Министерство
общего и профессионального образования Свердловской области
Государственное
бюджетное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской
области
«Камышловский
педагогический колледж»
Реферат
на тему
Задания для обучающихся первого класса по теме:
"Сложение и вычитание", направленные на формирование познавательных
УУД
Исполнитель:
Марамзина Альбина
Алексеевна,
студентка3Бгруппы
Руководитель:
Устьянцева И.Ю.
Камышлов, 2016
СОДЕРЖАНИЕ
Введение…………………………………………………………………...………3
Глава 1. Формирования
универсальных учебных действий на уроках
математики………………………………………………………………………...6
1.1.
Методы и приемы формирования УУД на уроках математики…..6
1.2.
Подходы к формированию
познавательных УУД…………..…….9
Глава 2. Особенности формирования УУД у младших
школьников на уроках математики……………………………………………………………………….13
2.1. Проблема
формирования познавательных УУД младших школьников на уроке
математики…...…………………………………………13
2.2. Формирование
УУД в ходе изучения темы «Сложение и вычитание». Задания.
…………………..…………………….…………………18
Заключение…………………………..……………………………………26
Список
литературы………………………………………………………29
Переструктурировать
сначала – что формируем, а потом через что
Введение
В
сознании современного общества происходит переход от понимания социального
предопределения школы как задачи простой передачи знаний, умений и навыков от
учителя к ученику к новому пониманию функции школы. Главной целью школьного
образования становится формирование у учащихся возможности без помощи учителя
ставить учебные цели, планировать пути их реализации, контролировать и
оценивать свои достижения. Иначе говоря, формирование умения учиться. Учащийся
сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.
На
первое место в Федеральном государственном образовательном стандарте начального
общего образования (ФГОС НОО) выступает системно - деятельностный подход, и
результат заявлен через три составляющие: предметный, метапредметный и личностный
результаты. Большой акцент сделан на то, чтобы у обучающихся было сформировано
«умения учиться» как компетенции, обеспечивающие его дальнейшее образование. [5]
Актуальной
задачей образования становится обеспечение развития универсальных учебных действий
(УУД) как психологической составляющей фундаментального ядра образования наряду
с традиционным изложением предметного содержания конкретных дисциплин.
Проблема
формирования познавательных УУД в процессе обучения младших школьников
выполнениюразличных заданий является недостаточно разработанной. Усвоение общих
умений выполнятьзаданиясвязано как с развитием логических операций, так и с
овладением умением моделировать и использовать различные знаково-символические
средства. Данные умения относятся к группе познавательных УУД.[10]
Психолого-педагогическое
освящение этой проблемы представлено в работах Л.С. Выготского, А.Г.Асмолова, В.В.
Давыдова, Е.Л. Мельниковой, А.Э. Симановского, Н.Ф. Талызиной, Д.Б. Эльконина,
П.М. Эрдниева, И.С. Якиманской; методическое осмысление — в работах В.В.
Афанасьевой, А.В. Белошистой, В.А. Гусевой, М.И. Зайкиной, Л.В. Занковой, Т.А.
Покровской, Е.И. Смирновой, Т.Г. Ходот, И.В. Шадриной, И.Ф. Шарыгиной и других.
Таким
образом, проблема формирования познавательных УУД в начальной школе – одна из
важнейших в практике учителейначальнойшколы,реализующихФГОС НОО. Основной
способ ее решения – поэтапное формированиепознавательных УУДв течение усвоения
всего курса математики. Ведущая роль в этом принадлежит учителю, который может
организовать работу с обучающими средствами, направленными на формирование
познавательных УУД, на уроках математики. [1]
Теоретический
анализ нормативных документов, психолого-педагогической и
методическойлитературыпозволяет вычленить противоречия между:
-
необходимостью формирования у учащихся познавательных универсальных учебных
действий и недостаточной технологической проработкой этого процесса в
условиях традиционного обучения;
-
между возрастающей практической значимостью школьного курса математики и
дефицитом учебного временидля освоения этого содержания;
-
осознание педагогической практикинеобходимости формирования и развития
познавательных универсальных учебных действий и недостаточностью опыта
применения способов формирования УУД в начальной школе; [4]
Проблема исследования заключается
в том, чтобы на основе теоретических положений подобрать задания по математике
для обучающихся 1 класса по теме «Сложение и вычитание» и определить
способыформирования познавательных УУД у младших школьников посредством данных
заданий.
