
Логопед: Молодцы ребята, вы славно потрудились и многое
сегодня узнали. А давайте ещё раз вспомним, о чем сегодня мы говорили? ( ответы
и высказывания детей)
В письме Буратино обращается к вам с просьбой. Мальвина
задала ему задание, а он не может с ним справится. Поможете ему? Детям
раздаются карточки от Буратино.
А О У
Образец: А, О, У
о у к м ю щ а н
н р ч О х д ы и А м п р в У ц м ж к еО г н л т а н х л ы А д ы н А ц д ж н ц
у ц х п д д О и О щ т э У ю я р ж О б и т ч г А
|
А О У
Образец: А, О, У
о у к м ю щ а н
н р ч О х д ы и А м п р в У ц м ж к еО г н л т а н х л ы А д ы н А ц д ж н ц
у ц х п д д О и О щ т э У ю я р ж О б и т ч г А
|
Детям предлагается: обвести буквы красным
карандашом.
А –квадратом, О-кругом, У-треугольником.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.