Задания к школьной
олимпиаде по литературе
10 класс
Задание №1.
1. По портретной характеристике
определите героиню, название произведения и его автора.
а) Это была ужасно похудевшая
женщина, тонкая, довольно высокая и стройная, еще с прекрасными темно-русыми
волосами и действительно раскрасневшимися до пятен щеками. Она ходила взад и
вперед по своей небольшой комнате, сжав руки на груди, с запекшимися губами и
неровно, прерывисто дышала. Глаза ее блестели как в лихорадке, но взгляд был
резок и неподвижен, и болезненное впечатление производило это чахоточное и
взволнованное лицо при последнем освещении догоравшего огарка, трепетавшего на
лице ее.
б) Ей было лет тридцать. Она была
очень бела и полна в лице, так что румянец, кажется, не мог пробиться сквозь
щеки. Бровей у нее почти совсем не было, а были на их местах две немного
припухлые, лоснящиеся полосы, с редкими светлыми волосами. Глаза
серовато-простодушные, как и все выражение лица; руки белые, но жесткие, с
выступившими наружу крупными узлами синих жил. Платье сидело на ней в обтяжку:
видно, что она не прибегала ни к какому искусству, даже к лишней юбке, чтоб
увеличить объем бедер и уменьшить талию. От этого даже и закрытый бюст ее,
когда она была без платка, мог бы послужить живописцу или скульптору моделью
в) Она была прелестна в своем простом черном платье, прелестны были ее полные
руки с браслетами, прелестна твердая шея с ниткой жемчуга, прелестны вьющиеся
волосы расстроившейся прически, прелестны грациозные легкие движения маленьких
ног и рук, прелестно это красивое лицо в своем оживлении; но было что-то
ужасное и жестокое в ее прелести.
Задание
№2.
Какие произведения заканчиваются так?
а) Он жив и доныне. Раскладывает
гранпасьянс, тоскует по прежней своей жизни в лесах, умывается лишь по
принуждению и по временам мычит.
б) Мисюсь, где ты?
в) Пел он воплощение счастия
народного!..
Задание
№3.
Основываясь
на произведениях 19 века, опишите в 5-6 предложениях, как выглядела идеальная
любовь в представлении просвещенного дворянина?
Задание
№4.
1. По данному отрывку назовите
автора и его произведение.
а) «Места, по которым они проезжали,
не могли назваться живописными. Поля, все поля, тянулись вплоть до самого
небосклона, то слегка вздымаясь, то опускаясь снова; кое-где виднелись
небольшие леса, и, усеянные редким и низким кустарником, вились овраги,
напоминая глазу их собственное изображение на старинных планах екатерининского
времени. Попадались и речки с обрытыми берегами, и крошечные пруды с худыми
плотинами, и деревеньки с низкими избенками под темными, часто до половины
разметанными крышами, и покривившиеся молотильные сарайчики с плетенными из
хвороста стенами и зевающими воротищами возле опустелых гумен, и церкви, то
кирпичные с отвалившеюся кое-где штукатуркой, то деревянные с наклонившимися
крестами и разоренными кладбищами».
б) «...а дорога тут с большака
свертывает, и идет особый поворот верст на пятнадцать к монастырю, который
называется П... пустынь. Дорожку эту монахи справили, чтобы заманчивее к ним
ездить было: преестественно, там на казенной дороге нечисть и ракиты, одни
корявые прутья торчат; а у монахов к пустыне дорожка в чистоте, разметена вся,
и подчищена, и по краям саженными березами обросла, и от тех берез такая зелень
и дух, а вдаль полевой вид обширный... Словом сказать — столь хорошо, что вот
так бы при всем этом и вскрикнул...»
в) «Покой был известного рода; ибо
гостиница была тоже известного рода, то-есть именно такая, как бывают гостиницы
в губернских городах, где за два рубля в сутки проезжающие получают покойную
комнату с тараканами, выглядывающими, как чернослив, из всех углов, и дверью в
соседнее помещение, всегда заставленною комодом, где устроивается сосед,
молчаливый и спокойный человек, но чрезвычайно любопытный, интересующийся знать
о всех подробностях проезжающего. Наружный фасад гостиницы отвечал ее
внутренности: она была очень длинна, в два этажа; нижний не был выщекатурен и
оставался в темнокрасных кирпичиках, еще более потемневших от лихих погодных
перемен и грязноватых уже самих по себе; верхний был выкрашен вечною желтою
краскою; внизу были лавочки с хомутами, веревками и баранками. В угольной из
этих лавочек, или, лучше, в окне, помещался сбитенщик с самоваром из красной
меди и лицом так же красным, как самовар, так что издали можно бы подумать, что
на окне стояло два самовара, если б один самовар не был с черною, как смоль,
бородою.».
Задание
№5.
Прочитайте
предложенный стихотворный отрывок. Назовите произведение, из которого взят
отрывок. Назовите автора произведения. Определите жанр произведения.