В
связи с данной проблемой реферативная работа посвящена подбору заданий для обучающихся
первого класса по теме: "Сложение и вычитание", направленные на
формирование познавательных УУД.
Объектом исследованияявляется
процесс формирования познавательных УУД у обучающихся первого класса на
урокахматематики.
Предмет:
Форма проектирования: задания для учащихся 1 класса на тему «Сложение и вычитание»,
направленные наформирование познавательных УУД.
Цель реферативной работы:
на основе анализа методической, психологической литературы и опыта работы
педагогов практиковподобрать исистематизировать задания
потеме «Сложениеи вычитание», способствующие формированию познавательных УУДу
младших школьников.
В
соответствии с указанной проблемой и целью были поставлены следующие задачи
исследования:
Задачи:
1)
Раскрыть сущность процесса формирования
познавательных универсальных учебных действий;
2)
Охарактеризовать систему средств,
позволяющих формировать познавательные универсальные учебные действия;
3) Проанализировать УМК «Школа России» для 1 класса по материалу
математики,по разделу «Сложение и вычитание» и их направленность на
формирование познавательных универсальных учебных действий;
4) Подобрать и систематизировать задания на тему «Сложение и
вычитание», направленные на познавательные УУД;
5)
Определить диагностические
методики по определению уровня сформированности познавательных универсальных
учебных действий у младших школьников;
Данная
работа может быть использована учителями начальных классов, воспитателями
группы продленного дня и студентами при прохождении практики для
психологического обоснования педагогических действий. Методы
исследования
Глава 1. Формирования
универсальных учебных действий на уроках математики.
1.1.
Методы
и приемы формирования УУД на уроках математики
Начальная школа —
важнейший этап в процессе общего образования школьника. За четыре года ему надо
не только освоить программный материал предметных дисциплин, но и научиться
учиться – стать «профессиональным учеником».
Формирование УУД является
целенаправленным, системным процессом, который реализуется через все предметные
области и внеурочную деятельность. Каждый учебный предмет в зависимости
от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся
раскрывает определенные возможности для формирования УУД.
Результаты усвоения УУД
формулируются для каждого класса и являются ориентиром при организации
мониторинга их достижения.
Цель начального курса
математики – обеспечить предметную подготовку обучающихся, достаточную для
продолжения математического образования в основной школе, и создать
дидактические условия для овладения УУД (личностными, познавательными,
регулятивными, коммуникативными) в процессе усвоения предметного содержания.
Основным механизмом
реализации целей и задач современного образования является включение ребенка в
учебно-познавательную деятельность. В этом и заключается принцип деятельности.
Нацеленность курса математики на формирование приёмов умственной деятельности
позволяет реализовать в практике обучения системно-деятельностный подход,
ориентированный на компоненты учебной деятельности (познавательная мотивация,
учебная задача, способы её решения, самоконтроль и самооценка), и создать дидактические
условия для овладения УУД.
Учебный предмет
«Математика» имеет большие потенциальные возможности для формирования всех
видов УУД. Реализация этих возможностей на этапе начального математического
образования зависит от способов организации учебной деятельности младших
школьников, которые позволяют не только обучать математике, но и воспитывать
математикой, не только учить мыслям, но и учить мыслить.
Основным средством
формирования УУД в курсе математики являются вариативные по формулировке
учебные задания (объясни, проверь, оцени, выбери, сравни, найди закономерность,
верно ли утверждение, догадайся, наблюдай, сделай вывод), которые нацеливают
обучающихся на выполнение различных видов деятельности, формируя тем самым
умение действовать в соответствии с поставленной целью. Учебные задания
побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и
несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение
и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам
(основаниям); устанавливать причинно следственные связи; строить рассуждения в
форме связи простых суждений об объекте, его структуре, свойствах; обобщать,
т.е. осуществлять генерализацию для целого ряда единичных объектов на основе
выделения сущностной связи.
В процессе изучения
математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются
речевые умения: дети учатся высказывать суждения с использованием
математических терминов и понятий, формулировать вопросы и ответы в ходе
выполнения задания, доказательства верности или неверности выполненного
действия, обосновывают этапы решения учебной задачи.
В
своей работе А.Г. Асмолов указывает, что для формирования каждого УУД
используются задания определенного вида. Например:
Для
формирования личностных УУД – используются все задания, в которых
ребятам предлагается дать собственную оценку. Они позволяют сделать учение
осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные
действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей,
позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою
жизненную позицию в отношении мира.
Для
формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых
ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой
результат, например, с выводом в рамке.Они обеспечивают возможность управления
познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей,
планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.
