Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
версия для слабовидящих
Главная / Математика / Задания для обучающихся первого класса по теме: "Сложение и вычитание", направленные на формирование познавательных УУД

Задания для обучающихся первого класса по теме: "Сложение и вычитание", направленные на формирование познавательных УУД

hello_html_43e686bd.gifhello_html_43e686bd.gifhello_html_43e686bd.gifhello_html_43e686bd.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_4af085f3.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_6c0ae524.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m2a7690f7.gifhello_html_m40b7d1e0.gifhello_html_m40b7d1e0.gifhello_html_m40b7d1e0.gifhello_html_m40b7d1e0.gifhello_html_4845284f.gifhello_html_m5e7a767e.gifhello_html_m4a9df53e.gifhello_html_m1b2f4f82.gifhello_html_m259414d2.gifhello_html_m62cb0a92.gifhello_html_76251a6d.gifhello_html_545fdbe9.gifhello_html_2de74539.gifhello_html_268a63fd.gifМинистерство общего и профессионального образования Свердловской области

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Свердловской области

«Камышловский педагогический колледж»










Реферат на тему

Задания для обучающихся первого класса по теме: "Сложение и вычитание", направленные на формирование познавательных УУД









Исполнитель:

Марамзина Альбина Алексеевна,

студентка3Бгруппы

Руководитель:

Устьянцева И.Ю.






Камышлов, 2016

СОДЕРЖАНИЕ


Введение…………………………………………………………………...………3

Глава 1. Формирования универсальных учебных действий на уроках математики………………………………………………………………………...6

    1. Методы и приемы формирования УУД на уроках математики…..6

    2. Подходы к формированию познавательных УУД…………..…….9

Глава 2. Особенности формирования УУД у младших школьников на уроках математики……………………………………………………………………….13

2.1. Проблема формирования познавательных УУД младших школьников на уроке математики…...…………………………………………13

2.2. Формирование УУД в ходе изучения темы «Сложение и вычитание». Задания. …………………..…………………….…………………18

Заключение…………………………..……………………………………26

Список литературы………………………………………………………29


Переструктурировать сначала – что формируем, а потом через что




















Введение

В сознании современного общества происходит переход от понимания социального предопределения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится формирование у учащихся возможности без помощи учителя ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

На первое место в Федеральном государственном образовательном стандарте начального общего образования (ФГОС НОО) выступает системно - деятельностный подход, и результат заявлен через три составляющие: предметный, метапредметный и личностный результаты. Большой акцент сделан на то, чтобы у обучающихся было сформировано «умения учиться» как компетенции, обеспечивающие его дальнейшее образование. [5]

Актуальной задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий (УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.

Проблема формирования познавательных УУД в процессе обучения младших школьников выполнениюразличных заданий является недостаточно разработанной. Усвоение общих умений выполнятьзаданиясвязано как с развитием логических операций, так и с овладением умением моделировать и использовать различные знаково-символические средства. Данные умения относятся к группе познавательных УУД.[10]

Психолого-педагогическое освящение этой проблемы представлено в работах Л.С. Выготского, А.Г.Асмолова, В.В. Давыдова, Е.Л. Мельниковой, А.Э. Симановского, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина, П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской; методическое осмысление — в работах В.В. Афанасьевой, А.В. Белошистой, В.А. Гусевой, М.И. Зайкиной, Л.В. Занковой, Т.А. Покровской, Е.И. Смирновой, Т.Г. Ходот, И.В. Шадриной, И.Ф. Шарыгиной и других.

Таким образом, проблема формирования познавательных УУД в начальной школе – одна из важнейших в практике учителейначальнойшколы,реализующихФГОС НОО. Основной способ ее решения – поэтапное формированиепознавательных УУДв течение усвоения всего курса математики. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, который может организовать работу с обучающими средствами, направленными на формирование познавательных УУД, на уроках математики. [1]

Теоретический анализ нормативных документов, психолого-педагогической и методическойлитературыпозволяет вычленить противоречия между:

- необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в условиях традиционного обучения;

- между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и дефицитом учебного временидля освоения этого содержания;

- осознание педагогической практикинеобходимости формирования и развития познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью опыта применения способов формирования УУД в начальной школе; [2]

Проблема исследования заключается в том, чтобы на основе теоретических положений подобрать задания по математике для обучающихся 1 класса по теме «Сложение и вычитание» и определить способыформирования познавательных УУД у младших школьников посредством данных заданий.

В связи с данной проблемой реферативная работа посвящена подбору заданий для обучающихся первого класса по теме: "Сложение и вычитание", направленные на формирование познавательных УУД.

Объектом исследованияявляется процесс формирования познавательных УУД у обучающихся первого класса на урокахматематики.

Предмет:

Форма проектирования: задания для учащихся 1 класса на тему «Сложение и вычитание», направленные наформирование познавательных УУД.

Цель реферативной работы: на основе анализа методической, психологической литературы и опыта работы педагогов практиковподобрать исистематизировать задания потеме «Сложениеи вычитание», способствующие формированию познавательных УУДу младших школьников.

В соответствии с указанной проблемой и целью были поставлены следующие задачи исследования:

Задачи:

  1. Раскрыть сущность процесса формирования познавательных универсальных учебных действий;

  2. Охарактеризовать систему средств, позволяющих формировать познавательные универсальные учебные действия;

  3. Проанализировать УМК «Школа России» для 1 класса по материалу математики,по разделу «Сложение и вычитание» и их направленность на формирование познавательных универсальных учебных действий;

  4. Подобрать и систематизировать задания на тему «Сложение и вычитание», направленные на познавательные УУД;

  5. Определить диагностические методики по определению уровня сформированности познавательных универсальных учебных действий у младших школьников;

Данная работа может быть использована учителями начальных классов, воспитателями группы продленного дня и студентами при прохождении практики для психологического обоснования педагогических действий. Методы исследования



Глава 1. Формирования универсальных учебных действий на уроках математики.


    1. Методы и приемы формирования УУД на уроках математики

Начальная школа — важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться учиться – стать «профессиональным учеником».

Формирование УУД является целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные области  и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД.

Результаты усвоения УУД формулируются для каждого класса и являются ориентиром  при организации мониторинга их достижения.        

Цель начального курса математики – обеспечить предметную подготовку обучающихся, достаточную для продолжения математического образования в основной школе, и создать дидактические условия для овладения УУД (личностными, познавательными, регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.

Основным механизмом реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности. Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход, ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация, учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические условия для овладения УУД.

Учебный предмет «Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического образования зависит от способов организации учебной деятельности младших школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.

Основным средством формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность, верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать, т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе выделения сущностной связи.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.  

В своей работе А.Г. Асмолов указывает, что для формирования каждого УУД используются задания определенного вида. Например:

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку. Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например, с выводом в рамке.Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, которые включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.[4]

Безусловно, формирование универсальных учебных умений учащихся происходит в контексте разных учебных предметов, при этом каждый учебный предмет раскрывает различные возможности, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его предметным содержанием. Поэтому, необходимо исходить из специфики учебного предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты.




    1. Подходы к формированию познавательных УУД

Курс «Математика» является основой развития у учащихся, в первую очередь, логических действий, что обеспечит формирование познавательных УУД:

анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;выбор оснований и критериев для сравнения, классификации объектов; доказательство; выдвижение гипотез и др. [Error: Reference source not found]

В курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой формирования умений выделять признаки и свойства объектов.В процессе вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации (используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные, знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в соответствии с содержанием задания). Решая задачи, можно выстроить индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного уровня логического мышления. [Error: Reference source not found]

Таким образом, курс математики в свете федеральных государственных образовательных стандартов начального общего образования призван создать условия для формирования познавательных умений,сформировать логическое и абстрактное мышление у младших школьников, характерные для математической деятельности и необходимые на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного обучения.

