Инфоурок Биология КонспектыЗанятие по внеурочной деятельности и презентация "Растительный мир степи"

Занятие по внеурочной деятельности и презентация "Растительный мир степи"

Скачать материал

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ vneurochka.docx

Занятие по внеурочной деятельности по биологии

 

Виртуальная экскурсия:

«Изучение растительного  мира степей»

Цели занятия:

Создать условия для формирования знаний о степях, как природной зоне, дать представление о географическом положение зоны, климатических условиях, растительном и животном мире, развивать монологическую роль учащихся.

Задачи:

·         Сформировать представление о природной зоне степей, познакомить с географическим положением зоны, климатическими условиями, растительным миром.

·         Учить детей наблюдать, рассуждать, делать выводы, оценивать свою деятельность и деятельность одноклассников.

·         Прививать бережное отношение к природе.

Планируемые результаты:

Личностные: формирование мотивации к познавательной деятельности, направленную на изучение природной зоны - степей.

Метапредметные: умение работать с различными источниками информации, преобразовывать информацию из одной формы в другую, представлять информацию в виде текста, таблицы

Предметные: умение объяснять приспособленность организмов к среде обитания в связи с различными условиями природных зон

 

Оборудование:

ПК, проектор, карта природных зон, мультимедийная  презентация, гербарии, фотографии

У обучающихся: технологическая карта занятия, раздаточный материал

 

Основные понятия темы: особенности растений степи, прерии, пампасы, лесостепи, недостаток влаги

Ход занятия

1 Актуализация знаний учащихся  (беседа)

 - какие природные зоны вы знаете?

- изменяется ли растительный и животный мир при движении с севера на юг? Почему?

2. Совместное  целеполагание

Учитель зачитывает отрывок из произведения  Н.В.Гоголя   «…Вся  поверхность  земли  представлялась  зелено-золотым  океаном,  по  которому  брызнули  миллионы  разных  цветов.  Сквозь  тонкие  высокие  стебли  травы  сквозили  голубые,  синие  и  лиловые  волошки;  желтый  дрок  выскакивал  вверх  своею  пирамидальною  верхушкою;  белая  кашка  зонтикообразными  шапками  пестрела  на  поверхности;  занесенный  бог  знает  откуда  колос  пшеницы  наливался  в  гуще.  Под  тонкими  их  корнями  шныряли  куропатки,  вытянув  свои  шеи.  Воздух  был  наполнен  тысячью  разных  птичьих  свистов.  В  небе  неподвижно  стояли  ястребы,  распластав  свои  крылья  и  неподвижно  устремив  глаза  свои  в  траву.  Крик  двигавшейся  в  стороне  тучи  диких  гусей  отдавался  бог  знает  в  каком  дальнем  озере.  Из  травы  подымалась  мерными  взмахами  чайка  и  роскошно  купалась  в  синих  волнах  воздуха…    степи,  как  вы  хороши!»

-что вы увидели в словах писателя?

-что почувствовали?  (увидели  разноцветье красок степи, почувствовали  запахи  душистых цветов, за это можно полюбить эти места)

- что нам нужно изучить в плане темы занятия? (своеобразие растительного мира степей)

3. Рассказ учителя

Степи – большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая  впитаться в почву и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне .Но достаточно холодная, с морозами до 20-30градусов. Снеговой покров маленький.

Работа учащихся по технологической карте – выполнение задания №1 Степи - это…

Работа выполняется в мини- группах,  парах

Слайд №4   Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды. В Евразии наибольшие площади степей находятся на территории Российской Федерации, Казахстана, Украины и Монголии. В горах образует высотный пояс (горная степь); на равнинах — природную зону, расположенную между лесостепной зоной на севере и полупустынной зоной на юге.

Слайд №5 - Давайте побываем в степи и посмотрим на живой мир

1.              Работа учащихся по технологической карте – выполнение задания №2    Заполните таблицу, используя приложение №1 и раздаточный материал (гербарии растений)

 

Название природной зоны

Особенности климата

(температура, влажность, ветер)

Растения, характерные для зоны

Как растения приспособились к жизни в степи

 

Степи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся зачитывают ответы

4. учащиеся работают по мини- проектам

Опережающее задание

(4 учащихся готовили мини- проекты о растениях: ковыль, типчак, ракитник русский, гвоздика)

Работа по слайду №8

Как человек влияет на степи?

