Инфоурок Литература Другие методич. материалыЗадания для школьного этапа олимпиады по литературе (8 класс)

Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (8 класс)

Скачать материал

ЛИТЕРАТУРА

8 класс

Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.

В. Маяковский

1-й уровень (6 заданий = 40 баллов)

 

1.1.               Назовите изученные жанры древнерусской литературы. (2*2 б.=4 балла)

1.2.               Дайте определение термину: «Гипербола - это…». (2 балла)

1.3.      Ответьте на вопрос. (8 баллов)

Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы? (4*2 б.=8 баллов)

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Волк на псарне» И.А. Крылова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

1.4.               Какие средства художественной выразительности использовали авторы? (2*4 б.=8 баллов).

1)     Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как  колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю. Лермонтов

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.А. Бунин

1.5.               Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ кратко аргументируйте (2 предложения) (6 баллов).

 Буря мглою небо кроет,

Вихри снежные крутя:

То как зверь она завоет,

То заплачет, как дитя…

А.С. Пушкин

Душно! Без счастья и воли.

Ночь бесконечно длинна.

Буря бы грянула что ли?

Чаша с краями полна!

Н.А. Некрасов

1.6.          Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены (12 баллов).

1)

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.

 

2)

Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

3)

Любишь кататься, люби и саночки возить.

4)

Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.

 

 

 

 

2-й уровень

 

2.1. Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.С. Тургенев

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,

что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Опорные вопросы:

а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?

б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?

в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?

г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?

 

3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру(0,75 страницы) на одну из предложенных тем. (10 + 10=20 баллов)

Разрешите представить моего любимого писателя

Содружество читателей будущего

Виват, романтика! (По творчеству А. Грина и др. писателей)

 

 

4-й уровень. Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (20 баллов)

 

 Всего 100 баллов


 

Ответы:

1.1   4 б. (2+2)

Житие, сатирическая повесть

1.2.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

1.3.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» рассказывает о трёх подвигах Александра Невского: битва на Неве, Ледовое побоище, поездка в Орду.

Басня И. Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е. Пугачёва.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)

 

1.4.

1) Сравнение, сравнение.  2) Олицетворение, олицетворение.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ  (макс. – 8 б.)

 

1.5.

Н.А. Некрасов

Аллегория: образ бури - социальные перемены.

А.С. Пушкин

Поэтическое описание бури как природного явления.

 

1.6.

1) Былина. 2) Басня. 3) Пословица. 4) Загадка.

Оценка: по 3  балла  за правильный ответ (макс. – 12 б.)

 

 

2.1.Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Комментарий к заданию

Автор размышляет в этом произведении над одним из вечных вопросов: «Если природа (живое существо) и человек способны одинаково чувствовать тревогу, боль, радость, тоску и т.д., то где та грань, которая их разделяет, делает чуждыми друг другу?» Именно благодаря глубине философского обобщения в этом произведении И.С. Тургенева обычная бытовая сцена превращается в серьезное размышление о жизни.

Повторы слов «тоже», «тот же», «та же», «то же» создают художественный образ тождественности эмоционального мира человека и животного.

Риторические вопросы, восклицательные предложения, многоточия, подача фраз отдельными блоками (внутренний монолог) делают «немую сцену», изображенную в произведении живой и эмоционально насыщенной.

Мотивы единичности и парности в тексте произведения взаимодействуют как художественный прием, благодаря которому писатель изображает два разных существа духовно близкими друг другу.

 

 

 

 

Просмотрено: 0%
Просмотрено: 0%
Скачать материал
Скачать материал "Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (8 класс)"

Методические разработки к Вашему уроку:

Получите новую специальность за 2 месяца

Директор десткого сада

Получите профессию

Фитнес-тренер

за 6 месяцев

Пройти курс

Рабочие листы
к вашим урокам

Скачать

Скачать материал

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

6 626 146 материалов в базе

Скачать материал

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

  • Скачать материал
    • 04.01.2018 2561
    • DOCX 50 кбайт
    • Оцените материал:
  • Настоящий материал опубликован пользователем Лобурь Ирина Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

    Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

    Удалить материал
  • Автор материала

    Лобурь Ирина Викторовна
    Лобурь Ирина Викторовна
    • На сайте: 6 лет и 4 месяца
    • Подписчики: 3
    • Всего просмотров: 79463
    • Всего материалов: 15

Ваша скидка на курсы

40%
Скидка для нового слушателя. Войдите на сайт, чтобы применить скидку к любому курсу
Курсы со скидкой

Курс профессиональной переподготовки

Технолог-калькулятор общественного питания

Технолог-калькулятор общественного питания

500/1000 ч.

Подать заявку О курсе

Курс повышения квалификации

Эмоциональный интеллект (обучающий тренинг)

36 ч. — 144 ч.

от 1700 руб. от 850 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 176 человек из 47 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Организация воспитательной деятельности в условиях реализации ФГОС

Специалист в области воспитания

300/600 ч.

от 7900 руб. от 3950 руб.
Подать заявку О курсе
  • Сейчас обучается 96 человек из 40 регионов

Курс повышения квалификации

Анализ хозяйственной деятельности

36 ч. — 180 ч.

от 1580 руб. от 940 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Концепции управления продуктом и проектом: стратегии и практика.

10 ч.

1180 руб. 590 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Взаимоотношения в семье и успех детей

4 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе

Мини-курс

Галерейный бизнес: медиа, PR и cотрудничество

6 ч.

780 руб. 390 руб.
Подать заявку О курсе