Занимательная
викторина
«Времена
года»
Воспитатель
первой
квалификационной категории
МАДОУ МО Детский сад № 6 «Рябинка Файзутдинова
Гульмира Каримовна
г.
Нягань,
2015
г.
Тема:
Занимательная викторина «Времена года»
Программное содержание: Познакомить
детей с признаками времен года. Расширить их кругозор, развивать логическое
мышление. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе.
Оборудование: Таблички со
словами (которые вывешиваются на доске по мере надобности); картины природы в
разное время года; фишки в форме снежинок, листьев, солнышка, грибов; диски с
музыкальными пьесами П.И. Чайковского из цикла «Времена года»; плакаты с
пословицами о различных временах года или о месяцах.
Ведущий: Ребята, совсем недавно
мы с вами прослушали интересную сказку-загадку «Старик-годовик». Я знаю, что
она вам очень понравилась. Вот поэтому я предлагаю вам отправиться в гости к
старику-годовику и побольше узнать о признаках времен года, вспомнить, а быть
может, открыть для себя что-то новое об изменениях в живой и неживой природе с
наступлением того или иного времени года. Ну что, в путь? Но прежде, я должна
вас познакомить с правилами нашего путешествия:
1.
По сторонам не зевай, на вопросы отвечай!
2.
На вопросы отвечай фишки собирай.
3.
Чем больше фишек соберешь, тем скорей до финала дойдешь!
Итак,
с правилами вы ознакомлены, теперь мы смело можем отправляться в путь. И вот впереди
уже первая остановка. Где мы оказались, вы узнаете, если вспомните, как об этом
говорит В.И. Даль: «...Махнул старик-годовик первый раз - и полетели первые три
птицы. Повеял холод, мороз...» О каком времени года идет речь? (о зиме)
А
теперь послушайте, как передал свои ощущения зимы великий русский композитор П.И.
Чайковский в своей пьесе «Январь». Если вам сейчас надо было бы нарисовать
картину, то какие краски вы использовали, прослушав эту мелодию? (белую,
голубую, коричневую и немного желтой и зеленой).
А
теперь послушайте, что о зиме говорит поэт И. Суриков.
Чтец (1): Белый
снег пушистый в воздухе кружится
и на землю тихо падает, ложится,
И под утро снегом поле забелело,
Точно пеленою все ее одело.
Чтец (2): Улетели
птицы в дальнюю дорогу,
Улеглись медведи по своим берлогам,
У березки на плечах пышная обнова,
Ручеек в лесу зачах в ледяных оковах.
Вопросы на
зимнюю тематику. (За правильные ответы дети получают фишки в виде снежинок).
1.
Отгадайте загадки:
*
В новой стенке, в круглом окне,
Днем
стекло разбито, а к утру опять цело. (Прорубь)
*
Без рук, без топорища построено мостище. (Лед)
2.
Какая птица выводит птенцов в лютый мороз?
а)
клест;
б)
королек;
в)
воробей.
3.
Продолжи пословицу: «В зимний холод - ...» (всякий молод).
4.
Какой месяц называют «утром года»?
а)
декабрь;
б)
январь;
в)
февраль.
5.
Чем питается зимой барсук? (ничем, он зимой спит)
6.
Что в песенке солила Зима?
а)
снежинки;
б)
огурцы;
в)
снежки.
(Музыкальная
пауза «Почему медведь зимою спит?»)
Попрощаемся
с Матушкой Зимой, ждет нас дальняя дорога, а куда она нас приведет, подскажет
нам опять Старик-годовик. Что там говорится в сказке у В.И. Даля?
«...Махнул
Старик-годовик второй раз - и полетела вторая тройка. Снег стал таять, на полянах
показались цветы...»
Догадались,
ребята к кому мы в гости направляемся? (Да, к Красавице Весне). Послушайте пьесу
П.И. Чайковского из цикла «Времена года», «Апрель». Что вы услышали? (как
журчат ручьи и щебечут птицы).
