Добавить материал и получить бесплатное свидетельство о публикации
Главная / Русский язык и литература / Языковая игра на уроках русского языка как основная форма формирования навыков

Языковая игра на уроках русского языка как основная форма формирования навыков

Курсы профессиональной переподготовки от Московского учебного центра "Профессионал"

Специально для учителей, воспитателей и других работников системы образования только до 31 августа действуют скидки до 50% при обучении на курсах профессиональной переподготовки (184 курса на выбор).

После окончания обучения выдаётся диплом о профессиональной переподготовке установленного образца с присвоением квалификации (признаётся при прохождении аттестации по всей России).

Подайте заявку на интересующий Вас курс сейчас: ВЫБРАТЬ КУРС


hello_html_m6cb7b52.gif Районный конкурс « Лучший педагог-2015 »










Творческая работа по теме:














Подготовила: учитель русского языка и литературы

ГКУ «Есет мектеп- балабақша кешені»

Декеева Л.М.






В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этому множество: перегруженность программ, оторванность изучаемого материала от жизни, от потребностей учащихся.

На современном этапе главной задачей государственной образовательной политики является создание условий для достижения нового качества образования в соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение доступности образования для всех детей.

Глубокие перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.

Игровые технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей. Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод знаний в опыт.

Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что, несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор. Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу, настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной ситуации.

Следует отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит, необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать её творческой.

В современной методике активно разрабатывается направление, в основе которой находится применение игровых упражнений и заданий.

Игры дают богатый материал интеллектуального развития умственных способностей обучаемых , помогают учителю изменять формы работы на занятиях, повышать трудоспособность и снимать усталость детей, формирует навык самостоятельно учиться. В основе игровых занятий- состязание во внимательности, изобретательности, находчивости. В игре, с психологической точки зрения, происходит сглаживание внутренних противоречий личности, поэтому у учащихся в условиях игрового обучения обычно улучшается психологическое состояние. Игра позволяет создать между учителем и учеником и между учащимися класса особые отношения доверительности, как любая другая форма приятной и полезной деятельности, требующая взаимопонимания.

Многие великие педагоги уделяли методу игры особое внимание. Василий Александрович Сухомлинский писал: «Ребёнок по своей природе - пытливый исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, собственном творчестве … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское творчество- верная дорога к сердцу ребёнка…». Удачным примером подхода использованию целостного комплекса игр до сих пор остаётся опыт Антона Семёновича Макаренко. Жизнь и работа в возглавляемых им колониях были насыщены игровыми элементами, и не проходило недели, чтобы не создалась какая-нибудь новая игра.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что сложившееся на данный момент в недрах практического преподавания лингвистическое направление, базирующиеся на функциональном подходе, требует дальнейшей разработки.

Цель творческой работы: исследовать современные инновационные методики формирования коммуникативных умений на основе творческих развивающих игр.

В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать научные источник и методическую литературу по проблеме использования инновационных методик в образовательном процессе, в частности, применения новых технологий в преподавании русского языка;

- определить эффективность обучения при использовании игровых упражнений.

Объектом исследования является работа обучаемых по формированию коммуникативных умений на занятиях по русскому языку, уроках развития речи.

Научная новизна моей творческой работы заключается в том, что лингвистический феномен языковой игры рассматривается в качестве дидактического материала и средства развития речи и творческих способностей учащихся. «Под языковой игрой мы понимаем вид речемыслительной деятельности , использующий лингвистический инстинкт, лингвистическое чутьё говорящих и требующих от них решения эвристических задач». Это слова профессора, к.ф.н., старшего преподавателя факультета русского языка и литературы Атырауского университета им.Х.Досмухамедова Умирзаковой Назиры Жуматовны.

Методологическую основу моей работы составляют работы казахстанских учёных М.М. Жанпеисовой, Ш.Калановой, Ж.Караева, Ш.Таубаевой, К.Кабдыкайрова, С.Кошимбетовой и советских педагогов - психологов В.В.Давыдовой, А.А.Вербицкой, Е.А.Земской, М.В.Китайгородской, Л.С.Выгодского и др. В процессе работы над научной работой я использовала следующие методы: описательный метод, включающий приёмы наблюдения, интерпретации, составления и обобщения; метод диагностики и прогнозирования трудностей в обучении.

Практическая значимость. Предложенные в данной работе методические рекомендации могут быть использованы учителями- словесниками на уроках русского языка в школе, преподавателями педагогических колледжей.

Ожидаемый результат:

1.Мною была изучена дидактическая методика игр, разнообразие игр по

тематике и структуре.

2. Словарь учеников обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;

3. У детей сформировался первоначальный интерес к предмету,

художественной литературе;

4. У детей повысился уровень творческого развития мыслительных процессов;


Грамотное проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, умением педагога ответить на следующие вопросы:

- Какие умения и навыки дети освоят на процессе игры?

- Какому моменту игры надо уделять особое внимание?

- Какие воспитательные цели преследуется при проведении игры?

Нельзя забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача педагога- направить силы ребёнка на учёбу, сделать серьёзный труд занимательным и продуктивным.

Важно продумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать активность. В середине урока игровое упражнение должно решить задачу усвоения темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной и доступной, включать разные виды деятельности. Использование потенциала игры в педагогической работе, он должен обладать своеобразным «чувством игры», развитым творческим воображением и, кроме того, определённым запасом знаний и практических умений в области методики игры.

Приведу несколько примеров двух типов интеллектуальных игр, используемых для повышения мотивации к изучению различных разделов и тем в курсе русского языка: интеллектуальные игры к разделу «Фонетика» и так называемые «аналитические» игры, поскольку они основаны на анализе природы узнаваемых явлений системы языка и последующей их классификации.

Интеллектуальные игры к разделу «Фонетика».

  1. Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых состоят следующие слова: яр, люк, сад, лён, пол, парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог.

Какие новые слова у вас получатся?

Ответ: рай, куль, таз, ноль, лоб, краб, муж, суд, шей, ель, куй, тля, пара, ложь, короб.


2. Подумай и ответь.

Какой фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба, сгибать?

Ответ: озвончение глухих согласных.

3.Какой фонетический признак объединяет слова: вдруг, подтянуть, укладка, ферзь.

Ответ: оглушение звонких согласных.

Свадьба, женитьба, косьба, молотьба- какое слово лишнее и почему?

Ответ: свадьба- оно пишется соответственно с произношением со звонким д, несмотря на слово сватать.

Аналитические игры:

4. Игра «Классификация». Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Пусть каждый предложит все , какие только придут в голову, способы классификации, например, ребят в классе:

- на мальчиков и девочек;

- на блондинов, шатенов, и брюнетов;

- на отличников, хорошистов и троечников;

- на сидящих у окна и сидящих у стены;

- на любящих математику и любящих литературу;

Важно следить , чтобы классификации были правильными: противопоставлять по одному и тому же признаку (нельзя девочек и отличников) .Не должно оставаться элементов , не попавших ни в одну группу(нельзя делить только на блондинов и брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий). Группы, получившиеся в результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя делить на мальчиков и футболистов). Побеждает команда, которая сумела найти больше вариантов.

Классифицировать можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать своих знакомых. Главное - чтобы множество было всем известно и четко ограничено.

5. Игра «Продолжи ряд». Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе. Ответ нужно пояснить.

Вот пример: ряд О, Д, Т … (?) Ответ: Ч (даны первые буквы числительных по порядку: один, два, три … четыре).

Апельсин, банан, виноград … груша( следующая буква алфавита).

Медведи, сёстры, поросята…. мушкетёры (слово, которое вместе с числительным три образует название художественного произведения).

6. Игра «Четвёртый лишний». В каждом ряду из четырёх элементов нужно назвать лишний - тот , у которого нет качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.

Например: печка, свечка, утка, овечка. (утка- остальные рифмуются)

Ворота, чернила, столы, ножницы. (столы- остальные не имеют ед. числа)

7. Игра «Пропорции». Нужно решить пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения между её членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые.

Классический пример: пропорция птица/рыба = самолёт/?.

Слева члены пропорции природные, справа- сделанные человеком; вверху- летают, внизу – плавают.

Ответ: подводная лодка (корабль не подходит – решение должно плавать под водой).

Пропорции могут строиться на самых разных соотношениях.

Пример грамматической пропорции: делать/сделать = говорить/?.

Ответ: сказать

Баллы присуждаются как за решения, так и за создания новых пропорций. Можно усложнить игры: выбрать тему, к которой должны иметь отношение все задания (например «Литература»), или допускать к игре только пропорции с двумя неизвестными.