Для
формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в
паре, группе.Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать,
слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную
деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга,
уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать
поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со
сверстниками.
Для
формирования познавательных УУД – подбираются задания, которые
включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой
информации, моделирование изучаемого содержания.[8]
Безусловно,
формирование универсальных учебных умений учащихся происходит в контексте разных
учебных предметов, при этом каждый учебный предмет раскрывает различные
возможности, определяемые, в первую очередь, функцией учебного предмета и его
предметным содержанием. Поэтому, необходимо исходить из специфики учебного
предмета, учитывать его главную функцию и ведущие компоненты.
1.2.
Подходы к формированию познавательных УУД
Курс
«Математика» является основой развития у учащихся, в первую очередь, логических
действий, что обеспечит формирование познавательных УУД:
анализ
объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных); синтез как
составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание,
восполнение недостающих компонентов;выбор оснований и критериев для сравнения,
классификации объектов; доказательство; выдвижение гипотез и др. [10]
В
курсе математики изучаемые определения и правила становятся основой
формирования умений выделять признаки и свойства объектов.В процессе
вычислений, измерений, поиска решения задач у учеников формируются основные
мыслительные операции (анализа, синтеза, классификации, сравнения, аналогии и
т.д.), умения различать обоснованные и необоснованные суждения, обосновывать
этапы решения учебной задачи, производить анализ и преобразование информации
(используя при решении самых разных математических задач простейшие предметные,
знаковые, графические модели, таблицы, диаграммы, строя и преобразовывая их в
соответствии с содержанием задания). Решая задачи, можно выстроить
индивидуальные пути работы с математическим содержанием, требующие различного
уровня логического мышления. [10]
Таким
образом, курс математики в свете федеральных государственных образовательных
стандартов начального общего образования призван создать условия для
формирования познавательных умений,сформировать логическое и абстрактное
мышление у младших школьников, характерные для математической деятельности и
необходимые на входе в основную школу как основы их дальнейшего эффективного
обучения.
Теоретические основы формирования УУД заложено в работах Асмолова
А.Г. «Познавательные
универсальные действия включают: общеучебные, логические, а также постановку и
решение проблемы.[2]
Познавательные
действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают
влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на
самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Развитие
учебных и познавательных мотивов в начальной школе требует от учителя организации
следующих условий: создание проблемных ситуаций, активизация творческого
отношения учащихся к учебе; формирование рефлексивного отношения школьника к
учению и личностного смысла учения (осознание учебной цели и связи
последовательности задач с конечной целью); обеспечение учеников необходимыми средствами
решения задач, оценивание знаний учащегося с учетом его новых достижений;организация
форм совместной учебной деятельности, учебного сотрудничества».
На современном
этапе данные подходы по формированию познавательных УУД учтены методистами при
создании УМК. Это можно проследить в учебно-методических пособиях многих
авторов такие ученые: М.А. Бантова, Г.В. Бельтюкова, Н.Б. Истомина, М.И. Моро
А.М. Пышкало, Л.Г. Петерсон и другие.
Многие
исследователи отмечают, что целенаправленная работа по формированию
познавательных УУД у младших школьников должна носить системный характер (Е.В.
Веселовская, Е.Е. Останина, А.А. Столяр, Л.М. Фридман и др.). При этом
исследования психологов (П.Я. Гальперин, В.В. Давыдов, Л.В. Занков, А.А. Люблинская,
Д.Б. Эльконин и др.) позволяют сделать вывод о том, что результативность
процесса формированию познавательных УУД зависит от способа организации
специальной развивающей работы.
В
работах данных авторов доказывается, что в результате правильно организованного
обучения младшие школьники весьма быстро приобретают навыки познавательных УУД,
в частности, умение обобщать, классифицировать и аргументированно обосновывать
свои выводы.
Вместе
с тем, единого подхода к решению вопроса, как организовать такоеобучение,
в педагогической теории нет. Некоторые педагоги считают, что логические приемы
являются неотъемлемой частью наук, основы которых включены в содержание
образования, поэтому у учащихся при изучении школьных предметов автоматически
развиваются познавательныеУУДна основе заданных образов (В.Г. Бейлинсон, Н.Н.
Поспелов, М.Н. Скаткин). [3]
Другой
подход выражается во мнении части исследователей о том, что формирование
познавательных УУД только через изучение учебныхпредметов является
малоэффективным, такой подход не обеспечивает полноценного усвоения и поэтому
необходимы специальные учебные курсы формированию познавательных УУД (Ю.И.