Раз
в крещенский вечерок
Девушки
гадали:
За
ворота башмачок,
Сняв
с ноги, бросали;
Снег
пололи; под окном
Слушали;
кормили
Счетным
курицу зерном;
Ярый
воск топили;
В
чашу с чистою водой
Клали
перстень золотой,
Серьги
изумрудны;
Расстилали
белый плат
И
над чашей пели в лад
Песенки
подблюдны.
Задание
№6.
Ответьте на каждый из поставленных
вопросов «да» (если утверждение верно) или «нет» (если утверждение неверно).
а) Эпопея,
роман, повесть, сонет, рассказ — всё это жанры эпоса.
б) Если
роман написан стихами, то он относится к лирике.
в)
Эпилог — это заключительная часть большого повествовательного произведения.
г) Эпиграмма
— это вступление к большому литературному произведению.
д) В
строке «Как сладко дремлет сад темно-зеленый» (Ф. Тютчев)
выделенное слово является олицетворением.
Задание
№7.
Перечисленные
персонажи относятся к одному литературному произведению, кроме единственного
персонажа, относящегося к другому произведению. а) Назовите оба
произведения; б) укажите, какой персонаж является «исключением»;
в) назовите автора (авторов) обоих произведений.
Отсап, Янкель, Андрий, Мазепа, Кукубенко,
Бовдюг, Голокопытенко.
Задание
№8.
Прочитайте высказывание К. Паустовского:
"Наша поэзия богата аллитерациями. Она передает любые звуки и ритмы.
" Аллитерация – это…» (закончите фразу). Докажите правомерность
высказывания писателя, основываясь на 1-2 конкретных примерах.
Задание
№9.
В
XIX веке
широко расцвел жанр эпиграммы. Вспомните или подумайте, кому, чему приведенные
ниже эпиграммы могли быть адресованы или на какой случай создавались они?
П. Карабанов
Орфей когда играл,
К вниманию древа и камни
возбуждал,
А ты когда играешь,
Нас в камни претворяешь.
|
А.С. Пушкин
Всей России притеснитель,
Губернаторов мучитель
И Совета он учитель,
А царю он – друг и брат.
|
А.С. Пушкин
Полу-милорд, полу-купец,
Полу-мудрец, полу-невежда,
Полу-подлец, но есть надежда,
Что будет полным наконец.
|
Степан Петрович
Шевырев
Певец любви, уныния и неги
Пришлет тебе лежалый пук элегий,
-
И ты его скорей в журнал пихать
Торопишься, чтоб от потомства
спрятать.
Да как ему не скучно их писать,
И как тебе не скучно их печатать?
|
Н.А. Некрасов
Толстой, ты доказал с терпеньем и
талантом,
Что женщине не следует «гулять»
Ни с камер-юнкером, ни с
флигель-адъютантом,
Когда она жена и мать.
|
|
Задание
№10.
Напишите самостоятельно эпиграмму (на
нелюбимый школьный предмет, какого-либо писателя и его произведение,
современный сериал, фильм и т.п.).
ОТВЕТЫ
Задание 1
(3 балла)
а) Ф. М. Достоевский. «Преступление
и наказание», Катерина Ивановна;
б) И. А. Гончаров. «Обломов»,
Пшеницына;
в) Л. Н. Толстой. «Анна Каренина»,
Анна.
Задание 2
(3 балла)
а) «Дикий помещик»;
б) «Дом с мезонином»;
д) «Кому на Руси жить хорошо».
Задание 3
(3 балла)
Задание 4
(3 балла)
а) И. С. Тургенев. «Отцы и дети».
б) Н. С. Лесков. «Очарованный
странник».
в) Н.В. Гоголь. «Мертвые души».
Задание 5
(3
балла)
В.А.
Жуковский. «Светлана». Баллада.
Задание 6
(5 баллов)
а) Нет;
б) нет;
в) да;
г) нет;
д) да.
Задание 7
(3
балла)
1.
«Тарас Бульба», «Полтавская битва» (или «Войнаровский).
2.
Мазепа
3.
Н.В. Гоголь, А.С. Пушкин (или К.Ф. Рылеев).
Задание 8
(2 балла)
Аллитерация (от лат. ad — к, при и littera
— буква), повторение однородных согласных звуков в стихе, фразе, строфе. А.
усиливает звуковую и интонационную выразительность стиха: "Шипенье
пенистых бокалов и пунша пламень голубой" (А. С. Пушкин).
Задание 9
(5 баллов: за точный ответ – 1 балл, за
приблизительный – 0, 5 баллов).
1. П. Карабанов Эпитафия скрипачу (возможные
ответы: музыканту, плохому музыканту, начинающему музыканту).
2. А.С. Пушкин На А.А. Аракчеева (возможные
ответы: министру, военному министру).
3. А.С. Пушкин На М.С. Воронцова (возможные
ответы: министру, губернатору, вельможе).
4. Степан Петрович Шевырев Журналисту (возможные
ответы: редактору, цензору).
5. Н.А. Некрасов Автору
«Анны Карениной» (возможные ответы: Л.Н. Толстому).
Задание
№10.
10 баллов ВСЕГО – 40
БАЛЛОВ.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.