Тема: занятие – практикум «Какого цвета
счастье?»
Цель занятия: обратить внимание учащихся на
важность для человека эмоционального аспекта в его жизни; ознакомить с соотношением
цвета и чувств;
развивать творческий потенциал; воспитывать
коммуникативную культуру и эстетический вкус.
Оборудование: карточки с анкетными вопросами,
ватман, карандаши, кисти, краски.
Ход
занятия.
- Вступительное слово педагога.
Ребятам
предлагается вспомнить, какие настроения, эмоции, чувства свойственны человеку
и назвать их (любовь, раздражение, ненависть, ревность, симпатия, восторг и др.).
Педагог ведет с детьми беседу о том, в каком настроении все сегодня находятся,
как отразился сегодняшний день на самочувствии каждого, чего он ждет от
будущего, какие радостные события впереди.
- Анкетирование.
Сразу предупреждаю детей, что анкета –
не тест. Ответы могут быть любыми, за них не будет поставлена оценка. Цель
анкетироваения – узнать, как дети воспринимают мир, пообщаться. Всем
присутствующим предлагается заполнить приведенную ниже анкету.
Пожалуйста, представьте, что каждому из
цветов радуги соответствует какое – нибудь человеческое чувство, и назовите его
(только одно). Объясните, почему у вас это чувство ассоциируется именно с этим
цветом. Спасибо!
ЦВЕТ
|
ЧУВСТВО
|
ПОЧЕМУ ЭТО ЧУВСТВО ТАКОГО ЦВЕТА?
|
Красный
|
|
|
Оранжевый
|
|
|
Желтый
|
|
|
Зеленый
|
|
|
Голубой
|
|
|
Синий
|
|
|
Фиолетовый
|
|
|
- Итоги анкетирования.
После того как
ребята заполнили анкету, зачитываются вслух их ответы. Они часто получаются
прямо противоположными. Кто-то может «изобрести новое чувство», например «чувство
лета». Кто-то не готов дать свой вариант ответа на все цвета. Читать, кто что
написал всегда интересно. Учащиеся лучше узнают и начинают понимать друг друга.
- Практическая работа.
После этого я предлагаю детям композиционно на
бумаге оформить свои ассоциации.
Пока ребята работают, я напоминаю им основные
трактовки цвета.
КРАСНЫЙ
Любовь- яркая и
пылающая, как красный цвет. Она первоначально ассоциируется с огнем. Этим
цветом обычно рисуют все признаки любви – сердце, кровь и т. д.
Страсть – яркий
цвет, но все равно он бывает разных оттенков, от белого до пурпурного, в
зависимости от силы чувств, также ассоциируется со стихией огня, с пламенем,
жаром.
Яркость, гнев, стыд – некоторые люди краснеют, когда испытывают эти чувства. Этот цвет
возбуждает агрессию и наполняет энергией.
ОРАНЖЕВЫЙ
Позитив!!! - чувство радости.
Веселье – солнце, улыбка, энергия, заря, апельсин.
ЖЕЛТЫЙ
Счастье – желтое солнце, желтый пляжный песок и желтые бананы.
Радость,
беззаботность – цвет яркий, летний.
Чувство лета – личные воспоминания, цвет ясного дня.
Депрессия – «желтый дом», ассоциируется с психбольницей.
ЗЕЛЕНЫЙ
Печаль, болезнь, грусть – становится
зеленым, когда болен.
Меланхолия – цвет успокаивающий.
Депрессия, тоска – «тоска зеленая»
- этим все сказано.
Душевное спокойствие – зеленый
цвет успокаивает.
ГОЛУБОЙ
Печаль – этим
цветом обычно рисуют слезы, а слезы – печаль.
Нежность, спокойствие – как небо
синее и спокойное; море помогает мне успокоиться, а море
голубое.
Свобода – небо бесконечно, а
бесконечность – это свобода.
СИНИЙ
Мудрость,
умиротворение, печаль, грусть, задумчивость – синее
спокойное море, уставшее после шторма. Лунная, звездная, загадочная ночь.
Зависть – когда человеку завидно,
он чуть ли не синеет.
ФИОЛЕТОВЫЙ
Эгоизм ,безразличие – очень неопределенный цвет.
Возвышенность – мудрость и
правосудие. Самый магический и независимый цвет.
Гнев – фиолетовый – как небо перед
грозовой бурей.
Душевное спокойствие – цвет
считается успокоительно – магическим.
- Обсуждение работ.
Дети активно вступают в дискуссию. Кто-то
сетует, что среди цветов радуги нет его любимых. Кто-то удивляется
несовпадениям во взглядах. Вспоминаем конкретные примеры воздействия цвета на
наше психологическое состояние и множество представлений о роли цвета в
культуре. Белый – цвет платья невесты. Когда сдаются, то выбрасывают
белый флаг, у некоторых народов он символизирует смерть. Желтый – цвет
непостоянства, измены, его очень не любил Вильям Шекспир. А синий, оказывается,
очень любят комары, людей в синей одежде они кусают охотнее других. Светофор
традиционно состоит из трех цветов: красный, желтый, зеленый. Зеленый – цвет
природы, ее защитников, релаксации, существует понятие «зеленая улица»,
«зеленая волна». В нашем лексиконе есть устойчивые словосочетания с
использованием символики цвета: «позеленеть от злости», «краснеть от стыда»,
«мне это фиолетово»… Можно предложить детям назвать известные песни с
упоминанием цветов.
В этом диалоге важна моя роль как
ведущей, которая обращает внимание ребят на разнообразие богатство цветовой
гаммы – гаммы чувств.
- Игра – ассоциация на тему цвета.
Задачи игры – общение и возможность
лучше узнать друг друга.
Ведущий называет предмет, а остальные,
сидящие в кругу, по очереди отвечают, с каким цветом он у них ассоциируется. В
этой игре не бывает выигравших или проигравших. В заключении занятия я задаю
вопрос: «Какого цвета счастье?»
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.