Занятие
для
обучающихся старшего дошкольного возраста (5-6 лет, в рамках
подготовки
к обучению в школе).
Вид
занятия: комбинированное (объяснение нового материала,
практика).
Тема:
«Русская матрёшка»
Цель:
ознакомление с видами и характерными особенностями росписи русских матрёшек из
Сергиева Посада, Семёнова, Полховского Майдана.
Задачи:
образовательные:
дать представление о русской народной деревянной игрушке - матрёшке,
познакомить с характерными особенностями формы и росписи матрёшек из Сергиева
Посада, Семёнова, Полховского Майдана;
воспитательные:
воспитывать любовь к народному искусству, уважение к народному мастеру,
создающему прекрасное для людей, приобщать к русским традициям;
развивающие:
развивать эстетическое восприятие, художественный вкус, графические умения,
творческое воображение.
Материалы
и оборудование:
для
обучающихся: графические планшеты, мольберты, бумага
для рисования, карандаши простые, ластик, акварель, кисти, баночки с водой;
для
педагога: ПК, интерактивная доска, комплект деревянных
матрёшек (либо несколько), видеоряд с изображениями матрёшек из разных городов
России, аудиозаписи русских народных песен, криками ярмарочных зазывал, доска
учебная, карандаши простые, гуашь, кисти.
Формы организации
занятия: фронтальная, индивидуальная.
Традиционные формы
организации деятельности детей: демонстрация, выставка.
Нетрадиционные
формы организации деятельности детей:
презентация видов и росписи русской матрёшки, использование обучающимися на
этапе закрепления материала графических планшетов.
Приёмы и методы
обучения:
По
источнику передачи и восприятия учебного материала: наглядный, словесный,
практический.
ХОД
ЗАНЯТИЯ
1.
Организационный момент.
2.
Изучение нового материала.
На
экране интерактивной доски крупными яркими буквами написано:
ЯРМАРКА
Педагог:
-
Ребята, сегодня мы с вами отправляемся на ярмарку. А что такое ярмарка вы
знаете?
Обучающийся:
-
Это место, где продавали разные товары и приезжали люди из разных городов и
сёл.
Педагог:
-
А как называли людей, которые продавали и всячески расхваливали свой товар?
Обучающийся:
-
Коробейники.
1-й
слайд – изображение ярмарки.
Звучит
веселая музыка, шум толпы, сквозь который слышен голос коробейников:
Подходите,
подходите!
На
товары поглядите!
Привезли
издалека
Мы
не ситцы, не шелка
И
не кольца и не брошки,
А
весёлые матрёшки!
Педагог:
-
А что это за игрушка – матрёшка?
Обучающийся:
-
Это игрушка, внутри которой находятся ещё такие же матрёшки поменьше.
Ростом
разные подружки, не похожи друг на дружку.
Все
они живут друг в дружке, а всего одна игрушка.
2-й слайд – изображение
ряда матрёшек.
Педагог
параллельно демонстрирует матрёшек.
-
Матрёшка – это разъёмная деревянная кукла, очень нарядная, загадочная, да ещё и
с чудесным сюрпризом: внутри каждой матрёшки сидит матрёшка поменьше, а в той –
ещё меньше и так ещё и ещё… И, смотрите, выстраивается большая семья матрёшек
мал мала меньше.
И
стоят эти матрёшки крепкие, круглые, краснощёкие и сияют радостной и звонкой
красотой. Кто
ни взглянет на них – глаз отвести не может!
Во всех
странах мира матрёшку считают традиционным русским сувениром, хотя
она ещё
совсем молода – ей сейчас около ста двадцати лет!
Созданная первая матрёшка была в конце 1890-х годов, и была она
легкой, изящной
– изображала
крестьянскую девушку в вышитой сорочке, сарафане и переднике, в
цветастом
платке, с черным петухом, серпом и хлебом в руках.
3-й слайд
– изображение первых русских матрёшек.
Давайте с вами
отправимся в путешествие по России и обратимся к истокам росписи
матрёшек.
Далеко
от Москвы, в большом селе Полхов Майдан Горьковской области жили удивительно
трудолюбивые люди, в каждом доме там что – то мастерили: ложки, птички –
свистульки, коробочки, грибы - копилки и, конечно же, матрёшки.