Правильно,
видите, какой выразительной может быть музыка. Главное уметь слушать. А вот что
поведал нам поэт К. Фофанов.
Чтец (1):
Звонко капают капели возле нашего окна.
Птицы весело запели, в гости к нам пришла
весна!
Чтец
(2):
Вот просыпается земля, и одеваются поля.
Весна идет, чудес полна, мы ждем тебя
Весна-Красна!
Ведущий:
А теперь постарайтесь ответить на вопросы, которые подготовила для вас
Весна-Красна. (Ребята, дающие правильные ответы, получают фишки в виде зеленных
листочков).
1.
Какой месяц открывает весну?
а)
май;
б)
март;
в)
апрель.
2.
Отгадайте загадки.
·
Стоит ствол, на нем кол, на колу дворец,
во дворце певец. Кто это?
(Скворец.)
·
Тает снежок, ожил лужок, день прибывает,
когда это бывает? (Весной.)
3.
На крыльях какой птицы приходит к нам весна?
а)
галки;
б)
грача;
в)
скворца.
4.
Какой цветок общепринято считать символом весны?
а)
тюльпан;
б)
нарцисс;
в)
подснежник.
5.
Отгадайте загадки и назовите весенние месяцы.
·
Дует теплый южный ветер, солнышко все ярче
светит,
Снег худеет, мякнет, тает, грач горластый прилетает.
Что за месяц? Кто узнает?
(Март)
·
Яростно река ревет и разламывает лед.
В
домик свой скворец вернулся, а в лесу медведь проснулся.
В небе жаворонка трель. Кто же нам пришел теперь?
(Апрель)
·
Зеленеет даль полей, запевает соловей.
В белый цвет оделся сад, пчелы первые летят.
Гром грохочет. Угадай, что за месяц это?...
(Май)
6.
Кто из этих птиц возвращается к нам из дальних стран последними?
а)
жаворонок;
б)
соловей;
в)
скворец.
Вот
и справились вы с заданиями красавицы Весны, а сейчас давайте поиграем в одну
очень старинную игру, в которую любили играть наши бабушки, дедушки и даже
прабабушки и прадедушки.
Игра «Ловлю птиц на лету»
Детям на голову надевают бумажные шапочки с
изображением птиц данного края, выбирается один ловишка - водящий. «Птицы»
произносят текст, адресованный ловишке.
Мы
птички-невелички, любим по небу летать, ты попробуй нас догнать!
Водящий догоняет птиц и старается дотронуться до них.
Осаленный выбывает из игры. Последний, не осаленный, игрок получает фишку.
Ведущий: Поиграли, отдохнули, а
теперь наш путь лежит дальше. Вот что об этом говорит В.И. Даль: «... махнул
старик-годовик третий раз - полетела третья тройка. Стало жарко, душно, знойно.
Мужики стали жать рожь...»
А
сейчас послушайте еще одну пьесу П.И. Чайковского и постарайтесь мысленно
представить себе картину природы, которую навевает эта музыка. (Звучит пьеса
«Август»)
Так
о каком же времени года сейчас пойдет речь? Какую картину вы нарисовали в своем
воображении? Какие краски использовали?
(Ответы детей)
Конечно же, о жарком, знойном лете.
Чтец (1): Очень добрым,
очень светлым золотистым ясным днем
мы
пойдем -ка в гости к лету, в гости к солнышку пойдем.
Чтец (2): Земляничкой и
цветами встретят нас и лес, и луг,
Наши
песни вместе с нами, будут птицы петь вокруг.
Чтец (3): Рано утром
яркий лучик зазвенит в густой траве,
Речка
плавать нас научит, Ветер - плавать по траве.
Вопросы
на летнюю тематику.
(за
каждый правильный ответ дети получают фишку в виде солнышка)
1.
Какие растения цветут только летом?
а)
цветы;
б)
травы;
в)
деревья.
2.
Назови одним словом этих насекомых:
пчела,
оса, комар, овод
а)
кровососущие;
б)
жалящие;
в)
злюки.