Теоретические основы формирования УУД заложено в работах Асмолова А.Г. «Познавательные универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и решение проблемы.[Error: Reference source not found]

Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.

Развитие учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации следующих условий: создание проблемных ситуаций, активизация творческого отношения учащихся к учебе; формирование рефлексивного отношения школьника к учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;организация форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества».

На современном этапе данные подходы по формированию познавательных УУД учтены методистами при создании УМК. Это можно проследить в учебно-методических пособиях многих авторов такие ученые: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, М.И. Моро А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон и другие. 

Многие исследователи отмечают, что целенаправленная работа по формированию познавательных УУД у младших школьников должна носить системный характер (Е.В. Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская, Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность процесса формированию познавательных УУД зависит от способа организации специальной развивающей работы. 

В работах данных авторов доказывается, что в результате правильно организованного обучения младшие школьники весьма быстро приобретают навыки познавательных УУД, в частности, умение обобщать, классифицировать и аргументированно обосновывать свои выводы.

Вместе с тем, единого подхода к решению вопроса, как организовать такоеобучение, в педагогической теории нет. Некоторые педагоги считают, что логические приемы являются неотъемлемой частью наук, основы которых включены в содержание образования, поэтому у учащихся при изучении школьных предметов автоматически развиваются познавательныеУУДна основе заданных образов (В.Г. Бейлинсон, Н.Н. Поспелов, М.Н. Скаткин). [3]

Другой подход выражается во мнении части исследователей о том, что формирование познавательных УУД только через изучение учебныхпредметов является малоэффективным, такой подход не обеспечивает полноценного усвоения и поэтому необходимы специальные учебные курсы формированию познавательных УУД (Ю.И. Веринг, Н.И. Лифинцева, В.С. Нургалиев, В.Ф. Паламарчук).

Еще одна группа педагогов (Д.Д. Зуев, В.В. Краевский) считают, что формированию познавательных УУД учащихся должно осуществляться на конкретном предметном содержании учебных дисциплин через акцентуацию, выявление и разъяснение встречающихся в них логических операций. 

Познавательные УУДвключаютобщеучебные, логические действия,а такжедействия постановкиирешения проблем.

Общеучебные универсальные действия:

  • самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

  • поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;

  • структурирование знаний;

  • осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;

  • выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

  • рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;

  •  смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;

  • постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.

Особую группу общеучебных универсальных действий составляют знаково-символические действия:

моделирование;преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.

Логические универсальные действия:

анализ;синтез;сравнение, классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий;установление причинно-следственных связей;построение логической цепи рассуждений;доказательство;выдвижение гипотез и их обоснование.

Постановка и решение проблемы:

формулирование проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера [9].

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что требования,к современной личности обучающегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания путем реализации познавательных УУД.










Глава 2. Особенности формирования УУД у младших школьников на уроках математики.

2.1. Проблема формирования познавательных УУД младших школьников на уроке математики


В настоящее время в литературе имеются работы, посвященных проблеме формирования познавательных УУД в начальной школе на уроках математики. Проанализируем некоторые из них.

Так М.Г. Моисеева (в статье «Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе») пишет, что познавательные универсальные учебные действия, для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операциианализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различныхучебных задач.

Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач; а к концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельностроить схемы, модели, таблицы и т.п. [6]

Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи; обобщать и т.д.С 1-го класса начинается формирование моделирования как универсального учебного действия. Первые представленияо взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра».Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, сложения и вычитания на числовом луче, а в дальнейшем использование знаково-символических моделей (запись числовых и буквенных выражений, неравенств, равенств), что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи.Наиболее элементарную группу составляют простые задачи[6].

Автор Л.С. Секретарева в статье «Место универсальных учебных действий в структуре основной образовательной программы начальной школы (на примере учебного предмета «Математика»)» пишет о том, что формирование УУД создает возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей [Error: Reference source not found].

Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого универсального учебного действия проявляется, прежде всего: в различиях смысловой работы над текстом задания. Так, например, при решении математических задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте задачи, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста.

«Математика» в начальной школе выступает как основа развития познавательныхдействий, в первую очередь логических, включая и знаково-символических, планирование (цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний, перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика для формирования общего приема решения задач как универсального учебного действия.

Необходимо отметить, что в современной учебной литературе для начальной школы содержатся варианты заданий на отработку отдельных компонентов приема решения задач. Так, есть задания на анализ текстов, в частности требующих применения различных типов логического анализа по работе над текстом задачи.

В задачах с неполными условиями, дети на основе своего житейского опыта должны для решения задачи сами ввести недостающую информацию.Другой вид логического анализа используется в задачах, где требуются знания об арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. К сожалению, во многих учебниках математики имеется небольшое число заданий по переводу вербально заданного текста на язык графики и обратные задания: по рисункам или схемам надо составить задачи или примеры.

Универсальное учебное действие моделирование включает в свой состав знаково-символические действия – такие, как замещение, кодирование, декодирование, с освоения, которых и должно начинаться овладение моделированием. Прежде чем овладеть этими системами, ребенок должен принять идею означивания и понять ее на произвольно созданной символике. [Error: Reference source not found]

Отработка действия моделирования должна строиться исходя из организации деятельности учащихся: учитывая возраст, создание мотивации наиболее эффективно достигается на сказочных и других текстах. Кроме того, важно включить в текст необходимую для выполнения действий ориентировку, т.е. знания, владение которыми позволит школьнику совершать действие, и, наконец, предусмотреть задания с последовательным переходом форм от материальных (предметных) к схемам и далее символам и знакам.

Статья С.П. Ожигиной «Моделирование как способ формирования познавательных универсальных учебных действий младших школьников»[2]. В ней автор пишет о том, что моделирование как универсальное учебное действие может использоваться в обучении для многих целей:

для изучения моделей рассматриваемых понятий, которые разработаны в соответствующей науке;

для построения и изучения моделей рассматриваемых понятий, для которых в соответствующих науках не существует моделей или эти модели являются сложными для изучения;

для построения модели ориентировочной основы умственного действия в виде учебной карты со схематическим перечислением всех операций, в виде схемы указаний и ориентиров, в виде объекта умственного действия и формулы, по которой оно совершается;

для выполнения моделями изучаемых объектов (понятий) некоторых функций: служить средством обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явлений; решать познавательные задачи на исследование изучаемого понятия; иметь возможность спланировать и проконтролировать свою работу по изучению соответствующего понятия;

для лучшего запоминания учебного материала с использованием двух способов моделирования: логического упорядочения, представления учебного материала в легко обозримой, наглядной форме и представления его с помощью мнемических средств в расчёте на образные ассоциации.

Уполномоченный по правам человека в РФ играет ключевую роль в обеспечении защиты нарушенных прав, интересов и свобод личности.

Для России учреждение должности федерального Управляющего по правам человека было явлением новым, хотя в мировой практике оно уже давно известно. Впервые институт омбудсмена (от шведского ombudsman — представитель интересов), — так называют Уполномоченного по правам человека в европейских государствах и других странах мира, — был создан около двух столетий назад в 1809 году в Швеции. Первоначально необходимость основания данного института была предусмотрена в Декларации прав и свобод человека и гражданина РСФСР, а затем ещё раз закреплена в Конституции России.

Должность Уполномоченного была учреждена в России с целью обеспечения защиты конституционных прав и свобод личности, а также их неуклонного соблюдения органами местного самоуправления и государственной власти. Первый омбудсмен в РФ появился лишь после того как в 1997 году приняли Федеральный закон «Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации».

