Задания к Олимпиаде по
русскому языку в 9 классе.
Задание 1.
В каком слове три мягких
согласных?
Спешить, осень, печники, каменщик.
Количество баллов.
1 балл.
Ответ.
Каменщик
Задание 2.
Что такое топонимы? Есть ли в
русском языке слова, родственные этому лингвистическому термину? Назовите их,
если они вам известны. Приведите примеры топонимов.
Количество баллов.
Ответ на вопрос – 1 балл.
Родственное слово – 1 балл.
Пример – 0,5 балла
Ответ.
1. Топонимы – это
географические названия. (1)
2. Топография, топология (от
греч. topos - место). (До 3 баллов – в зависимости от полноты ответа и
количества примеров).
3. Киев, Нева, Альпы и
др. (1 пример – 0,5 балла)
Задание 3.
Что такое [туш]? Дайте
орфографическую запись толкуемого слова.
Количество баллов.
Орфографическая запись каждого
слова – 0, 5 балла.
Определение значения
каждого из существительных - 1 балл; определение вариантов значения а) и б) –
по 0,5 балла.
Максимум 3 балла.
Ответ.
[туш] - туш как
существительное мужского рода обозначает краткое музыкальное приветствие в
честь какого-либо лица, события, исполняемое обычно на духовых музыкальных
инструментах.
[туш] - тушь как
существительное женского рода обозначает а) черную или цветную водяную краску,
применяемую для рисования или черчения, а также б) в косметике.
Задание 4.
Найдите в пословице устаревшие
формы. Укажите соответствующие им современные формы. Раскройте
смысл этой пословицы.
Не вспоя, не вскормя,
ворога не наживешь.
Количество баллов.
До 5 баллов.
Ответ.
(Не) вспоя –
(не) вспоив (1); (не) вскормя – (не) вскормив (1); ворога –
врага (1).
Враг появляется у человека,
если он «поит и кормит» его ссорами, обидами, разногласиями, то есть вольно или
невольно прилагает усилия для его «взращивания» (До 2).
Задание 5.
Подберите фразеологизмы,
способные выразить смысл «много».
Количество баллов.
Один фразеологизм – 1 балл.
Ответ.
Куры не клюют,
тьма-тьмущая, вагон и маленькая тележка, хоть пруд пруди, хоть лопатой греби,
выше головы, яблоку негде упасть и др.
Задание 6.
Согласны ли вы с тем, что среди
следующих слов есть слово, состоящее из 5 морфем? Обоснуйте свой ответ,
указав морфемный состав каждого слова.
Подорожник, безумный, выкрикнуть, подумаете, передумал.
Количество баллов.
Состав 1 слова – 0,5 балла.
Итого максимум 2,5 балла.
Ответ.
По – дорож – ник –
нулевое окончание – 4 морфемы.
Без – ум – н – ый –
4 морфемы.
Вы – крик – ну – ть –
4 морфемы.
По – дум – а – ете –
4 морфемы.
Пере – дум – а – л –
нулевое окончание - 5 морфем.
Задание 7.
Подберите иконно русские
синонимы для заимствованных слов. Вставьте в них пропущенные буквы.
…гоизм,
ижд…венец, к…л…(с,сс)альный, ун…кальный, ин…екция, а(к,кк)орд.
Количество баллов.
Орфограмма – 0,2 балла. Всего
1,6 балла.
Синоним – 0,5 балла. Всего 3
балла.
Итого максимум 4,6 балла.
Ответ.
Эгоизм -
себялюбие, иждивенец - нахлебник, колоссальный – огромный, уникальный -
исключительный, инъекция - укол, аккорд - созвучие.
Задание 8.
В
каких словосочетаниях прилагательное имеет нулевое окончание?
а) отчий дом:
б) висячий
шкаф;
в) заячий
тулуп;
г) жгучий
мороз;
д) колючий ёж.
Ответ: А. В.
Задание
9.
Даны
пары синонимов. В какой из пар отношения между синонимами не такие, как в остальных?
Отменить – аннулировать; путешествие –
вояж; доброволец – волонтёр; черта – линия; изящество – грация; купец –
торговец; промышленность – индустрия.
Ответ: В
паре КУПЕЦ – ТОРГОВЕЦ оба синонима исконно русские слова, тогда как в
остальных парах одно из слов заимствованное.
Задание
10.
Узнайте
слова по описаниям устойчивых выражений, в которых они встречаются.
А. Её не со
всеми можно приготовить, те, кто пренебрегают ею, ослабевают, но иногда её
просят неодушевлённые предметы.
Б. Оно является
отличной средой для передвижения кисломолочных продуктов, прекрасным средством
для поддержания горения, а также основой для чепухи.
В. Находчивые
люди умеют поддерживать беседу, не пользуясь им, у людей малоимущих он обычно
меньше, чем многие необходимые вещи, а некоторых людей, испытывающих напрасные
ожидания, приходится призывать к более открытому пользованию им.
Ответ: А. КАША
– каши не сваришь, мало каши ел, ботинки каши просят.
Б. МАСЛО – как сыр в масле катается,
подлить масла в огонь, чепуха на постном масле.
В. КАРМАН – лезть за словом в карман, не
по карману, держи карман шире.
Задание 11.
Выпишите
фразеологизмы книжного характера и укажите их лексическое значение. Назовите
источник этих фразеологизмов.
Во время оно,
притча во языцех, тянуть канитель, играть с огнем, ничтоже сумняшеся, со всех
ног, почить в бозе, от зари до зари, задеть за живое, строить дом на песке,
(возвращаться) на круги своя, остаться с носом, сирота казанская, на козе не
подъедешь.
Ответ:
Во
время оно – «очень давно»; притча во языцех – «предмет всеобщих разговоров,
насмешек, пересудов; что-либо очень надоевшее»; ничтоже сумняшеся – «нисколько
не сомневаясь»; почить в бозе – «умереть», строить дом на песке – «делать
что-либо на ненадежном основании», на круги своя – «к исходному положению,
состоянию».
Это фразеологизмы
библейского происхождения. См.: Шанский Н.М., Зимин В.И., Филиппов А.В. Опыт
этимологического словаря русской фразеологии. М.: Русский язык, 1987.
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.