3.
Какой день считается днем летнего солнцестояния?
а)
1 августа;
б)
22 июня;
в)
12 июля.
4.
Назовите месяц:
Теплый,
длинный-длинный день,
В
полдень крохотная тень.
Зацветает
в поле колос,
подает
кузнечик голос,
Дозревает
земляника.
Что
за месяц, подскажи-ка?
(Июнь)
Жаркий,
знойный душный день.
Даже
куры ищут тень.
Началась
косьба хлебов,
Время
ягод и грибов.
Дни
его - вершина лета.
Что,
скажи, за месяц это? (Июль)
Листья
клена пожелтели.
В
страны юга улетели
Быстрокрылые
стрижи.
Что
за месяц, подскажи? (Август)
5.
В каком месяце поспевают следующие ягоды:
малина,
черника, голубика?
а)
июнь;
б)
июль;
в)
август.
6.
Что нельзя получить, отдыхая летом на пляже?
а)
солнечный удар;
б)
солнечный ожог;
в)
солнечное обморожение.
(Музыкальная пауза песня «Песенка о лете»)
Ведущий: Ну что, ребята,
отдохнули, вспомнили прошедшее лето, а нам пора дальше отправляться, ждет нас
Старик-годовик. Послушайте, что в сказке написано: «Махнул Старик-годовик
четвертый раз - и полетели еще три птицы. Подул холодный ветер, посыпался частый
дождь, залегли туманы...» У ворот какого же времени года мы оказались? кто мне
подскажет? (Ответы детей)
Не
забыл про осень и уже знакомый нам композитор П.И. Чайковский, послушайте его
пьесу "Октябрь".
Какое
настроение вызвала у вас эта мелодия? Какие чувства? (Ответы детей)
Чтец (1):
Если встанешь на заре-крыша в сером
серебре...
Длинно тень ложится, долго лист кружится.
Чтец (2):
Если выйдешь поутру-галки стынут на
ветру...
Вьются над парами вслед за тракторами.
Чтец (3):
Разгуляется денек - в полдень сядешь на
пенек,
Смотришь на припеке прыгают сороки.
Чтец (4):
А в обед совсем теплынь - пахнет горькая
полынь,
Тянет медом. мятой и травой примятой.
Чтец (5):
Только этому не верь...
Осень все-таки теперь!
Солнышко бледнее, небо холоднее.
Ведущий: Вот и пришло время
погостить у последнего времени года, у златовласой красавицы Осени. Готовы ли
вы ответить на ее вопросы? Тогда слушайте! (За правильный ответ дети получают
фишки в виде грибочка).
Вопросы
на осеннюю тематику
1.
О чем в песне надо спросить об осени?
а)
Куда уходит лето?
б)
где он май?
в)
куда, куда вы удалились?
2.
Что в стихотворении А.С. Пушкина осенью дышало?
а)
река;
б)
лес;
в)
небо.
3.
Кто в стихотворении Н. Некрасова улетел поздней осенью?
а)
лебедь;
б)
грачи;
в)
вороны.
4.
Кто из русских поэтов больше других времен года любил осенью?
а)
С. Есенин;
б)
Н. Некрасов;
в)
А. Пушкин.
5.
Очарование чего прослеживается в стихах А.С. Пушкина?
а)
ушей;
б)
очей;
в)
волос.
(Музыкальная
пауза – «Прощальный танец цветов»)
Ведущий: Вот и побывали мы с
вами в гостях у всех времен года. Скажите, можно ли выбрать одно из них и
сказать о нем, что это время года самое лучшее или оно нужнее всего? (Ответы
детей). Конечно же, нет. Каждое время года по-своему прекрасно и в этом мы
лишний раз сегодня убедились.
А
сейчас настал самый волнующий момент в нашей игре.
Подсчитайте,
пожалуйста, свои функции. Таким образом, мы с вами выявим победителей
сегодняшней игры.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.