4-й,
5-й слайды
Сначала
их вытачивали из дерева (показ деревянной нераскрашенной фигурки матрёшки),
затем расписывали яркими, весёлыми красками.
Майданцы
любили рисовать на игрушках алые цветы, тёмно – зелёные травы и листья,
золотисто – красные яблоки, спелые ягоды.
6-й
слайд
Красивых и ярких матрёшек делали в селе Семёново. Эти матрёшки отличались от
майданских своим нарядом. Узнать их можно легко по росписи: алые цветы и
зелёные листья собраны в большой яркий букет, который матрёшка держит в руке.
7-й
слайд
А еще, русский город Сергиев Посад славен
своими матрёшками. Они совсем не такие как майданские или семёновские: в
сарафане с кофтой, в платке, с хлебом – солью в руках. Матрёшки эти были
украшены довольно скромно, цвета не очень яркие. Сама матрёшка выражает образ
женщины, русской красавицы: круглое лицо, яркий румянец, чёрные брови,
небольшой рот. Делали сергиевские мастера ещё матрёшек – богатырей, матрёшек –
рыцарей, матрёшек – сказочных героев. Были даже матрёшки - полководцы Кутузов и
Наполеон!
8-й,
9-й слайды
Давайте
вернёмся на ярмарку и среди множества сувениров попробуем выбрать матрёшки из
Сергиева Посада, Полховского Майдана и Семёнова.
10-
й слайд
Ярмарочный
прилавок, на котором красуются матрёшки.
Педагог:
-
Давайте с вами найдем матрёшек из Сергиева Посада. (Если обучающиеся испытывают
затруднения можно дать подсказку: сергиево – посадский мастер добивался
красочности, нарядности и декоративности, поэтому брал самые яркие краски –
красные, зелёные, синие, жёлтые, майданские мастера изображали на наряде
матрёшки цветы, ягоды, фрукты, травы, листья, характерным цветом в росписи был
малиновый, а лицо украшено забавными кудряшками, семёновские же мастера,
наоборот, краски брали не очень яркие).
Много
интересных матрёшек было на ярмарке, все они удивительно хороши! И сегодня мы с
вами будем учиться расписывать силуэты матрёшек.
Этап закрепления знаний умений и навыков.
ПРАКТИЧЕСКАЯ
РАБОТА.
Педагог:
- Я предлагаю вам
(изображения на интерактивной доске) русских матрёшек, а вы отгадываете откуда
к нам пришла эта матрёшка, а затем на графических планшетах изображаете элементы росписи
русской матрешки из разных городов России.
(Матрёшка из
Сергиева Посада) Элемент росписи – сарафан, платочек.
Обучающиеся
изображают их на графических планшетах.
(Матрёшка из Полховского
Майдана) Элемент росписи – ягоды.
.
(Матрёшка из Семёново)
Элемент росписи – букет цветов.
Физминутка.
Педагог объясняет
как нарисовать эскиз матрёшки используя геометрические формы круг и овал (такие
занятия являются подготовкой обучающихся к курсу рисования в начальных классах
школы, где различные фигуры изображаются посредством опоры на геометрические
формы, а также знакомит обучающихся с понятиями курса математики).
Педагог:
- А теперь ребята
вам необходимо проявить свою фантазию. Вы можете нарисовать такую матрёшку,
которая вам больше всего понравилась.
Обучающиеся самостоятельно
раскрашивают матрёшек в альбомах.
Итог занятия
Педагог:
- Какие игрушки
продавали на ярмарках?
- Из каких
материалов их делали?
- Что обозначает
слово матрёшка?
- Какие черты
русской красавицы отражены в матрёшке?
- Как расписывали
матрешки в Семёново, Полховском майдане, Сергиевом Посаде?
- Что ещё нового
узнали на занятии?
Ярмарка матрёшек
(выставка рисунков обучающихся).
Педагог:
- Посмотрите на наших
матрёшек, отгадайте откуда они к нам пришли? Выберите понравившуюся матрёшку.
Почему именно её вы бы купили на ярмарке? Отгадайте откуда она к нам пришла?
Докажите это.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.