Конспект
занятия логопедической группы
Чирятьева
Наталья Владимировна МАОУ гимназия № 49 логопункт
Тема
занятия “Гласные звуки первого ряда”.
Задачи:
·
коррекционно-образовательные:
учить детей давать сравнительную характеристику звукам А, О, У, И, Ы;
·
коррекционно-развивающие:
закреплять понятия “гласный звук”, “звук”;
·
закреплять
понятие о месте звука в слове: звук в начале слова, в конце слова;
·
выделять
гласные звуки из состава звукосочетаний, слов, а так же делать звуковой анализ
звукосочетаний из 2, 3 гласных звуков;
·
развивать
фонематические процессы;
·
развивать
артикуляционную моторику, мелкую моторику пальцев рук, общую моторику, дыхание;
·
коррекционно-воспитательные:
воспитывать уважение к товарищам, выдержку, умение работать в коллективе,
доброжелательность, отзывчивость.
Материалы и оборудование: символы
гласных звуков, дидактические пособия “Домик”, “Трафарет”, предметные картинки
на гласные звуки, атрибуты для игры “Живые звуки”, музыкальное сопровождение,
шапочки на голову с изображением пчелы, письмо.
Ход
занятия :
Логопед: Дети,
посмотрите, что сегодня принес почтальон в нашу группу. Это письмо. Хотите
узнать от кого? Нужно отгадать загадку: Полосатая хозяйка
Полетела над
лужайкой,
Похлопочет над
цветком
Он – поделиться
медком!
- Правильно,
пчела! Это письмо от пчелки. Только оно не совсем обычное, оно звуковое.
Давайте вместе его послушаем.
Письмо пчелы.
Ж-Ж-Ж Я пчела,
зовусь я Майя!
По полям всю жизнь
летаю.
Вот летала на
лугу, не смогла собрать медку.
На лужайку
прилетела, но и там я не сумела.
На лужайке той
цветы необычной красоты!
Но цветочки не
простые, все цветочки звуковые.
Чтобы мне медок
собрать, нужно звуки отгадать!
Звуков много знаю
я, только помощь мне нужна.
Вам - заданья
выполнять, мне – медок быстрей собрать.
Помогите, не
ленитесь и медком вы угоститесь!
Логопед: Ну что, ребята, поможем
пчелке собрать медок? Мы выполним задания от звуковых цветов, а пчелка соберет
медок на волшебной лужайке! Я думаю, что она угостит нас этим вкусным медком!
-Ребята! Я думаю,
что нам будет удобнее, если мы сможем летать? Нужно превратиться в пчелок!
- Чтобы в пчелок
превратиться, нужно нам принарядиться! (дети надевают на голову шапочки пчелок).
Логопед: По цветам
перелетая и заданья выполняя,
Нам – заданья,
пчелке – мед,
Вот и начался
полет!
1. Приготовились,
взлетели и на первый полетели!
Игра “Лепесток”.
На обороте каждого лепестка ромашки наклеена картинка. Необходимо определить
первый звук в слове названии картинки (количество лепестков соответствует
количеству детей)
Логопед:- А как
можно назвать все эти звуки? (гласные звуки).
- Что у них
общего? (Гласные, поются, нет преграды для воздуха, выходящего из горлышка).
- В чем различия?
(В положении рта и губ).
2. Приготовились,
взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету?- второй).
Задание:
Повторение слоговых рядов, чистоговорок, а также упражнение для развития
дыхания и голоса.
Логопед: Ребята!
Будьте внимательны и повторяйте правильно!
А-А-А - шире ротик
детвора.
У-У-У - всех детей
к себе зову.
И-И-И - ротик к
ушкам потяни.
Ы-Ы-Ы - губку вниз
ты опусти.
О-О-О - деткам очень хорошо
АН-АН-ОН-ОН
звукосочетания: АОУ ЫАО УЫИ
ПА-ПО-ПУ-ПЫ
АВ-ОВ-УВ-ИВ
-Упражнение на
дыхание: - И.П. Руки вверху. Вдохнуть и на выдохе, произнося звук О, опускать
руки вниз с нарастающей силой голоса. Затем , поднимая руки вверх произносить
звук О от самого громкого до тихого.