(распашка полей, применение ядохимикатов, браконьерство, поджог  растений весной на огородах с последующим переходом на степную растительность, сбор дикорастущих растений)

 

В результате некоторые растения становятся редкими и их заносят в Красную Книгу слайд № 9-11

Учащиеся записывают названия в технологическую карту

2.         Запишите названия растений  степи, которые занесены в Красную Книгу Ульяновской области

                               

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                  

                                5. Игра «Убери лишнее»

                                Выводы занятия (беседа)

                 - Какие климатические условия характерны для природной зоны степей?

                 - Назовите степные растения?

                 - Как растения степи приспособились к жизни в зоне с недостаточным увлажнением?

 

 6 Рефлексия

Я на занятии…

 

«Узнал новое…»

«Не понял…»

«Хотелось бы узнать ещё…»

 

 

 

Литература  

1.       В.Н.Кириленкова,  В.И.Сивоглазов Методическое пособие к учебнику Н.И.Сонина, А.А.Плешакова Биология 5 класс М «Дрофа», 2013 г.

 

 

Технологическая карта занятия по внеурочной деятельности

(для учащихся)

«Изучение растительного мира степей»

 

                                                                        Фото №1 Степь

3.              Продолжите предложение.  Степи – это___________________________________________________

____________________________________________________________________________________

 

4.              Заполните таблицу, используя приложение №1 и раздаточный материал (гербарии растений)

Таблица №1  Характеристика зоны степей

 

Название природной зоны

Особенности климата

(температура, влажность, ветер)

Растения, характерные для зоны

Как растения приспособились к жизни в степи

 

Степи

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.         Запишите названия растений  степи, которые занесены в Красную Книгу Ульяновской области

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6.       Я на занятии

 

«Узнал новое…»

«Не понял…»

«Хотелось бы узнать ещё…»

 

 

 

 

 

 

Приложение №1

«Изучение растительного мира степей»

 

Степи – большие безлесные пространства, травянистые равнины. Лето в степях более длинное, чем в зоне лесов. Средняя температура летом 22-24 градуса, в июле может подниматься до 40 градусов выше нуля. Лето сухое и солнечное, дожди бывают редко, имеют ливневый характер. Вода стекает в низины, не успевая  впитаться в почву и быстро испаряется. Влаги в почве недостаточно, поэтому в степях деревья не растут. Летом часто дуют суховеи. Суховей – сухой, горячий ветер, приходящий из пустыни. Этот ветер приносит много неприятностей.

Зима в степи короче и теплее, чем в лесной зоне. Но достаточно холодная, с морозами до 20-30градусов. Снеговой покров маленький.

Характерная черта степи — безлесное пространство, покрытое травянистой растительностью. Травы, образующие сомкнутый или почти сомкнутый ковёр: ковыль, типчак, тонконог, мятлик, овсец и др. Растения приспосабливаются к неблагоприятным условиям. Многие из них засухоустойчивы либо активны весной, когда ещё остаётся влага после зимы.

Из-за недостатка влаги в степях не растут деревья, но трав здесь много. Травы хорошо приспособились к засухе. Одни растения имеют листья с восковым налетом, другие– узкие листья, мало испаряющие влагу, третьи –мясистые и сочные стебли и листья с запасом влаги.

У некоторых растений корни уходят глубоко в землю, чтобы добраться до воды, у других – образуются клубни и луковицы.

Весна в степи начинается рано, в феврале-марте снег уже тает и в почве скапливается влага.В это время растут луковичные растения. За месяц эти цветы успевают развиться, отцвести, расцвести, дать семена и увять. Им хватает в течение этого месяца, в луковицах скапливается запас питательных веществ и влаги. Становиться жарче и тюльпанов и ирисов степи больше не увидишь. Им на смену приходят злаковые растения (ковыль, типчак, овсянница). Эти растения имеют узкие листья, которые экономно испаряют влагу, корни помогают устоять растению, когда дуют суховеи.

К концу лета – началу осени степь почти совсем выгорает.

В степях плодородные почвы, поэтому их распахивают под посевы.

 

Животный мир степей

Также как и в пустыне, степь характеризуется высокой засушливостью, лишь немногим меньшей чем в пустыне. Зимой в степи часто бывают сильные холода, и обитающим животным и растениям приходится приспосабливаться, помимо высоких, ещё и к низким температурам. Животные активны летом преимущественно ночью. Из копытных типичны виды, отличающиеся острым зрением и способностями к быстрому и длительному бегу, например, антилопы ; из грызунов — строящие сложные норы суслики, сурки, слепыши и прыгающие виды: тушканчики, кенгуровые крысы. Большая часть птиц на зиму улетает. Обычны: степной орёл, дрофа, степной лунь, степная пустельга, жаворонки. Многочисленны пресмыкающиеся и насекомые.

