Инфоурок Школьному психологу Другие методич. материалыЗанятие с младшими школьниками "Маска"

Занятие с младшими школьниками "Маска"

Скачать материал

Программа открытой арт-терапевтической группы

«Говорящий рисунок».

АРТ-ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ

«МАСКА МОЕГО Я»

(техника трансперсонального подхода)

 

Упражнения, техники и методики трансперсонального подхода в арт-терапии имеют свою особенность.

Они в большей мере, чем другие направления и подходы в арт-терапии ориентированы на самоисследование и далеко не всегда на осознание конечного результата изобразительной продукции, т.е. какого-либо его смысла. Конечной целью является само переживание и сама творческая деятельность как таковая.

Трансперсональная арт-терапия направлена на создание или построение отдельного пространства, в котором человек имеет возможность исследовать себя, поверить в себя и соприкоснуться с чем-то большим, чем он знает. Она помогает познать то, что стоит за формой, цветом, обрядом, почувствовать свой собственный миф и удивиться состоянию «художника», обрести силу простого камня, научиться языку собственной души. С ее помощью можно увидеть, какими цветами человек сотрудничает с Миром, и какими красками Мир одаривает его.

 

 

Цель: нормализация эмоциональной сферы человека; актуализация внутренних личностных и творческих ресурсов; осознание собственных чувств; развитие чувства групповой сплоченности; самораскрытие.

 

            Задачи:

·         способствовать вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;

  • содействовать развитию и усилению внимания к чувствам;
  • усилить ощущения собственной личностной ценности;
  • повысить художественную компетентность участников группы;
  • способствовать пониманию собственной социальной роли, своих защит.
  • определить зоны ближайшего личностного развития участников;
  • снять внутренне напряжение.

 

 

          Время проведения – 1 час.

 

 

Вводная часть.

В древности считалось, что тот, кто надевает маску, внутренне преображается и приобретает свойства представляемого им существа. Маска как декоративный элемент должна предохранять от неблагоприятного влияния.

Маска на шлеме римского времени не только защищала, но и сообщала о героизме владельца. В театре маска воспроизводит характер и подчеркивает жестикуляцию персонажей.

С психологической т.зр. маска практически управляет нами и рассматривается как часть личности. Эти связи прослеживаются в мифологии и мистике.

Маска является инструментом восприятия материала, вытесненного в бессознательное. Она показывает нам, как мы живем, что мы делаем со своей жизнью, она выражает характер и наши страсти, борьбу между нашими требованиями к жизни, конфликт потребностей. Маска оказывает влияние как на нашу внутреннюю, так и на внешнюю жизнь.

Маски подчеркивают различные грани нашей личности и защищают нас, скрывая наши наиболее уязвимые места. Мы надеваем разные маски по разным поводам, в зависимости от ситуации, и сквозь них, немного отстранившись, мы можем взглянуть на самих себя со стороны.

Маска является одной из терапевтических тем, известной нам по старым традициям. В давние времена в ритуалах лечения маска связывала в единое целое потребности и возможности. Маска у всех народов (карнавальные праздники) тоже олицетворяла причастность к иному миру.

Персона (в переводе с лат.) – актерская маска (маска своей персоны) – социальная роль «Я», роль человека, проистекающая из общественных ожиданий, опыта обучения в раннем возрасте.

 

 

Упражнение «Путешествие с Голубой Сойкой» (под релаксационную музыку)

Ведущий предлагает участникам сесть удобно, закрыть глаза, сделать несколько вдохов и выдохов.

- Вы расслаблены….Легкость растекается по вашему телу…

Вы в лесу… Вы слышите мышиный писк, нагибаетесь посмотреть, не притаилась ли мышь в траве или в кустах, но там все спокойно… Потом раздается птичий гомон, но вы не можете понять, что это за птицы… А вот цоканье белки… вы видите ель и подходите к ней. Вы знаете – там живет Голубая Сойка, вы зовете ее…

Вытяните правую руку. Голубая сойка сядет на нее, так крепко обхватив ваш палец когтями… Войдя в резонанс с вашими внутренними вибрациями, она сделалась вашей союзницей…

Глядя в глаза Голубой Сойке, вы видите свое отражение, причем на вас та Маска, которую вы показываете миру… Голубая Сойка подражает вашей манере поведения…

Может быть вы увидите сразу несколько Масок, которыми вы наиболее часто прикрываетесь… Если вы захотите и будете готовы к этому, Голубая Сойка покажет вам ваше истинное лицо, скрытое под всеми этими Масками…

Ведущий замолкает.