Согласно положениям данного закона деятельность Уполномоченного в первую очередь направлена на восстановление нарушенных прав гражданина и человека. Главными направлениями деятельности Института Уполномоченного по правам человека в РФ также являются:

просвещение граждан РФ по вопросам конституционных прав личности, методов и форм их защиты;

развитие и углубление международного сотрудничества с целью защиты конституционных прав граждан России;

усовершенствование законодательства о правах гражданина и человека, а также приведение его в максимально полное соответствие общепринятым нормам и принципам международного права.

Правовой статус Уполномоченного можно охарактеризовать следующим образом:

Омбудсмену запрещено заниматься какой-либо оплачиваемой или неоплачиваемой деятельностью (в том числе политической) за исключением творческой - научной, преподавательской и т.п. Уполномоченный также не может быть членом политической партии или другого общественного объединения, занимающегося политической деятельностью. Его должность несовместима с пребыванием на государственной службе и обладанием депутатским мандатом.

Уполномоченный обладает неприкосновенностью (по сути своей ничем не отличающейся от депутатской), содержание которой детализировано в соответствующем Федеральном Законе. Для применения к нему любых мер принудительного воздействия необходимо согласие Государственной Думы — за исключением случаев, когда это прямо предусмотрено законами РФ для обеспечения безопасности других граждан и людей.

Омбудсмен не принимает правовые акты и не наделён возможностью непосредственного воздействия на отдельных должностных лиц и государственные или иные органы в целом. Его деятельность призвана дополнять существующие методы и средства защиты интересов граждан и не влечёт за собой пересмотра полномочий государственных органов, которые обеспечивают восстановление нарушенных конституционных прав.

Для обеспечения деятельности федерального омбудсмена создаётся рабочий аппарат, который в совокупности с Уполномоченным представляет собой государственный орган с правом юридического лица, имеющий свои расчётные и другие счета, печать и официальные бланки с изображением Государственного герба РФ. Чтобы обеспечить полную независимость Уполномоченного от органов власти, деятельность его рабочего аппарата финансируется непосредственно из федерального бюджета, на основании лично разработанной омбудсменом сметы расходов.

Омбудсмен РФ избирается путём тайного голосования большинством голосов депутатов Думы. Непосредственно после своего назначения он приносит присягу на заседании Думы, после чего считается официально вступившим в должность. Один и тот же гражданин РФ не может быть занимать должность Уполномоченного свыше двух сроков (10 лет) подряд.

Закон предусматривает ряд оснований, которые могут вызвать досрочное прекращение полномочий омбудсмена решением Государственной Думы. Однозначное освобождение Уполномоченного от занимаемой должности предусмотрено в случае, если он каким-либо образом нарушит запрет на занятие другой деятельностью, указанной в ст. 11 Закона, или же если в отношении омбудсмена вступит в законную силу обвинительный приговор суда. Ещё одним основанием для освобождения Уполномоченного от занимаемой им должности может стать его заявление о сложении полномочий либо же его неспособность в течение длительного периода времени исполнять свои непосредственные обязанности - более четырёх месяцев подряд.

Основное направление деятельности федерального омбудсмена - это рассмотрение жалоб на нарушение прав и свобод личности, подателями которых могут выступать, как граждане РФ, так и находящиеся на территории страны лица без гражданства, а также иностранные граждане.

Предметом жалобы Уполномоченному могут стать исключительно бездействие, действия и решения должностных лиц или органов местного самоуправления и государственной власти, которые повлекли за собой нарушение прав гражданина и человека. Закон также предусматривает, что рассмотрение жалоб на решения законодательных органов государственной власти субъектов РФ и палат Федерального Собрания не входит в компетенцию Уполномоченного.

Закон (в ст. 19) оговаривает определённые льготные условия для подачи жалобы федеральному Уполномоченному — заявление не облагается государственной пошлиной. Все без исключения жалобы граждан, которые находятся в местах принудительного содержания, в течение суток переправляются омбудсмену и не подлежат просмотру местной администрацией.

В компетенцию омбудсмена входит рассмотрение только тех заявлений, которые ранее уже были обжалованы в административном или судебном порядке, однако их податель не согласен с принятым решением. Принимаются к рассмотрению жалобы, которые поданы не позднее одного года со дня нарушения прав, интересов и свобод их заявителя или с того момента, когда он узнал об их нарушении.

Омбудсмен наделён широким кругом прав, которые необходимы ему для надлежащей проверки поступающих жалоб, среди которых предусмотрены следующие его полномочия:

беспрепятственно посещать все учреждения, предприятия и организации, а также органы местного самоуправления и государственной власти;

обращаться к компетентным государственным служащим или органам за содействием в проведении проверки определённых обстоятельств, подлежащих уточнению или выяснению;

запрашивать и получать (не позднее 15 суток со дня запроса) необходимые ему документы и сведения.

Уполномоченный может отреагировать на полученную жалобу в различных формах. В частности, он правомочен:

принять данную жалобу к рассмотрению;

передать ее должностному лицу либо органу местного самоуправления или государственной власти, в рамках компетенции которых находится рассмотрение и разрешение данной жалобы;

разъяснить подателю жалобы правовые средства, которые тот сможет использовать для защиты своих интересов;

дать мотивированный, не подлежащий обжалованию отказ, в ее принятии к рассмотрению.

Форму реагирования на каждую конкретную жалобу федеральный Уполномоченный выбирает на своё усмотрение, учитывая при этом все многообразие обстоятельств, которые ей сопутствуют.

По результатам рассмотрения жалобы омбудсмен имеет право:

изложить доводы и представить доказательства нарушений прав человека должностному лицу, которое имеет право вносить протест;

обращаться в компетентные органы с прошением о возбуждении административного либо дисциплинарного производства, а также уголовного дела в отношении должностных лиц, чьи действия либо бездействие нарушают права человека;

получать объяснения всех государственных служащих и должностных лиц за исключением судей;

обратиться в суд с исковым заявлением в защиту нарушенных прав граждан РФ;

обращаться в прокуратуру или суд с официальным прошением о проверке или пересмотре вступившего в законную силу приговора, определения, решения или постановления суда;

принимать участие в судебном процессе;

подать в Конституционный Суд РФ жалобу на нарушения прав граждан России конкретным законом, который был применён или подлежит применению в определённом деле.

При выполнении своих непосредственных обязанностей Уполномоченный неподотчётен каким-либо должностным лицам и государственным органам. Неисполнение соответствующими должностными лицами своих обязанностей по отношению к омбудсмену, а также воспрепятствование его деятельности в другой форме либо вмешательство в его работу с целью повлиять на окончательное решение по рассматриваемой жалобе влечёт за собой установленную федеральными законами ответственность.

Закон в ст. 21 предусматривает, что федеральный Уполномоченный в отдельных случаях вправе принимать собственные меры по защите прав и свобод граждан без предварительной жалобы — по своей личной инициативе. Закон допускает данную возможность при наличии достоверных сведений о грубых или массовых нарушениях прав граждан России или в отдельных случаях, имеющих особо важное значение для общества либо связанных с необходимостью восстановления нарушенных интересов людей, которые не способны самостоятельно их защищать правовыми средствами. Омбудсмен может обнародовать своё заключение по любому из вышеперечисленных случаев нарушения прав человека.

По истечении календарного года омбудсмен направляет подробный доклад о своей деятельности Президенту России и всем органам государственной власти РФ.

Уполномоченный также вправе:

предложить Думе провести парламентское слушание или создать комиссию с целью расследования конкретного случая нарушения прав жителей России;

направлять в Государственную Думу доклады по вопросам соблюдения тех или иных прав граждан РФ;

выступить со своим докладом на заседании Думы в случае массовых или грубых нарушений прав и свобод граждан.

