(Святочный
рассказ)
В ночь под
Рождество Ефим Фомич Перекладин, коллежский секретарь, лег спать обиженный и
даже оскорбленный.
— Отвяжись ты,
нечистая сила! — рявкнул он со злобой на жену, когда та спросила, отчего он
такой хмурый.
Дело в том, что он
только что вернулся из гостей, где сказано было много неприятных и обидных
для него вещей. Сначала заговорили о пользе образования вообще, потом же
незаметно перешли к образовательному цензу служащей братии, причем было
высказано много сожалений, упреков и даже насмешек по поводу низкого уровня.
И тут, как это водится во всех российских компаниях, с общих материй перешли
к личностям.
— Взять, например,
хоть вас, Ефим Фомич, — обратился к Перекладину один юноша. — Вы занимаете
приличное место... а какое образование вы получили?
(2)— Никакого-с.
Да у нас образование и не требуется, — кротко ответил Перекладин. — Пиши
правильно, вот и всё...
— Где же это вы
правильно писать-то научились?
— Привык-с... За
сорок лет службы можно руку набить-с... Оно, конечно, спервоначалу трудно
было, делывал ошибки, но потом привык-с... и ничего...
— А знаки препинания?
— И знаки
препинания ничего... Правильно ставлю.
— Гм!.. —
сконфузился юноша. — Но привычка совсем не то, что образование. Мало того,
что вы знаки препинания правильно ставите... мало-с! (3)Нужно сознательно
ставить! Вы ставите запятую и должны сознавать, для чего ее ставите...
да-с! А это ваше бессознательное...
(4)рефлекторное
правописание и гроша не стоит. Это машинное производство и больше ничего.
Перекладин смолчал
и даже кротко улыбнулся (юноша был сын статского советника и сам имел право на
чин X класса), но теперь, ложась спать, он весь обратился в негодование и
злобу.
«Сорок лет служил,
— думал он, — и никто меня дураком не назвал, а тут, поди ты, какие критики
нашлись! „Бессознательно!.. Лефректорно! Машинное производство“... Ах,
ты, чёрт тебя возьми! Да я еще, может быть, больше тебя понимаю, даром что в
твоих университетах не был!»
Излив мысленно по
адресу критика все известные ему ругательства и согревшись под одеялом,
Перекладин стал успокаиваться.
«Я знаю...
понимаю... — думал он, засыпая. — Не поставлю там двоеточия, где запятую
нужно, стало быть, сознаю, понимаю. Да... Так-то, молодой человек... Сначала пожить
нужно, послужить, а потом уж стариков судить...»
В закрытых глазах
засыпавшего Перекладина сквозь толпу темных, улыбавшихся облаков метеором
пролетела огненная запятая. За ней другая, третья, и скоро весь безграничный
темный фон, расстилавшийся перед его воображением, покрылся густыми толпами
летавших запятых...
(5)«Хоть эти
запятые взять... — думал Перекладин, чувствуя, как его члены сладко немеют от
наступавшего сна. — Я их отлично понимаю... Для каждой могу место найти,
ежели хочешь... и... и сознательно, а не зря... Экзаменуй, и увидишь...
Запятые ставятся в разных местах, где надо, где и не надо. Чем путаннее
бумага выходит, тем больше запятых нужно. Ставятся они перед „который“ и
перед „что“. Ежели в бумаге перечислять чиновников, то каждого из них надо
запятой отделять... Знаю!»
Золотые запятые
завертелись и унеслись в сторону. На их место прилетели огненные точки...
(6)«А точка в
конце бумаги ставится... Где нужно большую передышку сделать и на слушателя
взглянуть, там тоже точка. После всех длинных мест нужно точку, чтоб
секретарь, когда будет читать, слюной не истек. Больше же нигде точка не
ставится...»
Опять налетают запятые...
Они мешаются с точками, кружатся — и (7)Перекладин видит целое сонмище
точек с запятой и двоеточий...
«И этих знаю...
— думает он. — Где запятой мало, а точки много, там надо точку с запятой.
Перед „но“ и „следственно“ всегда ставлю точку с запятой... Ну-с, а
двоеточие? Двоеточие ставится после слов „постановили“, „решили“...»
