Задания с нематематической
информацией.
Шовкань Татьяна
Анатольевна
учитель начальных
классов
Аккольской средней
школы №2
Акмолинской
области
Формирование вычислительных навыков – трудоемкая и
скучная работа, если учитель не вносит разнообразие в ее организацию.
Учебные задания с нематематической
информацией – один из возможных приёмов разнообразия деятельности в работе по
совершенствованию вычислительных навыков. Форма их записи самая разнообразная:
цепочки примеров, простые и с разветвлением, таблицы, магические квадраты,
блок-схемы. В предлагаемых заданиях даны словесные формулировки познавательных
вопросов, возможные ответы, из которых один правильный, математические задания
вычислительного характера для проверки выбора ответа и информация о животных
или событиях.
Вот некоторые задания.
·
Какая
птица может ходить по дну водоема?
Воробей – 3 Оляпка –
4* Сорока – 5
Для проверки выбора ответа воспользуйтесь цепочкой
примеров.
- 6 +7 -
6 + 5 - 4
Результат последнего действия, число 4, соответствует
слову оляпка.
Оляпка – певчая птичка бурого цвета с белой грудкой.
Она может нырять и бегать по дну водоема, цепляясь за неровности дна, камешки. Перья
у оляпки не намокают, так как они обильно смазаны жиром. Спасаясь от врагов,
оляпка ныряет в воду.
Магические квадраты
При археологических раскопках в Китае и Индии были
найдены квадратные амулеты. Квадрат разделен на 9 квадратиков, в каждом из
которых были записаны по одному числу от 1 до 9. Суммы чисел в каждой строке, в
каждом столбце и в каждой диагонали была равна одному и тому же числу (15).
Эту задачу решали тысячи лет назад китайские
математики. В средние века математические квадраты были очень популярны, они
приносили счастье.
·
За 4 года обучения мы с вами два раза
побывали в столице нашего государства.
Каждое государство славится своей столицей.
Архитектура Астаны современна и отличается от других тем, что здесь сохранили
традиции своих предков. Город расположен в центре Казахстана. Поэтому столица
является центром политической, научной, культурной и деловой жизни республики.
Какое архитектурное здание в Астане символизирует
дерево жизни?
Байтерек – 3
Ақ Орда – 9
Думан – 7
Наименьшее из вставленных чисел будет правильным
ответом.
Рассказ ученика о Байтереке.
Подобный квадрат можно
использовать и в другом задании.
·
Какая змея самая длинная в мире?
Кобра –
10
Питон – 6
Анаконда - 9
Запишите в пустые клетки таблицы
такие числа, чтобы квадрат стал магическим. Наименьшее из чисел поможет вам
ответить на вопрос.
v Анаконда
самая крупная змея в мире. Водится она по берегам рек, озёр и болот Бразилии и
Гвианы. Большую часть времени анаконда проводит в воде. Её яд смертелен для
человека. В неволе эта змея долго жить не может. Длина тела анаконды достигает
10м.
38
|
17
|
26
|
27
|
19
|
13
|
14
|
28
|
36
|
·
Какое животное самое быстрое?
Лось – 58
Гепард – 79
Заяц – 73
Выберите из первой строки таблицы наибольшее число; из
второй – наименьшее число; из третьей – не наибольшее и не наименьшее. Сумма трех
выбранных чисел поможет вам проверить ответ. (38 +13 + 28 = 79)
Каким одним словом можно назвать лося, гепарда и зайца?
Какие это животные?
По внешнему виду гепард напоминает крупную собаку с
длинными ногами и небольшой кошачьей мордой. Окраска желто-серая с бурыми и
черными пятнами. Гепард встречается на юге Туркмении, в Африке и Южной Азии.
Охота с гепардом распространена в Индии. У гепарда сильные и быстрые ноги,
охотится он исключительно на антилоп. Развивает скорость до 100 км/ч.
·
В царстве Нептуна много подданных, но больше всего – рыб.
А какая рыба самая большая нам
предстоит сейчас выяснить.
Предлагается 4 варианта ответов:
Китовая акула - 32
Тигровая акула - 36
Щука - 31
Камбала – 45
Решение магического квадрата. Найдите сумму вставленных чисел.
Это и будет правильный ответ. (6 + 4 + 0 + 10 + 12)
Правильно, ребята, самая большая рыба – это китовая акула.
Такая акула – каракула даже в самом большом автобусе не поместится. Ест эта
великанша маленькую селёдку и для людей совсем не опасна.
·
На земном шаре – четыре океана. Какой из
них самый большой?
Атлантический – 24
1
|
9
|
17
|
7
|
3
|
5
|
18
|
10
|
4
|
6
|
23
|
13
|
2
|
8
|
33
|
|
Индийский – 38
Северный Ледовитый
– 33
Тихий – 23
Правило, по которому
записаны числа в таблице, такое: в каждой строке таблицы находим сумму первых
двух чисел, а затем результаты этой суммы вычитаем из третьего числа.
Рассказ
детей о Тихом океане.
Более одной трети
земной поверхности занимает Тихий океан. Он самый большой по площади, объему
воды и самый глубокий. Он может свободно вместить все материки и острова,
которые существуют на Земле. В Тихом океане обитает много животных. Морской
ангел – самая красивая рыбка в океане, а морская змея в 20 раз ядовитее кобры.
·
Купцы, какой страны называли цену товара,
взяв друг друга за руки и нажимая на определённые суставы пальцев? Не оттуда ли
пошли слова "ударить по рукам", означавшие заключение торговой
сделки? (КИТАЙ).
0
|
2
|
5
|
14
|
30
|
50
|
84
|
83
|
100
|
И
|
Н
|
Л
|
К
|
П
|
Й
|
Т
|
В
|
А
|
27 : 3 + 20 : 4
24 : 4 – 60 : 10
100 - 24 : 3 · 2
87 – 28 : 4 + 20
33 + 17
Предложенное задание дает возможность усилить
воспитательный эффект, осуществить межпредметные связи, повысить познавательную
активность детей. Нельзя не согласиться с мнением профессора С.П.Баранова, что
при соответствующей подготовке учителя дополнительные сведения на уроке не
загружают детей, а лишь способствуют усвоению программного материала за счёт
создания интереса к учению и повышению познавательной активности. В
предлагаемых заданиях заложена смена деятельности детей и дети узнают интересные
факты, что не только расширяет их кругозор, но и способствуют общему развитию и
побуждают к самостоятельному познанию нового. Развитие стремления узнать новое
– одна из воспитательных целей этих заданий.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.