Веринг, Н.И. Лифинцева, В.С. Нургалиев, В.Ф. Паламарчук).
Еще
одна группа педагогов (Д.Д. Зуев, В.В. Краевский) считают, что формированию
познавательных УУД учащихся должно осуществляться на конкретном предметном
содержании учебных дисциплин через акцентуацию, выявление и разъяснение
встречающихся в них логических операций.
Познавательные УУДвключаютобщеучебные, логические действия,а такжедействия
постановкиирешения проблем.
Общеучебные универсальные
действия:
·
самостоятельное выделение и
формулирование познавательной цели;
·
поиск и выделение необходимой
информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью
компьютерных средств;
·
структурирование знаний;
·
осознанное и произвольное
построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
·
выбор наиболее эффективных
способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
·
рефлексия способов и условий
действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
·
смысловое чтение; понимание и адекватная оценка языка средств
массовой информации;
·
постановка и формулирование
проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем
творческого и поискового характера.
Особую группу общеучебных
универсальных действий составляют знаково-символические действия:
моделирование;преобразование
модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область.
Логические универсальные
действия:
анализ;синтез;сравнение,
классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие,
выведение следствий;установление причинно-следственных связей;построение
логической цепи рассуждений;доказательство;выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение
проблемы:
формулирование
проблемы;самостоятельное создание способов решения проблем творческого и
поискового характера [9].
Подводя
итог вышесказанному, можно сделать вывод, что требования,к современной личности
обучающегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной
на «открытие» нового знания путем реализации познавательных УУД.
Глава 2. Особенности
формирования УУД у младших школьников на уроках математики.
2.1. Проблема формирования познавательных УУД младших школьников на
уроке математики
В настоящее время в литературе имеются работы, посвященных
проблеме формирования познавательных УУД в начальной школе на уроках математики.
Проанализируем некоторые из них.
Так М.Г. Моисеева (в статье «Формирование познавательных УУД на
уроках в начальной школе») пишет, что познавательные универсальные учебные
действия, для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной
школе.К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу;
читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить
её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой дополнительной литературе;
осуществлять для решения учебных задач операциианализа, синтеза, сравнения,
классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения,
выводы;выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и
умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной,
схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для
решения различныхучебных задач.
Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами
наибольшее применение в обучении имеет моделирование. В период начального
образования основным показателем развития знаково-символических универсальных
учебных действий становится овладение моделированием, отражающим
пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или
их частями для решения задач; а к концу обучения в начальной школе дети должны
не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и
уметь самостоятельностроить схемы, модели, таблицы и т.п. [6]
Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью
выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и
различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно
выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно-следственные связи;
обобщать и т.д.С 1-го класса начинается формирование моделирования как
универсального учебного действия. Первые представленияо взаимосвязи предметной
и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и
цифра».Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или
выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует
данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет
использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел,
сложения и вычитания на числовом луче, а в дальнейшем использование
знаково-символических моделей (запись числовых и буквенных выражений,
неравенств, равенств), что является необходимым условием для формирования
общего умения решать текстовые задачи.Наиболее элементарную группу составляют
простые задачи[13].
Автор Л.С. Секретарева в статье «Место универсальных учебных
действий в структуре основной образовательной программы начальной школы (на примере
учебного предмета «Математика»)» пишет о том, что формирование УУД создает
возможность соотносить учебные предметы с точки зрения приемов познавательной
деятельности, общих для осуществления познания этих предметных областей [5].
Влияние специфики учебного предмета на освоение рассматриваемого
универсального учебного действия проявляется, прежде всего: в различиях
смысловой работы над текстом задания. Так, например, при решении математических
задач необходимо абстрагироваться от конкретной ситуации, описанной в тексте
задачи, и выделить структуру отношений, которые связывают элементы текста.
«Математика» в начальной школе выступает как основа развития познавательныхдействий,
в первую очередь логических, включая и знаково-символических, планирование
(цепочки действий по задачам), систематизация и структурирование знаний,
перевод с одного языка на другой, моделирование, дифференциация существенных и
несущественных условий, аксиоматика, формирование элементов системного
мышления, выработка вычислительных навыков. Особое значение имеет математика
для формирования общего приема решения задач как универсального учебного
действия.