Точки с запятой и
двоеточия потухли. Наступила очередь вопросительных знаков. Эти выскочили из
облаков и заканканировали...
(8)«Эка
невидаль: знак вопросительный! Да хоть тысяча их, всем место найду. Ставятся
они всегда, когда запрос нужно делать или, положим, о бумаге справиться...
„Куда отнесен остаток сумм за такой-то год?“ или — „Не найдет ли Полицейское
управление возможным оную Иванову и проч.?“...»
Вопросительные
знаки одобрительно закивали своими крючками и моментально, словно по команде,
вытянулись в знаки восклицательные...
«Гм!.. (9)Этот
знак препинания в письмах часто ставится. „Милостивый государь мой!“ или
„Ваше превосходительство, отец и благодетель!..“ А в бумагах когда?»
Восклицательные
знаки еще больше вытянулись и остановились в ожидании...
«В бумагах они
ставятся, когда... тово... этого... как его? Гм!.. В самом деле, когда же их
в бумагах ставят? Постой... дай бог память... Гм!..»
Перекладин открыл
глаза и повернулся на другой бок. Но не успел он вновь закрыть глаза, как на
темном фоне опять появились восклицательные знаки.
«Чёрт их возьми...
Когда же их ставить нужно? — подумал он, стараясь выгнать из своего
воображения непрошенных гостей. — Неужели забыл? Или забыл, или же... никогда
их не ставил...»
Перекладин стал
припоминать содержание всех бумаг, которые он написал за сорок лет своего
служения; но как он ни думал, как ни морщил лоб, в своем прошлом он не нашел
ни одного восклицательного знака.
«Что за оказия!
Сорок лет писал и ни разу восклицательного знака не поставил... Гм!.. Но
когда же он, чёрт длинный, ставится?»
Из-за ряда огненных
восклицательных знаков показалась ехидно смеющаяся рожа юноши-критика. Сами
знаки улыбнулись и слились в один большой восклицательный знак.
Перекладин
встряхнул головой и открыл глаза.
«Чёрт знает что...
— подумал он. — Завтра к утрени вставать надо, а у меня это чертобесие из
головы не выходит... Тьфу! Но... когда же он ставится? Вот тебе и привычка!
Вот тебе и набил руку! За сорок лет ни одного восклицательного! А?»
Перекладин
перекрестился и закрыл глаза, но тотчас же открыл их; на темном фоне всё еще
стоял большой знак...
«Тьфу! Этак всю
ночь не уснешь». — (10)Марфуша! — обратился он к своей жене, которая часто
хвасталась тем, что кончила курс в пансионе. — Ты не знаешь ли, душенька,
когда в бумагах ставится восклицательный знак?
— Еще бы не
знать! Недаром в пансионе семь лет училась. Наизусть всю грамматику помню.
Этот знак ставится при обращениях, восклицаниях и при выражениях восторга,
негодования, радости, гнева и прочих чувств.
«Тэк-с... — подумал
Перекладин. — Восторг, негодование, радость, гнев и прочие чувства...»
Коллежский
секретарь задумался... Сорок лет писал он бумаги, написал он их тысячи,
десятки тысяч, но не помнит ни одной строки, которая выражала бы восторг,
негодование или что-нибудь в этом роде...
«И прочие
чувства... — думал он. — Да нешто в бумагах нужны чувства? Их и
бесчувственный писать может...»
Рожа юноши-критика
опять выглянула из-за огненного знака и ехидно улыбнулась. Перекладин
поднялся и сел на кровати. Голова его болела, на лбу выступил холодный пот...
В углу ласково теплилась лампадка, мебель глядела празднично, чистенько, от
всего так и веяло теплом и присутствием женской руки, но бедному чиноше было
холодно, неуютно, точно он заболел тифом. Знак восклицательный стоял уже не в
закрытых глазах, а перед ним, в комнате, около женина туалета и насмешливо
мигал ему...
— Пишущая машина!
Машина! — шептало привидение, дуя на чиновника сухим холодом. — Деревяшка
бесчувственная!