3. Приготовились,
взлетели! На цветок перелетели! (какой по счету? - третий).
Задание: Определи
количество звуков в звукосочетании. Составь из символов схему этих
звукосочетаний. Поиграй в игру “Живые звуки”.
Логопед: Ребята,
вы слышите?
Дети: Да! Кто-то
кричит.
Логопед: А что
кричит человек? По моему … (АУ).
Дети: АУ!
(заблудился кто-то).
Логопед:
Повторите, что вы услышали.
Дети: АУ-АУ-АУ.
Логопед: Это
звукосочетание. Так? Сколько всего звуков вы услышали? Какой первый? Какой
второй? Сложи из символов звукосочетание АУ.
Дети выполняют
задания.
(Следующее
звукосочетание УА – так плачет малыш).
Анализ и синтез
звукосочетания УА,
- “Игра живые
звуки” (звуковой анализ звукосочетания ОЫИ)
4. Ребята! Мне
кажется, что нужно немного отдохнуть (какой по счету? – четвертый цветок со
скрипичным ключом).
- Чтобы пчелкам
сил набрать,
Нужно нам
потанцевать. Динамическая пауза “Пчелки”.
5. Отдохнули,
полетели, на цветок перелетели! (какой по счету? – пятый).
Задание: Ответить
на загадку. В окошках трафарета нарисовать соответствующие символы звуков (
определение первого гласного звука в слове; и одного звука (Ы) последнего в
слове).
Логопед: Чтоб
заданье выполнять,
Нужно пальчики
размять.
Дети садятся за
столы и разминают пальчики тренажёром ( колючий пластиковый шарик “Су-джок” ) .
Затем выполняют
задания:
Загадки: 1. Звук О
Молодцы крылатые
Платья полосатые
Ростом хоть и
крохи
Укусят – будет
плохо! (осы).
2. Звук У
Он плывет по
простыне,
Как кораблик по
волне.
Он хозяйкам верный
друг,
Электрический….(утюг).
3. Звук И
Всех на свете
обшивает,
Что сошьет – не
надевает! (игла).
4. Звук А
Стою на крыше
Всех труб выше!
(антенна).
5. Звук Ы –
позиция звука: в конце слова.
Сделали дыру,
вырыли нору,
Солнце сияет, а
они не знают (кроты).
Логопед: Молодцы,
ребята! Продолжаем наш путь!
6. Приготовились,
взлетели! На цветок перелетели!
Задание: Собрать
разрезную картинку и в слове названии картинки определить место заданного звука
в слове.
Логопед: Ребята,
это сложное задание и перед его выполнением необходимо потренировать свои
глаза. (Упражнение “Зоркий глаз”- определить, что вы увидели на картинке).
Для сильной
подгруппы – позиция звука в конце слова, для слабой подгруппы – первый звук в
слове.
Логопед: Ну вот,
ребята! Вы выполнили все задания, которые приготовили вам звуковые цветочки.
Сколько всего их было? Какой был самый трудный? Какой самый веселый? Что из
заданий вам понравилось больше всего? А теперь……..
Мы с полянки
улетать собираемся и снова в группе в детишек превращаемся!
Логопед: Вы,
ребята, молодцы! Облетели все цветы!
Со всем
справились, устали?
Все заданья выполняли!
Ну а наша пчелка -
труженица,
Весь медок
собрала, умница!
Ну а нас ты
угостишь? Этим нас повеселишь! – раздается стук в дверь, принесли подарок
(горшочек меда).
Дети угощаются
медом и делятся впечатлениями по поводу занятия.
Логопед: Ребята,
да тут еще записка от пчелки!
Благодарна вам,
Ребята!
Помогли мне,
молодцы!
И спасибо пчелка
Майя говорит вам от души!
Дети благодарят
пчелку за мед.
Занятие
заканчивается.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.