Необходимо отметить, что в современной учебной литературе для начальной
школы содержатся варианты заданий на отработку отдельных компонентов приема
решения задач. Так, есть задания на анализ текстов, в частности требующих
применения различных типов логического анализа по работе над текстом задачи.
В задачах с неполными условиями, дети на основе своего житейского опыта
должны для решения задачи сами ввести недостающую информацию.Другой вид
логического анализа используется в задачах, где требуются знания об
арифметических действиях, компонентах действий и их отношениях. К сожалению, во
многих учебниках математики имеется небольшое число заданий по переводу
вербально заданного текста на язык графики и обратные задания: по рисункам или
схемам надо составить задачи или примеры.
Универсальное учебное действие моделирование включает в свой состав
знаково-символические действия – такие, как замещение, кодирование,
декодирование, с освоения, которых и должно начинаться овладение
моделированием. Прежде чем овладеть этими системами, ребенок должен принять
идею означивания и понять ее на произвольно созданной символике. [8]
Отработка действия моделирования должна строиться исходя из
организации деятельности учащихся: учитывая возраст, создание мотивации
наиболее эффективно достигается на сказочных и других текстах. Кроме того,
важно включить в текст необходимую для выполнения действий ориентировку, т.е.
знания, владение которыми позволит школьнику совершать действие, и, наконец,
предусмотреть задания с последовательным переходом форм от материальных
(предметных) к схемам и далее символам и знакам.
Статья С.П. Ожигиной «Моделирование как способ формирования
познавательных универсальных учебных действий младших школьников»[2]. В ней
автор пишет о том, что моделирование как универсальное учебное действие может
использоваться в обучении для многих целей:
– для изучения моделей рассматриваемых понятий, которые
разработаны в соответствующей науке;
– для построения и изучения моделей рассматриваемых понятий, для
которых в соответствующих науках не существует моделей или эти модели являются
сложными для изучения;
– для построения модели ориентировочной основы умственного
действия в виде учебной карты со схематическим перечислением всех операций, в виде
схемы указаний и ориентиров, в виде объекта умственного действия и формулы, по
которой оно совершается;
– для выполнения моделями изучаемых объектов (понятий) некоторых функций:
служить средством обобщения и систематизации наблюдаемых фактов и явлений;
решать познавательные задачи на исследование изучаемого понятия; иметь
возможность спланировать и проконтролировать свою работу по изучению
соответствующего понятия;
– для лучшего запоминания учебного материала с использованием двух
способов моделирования: логического упорядочения, представления учебного
материала в легко обозримой, наглядной форме и представления его с помощью
мнемических средств в расчёте на образные ассоциации.
Подводя итог, автор пишет о том, что использование учебных моделей
позволяет получить те сведения об изучаемом объекте, которые сложно или
невозможно получить действительно и прогнозировать дальнейшее поведение и
развитие объекта изучения. Смысл моделирования заключается в возможности
получить информацию о явлениях, происходящих в оригинале, путем переноса на
него определенных знаний, полученных при изучении соответствующей модели.
В статье Е.В.Барсуковой «Формирование универсальных учебных
действий на уроках математики в начальной школе»[4], говорится о том, что на
уроках математики универсальным учебным действием может служить познавательное
действие, определяющее умение ученика выделять тип задачи и способ ее решения.
С этой целью обучающимся предлагается ряд заданий, в которых необходимо найти
схему, отображающую логические отношения между известными данными и искомыми. В
этом случае ученики решают собственно учебную задачу на установление логической
модели, определяющей соотношение данных и неизвестного. А это является важным
шагом учеников к успешному усвоению общего способа решения задач.
Также Е.В. Барсукова предлагает задания для диагностики и
формирования познавательных универсальных учебных действий:
«Найди отличия» (можно задать их количество); «на что похоже?»;
поиск лишнего; «лабиринты»; упорядочивание; «цепочки»; хитроумные решения; составление
схем–опор; работа с разного вида таблицами; составление и распознавание
диаграмм; работа со словарями.
Подводя итог статье, пришли к выводу, что познавательные УУД
позволят ученику овладеть широким спектром логических действий и операций,
включая общий прием решения задач; они выбирают наиболее эффективные способы
решения, находят отличия, занимаются поиском лишнего.
На основе проведенного анализа статей по формированию
познавательных универсальных учебных действий на материале математики можно
сделать вывод, что есть необходимость более подробно рассмотреть средства их формирования
у младших школьников.
2.1. Формирование УУД в ходе изучения темы «Сложение и
вычитание». Задания.
