Инфоурок Музыка Другие методич. материалыЗадания творческого характера на уроках музыки

Задания творческого характера на уроках музыки

Скачать материал

Задания творческого характера на уроках музыки 

Цели: 

1. Развитие творческих способностей детей через пластические, вокальные,

художественные задания на уроках музыки.

2. Расширение художественно-эстетического опыта учащихся.

3. Воспитание интереса, любви к музыке, потребности в общении с искусством.

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной

особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как

следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает

развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на

прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения.

Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области

речи, в музыке; уроки проходят интереснее.

На своих уроках я часто использую различные задания творческого характера и с

некоторыми из них я хочу поделиться.

1. Пластическая импровизация. Происходит гармоничное развитие творческих

способностей детей через синтез музыкального и сценического искусства. Так в

симфонической сказке “Петя и волк” С. Прокофьева учащиеся не только анализируют

тембры музыкальных инструментов, но и в пластической импровизации передают образ

каждого героя: кошки, птички, утки, волка, дедушки и охотников. Осуществляется

формирование эстетического отношения к музыкально-звуковой действительности:

музыкальный звук – музыкальный образ – способ его воплощения. 

2. Вокальная импровизация. В ходе создания импровизации каждый ученик ощущает

себя творцом, композитором, где его и только его ощущения найдут воплощение в

музыкальных созвучиях. Так, на одном из уроков в 3-4 классах учащимся предлагается

придумать мелодии на заданный текст и вокально исполнить их. Как правило, это

небольшие четверостишия.

3. Иллюстрации к музыкальным произведениям. Школьники воплощают музыкальные

образы в художественные. Часто это домашние задания. Важно сформировать у них

серьезное отношение к их выполнению, т.к. в процессе воплощения музыкальных

произведений художественными образами происходит развитие ассоциативно-образного

мышления.

4. Сочинение-миниатюра. Перед слушанием учащимся ставится творческая проблемная

ситуация, в которой школьники должны выступить в роли драматурга и придумать свою

историю, которую, на их взгляд, поведала им музыка. Так, начиная с 5 класса, учащиеся

на уроках музыки пишут сочинения-миниатюры на заданное музыкальное произведение.

Также они сочиняют сказки и рассказы, где музыка была бы главным героем.

5. “Перевод на язык другого вида искусства”. Я предлагаю несколько творческих

заданий, основанных на этом приеме – после прослушивания и анализа музыкального

произведения “перевести” его на язык красок или движения. Требования к

старшеклассникам относительно этого приема усложняются как количественно, т.к. они

слушают более крупные музыкальные произведения, с более сложной формой их

построения, так и качественно, поскольку образы музыкального произведения не столь

изобразительны, а чувственный мир, напротив богаче. Ученикам предлагается сочинить

историю, рассказ или стихотворение в письменной форме, выразить в цвете (абстрактно)

образный строй каждой из частей или с помощью пантомимы изобразить содержание

данного музыкального произведения.

6. Мозговой штурм. Часто на уроках музыки я применяю этот прием. Дается задание:

составить осмысленное предложение, включающее в себя 3 заданных слова. Например:

а) музыка, литература, композитор (Композитор сочиняет музыку на основе

литературного произведения);

б) Глинка, романс, Италия (Путешествуя по Италии, Глинка написал романс

“Венецианская ночь”);

в) сюита, Бах, танец (И.С. Бах написал много сюит, состоящих из старинных танцев).

7. Синквейн. Детям дается слово к которому нужно подобрать два прилагательных, три

глагола, четыре связных слова и в конце одно обобщающее слово. Слова не должны

повторяться, также нельзя использовать однокоренные слова. Например:

а) Моцарт – солнечный, праздничный – сочиняет, творит, вдохновляет – мы любим его

музыку – классик;

б) оркестр – симфонический, камерный – играет, гастролирует, выступает – четыре

группы музыкальных инструментов – коллектив;

в) квартет – вокальный, инструментальный – импровизирует, гастролирует, музицирует –

Иван Крылов написал басню – ансамбль;

г) барокко – изящный, вычурный – увлекает, вдохновляет, завораживает – перламутровая

жемчужина неправильной формы – стиль.

8. Ассоциативный ряд. В старших классах я использую этот прием следующим образом:

после прослушивания и анализа музыкального произведения ученики должны по цепочке,

не повторяя друг друга, назвать ассоциативные слова, относящиеся к произведению, и к

уже названным словам. Все варианты ответов фиксируются ребенком в рабочей тетради.

Опираясь на перечисленные понятия, предлагается написать мини-сочинение. Например:

Патетическая соната Бетховена – трагическая – драматическая – взволнованная – бурная –

стремительная – увлекающая – героическая – победа – ликование... 

9. Презентации. Начиная с этого года, я использую презентации как творческое задание.

Это может быть опережающее задание к новой теме или наоборот домашнее задание как

обобщение музыкальных впечатлений старшеклассников. Я направляю детей, создаю с

ними план, по которому они делают презентации. 

10. Урок-путешествие, урок-игра. Огромное значение отводится обобщающим урокам в

конце каждой четверти и года. На этих уроках могут быть использованы различные

формы, методы и приемы обучения. Это могут быть уроки-путешествия, уроки-концерты,

где используются музыкальные викторины и музыкальные кроссворды. Музыкальный

материал на обобщающий урок подбирается исключительно самый яркий, самый

значимый и полюбившийся детям во всех видах деятельности.

Взаимодействие в музыкально-творческом процессе реальных и художественных

представлений обеспечивает активное развитие эмоциональной и образной сфер психики,

формирование духовного мира учащихся. Жизненная содержательность музыкальных

образов и непрестанный поиск гармонии и красоты в средствах их выражения определяет

огромную значимость музыкального творчества в эстетическом воспитании.

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Задания творческого характера на уроках музыки"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Товаровед-эксперт

Получите профессию

Менеджер по туризму

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Краткое описание документа:

Что такое творчество? Это свобода, нестандартное видение мира. Характерной

особенностью уроков музыки является творческая атмосфера, царящая на уроке, и, как

следствие, творческая активность школьников.

С эстетической точки зрения работа по развитию творческой активности помогает

развивать вкус учеников, учит видеть красивое вокруг себя, острее реагировать на

прекрасное, воспитывает их критическое чутье к словам, звукам, формам выражения.

Педагогическая направленность таких уроков очевидна: углубляются знания в области

 

речи, в музыке; уроки проходят интереснее. 

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 655 763 материала в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 08.01.2015 388
    • DOCX 15.9 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Румянцева Ирина Ивановна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Румянцева Ирина Ивановна
    Румянцева Ирина Ивановна
    • На сайте: 8 лет и 9 месяцев
    • Подписчики: 0
    • Всего просмотров: 4211
    • Всего материалов: 9

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Няня

Няня

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Оркестровые и струнные инструменты: актуальные вопросы методики преподавания в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Этот курс уже прошли 24 человека

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы методики преподавания музыкальной литературы в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 21 человек из 14 регионов
  • Этот курс уже прошли 70 человек

Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы преподавания специального фортепиано в ДМШ и ДШИ

72 ч.

2200 руб. 1100 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 37 человек из 20 регионов
  • Этот курс уже прошли 163 человека

Мини-курс

Управление проектами: концепции, практика и финансы

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

ФАОП: регулирование образовательного процесса и программ

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Управление и менеджмент в спортивной сфере

7 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе