Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Другое / Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (8 класс)

Задания для школьного этапа олимпиады по литературе (8 класс)

ЛИТЕРАТУРА

8 класс

Пользу книг ничем не измерить,
Книга в жизнь открывает двери.
В. Маяковский

1-й уровень (6 заданий = 40 баллов)


    1. Назовите изученные жанры древнерусской литературы. (2*2 б.=4 балла)

    2. Дайте определение термину: «Гипербола - это…». (2 балла)

1.3. Ответьте на вопрос. (8 баллов)

Какие исторические события нашли отражение в следующих произведениях литературы? (4*2 б.=8 баллов)

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского», «Волк на псарне» И.А. Крылова, «Тарас Бульба» Н.В. Гоголя, «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

    1. Какие средства художественной выразительности использовали авторы? (2*4 б.=8 баллов).

  1. Твой стих, как божий дух, носился над толпой

И, отзыв мыслей благородных,

Звучал, как колокол, на башне вечевой

Во дни торжеств и бед народных.

М.Ю. Лермонтов

2) Тропами потаёнными, глухими,

В лесные чащи сумерки идут.

Засыпанные листьями сухими

Леса молчат – осенней ночи ждут.

И.А. Бунин

    1. Сопоставьте фрагменты стихотворений. В каком из них образ бури аллегоричен (иносказателен)? Свой ответ кратко аргументируйте (2 предложения) (6 баллов).

       Буря мглою небо кроет,

      Вихри снежные крутя:

      То как зверь она завоет,

      То заплачет, как дитя…

      А.С. Пушкин

      Душно! Без счастья и воли.

      Ночь бесконечно длинна.

      Буря бы грянула что ли?

      Чаша с краями полна!

      Н.А. Некрасов

    2. Определите жанр каждого из произведений, отрывки из которых приведены (12 баллов).

1)

Не сырой дуб к земле клонится,

Не бумажные листочки расстилаются,

Расстилается сын перед батюшкой,

Он и просит себе благословеньица:

Ох ты гой еси, родимый милый батюшка!

Дай ты мне свое благословеньице,

Я поеду в славный стольный Киев-град,

Помолиться чудотворцам киевским,

Заложиться за князя Владимира,

Послужить ему верой-правдою,

Постоять за веру христианскую.


2)

Голодная лисица заметила свесившуюся с лозы гроздь винограда и хотела было достать ее, но не могла. Ушла она и говорит: «Он еще не дозрел». Иной не может сделать что-либо из-за недостатка сил, а винит в этом случай.

3)

Любишь кататься, люби и саночки возить.

4)

Спереди пятачок,

сзади крючок,

посередине спинка,

на спинке щетинка.





2-й уровень


2.1. Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Выполните целостный анализ предложенного произведения. Вы можете опираться на данные после него вопросы, а может выбрать собственный путь анализа. Ваша работа должна представлять собой цельный, связный, завершенный текст.

И.С. Тургенев

Собака

Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря.

Собака сидит передо мною — и смотрит мне прямо в глаза.

И я тоже гляжу ей в глаза.

Она словно хочет сказать мне что-то. Она немая, она без слов, она сама себя не понимает — но я ее понимаю.

Я понимаю, что в это мгновенье и в ней и во мне живет одно и то же чувство,

что между нами нет никакой разницы. Мы тождественны; в каждом из нас горит и светится тот же трепетный огонек.

Смерть налетит, махнет на него своим холодным широким крылом...

И конец!

Кто потом разберет, какой именно в каждом из нас горел огонек?

Нет! Это не животное и не человек меняются взглядами...

Это две пары одинаковых глаз устремлены друг на друга.

И в каждой из этих пар, в животном и в человеке — одна и та же жизнь жмется пугливо к другой.

Февраль, 1878

Опорные вопросы:

а) Над какими вопросами размышляет автор в этом произведении? Каким образом обычная бытовая сцена превращается в размышление над вечными вопросами?

б) В очень коротком произведении несколько раз появляются слова “тоже”, “тот же”, “то же”, “та же”. Какой художественной цели служат эти повторы?

в) Как автору удается сделать статичную “немую” сцену эмоционально насыщенной, передающей движение мыслей и чувств?

г) Как взаимодействуют в тексте произведения мотивы единичности и парности?


3-й уровень. Творческое задание (1 задание – 20 баллов)

3.1. Напишите сочинение-миниатюру(0,75 страницы) на одну из предложенных тем. (10 + 10=20 баллов)

Разрешите представить моего любимого писателя

Содружество читателей будущего

Виват, романтика! (По творчеству А. Грина и др. писателей)



4-й уровень. Выразительное чтение наизусть. Поясните выбор художественного произведения (20 баллов)


Всего 100 баллов


Ответы:

    1. 4 б. (2+2)

Житие, сатирическая повесть

1.2.

Гипербола – это средство художественного изображения, основанное на чрезмерном преувеличении.

1.3.

«Повесть о житии и о храбрости благородного и великого князя Александра Невского» рассказывает о трёх подвигах Александра Невского: битва на Неве, Ледовое побоище, поездка в Орду.

Басня И. Крылова «Волк на псарне» посвящена войне 1812 года.

Повесть Н. В. Гоголя «Тарас Бульба» повествует о войне казачества с польскими панами (XVI век).

Роман «Капитанская дочка» Пушкина переносит нас в 18 век и рассказывает о восстании Е. Пугачёва.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ (макс. – 8 б.)


1.4.

1) Сравнение, сравнение. 2) Олицетворение, олицетворение.

Оценка: по 2 балла за правильный ответ  (макс. – 8 б.)


1.5.

Н.А. Некрасов

Аллегория: образ бури - социальные перемены.

А.С. Пушкин

Поэтическое описание бури как природного явления.


1.6.

1) Былина. 2) Басня. 3) Пословица. 4) Загадка.

Оценка: по 3  балла  за правильный ответ (макс. – 12 б.)



2.1.Прочитайте текст и выполните его комплексный анализ (4*5 б. = 20 баллов)

Комментарий к заданию

Автор размышляет в этом произведении над одним из вечных вопросов: «Если природа (живое существо) и человек способны одинаково чувствовать тревогу, боль, радость, тоску и т.д., то где та грань, которая их разделяет, делает чуждыми друг другу?» Именно благодаря глубине философского обобщения в этом произведении И.С. Тургенева обычная бытовая сцена превращается в серьезное размышление о жизни.

Повторы слов «тоже», «тот же», «та же», «то же» создают художественный образ тождественности эмоционального мира человека и животного.

Риторические вопросы, восклицательные предложения, многоточия, подача фраз отдельными блоками (внутренний монолог) делают «немую сцену», изображенную в произведении живой и эмоционально насыщенной.

Мотивы единичности и парности в тексте произведения взаимодействуют как художественный прием, благодаря которому писатель изображает два разных существа духовно близкими друг другу.





  • Другое
Автор Лобурь Ирина Викторовна
Дата добавления 04.01.2018
Раздел Другое
Подраздел Другое
Просмотров 810
Номер материала MA-073091
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
Курс профессиональной переподготовки «Технология: теория и методика преподавания в образовательной организации»