В ходе изучения математики в первом классе,во всех УМК, изучается
такая тема, как «Сложение и вычитание». Согласно требованиям примерной
программы по математике результатами изучения этой темы является следующие
умения:
-сравнивать числа и числовые выражения;
-применять разные способы вычислений (по правилу и на основе
знаний состава числа;
- выбирать удобный способ вычисления;
- моделировать ситуации, иллюстрирующие арифметическое действие и
ход его выполнения;
-использовать математическую терминологию при записи и выполнении
арифметического действия (сложения, вычитания);
-моделировать изученные арифметические зависимости;
-прогнозировать результат вычисления;
-пошагово контролировать правильность и полноту выполнения
алгоритма арифметического действия;
Содержание курса
«Математика» (авторы М.И. Моро, С.И. Волкова, С.В. Степанова) в
учебно-методическом комплекте «Школа России» 1 класса (научный руководитель
А.А. Плешков) по теме «Сложение и вычитание» практически все рассмотренные
задания выходят на предметные результаты, нежели на метапредметные.
Чтобы разбудить желание учиться, нужно развивать потребность
ученика заниматься познавательной деятельностью, а это значит, что в самом
процессе её школьник должен находить привлекательные стороны, чтобы сам процесс
учения содержал в себе положительные заряды интереса.
Следовательно, необходимо преобразовать часть заданий, с целью
направленности их на познавательные УУД.[2],[4]
ЗАДАНИЯ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ ПЕРВОГО КЛАССА ПО ТЕМЕ: «СЛОЖЕНИЕ И
ВЫЧИТАНИЕ», НАПРАВЛЕННЫЕ НА
ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД
Систематизированные задания представлены по следующим основаниям:
Задания, предложенные в учебнике, обозначены шрифтом TimesNewRoman,
кегль 12; откорректированные задания направленные на познавательные УУД
обозначены шрифтом TimesNewRoman, кегль 12 (курсив) в столбце «Задания». В
столбце «Познавательные УУД» прописаны познавательные УУД, на которые
направлено задание.
Задания
|
Познавательные
УУД
|
Спиши и вычисли. Запомни таблицы.
1
+ 1 = 2
|
|
10
– 1 = 9
|
2
+ 1 =
|
9 – 1 =
|
3
+ 1 =
|
8 – 1 =
|
4
+ 1 =
|
7 – =
|
5
+ =
|
6 – =
|
6
+ =
|
5 – =
|
7
+ =
|
4 – =
|
…
|
…
|
…
|
…
|
Чем похожи выражения в каждойизтаблиц.
Как изменяетсяпервоеслагаемое?
Что можно сказать о втором слагаемом?
Какизмениласьсумма?
Как изменяется уменьшаемое?
Что можно сказать о вычитаемом?
Как изменилась разность?
Дополни таблицу по аналогии.
Соедини выражения с одинаковым значением.
|
·
формировать
умения осуществлять анализ объектов с выделением существенных и признаков;
·
формировать
умения осуществлять сравнение и работать по аналогии;
·
формировать
умения осуществлять анализ;
|
˃ ˂ =
10 – 18
7 + 1 9
4 + 1 5
7 – 1 6
Запиши в виде выражений и сравни.
Получившиеся выражения раздели на три группы.
|
·
формировать
умения использовать знаково-символические средства;
·
формировать
умения осуществлять анализ и сравнение;
·
формировать
умения осуществлять сравнение и классификацию по заданным критериям;
·
формировать
умения использовать знаково-символические средства, в том числе модели и
схемы;
·
формировать
умения переводить из предметной модели в вербальную;
·
формировать
умения доказывать, выдвигать гипотезы;
|
Реши примеры:
8 – 2 =
5 + 2 =
6 – 2 =
3 + 2 =
9 – 2 =
Запиши в виде выражений и реши.
|
·
формировать
умения использовать знаково-символические средства;
·
формировать
умения производить анализ и моделирование;
·
формировать
умения переводить из предметной модели в вербальную;
|
Цепочка:
Реши цепочку. Составь свою цепочку и реши её.
|
·
формировать
умения работать по аналогии;
|
Выполни вычисления.
1 + 2 3 + 1 10 – 2 8 – 1
2 + 2 4 + 1 9 – 2 7 – 1
3 + 2 5 + 1 8 – 2 6 – 1
Сравни примеры в каждом столбике и запиши следующие примеры.
Выполни вычисления.