Конституция или устав и соответствующий закон субъекта РФ могут предусматривать учреждение должности омбудсмена в данном субъекте Федерации. Причём учреждение института Уполномоченного в отдельных субъектах РФ находится исключительно в их же компетенции. Подача жалобы региональному Уполномоченному никоим образом не влияет на отказ в ее принятии к рассмотрению от Уполномоченного Российской Федерации.

На данный момент должности региональных омбудсменов учреждены в 66 субъектах РФ, а именно:

в городе Санкт-Петербург;

в семи Республиках Российской Федерации (Башкортостан, Ингушетия, Карачаево-Черкессия, Калмыкия, Коми, Татарстан, Саха (Якутия);

в двадцати пяти областях РФ (Астраханской, Архангельской, Амурской, Брянской, Волгоградской, Воронежской, Ивановской, Калининградской, Калужской, Кемеровской, Кировской, Костромской, Ленинградской, Липецкой, Московской, Оренбургской, Пермской, Псковской, Самарской, Свердловской, Смоленской, Саратовской, Рязанской, Томской и Челябинской);

в Алтайском, Забайкальском, Краснодарском, Красноярском, Приморском, Ставропольском краях и др.

В настоящее время в РФ также практикуется назначение омбудсменов на общественных началах, например в университетах и школах. В 23 субъектах РФ дополнительно учреждена должность омбудсмена по правам ребёнка. Рассматривается возможность учреждения отдельного института уполномоченных с целью защиты прав, интересов и свобод конкретных категорий граждан России, в отношении которых регулярно наблюдаются массовые грубые нарушения их прав — детей-беспризорников, лиц, содержащихся в учреждениях пенитенциарной системы, и др.

За время своего существования Институт Уполномоченного по правам человека в РФ получил широкое признание среди государств Европейского сообщества. На сегодняшний день Федеральный Уполномоченный активно сотрудничает с международными и отечественными неправительственными правозащитными организациями.

2.5. Исполнительная власть как гарант демократии в Российской Федерации

Одну из ведущих ролей в сфере защиты интересов, прав и свобод человека и гражданина играет исполнительная власть государства, чья организационная и координационная деятельность направлена на исполнение нормативных актов, в первую очередь законов, суть, содержание и сфера применения которых касается обеспечения прав и свобод личности. (Конституция РФ, ст. 18). Согласно Основному Закону государства, а также действующему на территории России законодательству высшим органом исполнительной власти является Правительство РФ, которое занимается осуществлением мер по гарантированию прав и свобод населения.

На сегодняшний день Правительство РФ – это коллегиальный орган общей компетенции, который является главой единой системы исполнительной власти с учётом особенностей федеративного устройства государства. Он несёт ответственность за реализацию политики государства, определяемой его главой, в областях, отнесённых к ведению Российской Федерации и её субъектов, в сфере гарантирования прав и свобод человека и гражданина в том числе. В Законе «О Правительстве» указано, что его полномочия, касающиеся обеспечения прав и свобод личности, носят обширный характер. К ним относится участие в формировании и воплощении политики в сфере безопасности человека, принятие мер по гарантированию легитимности, прав и свобод населения, защите собственности и общественного режима, борьба с беззаконием и иными опасными для общества явлениями. Правительство РФ выполняет функцию прогнозирования социального и экономического развития страны, а также создания условий для достижения достойного уровня жизни граждан России. К основным функциям, которые принадлежат Правительству РФ можно отнести разного рода мероприятия, которые направлены на обеспечение эффективной деятельности судебных и правоохранительных органов, содействующих защите и охране интересов, прав и свобод личности.

Неделимая система органов исполнительной государственной власти, которая возглавляется Правительством Российской Федерации, функционирует, затрагивая интересы населения, его права и свободы. К основным направлениям деятельности исполнительных органов относятся:

- организация системы здравоохранения, социального обеспечения, образования и жилищно-коммунального хозяйства;

- соблюдение требований, касающихся неприкосновенности приватной жизни и жилища, а также тайны переписки;

- охрана и защита частной собственности;

- защита от безработицы;

- контроль над соблюдением действующего законодательства об охране окружающей среды, о труде и др.

Следует отметить ещё и обязанности по созданию соответствующих условий, которые бы способствовали участию граждан России в управлении делами государства и осуществлению свободы предпринимательской деятельности. Это реализация права на создание общественных организаций, на свободу совести и вероисповедания, на организацию массовых мероприятий, на информацию, регистрация субъекта предпринимательской деятельности в государственных органах, получение лицензий на некоторые виды деятельности и прочее.

Согласно Конституции (ст. 10) Правительство России совместно с Парламентом и судами реализует государственную власть, базируясь на принципе её разделения на судебную, законодательную и исполнительную. Органы всех ветвей власти автономны.

Тем не менее, некоторые авторы говорят о том, что Правительство выступает в качестве «команды Президента», т.к. многие функции главы государства не могут выполняться отдельно от функций главы исполнительной власти.

Ни Конституция РФ 1993 года, ни Федеральный закон «О Правительстве РФ» не содержат установленной и всеобъемлющей формулы, которая бы характеризовала взаимоотношения Правительства РФ с Президентом государства.

В реализации своих конституционных правомочий, которые гарантируют и защищают законные интересы граждан, Правительство РФ подконтрольно и подотчётно главе государства, который является гарантом прав и свобод населения.

Действующее законодательство и Конституция РФ присваивает Президенту статус главы исполнительной власти – он глава государства, но обладает значительными полномочиями в сфере формирования и функционирования Правительства РФ, а также возглавляемой им системы органов исполнительной власти. Юридически он обладает данным титулом, но по факту Президент владеет главными управленческими рычагами.

Из-за этого возникает необходимость разделить полномочия главы государства, касательно исполнительных органов, с точки зрения реализации ими прав и свобод, регламентирующихся Конституцией РФ, Федеральным законом «О Правительстве РФ», Указами президента «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» и «Вопросы структуры федеральных исполнительных органов». К таким полномочиям относятся:

1. Полномочия, которые близки к полномочиям главы исполнительной власти: по определению и становлению штата, эффективному функционированию системы исполнительных органов, в т.ч. руководству ведомствами и министерствами.

2. Полномочия, которые относятся к первой группе, по принятию Президентом РФ мер конституционной ответственности за принятие каких-либо решений, издание актов, а также совершение действий, нарушающих принцип соблюдения интересов и прав человека.

3. Полномочия, касающиеся взаимодействия Президента РФ и исполнительных органов государства, обеспечения сотрудничества последней с другими органами государственной власти в деле прав человека при координирующей и определяющей роли главы государства.

Все вышеперечисленные президентские полномочия базируются на положениях Конституции РФ, согласно которым Президент устанавливает главные направления внешней и внутренней политики государства, которые реализуются под чётким руководством Правительства России; законную основу деятельности Правительства определяют нормативные указы главы государства совместно с действующим законодательством и Конституцией РФ. Эти указы являются одним из значимых источников издания распоряжений и постановлений Правительства РФ (Конституция РФ, ст. 115).

Президент РФ, выступающий в роли координатора системы органов государственной власти, обеспечивает слаженное функционирование и сотрудничество исполнительных органов с другими органами власти государства; определяет порядок взаимодействия между исполнительными органами, которыми руководит самостоятельно, а также систему их взаимодействия с другими федеральными исполнительными органами (Конституция РФ, ст. 80).

Правомочия Президента, касающиеся определения штата Правительства, вплотную связаны с установлением руководителем государства системы федеральных исполнительных органов, исходя из задач по гарантированию и реализации прав человека, которые поставлены перед государством.

Президент РФ сам руководит деятельностью исполнительных органов, в компетенции которых находятся вопросы безопасности, обороны, юстиции, внутренних и иностранных дел, предупреждения чрезвычайных ситуаций, а также устранения последствий стихийных бедствий. Данное руководство осуществляется ним самостоятельно или через министров, находящихся в непосредственном подчинении у главы государства.