 

Растения степи Ульяновской области, занесённые в Красную Книгу

Адонис весенний
Адонис волжский
Прострел луговой
Астрагал бороздчатый
Астрагал рогоплодный
Астрагал шершавый
Копеечник крупноцветковый
Копеечник Разумовского
Люпинник белый

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Занятие по внеурочной деятельности и презентация "Растительный мир степи""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Консультант по трудоустройству

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Выбранный для просмотра документ virt_ehks-3stepi-kopija.pptx

Скачать материал "Занятие по внеурочной деятельности и презентация "Растительный мир степи""

Получите профессию

HR-менеджер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Описание презентации по отдельным слайдам:

  • Виртуальная экскурсия
«Изучение растительного 
 мира степей»




Учитель: Н...

    1 слайд



    Виртуальная экскурсия
    «Изучение растительного
    мира степей»




    Учитель: Немова Л.Ю.

    МБОУ Вешкаймская СОШ №2
    имени Б. П. Зиновьева

  • Бескрайняя степь

    2 слайд

    Бескрайняя степь

  • Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью,...

    3 слайд

    Степь в физической географии — равнина, поросшая травянистой растительностью, в умеренных и субтропических зонах Северного и Южного полушарий. Характерной особенностью степей является практически полное отсутствие деревьев (не считая искусственных насаждений и лесополос вдоль водоёмов).

  • Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды.Евразия- степи Се...

    4 слайд


    Степи распространены на всех континентах, кроме Антарктиды.
    Евразия- степи
    Северная Америка – прерии
    Южная Америка- пампа
    Африка – саванны
    Австралия, Новая Зеландия- туссоки

  • Растительный мир степей

    5 слайд

    Растительный мир степей

  • Как человек  влияет на степи?-
-
-
-
-

    6 слайд

    Как человек влияет на степи?
    -
    -
    -
    -
    -

  • Они нуждаются в охране
Ульяновская область 
 Адонис весенний               ht...

    7 слайд

    Они нуждаются в охране
    Ульяновская область

    Адонис весенний http://images.yandex.ru

  • Они нуждаются в охране  Прострел луговой            http://images.yandex.ru

    8 слайд

    Они нуждаются в охране
    Прострел луговой http://images.yandex.ru

  • Они нуждаются в охране Астрагал рогоплодный   http://images.yandex.ruКопеечни...

    9 слайд

    Они нуждаются в охране
    Астрагал рогоплодный http://images.yandex.ru
    Копеечник крупноцветковый http://images.yandex.ru

  • Убери лишнее…1 234567      Почему ты так решил?

    10 слайд

    Убери лишнее…
    1
    2
    3
    4
    5
    6
    7
    Почему ты так решил?

  • Проверь себя

Расскажи об особенностях климата степной зоны
Перечисли растени...

    11 слайд

    Проверь себя

    Расскажи об особенностях климата степной зоны
    Перечисли растения степи
    Как растения приспособились к жизни в степи
    Почему необходимо беречь степи

  • Спасибо за внимание

    12 слайд

    Спасибо за внимание

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Получите профессию

Няня

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Занятие по внеурочной деятельности и презентация "Растительный мир степи" предназначены для учащихся 5-6 классов. Расширяет биологические и экологические знания учащихся. В разработке присутствует технологическая карта и приложение. В презентацию включены игровые моменты для закрепления знаний.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 656 297 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

ДОКЛАД «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ПРИ ПОДГОТОВКЕ ОБУЧАЮЩИХСЯ К ИТОГОВОЙ АТТЕСТАЦИИ ПО БИОЛОГИИ»
  • Учебник: «Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.
  • Тема: Раздел 1. Уровни оганизации живой природы
  • 31.12.2020
  • 259
  • 7
«Биология. Введение в общую биологию и экологию», Каменский А.А., Крискунов Е.А., Пасечник В.В.

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 06.06.2020 383
    • RAR 2.6 мбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Вербицкая Людмила Николаевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Вербицкая Людмила Николаевна
    Вербицкая Людмила Николаевна
    • На сайте: 3 года и 3 месяца
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 78387
    • Всего материалов: 216

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

HR-менеджер

Специалист по управлению персоналом (HR- менеджер)

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Методика подготовки к ЕГЭ по биологии в соответствии с новой структурой и содержанием КИМ

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 38 человек из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 140 человек

Курс повышения квалификации

Организация элективного курса в рамках реализации проекта "Точка роста": методология биологического эксперимента

36 ч. — 180 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Составление и использование педагогических тестов при обучении биологии

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 20 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 95 человек

Мини-курс

Основы инженерной подготовки

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Современные подходы к преподаванию географии: методика, технологии и практика

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

After Effects: продвинутые техники

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе