Районный
конкурс « Лучший педагог-2015 »
Творческая
работа по теме:
Подготовила:
учитель русского языка и литературы
ГКУ «Есет мектеп- балабақша кешені»
Декеева Л.М.
В настоящее время у учащихся наблюдается слабая мотивация к учебе. Причин этому
множество: перегруженность программ, оторванность изучаемого материала от
жизни, от потребностей учащихся.
На
современном этапе главной задачей государственной образовательной политики
является создание условий для достижения нового качества образования в
соответствии с перспективными потребностями современной жизни, обеспечение
доступности образования для всех детей.
Глубокие
перемены, происходящие в современном образовании, выдвигают в качестве
приоритетной проблему использования новых технологий обучения и воспитания. У
учителя есть возможность выбрать методы и технологии обучения, которые по их
мнению, наиболее оптимальны для построения и конструирования учебного процесса.
Игровые
технологии в воспитании и обучении, пожалуй, самые древние. Возможно, именно
поэтому дидактическая игра остаётся очень действенным методом для развития и
совершенствования познавательных, умственных и творческих способностей детей.
Игра приоткрывает ребёнку незнакомые грани изучаемой науки, помогает по-новому
взглянуть на привычный урок, способствует возникновению у школьников интереса к
учебному предмету, значит, процесс обучения становится более эффективным. Целью
обращения к игровым технологиям на уроке русского языка является приобретение
конкретных практических навыков, закрепление их на уровне методики, перевод
знаний в опыт.
Использование игровых технологий на уроках русского языка помогает в той или
иной степени снять ряд трудностей, связанных с запоминанием материала, вести
изучение и закрепление материала на уровне эмоционального осознания, что,
несомненно, способствует развитию познавательного интереса к русскому языку как
к учебному предмету. Немаловажно также и то, что игра на уроках русского языка
способствует обогащению словарного запаса обучающихся, расширяет их кругозор.
Она несёт в себе огромный эмоциональный заряд, решает не только общеучебные и
развивающие задачи, но и воспитывает качества творческой личности: инициативу,
настойчивость, целеустремлённость, умение находить решение в нестандартной
ситуации.
Следует
отметить, что дидактические игры давно заняли прочное место в практике
проведения уроков русского языка. Но время не стоит на месте. Современная жизнь
предъявляет всё более высокие требования к ученику как личности. Значит,
необходимо перевести дидактическую игру на качественно новый уровень, сделать
её творческой.
В современной методике активно разрабатывается направление, в основе которой
находится применение игровых упражнений и заданий.
Игры
дают богатый материал интеллектуального развития умственных способностей
обучаемых , помогают учителю изменять формы работы на занятиях, повышать
трудоспособность и снимать усталость детей, формирует навык самостоятельно
учиться. В основе игровых занятий- состязание во внимательности,
изобретательности, находчивости. В игре, с психологической точки зрения, происходит
сглаживание внутренних противоречий личности, поэтому у учащихся в условиях
игрового обучения обычно улучшается психологическое состояние. Игра позволяет
создать между учителем и учеником и между учащимися класса особые отношения
доверительности, как любая другая форма приятной и полезной деятельности,
требующая взаимопонимания.
Многие великие педагоги уделяли методу игры особое внимание. Василий
Александрович Сухомлинский писал: «Ребёнок по своей природе - пытливый
исследователь, открыватель мира. Так пусть перед ним открывается чудесный мир
в живых красках. Ярких и трепетных звуках, в сказке и игре, собственном
творчестве … через сказку, фантазию, игру, через неповторимое детское
творчество- верная дорога к сердцу ребёнка…». Удачным примером подхода
использованию целостного комплекса игр до сих пор остаётся опыт Антона
Семёновича Макаренко. Жизнь и работа в возглавляемых им колониях были насыщены
игровыми элементами, и не проходило недели, чтобы не создалась какая-нибудь
новая игра.
Таким образом, актуальность исследования обусловлена тем, что сложившееся на данный
момент в недрах практического преподавания лингвистическое направление,
базирующиеся на функциональном подходе, требует дальнейшей разработки.
Цель
творческой работы: исследовать современные инновационные методики
формирования коммуникативных умений на основе творческих развивающих игр.
В
соответствии с целью были определены следующие задачи:
-
изучить и проанализировать научные источник и методическую литературу по
проблеме использования инновационных методик в образовательном процессе, в
частности, применения новых технологий в преподавании русского языка;
-
определить эффективность обучения при использовании игровых упражнений.
Объектом
исследования является работа обучаемых по формированию коммуникативных
умений на занятиях по русскому языку, уроках развития речи.
Научная
новизна моей творческой работы заключается в том, что лингвистический
феномен языковой игры рассматривается в качестве дидактического материала и
средства развития речи и творческих способностей учащихся. «Под языковой игрой
мы понимаем вид речемыслительной деятельности , использующий лингвистический
инстинкт, лингвистическое чутьё говорящих и требующих от них решения
эвристических задач». Это слова профессора, к.ф.н., старшего преподавателя
факультета русского языка и литературы Атырауского университета
им.Х.Досмухамедова Умирзаковой Назиры Жуматовны.
Методологическую основу моей работы составляют работы казахстанских
учёных М.М. Жанпеисовой,
Ш.Калановой, Ж.Караева,
Ш.Таубаевой, К.Кабдыкайрова, С.Кошимбетовой и советских педагогов - психологов В.В.Давыдовой,
А.А.Вербицкой, Е.А.Земской, М.В.Китайгородской, Л.С.Выгодского и др. В процессе
работы над научной работой я использовала следующие методы: описательный метод,
включающий приёмы наблюдения, интерпретации, составления и обобщения; метод
диагностики и прогнозирования трудностей в обучении.
Практическая значимость. Предложенные в данной работе
методические рекомендации могут быть использованы учителями- словесниками на
уроках русского языка в школе, преподавателями педагогических колледжей.
Ожидаемый результат:
1.Мною
была изучена дидактическая методика игр, разнообразие игр по
тематике
и структуре.
2.
Словарь учеников обогатился новыми словами, оборотами, выражениями;
3. У
детей сформировался первоначальный интерес к предмету,
художественной
литературе;
4. У
детей повысился уровень творческого развития мыслительных процессов;
Грамотное
проведение игры обеспечивается четкой организацией дидактических игр, умением
педагога ответить на следующие вопросы:
- Какие
умения и навыки дети освоят на процессе игры?
-
Какому моменту игры надо уделять особое внимание?
-
Какие воспитательные цели преследуется при проведении игры?
Нельзя
забывать, что за игрой стоит учебный процесс и задача педагога- направить силы
ребёнка на учёбу, сделать серьёзный труд занимательным и продуктивным.
Важно
продумывать поэтапное распределение игр и игровых моментов на уроке. В начале
урока цель игры - организовать и заинтересовать детей, стимулировать
активность. В середине урока игровое упражнение должно решить задачу усвоения
темы; в конце урока игра может носить поисковый характер. На любом этапе урока
игра должна отвечать следующим требованиям: быть интересной и доступной,
включать разные виды деятельности. Использование потенциала игры в
педагогической работе, он должен обладать своеобразным «чувством игры»,
развитым творческим воображением и, кроме того, определённым запасом знаний и
практических умений в области методики игры.
Приведу несколько примеров двух типов интеллектуальных игр, используемых для
повышения мотивации к изучению различных разделов и тем в курсе русского языка:
интеллектуальные игры к разделу «Фонетика» и так называемые «аналитические»
игры, поскольку они основаны на анализе природы узнаваемых явлений системы
языка и последующей их классификации.
Интеллектуальные
игры к разделу «Фонетика».
1.
Попробуйте прочитать в обратном порядке звуки, из которых
состоят следующие слова: яр, люк, сад, лён, пол,
парк, шум, туз, ешь, лей, юг, альт, араб, шел, порог.
Какие
новые слова у вас получатся?
Ответ:
рай, куль, таз, ноль, лоб, краб, муж, суд, шей, ель, куй, тля, пара, ложь,
короб.
2. Подумай
и ответь.
Какой
фонетический признак объединяет слова: отдалиться, просьба, сгибать?
Ответ:
озвончение глухих согласных.
3.Какой
фонетический признак объединяет слова: вдруг,
подтянуть, укладка, ферзь.
Ответ:
оглушение звонких согласных.
Свадьба,
женитьба, косьба, молотьба- какое слово лишнее и почему?