Чиновник укрылся
одеялом, но и под одеялом он увидел привидение, прильнул лицом к женину плечу
и из-за плеча торчало то же самое... Всю ночь промучился бедный Перекладин,
но и днем не оставило его привидение. Он видел его всюду: в надеваемых
сапогах, в блюдечке с чаем, в Станиславе...
«И прочие
чувства... — думал он. — Это правда, что никаких чувств не было... Пойду
сейчас к начальству расписываться... а разве это с чувствами делается? Так,
зря... Поздравительная машина»...
Когда Перекладин
вышел на улицу и крикнул извозчика, то ему показалось, что вместо извозчика
подкатил восклицательный знак.
Придя в переднюю
начальника, он вместо швейцара увидел тот же знак... И всё это говорило ему о
восторге, негодовании, гневе... Ручка с пером тоже глядела восклицательным
знаком. Перекладин взял ее, обмакнул перо в чернила и расписался:
«Коллежский
секретарь Ефим Перекладин!!!»
И, ставя эти три
знака, он восторгался, негодовал, радовался, кипел гневом.
— На́ тебе! На́
тебе! — бормотал он, надавливая на перо.
Огненный знак
удовлетворился и исчез.
|
1. (Святочный
рассказ) – заранее подготовленный ученик рассказывает, что это такое
Привычным
рождественским подарком были для читателей XIX века святочные рассказы, публиковавшиеся
на страницах журналов и газет. Очень разные: добрые и трогательные,
фантастические и иронические, печальные и даже скорбные, назидательные и
сентиментальные, они всегда пытались умягчить людские сердца. При всём
разнообразии праздничных рассказов сохранялось главное - особое,
рождественское мировосприятие. Истории вмещали в себя мечты о доброй и
радостной жизни, о щедрых и бескорыстных душах, о милосердном отношении друг
к другу, о победе добра над злом.
? классу: По вашему
мнению, рассказ А.П.Чехова «Восклицательный знак» - действительно святочный?
2. Какие способы
правильно писать вам известны? Какое образование для этого надо получить?
3. А вы как ставите
знаки препинания? Что имеет в виду герой рассказа под словом «сознательно»?
В слове
«сознательно» кроется цель залдания ГИА С2.1 – не машинально воспроизвести
правило, а сознательно объяснить функции знака препинания!
4. Объясните с
помощью толкового словаря смысл слова «Рефлекторное».
Как вы думаете,
почему Перекладин коверкает это слово?
Приходилось ли вам
слышать от родителей, что они правила не помнят, а как писать слово знают?
Как можно назвать их правописание?
(5) Давайте и мы сознательно
назовем функции запятых и приведем примеры их употребления в данном
отрывке.
Объясните грамотно,
почему ставятся запятые перед который и что.
(6) А мя тоже точки
по этому принципу ставим? А тогда по какому? Сформулируйте функцию точки в
письменной речи.
(7) Сформулируйте и
вы, какую функцию выполняют точка с запятой и двоеточие в письменной речи.
Дайте определение
синтаксич. конструкции, о которой говорится.
Данное
словообразование от слова «канкан» поясняет учитель.
(8) Сформулируйте,
какую функцию выполняют вопросительные знаки в письменной речи.
(9) Чем «письмо»
отличается от «бумаги»? С какой целью в этих конструкциях поставлен
восклицательный знак?
(10) Верно ли
Марфуша называет функции восклицательного знака? Обратите внимание, она
давно «закончила курс», т.е. отучилась, но до сих пор помнит правила!
( можно здесь
познакомить уч-ся со словарной статьей : Восклица́тельный знак ( ! ) — знак
препинания, который ставится в конце предложения для выражения изумления,
призыва, сильного чувства, волнения и тому подобного. Может утраиваться для
выражения большей экспрессии, сочетаться с вопросительным знаком для
обозначения вопроса-восклицания (?!) (по правилам русской пунктуации первым
пишется вопросительный знак) и с многоточием (в русской типографике
многоточие после восклицательного знака имеет не три, а две точки).
Применительно к
церковнославянской и старинной русской письменности восклицательный знак
называется удиви́тельная.)
|
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.