В системе органов исполнительной власти Российской Федерации данные органы играют важную и решающую роль в защите ценностей государства и общества – прав и свобод человека и гражданина (личной безопасности, жизни, безопасности государства), что ещё раз объясняет их прямое подчинение главе государства.

Ведущее место в системе органов, которые занимаются защитой нарушенных прав и свобод граждан, занимает Министерство внутренних дел РФ, а также подчинённые ему структуры, призванные гарантировать права и свободы населения путём осуществления присущих им форм деятельности (административной, оперативно-розыскной, уголовно-процессуальной и пр.). Это обусловлено тем, что действенная защита прав и интересов граждан невозможна без осуществления контроля над преступностью и беззаконием, которые являются грубейшими формами нарушения прав человека.

Вышеперечисленные ораны исполнительной власти государства имеют ряд особенностей, т.к. для их правовой природы присуще сочетание административных и управленческих функций с процессуальными и другими функциями, направленными на поддержание правопорядка в государстве. Они подчинены непосредственно главе государства, и он имеет право полностью руководить деятельностью Правительства России в этой области.

По сути, Президент РФ сам определяет свои права в рамках общих полномочий, а также в пределах конституционных норм устанавливает свою компетенцию в сфере управления государством, выступая в роли главы государства. Председатель Совета Безопасности РФ и Главнокомандующий Вооружёнными силами РФ, Президент назначает руководителей и их заместителей таких органов, устанавливает по представлению Председателя Правительства положение об этих органах и определяет функции каждого из них, согласовывает с Правительством вопросы численности штата. Руководство представленными ведомствами осуществляется посредством участия Президента РФ в разнообразных коллегиях, совещаниях и прочих мероприятиях. Здесь глава государства акцентирует внимание на основных проблемах в их работе, даёт указания и поручения по борьбе с этими проблемами и устанавливает приоритетные направления деятельности на будущий период. Это осуществляется через Совет Безопасности, в который входят руководители силовых структур.

Правительство РФ выполняет функцию координации их деятельности. При этом уточнения, касающиеся понятия координации отсутствуют. Координация может определяться как взаимодействие этих органов, или направление их усилий по воплощению политики главы государства, а также как абсолютное невмешательство Правительства РФ в деятельность данных ведомств. Некоторые неточности есть и в определении функций Президента РФ, относительно руководства этими органами. Непонятно, имеется в виду ежедневное руководство их деятельности или нерегулярные указания, определяющие основные направления их политики. Как бы там ни было, глава государства имеет установленные законодательством права по администрированию отдельных федеральных исполнительных органов, которые являются неотъемлемой частью его юридического статуса и правомочий в области исполнительной власти. Администрирование Президентом РФ блока органов, которые обеспечивают жизнь и безопасность самых важных объектов человеческой жизни, является оправданным и необходимым, а также служит гарантией полноценной и безопасной реализации задекларированных прав и свобод человека и гражданина.

Тем не менее, существуют и некоторые проблемы в этой сфере. Часто Администрация главы государства, Совет Безопасности и прочие органы при Президенте действуют как автономная юридическая сила под президентским покровительством, в качестве «второго» правительства.

Правительство РФ не имеет права реализовывать административное руководство данными силовыми ведомствами, а правомочия, касающиеся их координации, до конца не определены. У Президента РФ при его значительном объёме прав и функций не всегда хватает времени регулярно лично руководить каждым из этих органов. Нужно заметить, что обращения, которые содержат жалобы на неэффективную работу руководителей данных органов, направляются в Администрацию главы государства, а не в Правительство РФ как высший исполнительный орган государственной власти. Необходимо согласиться с мнением, что руководство Президента РФ может зависеть от взглядов лица, которое занимает пост главы государства. Это в очередной раз доказывает необходимость создания более подробной юридической регламентации правомочий главы государства, касательно всех органов власти, посредством издания специального законодательного акта «О Президенте РФ» с учётом значимой роли исполнительных органов в области охраны и защиты прав личности.

Согласно российскому законодательству органы исполнительной власти, как на общегосударственном уровне, так и на уровне отдельных субъектов Федерации, могут выступать в роли субъектов конституционной ответственности, в т.ч. по причине нарушения прав и интересов человека. Касательно Правительства РФ в качестве норм конституционной ответственности может стать его отставка по предписанию главы государства или по инициативе Государственной Думы. Но окончательное решение принимает только Президент Российской Федерации (Конституция РФ, ст. 83). При этом Основной Закон государства наделяет Президента РФ правом самостоятельного, без каких-либо на то причин, оснований и ограничений снимать с должности Председателя Правительства и весь его состав. Это является эффективным инструментом воздействия руководителя государством на высший исполнительный орган России.

Личное принятие главой государства решения об отставке Правительства РФ является главным отличием от классических моделей формы правления Российской Федерации. Из этого следует, что необходимо определить конкретные основания для отставки Правительства. Обязательной будет причина отставки ввиду принятия решений или совершения действий, которые способствовали нарушению прав и свобод личности. Это нужно для того чтобы избежать ситуации, в которой личность, а не глава государства, на своё усмотрение устанавливает политику государства и руководит всем механизмом государственной власти. Всё это свидетельствует о том, что Правительство РФ за свои действия отвечает только перед Президентом РФ. Эта ответственность имеет абсолютный характер, т.е. исключительно Президент может определить судьбу Правительства РФ. Довольно сложно воплощать в жизнь политику в условиях, где каждое решение высшего исполнительного органа может быть разъяснено как причина для отставки при отсутствии тех или иных мер защиты (здесь мнение Государственной Думы не имеет веса). Из-за таких условий Правительство РФ должно очень скрупулёзно согласовывать все свои действия с Президентом России, в результате чего он получает возможность фактически руководить всей системой органов исполнительной власти.

Право подать в отставку – это, наверное, единственный способ выразить несогласие Правительства РФ с политикой Президента страны. При этом глава государства имеет право выразить своё несогласие с этим и поручить высшему органу исполнительной власти России продолжать выполнение своих прямых обязанностей без указания окончания такой деятельности. При согласии Президента с отставкой Правительства он обязан сформировать новый состав органа исполнительной власти (Конституция РФ, ст. 117). Данная формула объясняется тем, что деятельность всех органов власти государства должна быть постоянной и непрерывной, а особенно это касается исполнительных органов. Ведь они управляют и руководят основными отраслями и областями народного хозяйства и жизни государства, а благодаря непрерывности деятельности во всех случаях ухода в отставку Правительства РФ, оно продолжает функционировать до момента формирования нового состава.

В Конституции РФ (ст. 114) говорится о том, что Правительство осуществляет свои правомочия, возложенные на него основным Законом государства, а также другими федеральными законами и указами главы государства; на основании законодательных актов оно издаёт распоряжения и постановления, а также обеспечивает их беспрекословное исполнение на всей территории страны.

Согласно ст. 115 Конституции РФ Президент имеет право отменять принятые Правительством РФ акты.

Данное право не является абсолютным, т.к. Правительство РФ является автономным органом, осуществляет государственную власть на основе Конституции РФ и обладает собственной компетенцией. Это право глава государства реализует при возникновении противоречий в актах Правительства действующим федеральным законам, Конституции РФ, а также указам Президента России. Если происходит нарушение прав и свобод человека и гражданина актами исполнительных органов, то Правительство вносит предложение главе государства об их приостановлении до принятия решения соответствующим судом. Необходимо отметить, что только Президент устанавливает порядок официального обнародования и вступления в силу нормативных актов Правительства РФ, а также правовых и нормативных актов федеральных исполнительных органов, которые касаются прав, свобод и обязанностей человека и гражданина.