1 + 2 3 + 1 10 – 2 8 – 1
2 + 2 4 + 1 9 – 2 7 – 1
3 + 2 5 + 1 8 – 2 6 – 1
… … … …
|
·
формировать
умения работать по аналогии;
·
формировать
умения осуществлять сравнение;
·
формировать
умение проводить синтез, как составление целого из частей, в том числе
самостоятельное достраивание, восполнение недостающих компонентов;
|
У Милы было 5 яблок. 3 яблока съели. Сколько яблок осталось у
Милы.
Составь задачу по картинке и реши её.
|
·
формировать
умения производить анализ и моделирование;
·
формировать
умения переводить из предметной модели в вербальную;
|
В коробке 6 карандашей, на столе еще 4 карандаша. Сколько всего
карандашей?
Прочитай задачу. Придумай похожую задачу, но с другим
содержанием и реши её.
|
·
развивать
умения выделять тип задач и способы их решения;
·
формировать
умения производить анализ и преобразование информации;
|
|
·
формировать
умения переводить из предметной модели в вербальную;
·
формировать
умения производить анализ
|
Начерти
в тетради такие фигуры:
Сравни
все фигуры между собой: чем они похожи, чем различаются? Дорисуй в каждой
фигуре по одному квадрату так, чтобы все фигуры отличались друг от друга
только цветом.
|
·
формировать
умения работать по аналогии;
·
формировать
умения осуществлять сравнение;
·
формировать
умения производить анализ и преобразование информации;
|
В первый
день в магазине продали 3 велосипеда, а во второй – на 2 больше. Сколько
всего велосипедов продали за эти два дня?
Реши
задачу двумя способами.
|
·
формировать
умения производить анализ;
|
В вагоне
метро сидели 5 женщин и 4 мужчины. На станции 1 человек вышел. Сколько
человек осталось в вагоне?
Леша
решил эту задачу так:
1)
5+4=9
2)
9-1=8
Ответ: 8
человек.
Толя
решил эту задачу так:
1)
4-1=3
2)
5+3=8
Ответ: 8
человек.
Оба
решили задачу правильно. Объясни, что узнавал каждым действием Лёша и что –
Толя.
Найди
ещё одно решение этой задачи.
|
·
формировать
умения производить анализ;
·
формировать
умения доказывать, выдвигать гипотезы;
|
Узнай длину этих отрезков в сантиметрах. Начерти в тетради
отрезки такой же длины.
Узнай длину этих отрезков в сантиметрах. Начерти в тетради
отрезки такой же длины по возрастанию.
1.
2.
3.
|
·
формировать
умения моделировать;
·
формировать
умения осуществлять сравнение исериацию;
|
У Лиды было
.
Стало на 3 меньше. Сколько карандашей стало у Лиды.
Составь обратную задачу.
|
·
формирование
умения работать по аналогии;
·
формировать
умения производить анализ;
|
Как можно назвать одним словом все эти фигуры? Назови каждую
фигуру.
1)
Как можно назвать одним словом все эти фигуры? Назови каждую
фигуру.
2)
В каждом четырехугольнике можно провести отрезок так, чтобы
получилось 2 треугольника. Покажи, как это можно сделать.
|
·
формировать
умения производить анализ;
·
формирование
умения осуществлять сравнение;
|
Лене подарили 10 цветных наклеек. Из них 5 она уже использовала.
Сколько неиспользованных наклеек осталось у Лены?
Сколько…?
Закончи вопрос и реши задачу.
|
·
формировать
умения осуществлять анализ;
|
Составь по рисунку
задачу на сложение.
Составь
по рисунку две задачи, одна из которых решается сложением, а другая –
вычитанием. Реши эти задачи.
|
·
формировать
умения производить анализ и моделирование;
·
формировать
умения переводить из предметной модели в вербальную;
|
Начерти в тетради такие же узоры:
1)
Какой из этих двух узоров составлен по такому правилу: «Одна
клетка вверх, одна клетка вправо, одна клетка вверх, одна клетка вправо, одна
клетка вниз, одна клетка вправо…»?
2)
Расскажи, по какому правилу составлен второй узор.
3)
Составь свой узор.
|
·
формировать
умения моделировать;
·
формировать
умения осуществлять сравнение и сериацию;
·
формировать
умения производить анализ и преобразование информации;
·
формировать
умения работать по аналогии;
·
формировать
умения переводить из предметной модели в вербальную;
|
Сравни:
9 + 2
9 7 + 0 7
8 – 6
8 19 + 1 19
Сравни, не вычисляя.
|
·
формировать
умения осуществлять сравнение
·
формировать
умения производить анализ;
|
Вычисли:
9 – 5
5 + 4
2 + 8
10 – 2
4 + 5
8 + 2
9 – 4
10 – 8
Разбей на 2 группы.
|
·
формирование
умения осуществлять анализ и классификацию;
|
Володе подарили два диска с играми. На одном диске 4 игры, а на
другом – на 2 игры больше. Сколько всего игр на этих дисках?