Пусть воображение участников

поработает без всяких подсказок в течении 1 минуты.

     Поблагодарите Голубую Сойку за то, что она показала вам то, на что вы не обращали внимания раньше…

    А теперь возвращайтесь… и медленно открывайте глаза.

 

 

Упражнение «Маски».

Участники изготавливают маски, изображающие, как человек воспринимает себя, и как он преподносит себя миру.

Маски выполняются из бумаги, с последующим раскрашиванием акварелью и оформлением дополнительными материалами (перьями, бусинами, бисером, блестками, шерстяными нитками, мелкой аппликацией и т.п.)

Участникам предлагается отслеживать свои чувства во время работы.

По окончании работы над масками, участники рассказывают о своих «половинах» масок, о своих чувствах, о том, какие роли играет эта маска в жизни, стараются определить зоны своего ближайшего личностного развития.

 

 

 

 

 

            Анализ работ участников (для ведущего)

  • !!! Чем сильнее человек идентифицируется с Персоной, тем более он отвергает какие-либо части себя.
  • Наиболее резкий, насыщенный «радужный» окрас отражает снятие сильного напряжения, агрессии. Смешанные, грязные цвета, полученные в результате изготовления масок, чаще всего отражают внутреннее состояние авторов – «уже не тут, но еще и не там», «не прежний, но и не новый»
  • Отсутствие отдельных частей, частое использование очков, изображение длинных носов – помогает отразить «спокойное, обычное» состояние, «приоритет духовной жизни перед чувственным началом» и т.д.
  • Использование дополнительных материалов – потребность в дополнительных ресурсах и саморегуляции.
  • Эмоции, состояния, ассоциации, возникшие в процессе работы с маской эмоциональный подъем, ощущение радости, детства, удовлетворение, самопонимание, обновление, очищение, желание понравиться окружающим и др.)
  • Понимание собственной маски, социальной роли, которую она играет (облегчение взаимодействия в социуме, помощь в интимно-личностном развитии, определение зоны ближайшего развития, снятие напряжение, защита от страхов и т.д.)

 

 

Литература.

1. Пурнис Н.Е. Арт-терапия. Аспекты трансперсональной психологии. С-П.: Речь, 2008.

2. Кэмпбелл Д. Герой с тысячью лицами. К.: София, Ltd., 1997.

3. Платонова Э.Е. 10 лекций по мифологии. М.: Ось – 89, 2000.

4. Скалли Н. Золотой котел, или Странствия с тотемными животными / пер. с англ. Т. Азаркович. М.: София, 2004.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Занятие с младшими школьниками "Маска""

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 3 месяца

Специалист по связям с общественностью

Получите профессию

Бухгалтер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Цель: нормализация эмоциональной сферы человека; актуализация внутренних личностных и творческих ресурсов; осознание собственных чувств; развитие чувства групповой сплоченности; самораскрытие.

Задачи:

  • способствовать вербализации осознанного материала и связанных с ним переживаний;
  • содействовать развитию и усилению внимания к чувствам;
  • усилить ощущения собственной личностной ценности;
  • повысить художественную компетентность участников группы;
  • способствовать пониманию собственной социальной роли, своих защит.
  • определить зоны ближайшего личностного развития участников;
снять внутренне напряжение.

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 677 918 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 23.01.2018 1087
    • DOCX 40.5 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Судьина Людмила Александровна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Судьина Людмила Александровна
    Судьина Людмила Александровна
    • На сайте: 6 лет и 3 месяца
    • Подписчики: 1
    • Всего просмотров: 29757
    • Всего материалов: 13

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Методист-разработчик онлайн-курсов

Методист-разработчик онлайн-курсов

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 198 человек из 51 региона

Курс повышения квалификации

Способы повышения мотивации и формирования ответственности у детей и подростков

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 54 человека из 23 регионов
  • Этот курс уже прошли 373 человека

Курс повышения квалификации

Нейропсихологические технологии раннего вмешательства

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Преодоление тревожности, застенчивости и страхов у детей в условиях образовательного процесса

36/72 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 33 человека из 19 регионов
  • Этот курс уже прошли 237 человек

Мини-курс

Стратегии B2C маркетинга: от анализа до взаимодействия с клиентом

8 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Психологическая экспертиза в юридической сфере: теоретические аспекты

2 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 15 человек

Мини-курс

Привязанность и воспитание

3 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 73 человека из 34 регионов
  • Этот курс уже прошли 31 человек