Если говорить о сотрудничестве Правительства и Президента РФ, то они совместно занимаются осуществлением государственной власти на всей территории Российской Федерации (Конституция РФ, ст. 78). В ст. 114 Конституции указано, что высший исполнительный орган России обеспечивает реализацию единой политики во всех отраслях общественной и государственной жизни: денежной, кредитной, финансовой, экологической, в сфере науки и образования, культуры, социального обеспечения, здравоохранения. Также принимает меры по управлению федеральной собственностью, обеспечению легальности, прав и свобод населения, защите собственности и общественного правопорядка и занимается обеспечением обороны России, государственной безопасности и проведения внешней политики. Т.е. проводится работа в тех сферах, которые имеют прямое отношение к жизни и развитию личности и напрямую связаны с полномочиями главы государства. При этом правомочия Правительства определяются не только Конституцией РФ, действующим законодательством, но и указами Президента (Конституция РФ, с. 114). Соответственно, многие из правительственных правомочий являются инструментами реализации президентской функции как гаранта прав и свобод человека и гражданина.

Конституция 1993 года является основой для разграничения функций между Правительством и Президентом как государственными органами, которые самостоятельно реализуют свои полномочия и сотрудничают в формах, предусмотренных действующим законодательством и Конституцией России. На это ориентированы положения Федерального конституционного закона «О Правительстве» и Указа Президента «Об обеспечении их взаимодействия», которые определяют порядок обоюдного согласования проектов правительственных и президентских решений, создания планов законопроектных работ. Согласно названному Указу Президента, сохраняется порядок регулярного информирования главы государства Председателем Правительства РФ о деятельности его ведомства, он проводит совещания и заседания с членами Правительства и руководителями федеральных исполнительных органов. Основной задачей таких собраний является рассмотрение выполнения не только планов работы Правительства, но и всех поручений Президента РФ.

Становление законопроектной работы Правительства и Президента РФ в соответствии с упомянутым Указом тоже осуществляется на основе взаимной согласованности. Правительство организует и контролирует в рамках своих полномочий беспрекословное исполнение Указов главы государства. Важно заметить, что Указы Президента РФ, которые касаются любых вопросов, обязательны для исполнения Правительством государства.

Соответственно, Президент имеет полное право самостоятельно устанавливать задачи и цели деятельности Правительства и в конечном итоге руководить его деятельностью. Члены правительства РФ вынуждены либо соглашаться, либо идти в отставку.

Реализация совместных полномочий Президента и Правительства выражается в праве главы государства:

- главенствовать на заседаниях Правительства (Конституция РФ, ст. 83) и министерств Российской Федерации;

- принимать участие в реализации полномочий Правительства путём составления программ социального и экономического развития страны и планов по их воплощению. Правительство при этом руководствуется Конституцией, действующим законодательством, указами, распоряжениями и поручениями главы государства, а члены Правительства распределяют свою работу с учётом мероприятий, которые проводятся Президентом;

- издавать разного рода стратегические документы (указы по реформированию действующей системы власти, послания и др.), за исполнение которых отвечает Правительство РФ и возглавляемая ним система исполнительной власти;

- давать разнообразные поручения Правительству и иным федеральным исполнительным органам.

Начиная с 2005 года, одной из форм государственной стратегии Президента были национальные проекты: качественное образование, эффективное сельское хозяйство, доступное жильё, современное здравоохранение.

Данные сферы касаются каждого человека, определяют качество его жизни и создают «человеческий капитал» государства. Реализация всех решений по актуальным и приоритетным стратегическим национальным проектам, ответственность за вложение в них финансов относится к компетенции Правительства РФ. Оно и все подведомственные ему органы являются основными исполнителями таких национальных проектов. На них возлагаются обязанности, касающиеся создания сетевых графиков реализации данных проектов, согласования всех своих действий с Парламентом России, который призван обеспечить легитимную базу президентских инициатив, эффективного взаимодействия с иными органами власти государства.

Правительство отвечает за организацию рационального использования средств, которые выделяются для воплощения проекта в жизнь, управленческую систему, включая планирование на региональном уровне, прогнозирование, оценку и контроль над всеми процессами реализации национальных проектов. Также оно выполняет поручения главы государства, утверждённые ним в процесс заседаний Совета по реализации национальных проектов. Контролирующую и координирующую функцию в этом процессе выполняет Президент, который возглавляет Совет. Оперативное руководство выполняет первый заместитель Председателя Правительства России. Совет по реализации национальных проектов и демографической политике обеспечивает тесную взаимосвязь органов власти на всех уровнях, общественных, научных и других организаций по вопросам осуществления приоритетов. Он занимается созданием межведомственных рабочих групп по каждому из проектов, которые возглавляют федеральные министры, а также формирует Президиум Совета.

Исходя из этого, деятельность по воплощению передовых национальных проектов является значимой составляющей политической стратегии развития государства. Именно здесь в полном объёме проявляется роль главы государства как координатора работы всех ветвей и уровней власти государства в области прав и свобод человека и гражданина.

Президент РФ, выступая в качестве главы государства, обеспечивает слаженное и эффективное взаимодействие Правительства РФ и органов исполнительной власти с другими органами власти государства в целях действенной реализации государственной политики. Основные направления такой политики определяются Президентом РФ совместно с Федеральным Собранием, судебными органами и органами власти субъектов Федерации посредством издания указов, содействующих такому сотрудничеству.

Одной из значимых форм такого взаимодействия является законодательный процесс в целом и принятие федерального бюджета в частности.

В процессе реализации конституционных прав и свобод человек встречается с органами управления на разных уровнях и довольно часто сталкивается с проявлением беззакония и произвола.

Президент РФ не единожды отмечал безрезультативность сложившейся в нынешнее время системы управления, неэффективность вертикали исполнительной власти, также акцентировал внимание на многих дефектах в организации власти государства и субъектов Российской Федерации. Он заявлял, что главной задачей остаётся усовершенствование государственного управления, строгое соблюдение законности чиновниками, предоставление ими должных публичных услуг людям.

В наше время любое должностное лицо несёт ответственность по своим прямым обязанностям только перед начальством, и данная ответственность не соответствует нормам действующего законодательства.

Категоричность в действиях и решениях Президента РФ касательно осуществления государственной политики проявляется в его взаимоотношениях с Правительством РФ и системой исполнительных органов. Такие решения и действия могут проявляться в издании актов, даче поручений и указаний, осуществлении контроля над их соблюдением и исполнением членами Правительства.

Правомочия Президента РФ, касающиеся Правительства и исполнительных органов власти, тесно связаны с особенностями формы правления в России.

Строй президентской республики определяется положением о том, что даже тогда, когда Президент РФ принимает решения, которые относятся к исполнительным органам, совместно с иными органами государственной власти, последнее слово всегда остаётся за ним.

Президент осуществляет стратегическое администрирование Правительства РФ и всей системы исполнительных органов России посредством создания и определения штата, непосредственного руководствами некоторыми ведомствами и министерствами, устанавливает суть их деятельности, поддерживает их эффективное функционирование, помогает во взаимодействии с другими органами власти и налагает ответственность.

Независимо от того, что Председатель правительства является главой исполнительной власти в Российской Федерации, функциональный аспект этого вопроса даёт возможность говорить о том, что руководство главой государства исполнительной властью носит фактический характер.

Президент выступает в роли координатора работы всей системы исполнительных органов и пользуется этой властью как основным инструментом по обеспечению качественной реализации прав, интересов и свобод личности.

В государстве, где царит правовой порядок, одно из ведущих мест в системе органов власти по гарантии и защите прав человека занимает судебная власть, как та, которая не подчиняется и не зависит от других ветвей власти государства.







Подводя итог, автор пишет о том, что использование учебных моделей позволяет получить те сведения об изучаемом объекте, которые сложно или невозможно получить действительно и прогнозировать дальнейшее поведение и развитие объекта изучения. Смысл моделирования заключается в возможности получить информацию о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели.