Ответ:
свадьба- оно пишется соответственно с произношением со звонким д,
несмотря на слово сватать.
Аналитические игры:
4. Игра «Классификация».
Можно соревноваться двум командам или играть просто так, не соперничая. Пусть
каждый предложит все , какие только придут в голову, способы классификации,
например, ребят в классе:
- на
мальчиков и девочек;
- на
блондинов, шатенов, и брюнетов;
- на
отличников, хорошистов и троечников;
- на
сидящих у окна и сидящих у стены;
- на
любящих математику и любящих литературу;
Важно следить , чтобы классификации были правильными: противопоставлять по
одному и тому же признаку (нельзя девочек и отличников) .Не должно оставаться
элементов , не попавших ни в одну группу(нельзя делить только на блондинов и
брюнетов, если в классе есть хоть один рыжий). Группы, получившиеся в
результате классификации, не должны поглощать одна другую (нельзя делить на
мальчиков и футболистов). Побеждает команда, которая сумела найти больше
вариантов.
Классифицировать
можно самые разные множества: буквы алфавита, ошибки в диктанте, любой список
слов, книги на полке, предметы в школьном расписании, телепередачи, месяцы и
дни недели, и многое другое. Очень интересно классифицировать своих знакомых.
Главное - чтобы множество было всем известно и четко ограничено.
5. Игра «Продолжи ряд».
Нужно продолжить ряд, догадавшись, какая закономерность лежит в его основе.
Ответ нужно пояснить.
Вот
пример: ряд О, Д, Т … (?) Ответ: Ч (даны первые буквы
числительных по порядку: один, два, три … четыре).
Апельсин, банан, виноград … груша( следующая буква
алфавита).
Медведи, сёстры, поросята…. мушкетёры (слово, которое
вместе с числительным три образует название художественного произведения).
6. Игра «Четвёртый лишний». В
каждом ряду из четырёх элементов нужно назвать лишний - тот , у которого нет
качества, характерного для всех остальных. Участник должен пояснить ответ.
Например:
печка, свечка, утка, овечка. (утка- остальные рифмуются)
Ворота,
чернила, столы, ножницы. (столы- остальные не имеют
ед. числа)
7. Игра «Пропорции». Нужно решить
пропорцию (найти недостающие в ней члены), а для этого понять, каковы отношения
между её членами. Игра развивает гибкость мышления, способность видеть связи и
соотношения между разными вещами, в том числе неочевидные и скрытые.
Классический пример: пропорция птица/рыба = самолёт/?.
Слева
члены пропорции природные, справа- сделанные человеком; вверху- летают, внизу –
плавают.
Ответ: подводная лодка (корабль не подходит – решение должно
плавать под водой).
Пропорции могут строиться на самых разных соотношениях.
Пример грамматической пропорции: делать/сделать = говорить/?.
Ответ: сказать
Баллы присуждаются как за решения, так и за создания новых пропорций. Можно
усложнить игры: выбрать тему, к которой должны иметь отношение все задания
(например «Литература»), или допускать к игре только пропорции с двумя
неизвестными.
Рысь/кошка =
? /собака (волк)
Лампа
/свет = ? /звук (магнитофон или радио)
Ластик/рисунок
= время /? (воспоминания)
Казак/казак = арап /? (пара – слова прочитаны
справа налево)
Лицо /портрет =
природа /? (пейзаж)
Интеллектуальная игра –викторина по разделу:
Лексикология,
морфология, фразеология.
1. В
каких словах по сто согласных ? (сто-к, сто-л, сто-н)
2.
Что стоит посередине земли ? (Буква м)
3.
Кто говорит на всех языках. (Эхо) и др.
*
Образуйте множественное число существительных кот, плот, беда, сметана (
Какие слова не образуют форму мн.ч.?);
*
Продолжите высказывание: Основа предложения –это...; Значимая часть слова,
стоящая после корня, -это...
Дети
обычно любят отгадывать загадки и вспоминать пословицы, частушки. Например: пословицы:
Ум
хорошо, а два … (два лучше).
Знай
больше, а говори …(меньше).
Не
зная броду, …(не суйся в воду).
Загадки:
Бежит
свинка, железная спинка, льняной хвостик. (Иголка)
Ты
за ней, а она от тебя.
Ты
от неё, а она за тобой. (Тень)
Частушки:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.