Володе подарили два диска с играми. На одном диске 4 игры, а на
другом – на 2 игры больше.
Поставь вопрос и реши задачу.
|
·
формировать
умения производить анализ и моделирование;
|
Найди лишнюю фигуру:
Разбей все фигуры на две группы разными способами.
|
·
формировать
умения осуществлять сравнение
·
формировать
умения осуществлять анализ и классификацию
|
У Максима было 8 машинки. На день рождение ему подарили еще 3
машинки. Сколько всего машинок стало у Максима?
Составь задачу по картинке. Реши её.
|
·
формировать
умения производить анализ и моделирование;
·
формировать
умения переводить из предметной модели в вербальную;
|
Заключение.
В
ходе реферативной работы по заявленной теме были сделаны следующие выводы:
Младший школьный возраст является наиболее благоприятным
периодом для формирования познавательных универсальных учебных действий, так
как все виды деятельности, в том числе и учебная деятельность, в этом возрасте
способствуют развитию познавательной сферы. Внимание, память, воображение,
восприятие приобретают характер большей произвольности. Ребенок осваивает
способы самостоятельного управления ими. Более того, в умственном плане
осваиваются классификации, сравнения, аналитико-синтетический тип деятельности,
действия моделирования, становящиеся предпосылками формирования в будущем
познавательных универсальных действий.
Обучение сегодня
рассматривается не как простая трансляция знаний от учителя к ученику, а как
сотрудничество, и в образовательном процессе начинают преобладать методы
работы, обеспечивающие становление самостоятельной творческой личности, готовой
к восприятию и решению инновационных задач. В силу этого перед начальной школой
стоят сегодня большие и серьезные задачи.
Начальная школа способна решить
новые задачи, поставленные перед российским образованием, в первую очередь
обеспечить условия для развития ребенка,как
субъекта собственной деятельности, субъекта развития (а не объекта
педагогических воздействий учителя). Именно так формулируются задачи начального
образования в Федеральныхгосударственных
стандартах общего образования.[9]
Как было сказано ранее, основные
направления развития младших школьников, перечень личностных и метапредметных
результатов начального образования представлены в программе формирования
универсальных учебных действий, которая является частью основнойобразовательной программы. Она реализует системно-деятельностный подход, ключевой идеей
которого является положение о том, что личность развивается в деятельности.
Подводя
итог вышесказанному, можно сделать вывод, что требования,к современной личности
обучающегося осуществляется в процессе собственной деятельности, направленной
на «открытие» нового знания путем реализации познавательных УУД.
Список
литературы
1.
Асмолов А.Г., Бурменская Г.В.,
И.А. Володарская «Как проектировать универсальные учебные действия в начальной
школе». Москва «Просвещение» 2008;
2.
Барсукова, Е.В.. Формирование
универсальных учебных действий на уроках математики в начальной школе [Текст]/
Е.В.Барсукова // журнал «Начальная школа», 2012, №7;
3.
Зинченко, В.П. Психологические основы
педагогики. (Психолого-педагогические основы построения системы развивающего
обучения Д.Б.Эльконина – В.В.Давыдова).[Текст]/ В.П. Зинченко – М.: Гардарики,
2002;
4.
Как проектировать
Универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли. [под
ред. А.Г. Асмолова]. – 2-е изд. Просвещение-2010;
5.
Крайг Г., Бокум Д. Психология
развития. — СПб.: Питер, 2005. — 940 с.;
6.
Моисеева, М.Г., Формирование
познавательных УУД на уроках в начальной школе [Текст]/ М.Г. Моисеева// журнал
«Начальная школа», 2012, № 5;
7.
Моро М.И., Волкова С.И.,
Степанова С.В. учебник «Математика» 1 класс (1,2 часть), УМК «Школа России»:
Просвещение, 2011.;
8.
Прохорова С.Ю. «Методические
условия формирования УУД у младших школьников»//Управление начальной школой. –
2013 г.;
9.
Федеральный государственный
образовательный стандарт начального общего образования – М. «Просвещение»,
2010;
10.
Формирование познавательных УУД на уроках
математики http://5fan.ru/wievjob.php?id=71159.;
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.