В статье Е.В.Барсуковой «Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе»[2], говорится о том, что на уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения. С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.

Также Е.В. Барсукова предлагает задания для диагностики и формирования познавательных универсальных учебных действий:

«Найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»; поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление схем–опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание диаграмм; работа со словарями.

Подводя итог статье, пришли к выводу, что познавательные УУД позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций, включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.

На основе проведенного анализа статей по формированию познавательных универсальных учебных действий на материале математики можно сделать вывод, что есть необходимость более подробно рассмотреть средства их формирования у младших школьников.


2.1. Формирование УУД в ходе изучения темы «Сложение и вычитание». Задания.


В ходе изучения математики в первом классе,во всех УМК, изучается такая тема, как «Сложение и вычитание». Согласно требованиям примерной программы по математике результатами изучения этой темы является следующие умения:

-сравнивать числа и числовые выражения;

-применять разные способы вычислений (по правилу и на основе знаний состава числа;

- выбирать удобный способ вычисления;

- моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и ход его выполнения;

-использовать математическую терминологию при записи и выполнении арифметического действия (сложения, вычитания);

-моделировать изученные арифметические зависимости;

-прогнозировать результат вычисления;

-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения алгоритма арифметического действия;

Содержание курса «Математика» (авторы М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова) в учебно-методическом комплекте «Школа России» 1 класса (научный руководитель А.А. Плешков) по теме «Сложение и вычитание» практически все рассмотренные задания выходят на предметные результаты, нежели на метапредметные.

Чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс учения содержал в себе положительные заряды интереса.

Следовательно, необходимо преобразовать часть заданий, с целью направленности их на познавательные УУД.[2],[Error: Reference source not found]

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ И ВЫЧИТАНИЕ», НАПРАВЛЕННЫЕ НА ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД

Систематизированные задания представлены по следующим основаниям:

Задания, предложенные в учебнике, обозначены шрифтом TimesNewRoman, кегль 12; откорректированные задания направленные на познавательные УУД обозначены шрифтом TimesNewRoman, кегль 12 (курсив) в столбце «Задания». В столбце «Познавательные УУД» прописаны познавательные УУД, на которые направлено задание.

Задания

Познавательные УУД

Спиши и вычисли. Запомни таблицы.


1 + 1 = 2


10 – 1 = 9

2 + 1 =

9 – 1 =

3 + 1 =

8 – 1 =

4 + 1 =

7 – =

5 + =

6 – =

6 + =

5 – =

7 + =

4 – =


Чем похожи выражения в каждойизтаблиц.

Как изменяетсяпервоеслагаемое?

Что можно сказать о втором слагаемом?

Какизмениласьсумма?


Как изменяется уменьшаемое?

Что можно сказать о вычитаемом?

Как изменилась разность?


Дополни таблицу по аналогии.


Соедини выражения с одинаковым значением.

  • формировать умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и признаков;







  • формировать умения осуществлять сравнение и работать по аналогии;

  • формировать умения осуществлять анализ;


˃ ˂ =


10 – 18

7 + 1 9

4 + 1 5

7 – 1 6




Запиши в виде выражений и сравни.


hello_html_5d140b00.png

Получившиеся выражения раздели на три группы.

«˃»

«˂»

«=»









  • формировать умения использовать знаково-символические средства;

  • формировать умения осуществлять анализ и сравнение;







  • формировать умения осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;

  • формировать умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и схемы;

  • формировать умения переводить из предметной модели в вербальную;

  • формировать умения доказывать, выдвигать гипотезы;


Реши примеры:

8 – 2 =

5 + 2 =

6 – 2 =

3 + 2 =

9 – 2 =


Запиши в виде выражений и реши.

hello_html_31843f4e.png








  • формировать умения использовать знаково-символические средства;

  • формировать умения производить анализ и моделирование;

  • формировать умения переводить из предметной модели в вербальную;


Цепочка:


hello_html_3abb5840.png

Реши цепочку. Составь свою цепочку и реши её.
























  • формировать умения работать по аналогии;

Выполни вычисления.


1 + 2 3 + 1 10 – 2 8 – 1

2 + 2 4 + 1 9 – 2 7 – 1

3 + 2 5 + 1 8 – 2 6 – 1




Сравни примеры в каждом столбике и запиши следующие примеры. Выполни вычисления.


1 + 2 3 + 1 10 – 2 8 – 1

2 + 2 4 + 1 9 – 2 7 – 1

3 + 2 5 + 1 8 – 2 6 – 1

… … … …










  • формировать умения работать по аналогии;

  • формировать умения осуществлять сравнение;

  • формировать умение проводить синтез, как составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;

У Милы было 5 яблок. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось у Милы.



Составь задачу по картинке и реши её.


http://i.ytimg.com/vi/RxL7zI7Z-fA/hqdefault.jpghttp://i.ytimg.com/vi/RxL7zI7Z-fA/hqdefault.jpghttp://i.ytimg.com/vi/RxL7zI7Z-fA/hqdefault.jpghttp://i.ytimg.com/vi/RxL7zI7Z-fA/hqdefault.jpghttp://i.ytimg.com/vi/RxL7zI7Z-fA/hqdefault.jpg



http://cliparts.co/cliparts/kcK/Byk/kcKBykAGi.jpghttp://cliparts.co/cliparts/kcK/Byk/kcKBykAGi.jpghttp://cliparts.co/cliparts/kcK/Byk/kcKBykAGi.jpg






  • формировать умения производить анализ и моделирование;

  • формировать умения переводить из предметной модели в вербальную;


В коробке 6 карандашей, на столе еще 4 карандаша. Сколько всего карандашей?



Прочитай задачу. Придумай похожую задачу, но с другим содержанием и реши её.


  • развивать умения выделять тип задач и способы их решения;



  • формировать умения производить анализ и преобразование информации;

hello_html_m4b4b6023.png

  • формировать умения переводить из предметной модели в вербальную;

  • формировать умения производить анализ


Начерти в тетради такие фигуры:


hello_html_328fc9eb.png


Сравни все фигуры между собой: чем они похожи, чем различаются? Дорисуй в каждой фигуре по одному квадрату так, чтобы все фигуры отличались друг от друга только цветом.

  • формировать умения работать по аналогии;




  • формировать умения осуществлять сравнение;

  • формировать умения производить анализ и преобразование информации;

В первый день в магазине продали 3 велосипеда, а во второй – на 2 больше. Сколько всего велосипедов продали за эти два дня?


Реши задачу двумя способами.





  • формировать умения производить анализ;

В вагоне метро сидели 5 женщин и 4 мужчины. На станции 1 человек вышел. Сколько человек осталось в вагоне?


Леша решил эту задачу так:

  1. 5+4=9

  2. 9-1=8

Ответ: 8 человек.


Толя решил эту задачу так:

  1. 4-1=3

  2. 5+3=8

Ответ: 8 человек.


Оба решили задачу правильно. Объясни, что узнавал каждым действием Лёша и что – Толя.

Найди ещё одно решение этой задачи.





  • формировать умения производить анализ;

  • формировать умения доказывать, выдвигать гипотезы;


Узнай длину этих отрезков в сантиметрах. Начерти в тетради отрезки такой же длины.





Узнай длину этих отрезков в сантиметрах. Начерти в тетради отрезки такой же длины по возрастанию.


  • формировать умения моделировать;





  • формировать умения осуществлять сравнение исериацию;



У Лиды было http://zizaza.com/cache/big_thumb/iconset/173175/72994/PNG/256/applications_icons_and_extras/pencil.pnghttp://zizaza.com/cache/big_thumb/iconset/173175/72994/PNG/256/applications_icons_and_extras/pencil.pnghttp://zizaza.com/cache/big_thumb/iconset/173175/72994/PNG/256/applications_icons_and_extras/pencil.pnghttp://zizaza.com/cache/big_thumb/iconset/173175/72994/PNG/256/applications_icons_and_extras/pencil.pnghttp://zizaza.com/cache/big_thumb/iconset/173175/72994/PNG/256/applications_icons_and_extras/pencil.png


.


Стало на 3 меньше. Сколько карандашей стало у Лиды.



Составь обратную задачу.









  • формирование умения работать по аналогии;

  • формировать умения производить анализ;

Как можно назвать одним словом все эти фигуры? Назови каждую фигуру.







  1. Как можно назвать одним словом все эти фигуры? Назови каждую фигуру.

  2. В каждом четырехугольнике можно провести отрезок так, чтобы получилось 2 треугольника. Покажи, как это можно сделать.










  • формировать умения производить анализ;

  • формирование умения осуществлять сравнение;



Лене подарили 10 цветных наклеек. Из них 5 она уже использовала. Сколько неиспользованных наклеек осталось у Лены?


Сколько…?

Закончи вопрос и реши задачу.





  • формировать умения осуществлять анализ;

Составь по рисунку задачу на сложение.

http://www.naizo.ru/images/basic/452/5ba3f5de4179a1c_short.jpghttp://www.naizo.ru/images/basic/452/5ba3f5de4179a1c_short.jpghttp://www.naizo.ru/images/basic/452/5ba3f5de4179a1c_short.jpghttp://www.naizo.ru/images/basic/452/5ba3f5de4179a1c_short.jpg

http://www.playcast.ru/uploads/2012/07/23/3584018.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2012/07/23/3584018.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2012/07/23/3584018.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2012/07/23/3584018.pnghttp://www.playcast.ru/uploads/2012/07/23/3584018.png


Составь по рисунку две задачи, одна из которых решается сложением, а другая – вычитанием. Реши эти задачи.











  • формировать умения производить анализ и моделирование;

  • формировать умения переводить из предметной модели в вербальную;



Начерти в тетради такие же узоры:

http://ok-t.ru/studopediasu/baza1/4447688223085.files/image001.jpg


  1. Какой из этих двух узоров составлен по такому правилу: «Одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вниз, одна клетка вправо…»?

  2. Расскажи, по какому правилу составлен второй узор.

  3. Составь свой узор.

  • формировать умения моделировать;








  • формировать умения осуществлять сравнение и сериацию;

  • формировать умения производить анализ и преобразование информации;

  • формировать умения работать по аналогии;

  • формировать умения переводить из предметной модели в вербальную;

Сравни:

9 + 2 9 7 + 0 7


8 – 6 8 19 + 1 19


Сравни, не вычисляя.


  • формировать умения осуществлять сравнение




  • формировать умения производить анализ;

Вычисли:

9 – 5

5 + 4

2 + 8

10 – 2

4 + 5

8 + 2

9 – 4

10 – 8


Разбей на 2 группы.











  • формирование умения осуществлять анализ и классификацию;

Володе подарили два диска с играми. На одном диске 4 игры, а на другом – на 2 игры больше. Сколько всего игр на этих дисках?



Володе подарили два диска с играми. На одном диске 4 игры, а на другом – на 2 игры больше.

Поставь вопрос и реши задачу.






  • формировать умения производить анализ и моделирование;


Найди лишнюю фигуру:






Разбей все фигуры на две группы разными способами.

  • формировать умения осуществлять сравнение




  • формировать умения осуществлять анализ и классификацию


У Максима было 8 машинки. На день рождение ему подарили еще 3 машинки. Сколько всего машинок стало у Максима?




Составь задачу по картинке. Реши её.

http://mytoysgroup.scene7.com/is/image/myToys/ext/3777909-01.jpg$x$http://mytoysgroup.scene7.com/is/image/myToys/ext/3777909-01.jpg$x$http://mytoysgroup.scene7.com/is/image/myToys/ext/3777909-01.jpg$x$http://mytoysgroup.scene7.com/is/image/myToys/ext/3777909-01.jpg$x$http://mytoysgroup.scene7.com/is/image/myToys/ext/3777909-01.jpg$x$http://mytoysgroup.scene7.com/is/image/myToys/ext/3777909-01.jpg$x$http://mytoysgroup.scene7.com/is/image/myToys/ext/3777909-01.jpg$x$http://mytoysgroup.scene7.com/is/image/myToys/ext/3777909-01.jpg$x$


http://www.amax-toys.com/pic/1/syd/product/_e/rem-33845c-09.jpghttp://www.amax-toys.com/pic/1/syd/product/_e/rem-33845c-09.jpghttp://www.amax-toys.com/pic/1/syd/product/_e/rem-33845c-09.jpg








  • формировать умения производить анализ и моделирование;

  • формировать умения переводить из предметной модели в вербальную;













Заключение.


В ходе реферативной работы по заявленной теме были сделаны следующие выводы:

Младший школьный возраст является наиболее благоприятным периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение, восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности, действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем познавательных универсальных действий.

Обучение сегодня рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а как сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой к восприятию и решению инновационных задач. В силу этого перед начальной школой стоят сегодня большие и серьезные задачи.

Начальная школа способна решить новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь обеспечить условия для развития ребенка,как субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального образования в Федеральныхгосударственных стандартах общего образования.[9]

Как было сказано ранее, основные направления развития младших школьников, перечень личностных и метапредметных результатов начального образования представлены в программе формирования универсальных учебных действий, которая является частью основнойобразовательной программы. Она реализует системно-деятельностный подход, ключевой идеей которого является положение о том, что личность развивается в деятельности.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что требования,к современной личности обучающегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной на «открытие» нового знания путем реализации познавательных УУД.
























Список литературы

  1. Асмолов А.Г., Бурменская Г.В., И.А. Володарская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе». Москва «Просвещение» 2008;

  2. Барсукова, Е.В.. Формирование универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе [Текст]/ Е.В.Барсукова // журнал «Начальная школа», 2012, №7;

  3. Зинченко, В.П. Психологические основы педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).[Текст]/ В.П. Зинченко – М.: Гардарики, 2002;

  4. Как проектировать Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010;

  5. Крайг Г., Бокум Д. Психология развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.;

  6. Моисеева, М.Г., Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе [Текст]/ М.Г. Моисеева// журнал «Начальная школа», 2012, № 5;

  7. Моро М.И., Волкова С.И., Степанова С.В. учебник «Математика» 1 класс (1,2 часть), УМК «Школа России»: Просвещение, 2011.;

  8. Прохорова С.Ю. «Методические условия формирования УУД у младших школьников»//Управление начальной школой. – 2013 г.;

  9. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования – М. «Просвещение», 2010;

  10. Формирование познавательных УУД на уроках математики http://5fan.ru/wievjob.php?id=71159.;




  • Математика
Описание:

Реферат на тему : Задания для обучающихся первого класса по теме: "Сложение и вычитание", направленные на формирование познавательных УУД.

В сознании современного общества происходит переход от понимания социального предопределения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного образования становится формирование у учащихся возможности без помощи учителя ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Автор Марамзина Альбина Алексеевна
Дата добавления 08.06.2017
Раздел Математика
Подраздел Другое
Просмотров 1795
Номер материала MA-071415
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии:

Популярные курсы

Курс повышения квалификации
«Внедрение системы компьютерной математики в процесс обучения математике в старших классах в рамках реализации ФГОС»
Курс повышения квалификации
«Педагогическое проектирование как средство оптимизации труда учителя математики в условиях ФГОС второго поколения»
Курс повышения квалификации
«Изучение вероятностно-стохастической линии в школьном курсе математики в условиях перехода к новым образовательным стандартам»