Занятие
по внеурочной деятельности по биологии
Виртуальная экскурсия:
«Изучение
растительного мира степей»
Цели занятия:
Создать условия для
формирования знаний о степях, как природной зоне, дать представление о
географическом положение зоны, климатических условиях, растительном и животном
мире, развивать монологическую роль учащихся.
Задачи:
·
Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с
географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным миром.
·
Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою
деятельность и деятельность одноклассников.
·
Прививать бережное отношение к природе.
Планируемые результаты:
Личностные: формирование
мотивации к познавательной деятельности, направленную на изучение природной зоны
- степей.
Метапредметные:
умение
работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из
одной формы в другую, представлять информацию в виде текста, таблицы
Предметные: умение
объяснять приспособленность организмов к среде обитания в связи с различными
условиями природных зон
Оборудование:
ПК, проектор, карта
природных зон, мультимедийная презентация, гербарии, фотографии
У обучающихся:
технологическая карта занятия, раздаточный материал
Основные
понятия темы: особенности растений степи, прерии, пампасы, лесостепи,
недостаток влаги
Ход занятия
1 Актуализация
знаний учащихся (беседа)
- какие природные зоны
вы знаете?
- изменяется ли
растительный и животный мир при движении с севера на юг? Почему?
2. Совместное целеполагание
Учитель
зачитывает отрывок из произведения Н.В.Гоголя «…Вся поверхность земли
представлялась зелено-золотым океаном, по которому брызнули миллионы
разных цветов. Сквозь тонкие высокие стебли травы сквозили голубые,
синие и лиловые волошки; желтый дрок выскакивал вверх своею пирамидальною
верхушкою; белая кашка зонтикообразными шапками пестрела на
поверхности; занесенный бог знает откуда колос пшеницы наливался в
гуще. Под тонкими их корнями шныряли куропатки, вытянув свои шеи.
Воздух был наполнен тысячью разных птичьих свистов. В небе неподвижно
стояли ястребы, распластав свои крылья и неподвижно устремив глаза
свои в траву. Крик двигавшейся в стороне тучи диких гусей отдавался
бог знает в каком дальнем озере. Из травы подымалась мерными
взмахами чайка и роскошно купалась в синих волнах воздуха… степи,
как вы хороши!»
-что вы увидели в
словах писателя?
-что почувствовали? (увидели
разноцветье красок степи, почувствовали запахи душистых цветов, за это можно
полюбить эти места)
- что нам нужно изучить
в плане темы занятия? (своеобразие растительного мира степей)
3. Рассказ
учителя
Степи
– большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более
длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле
может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди
бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая впитаться
в почву и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях
деревья не растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий
из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.
Зима в степи
короче и теплее, чем в лесной зоне .Но достаточно холодная, с морозами до
20-30градусов. Снеговой покров маленький.
Работа учащихся
по технологической карте – выполнение задания №1 Степи - это…
Работа выполняется в
мини- группах, парах
Слайд №4 Степи
распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. В Евразии наибольшие
площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана,
Украины и Монголии. В горах образует высотный пояс (горная степь); на равнинах
— природную зону, расположенную между лесостепной зоной на севере и
полупустынной зоной на юге.
Слайд №5 - Давайте
побываем в степи и посмотрим на живой мир
1.
Работа учащихся по технологической карте – выполнение задания
№2 Заполните таблицу,
используя приложение №1 и раздаточный материал (гербарии растений)
Название природной зоны
|
Особенности климата
(температура, влажность, ветер)
|
Растения, характерные для зоны
|
Как растения приспособились к жизни в степи
|
Степи
|
|
|
|
Учащиеся зачитывают
ответы
4. учащиеся
работают по мини- проектам
Опережающее задание
(4 учащихся готовили
мини- проекты о растениях: ковыль, типчак, ракитник русский, гвоздика)
Работа по слайду
№8
Как человек влияет на
степи?
(распашка полей, применение
ядохимикатов, браконьерство, поджог растений весной на огородах с последующим
переходом на степную растительность, сбор дикорастущих растений)
В результате некоторые
растения становятся редкими и их заносят в Красную Книгу слайд № 9-11
Учащиеся записывают
названия в технологическую карту
2.
Запишите названия растений степи, которые занесены в Красную
Книгу Ульяновской области
5. Игра «Убери лишнее»
Выводы занятия (беседа)
- Какие климатические условия характерны для природной зоны степей?
- Назовите степные растения?
- Как растения степи приспособились к жизни в зоне с недостаточным
увлажнением?
|
6 Рефлексия
Я на занятии…
«Узнал новое…»
|
«Не понял…»
|
«Хотелось бы узнать ещё…»
|
|
|
|
Литература
1. В.Н.Кириленкова,
В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова
Биология 5 класс М «Дрофа», 2013 г.
Технологическая карта занятия по
внеурочной деятельности
(для учащихся)
«Изучение
растительного мира степей»
Фото
№1 Степь
3.
Продолжите
предложение. Степи – это___________________________________________________
____________________________________________________________________________________
4.
Заполните
таблицу, используя приложение №1 и раздаточный материал (гербарии растений)
Таблица №1 Характеристика зоны степей
Название
природной зоны
|
Особенности
климата
(температура,
влажность, ветер)
|
Растения,
характерные для зоны
|
Как
растения приспособились к жизни в степи
|
Степи
|
|
|
|
5.
Запишите
названия растений степи, которые занесены в Красную Книгу Ульяновской области
6.
Я на
занятии
«Узнал
новое…»
|
«Не
понял…»
|
«Хотелось
бы узнать ещё…»
|
|
|
|
Приложение №1
«Изучение
растительного мира степей»
Степи – большие
безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в
зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься
до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют
ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая впитаться в почву и
быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не
растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из
пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.
Зима в степи
короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до
20-30градусов. Снеговой покров маленький.
Характерная черта
степи — безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы,
образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др.
Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них
засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы.
Из-за недостатка
влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились
к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие– узкие листья,
мало испаряющие влагу, третьи –мясистые и сочные стебли и листья с запасом
влаги.
У некоторых
растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других –
образуются клубни и луковицы.
Весна в степи
начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.В
это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться,
отцвести, расцвести, дать семена и увять. Им хватает в течение этого месяца, в
луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. Становиться жарче и
тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения
(ковыль, типчак, овсянница). Эти растения имеют узкие листья, которые экономно
испаряют влагу, корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.
К концу лета –
началу осени степь почти совсем выгорает.
В степях
плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы.
Животный мир
степей
Также как и в
пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньшей чем
в пустыне. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и
растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким
температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны
виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному
бегу, например, антилопы ; из грызунов — строящие сложные норы суслики, сурки,
слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на
зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга,
жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.
Растения степи Ульяновской
области, занесённые в Красную Книгу
Адонис весенний
Адонис волжский
Прострел луговой
Астрагал бороздчатый
Астрагал рогоплодный
Астрагал шершавый
Копеечник крупноцветковый
Копеечник Разумовского
Люпинник белый
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.