Рысь/кошка = ? /собака (волк)

Лампа /свет = ? /звук (магнитофон или радио)

Ластик/рисунок = время /? (воспоминания)

Казак/казак = арап /? (пара – слова прочитаны справа налево)

Лицо /портрет = природа /? (пейзаж)

Интеллектуальная игра –викторина по разделу:

Лексикология, морфология, фразеология.

1. В каких словах по сто согласных ? (сто-к, сто-л, сто-н)

2. Что стоит посередине земли ? (Буква м)

3. Кто говорит на всех языках. (Эхо) и др.

* Образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана ( Какие слова не образуют форму мн.ч.?);

* Продолжите высказывание: Основа предложения –это...; Значимая часть слова, стоящая после корня, -это...

Дети обычно любят отгадывать загадки и вспоминать пословицы, частушки. Например: пословицы:

Ум хорошо, а два … (два лучше).

Знай больше, а говори …(меньше).

Не зная броду, …(не суйся в воду).

Загадки:

Бежит свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка)

Ты за ней, а она от тебя.

Ты от неё, а она за тобой. (Тень)

Частушки:


Наша Таня громко плачет, 
Уронила в речку … (мячик).
Тихо, Танечка, не плачь, 
А то будешь там, где … (мяч).

Начался учебный год, 
Часики затикали, 
А меня вопрос гнетет: 
Скоро ли …? (каникулы)


В преподавании русского языка полезна работа с лингвистическими сказками (или лингвистическими миниатюрами). С помощью сказки лингвистические понятия, орфографические и пунктуационные правила легко запоминаются, трудный учебный материал даётся в занимательной форме. «Герои» орфографических или пунктуационных правил одушевляются, действуют в соответствии со своим характером и темпераментом. Сначала дети слушают авторские сказки или сказки учителя, а потом пробуют сочинять сами.

Очень полезны для развития творчески одарённой личности использование русского народного фольклора : частушек, загадок, скороговорок.

Используя эту благодатную нишу , я и моя ученица Салим Дильназ

(ученица 5- класса) работаем над научно-исследовательским проектом

«Русский фольклор. Частушки, загадки».

Будучи откликом на события дня, частушка обычно рождается как поэтическая импровизация. Ей свойственны обращения к определённому лицу или слушателям, прямота высказывания, реалистичность, экспрессия.

Характерной чертой языка частушки является его выразительность и богатство языковых средств, часто выходящее за рамки литературного языка.

Загадка  — метафорическое выражение, в котором один предмет изобра-жается посредством другого, имеющего с ним какое-нибудь, хотя бы отдалённое, сходство; на основании выше изложенного человек и должен отгадать задуманный предмет. Загадки встречаются у всех народов, на какой бы ступени развития они не стояли.

Воспитательные и образовательные возможности загадки многообразны.

Разгадывание загадок и исполнение частушек являются для Дильназ своеобразной гимнастикой, мобилизующей и тренирующей его умственные силы. Чтобы отгадать загадку или пропеть частушку, нужно внимательно наблюдать жизнь припоминать увиденное, сравнивать, сопоставлять явления, мысленно их расчленять, выделять каждый раз нужные стороны, объединить, синтезировать найденное и пробуждать интерес к фольклорной музыке и пению.

Таким образом, по разнообразию игровые и творческие задания нельзя сравнить ни с какими приёмами обучения. Игра и творческое мышление даёт и самому учителю профессиональное удовлетворение, поскольку благодаря им сам процесс обучения становится процессом непрерывного творчества.

Эти формы работы помогают учащимся по-новому увидеть себя и других, а также предмет обучения, и поэтому использование игры и творческой фантазии положительно влияет на все стороны учебного процесса.


  • Русский язык и литература
Описание:

    Цель  творческой работы: исследовать современные инновационные методики формирования коммуникативных умений на основе творческих развивающих игр.

    В соответствии с целью были определены следующие задачи:

- изучить и проанализировать научные источник и методическую литературу по проблеме использования инновационных методик в образовательном процессе, в частности, применения новых технологий в преподавании русского языка;

 

- определить эффективность обучения при использовании игровых упражнений.

Автор Жаманбаева Алина Абдибековна
Дата добавления 15.04.2015
Раздел Русский язык и литература
Подраздел Другое
Просмотров 2157
Номер материала 59697
Скачать свидетельство о публикации

Оставьте свой комментарий:

Введите символы, которые изображены на картинке:

Получить новый код
* Обязательные для заполнения.


Комментарии: